Приложение к опыту 8
методическая разработка (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Приложение 8
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Одной из форм оздоровительной технологии является дыхательная гимнастика.
Дыхание – это важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически рефлекторно. Процесс дыхания, который осуществляется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трёх фаз: выдоха, паузы, вдоха.
Начальная фаза дыхания – выдох.
Дыхательная пауза следует за выдохом. Она является переходной фазой. Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно является смешанным или гармонично-полным.
Нижнее или успокаивающее дыхание. В нём участвуют нижние отделы лёгких.
Среднее или укрепляющее дыхание. В нём участвуют средние отделы лёгких.
Верхнее или радостное дыхание. В нём участвуют верхние отделы лёгких.
Существует также особое ритмическое дыхание. Оно выполняется во время ходьбы.
Дыхательная система детей несовершенна: дыхательные пути узкие, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием пыли. При воздействии негативных факторов и без того узкие ходы становятся ещё хуже, ребёнку становится трудно дышать.
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития. Следует обратить внимание на то, как дышат наши дети, и всячески стараться сохранить у них врождённую способность к правильному дыханию.
Дышать правильно, надо учить! Для этого необходимо научить ребёнка глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребёнка, профилактическое средство против тонзиллитов и респираторных заболеваний. Не менее важным в обучении правильному дыханию, является научить ребёнка сморкаться не через обе ноздри, а поочерёдно. Во время прогулок полезно учить ребёнка медленно вдыхать и ещё медленней выдыхать носом, а также при быстрой ходьбе и медленном беге.
Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников.
Для успешного овладения этой гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:
- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие;
- дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;
- выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
- дышать надо носом;
- все упражнения выполнять естественно, без усилий и напряжения;
- привести свой организм в состояние глубокого расслабления;
- воздух должен входить и выходить из лёгких одной непрерывной струёй.
Каждое дыхательное упражнение состоит из 6 этапов:
- Принять позу и зафиксировать её.
- Расслабиться.
- Сосредоточиться на предстоящем упражнении, воспроизвести в памяти и обдумать его основные элементы.
- Сделать глубокий вдох.
- Выполнить дыхательное упражнение.
- Отдохнуть после упражнения, сменив позу.
В младшем и среднем дошкольном возрасте активно используются общеразвивающие упражнения для рук, плечевого пояса и туловища в сочетании со звуковой гимнастикой, начиная с исходного положения «стоя», «сидя», «лёжа на спине», «стоя на четвереньках».
В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма. Для этого вводятся в упражнения круговые, рывковые движения рук, повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя, используются различные индивидуальные пособия.
«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).
«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
«Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.).
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Самолётики» - Готовые бумажные самолётики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот и выигрывает.
«Бабочка» - выставить цветочную полянку. Задача ребенка – сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.
«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1,2,3,4,5 медленно выдохнуть.
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: КАР!
«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу карандаш.
«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.
«Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянуть руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.
«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза.
«Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнести «ту-ту-ту» (10-15 сек).
«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
«Ёжик» - Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз
Пускаем мыльные пузыри. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая носоглотку. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы. Выдох спокойный, через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.
«Насос» - Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнить наклоны вперёд - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи – дышать как «насос». Выдох произвольный. Повторить 5-7 наклонов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития" (методический материал, приложение к опыту работы)
Моя тема по самообразованию: «Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития». Эту тему я в...
т - ПАМЯТКА - БУКЛЕТ (приложение к опыту работы)
СТЁРТЫЕ (или минимальные) ФОРМЫ ДИЗАРТРИЙ...
Приложение к опыту 1
Приложенеи к опыту 1...
Приложение к опыту 2
Приложение к опыту 2...
Приложение к опыту 4
Приложение к опыту 4...
Приложение к опыту 5
Приложенеи к опыту 5...
Приложение к опыту 6
Приложение к опыту 6...