Педсовет на тему "Здоровье - это подарок или работа?"
проект по теме

Низамова Залия Зарифовна

Для укрепления и сохранения здоровья детей в детском саду делается все. Это и режим дня, и правильное питание, и профилактические мероприятия по укреплению здоровья, и многое другое. Но несмотря на это процент здоровых детей с каждым годом уменьшается. Может мы что-то делаем не так? В этом и разбирались на нашем педсовете, который прошел в форме дискуссионного клуба "Черное - белое".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_-_eto_podarok_ili_rabota.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здоровье – это подарок или работа?»

Цель педсовета: Презентация и обобщение практических умений и теоретических знаний педагогов детского сада по формированию валеологической культуры и представлений о ЗОЖ.

Форма проведения: дискуссионный клуб «Черное – белое»

                  «Здоровьесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ»

«Здоровый нищий счастливее больного короля»

А. Шопенгауэр.

1. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

 организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
● 
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
● 
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья дошкольников.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе 
(т.е предупреждающей, профилактической), о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Профилактическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. 
Насколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий? 
Насколько они открыты сотрудничеству с медиками? 
Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей? 
Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы. 
Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени". 
Во-вторых, имеет место "забалтывания" проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждения о ней. 
В-третьих, можно констатировать сужение понятия "здоровье". Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. 
Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.


2. В наше время проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной и обсуждается достаточно широко. Медицинские исследования последних лет свидетельствуют о том, что большинство детей, посещающих ДОУ, имеют проблемы со здоровьем.

По данным Министерства здравоохранения за последние годы в целом по России состояние здоровья дошкольников ухудшилось

  • Снизилось количество абсолютно здоровых детей с 23,2% до 15,1%
  • Увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья с 15,9% до 17,3%
  • Остается высоким уровень заболеваемости острыми респираторными инфекциями – 60-70%
  • За последние 20 лет уменьшилось число детей с нормальным физическим развитием и увеличилось с дефицитом массы тела и низким ростом
  • Особое беспокойство вызывает рост количества функциональных отклонений у одного ребенка (наблюдается до 4-5 отклонений)
  • Высок процент детей с аллергической реакцией (до 35-40%)

Состояние здоровья детей приобрело настолько плачевное состояние, что о нем заговорили не только врачи и педагоги, но и представители широкой общественности и политики. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Поэтому, тему сегодняшнего педсовета мы решили посвятить здоровью. Здоровье – это подарок или работа? Мы постараемся ответить на эти вопросы в нашем дискуссионном клубе «Черное – белое». Но сначала хотелось бы дать слово Надежде Александровне, чтобы узнать состояние здоровья наших воспитанников за последние 3 года.

  • Выступление мед.сестры Климановой Н.А. «Сравнительный анализ по состоянию здоровья детей МАДОУ д/с №43 «Солнышко» за 2010 – 2013 год»

Надежда Александровна, ответьте на один вопрос. Регулярная диагностика состояния здоровья детей и отслеживание основных параметров развития организма позволяет сделать выводы о состоянии здоровья дошкольника. Последние 2 года углубленный медосмотр проходят дети 3-х лет и выпускники. Как отследить динамику здоровья детей средней и старшей групп? И еще один вопрос: по данным Здравоохранения РФ, растет процент детей – аллергиков. Почему так происходит и что нам делать?

3. К сегодняшнему педсовету подготовилась не только Н.А., но и наши педагоги. Разделившись на команды, каждая из них будет доказывать свою точку зрения о здоровье, опираясь на различные данные и факты. У каждой команды будет 5 попыток. После дискуссии мы должны прийти к выводам, которые касаются нашего детского сада. Очередность выступления команд предлагаю выбрать по жребию.

  • Выступления команд  по разным направлениям : понятие и определение здоровья, здорвьесберегающей среды; генетика; физическое и психическое здоровье; здоровье и социум; детский сад и ребенок;

     Вопросы для дискуссии (каждая команда отстаивает одну точку зрения – да или нет)

  • Что важней: прогулка или занятие (не успели провести занятие)? А если это занятие ПДУ?
  • Педагог задержал детей на занятии, потому что не усвоили материал. Допустимо это или нет?
  • Пропустили что из режима дня (например: гимнастику после сна). Допустимо или нет?
  • Можем ли мы пропагандировать ЗОЖ, если сами не придерживаемся её?
  • Заболел педагог. Что делать, уйти на «больничный» или 2 дня отлежаться дома и снова выйти на работу?
  • Сегодня в детском саду у ребенка поднялась температура. На следующий день мама приводит ребенка в сад с лекарствами. Как нам быть?
  • В детский сад ребенка водят только на занятия (ПДУ). Остальное время ребенок проводит дома. Польза или вред здоровью?

Выводы

  • Нужно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
  • Применяя в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий, повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать  у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
  • Опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • Сформировать положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"...

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

"Я подарок маме начал рисовать! Мастер -класс для детей подготовительной группы, подарок для мамы.

"Я подарок маме начал рисовать, Выглянуло солнце и зовет гулять.Солнце, солнце, не сердись, Лучше рядышком садись.Мамин праздник раз в году,Нарисую и пойду."Очень хотелось предложить детям что то...

Подарок к 23 февраля "Подарок папе!"

Поделка из бумаги в технике оригами...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Педсовет "Экологическое воспитание дошкольников" Сценарий педсовета

Педсовет №2"Экологическое воспитание дошкольников"Сценарий педсовета...

Лучший подарок — подарок своими руками. Занятие делаем подарок ко Дню соседа.

Лучший подарок — подарок своими руками. Занятие делаем подарок ко Дню соседа.27 мая отмечается праздник, посвященный всем соседям. Этот праздник считается одним из самых необычных, и о нем ...