как развить музыкальные способности дошкольника
методическая разработка (старшая группа) на тему

Тунгусова Елена Олеговна ГДОУ №24

я твёрдо уверена в том,что можно в каждом ребёнке воспитать гармонично-развитую музыкальную личность,даже в возрасте дошкольника.Моя статья подскажет Вам,как это сделать!

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Музыкальный ребёнок и его  воспитание

 Здравствуйте,меня зовут Елена Олеговна Тунгусова

Я работаю музыкальным руководителем в нашем детском саду № 12 Красногвардейского района   и очень хочу,что бы наши детки были здоровыми,весёлыми и музыкально-одарёнными.Я думаю,что развить любовь к музыке не составит особенного труда,если очень любишь своего ребёнка.                        

Все мы знаем, что для того, чтобы ребенок быстрее научился говорить, нужно читать ему книжки и много разговаривать  с ним . Чтобы ребенок научился говорить "чисто", хорошо выговаривая буквы, нужно говорить с ним очень четко, не глотая  слова.Дети очень любят подражать. В принципе, все начальные умения берутся из подражания взрослым. И никогда ребенок не будет читать книги, если в его присутствии не читают и не обсуждают прочитанное родители. Точно так же дело обстоит и с развитием музыкального слуха у детей. Если родители не поют и не играют на музыкальных инструментах, детям не с кого брать пример. Поэтому  , хотите развить слух у ребенка? Развивайте его сначала у себя . Как правило, родители задумываются о развитии слуха, когда ребенку уже минимум 4 года. Они ведут его в музыкальную школу, и там учат  его  играть  на чем-нибудь. Это конечно хорошо.Но...........нужно как можно раньше приобщать детей к музыке

Итак, определимся: чем раньше начать развитие слуха у ребенка, тем лучше. В идеале, надо заниматься этим еще до его рождения. Причем, если раннее чтение, плавание, и прочие развивающие занятия вызывают много споров, и полезны только условно, то правильно организованные занятия музыкой полезны безусловно. Ведь  это –как  игра, ни к чему не обязывающая, и очень веселая.

Закрепим. Хотите вырастить Моцарта?

1. Занимайтесь музыкой сами, в любой доступной форме.

2. Начните занятия музыкой еще до рождения ребенка

Но самое главное - пение самой мамы. Вибрации, которые рождаются в теле при пении, передаются через кость и жидкость организма, и ребенок имеет возможность слушать и слышать самый лучший в мире голос - голос мамы. Кстати, работа диафрагмы в процессе пения - вот первые уроки ритмики для малыша.

Правильное пение и связанное с ним правильно организованное дыхание полезны не только малышу, но и будущей маме.

Итак, закрепим:

1. Слушайте музыку. Разную! Чем больше, тем лучше.

2. Пойте сами. Громко и тихо, весело и грустно, главное - с душой!  Пойте как умеете, главное, чтобы это нравилось вам и малышу.

 Ребёнок  будет узнавать и любить ваш голос. Приучите его сразу к нескольким колыбельным (запаситесь репертуаром заранее), и когда он будет капризничать, пение станет большим интересом для  младенца.

Ваш  ребенок пытается открывать рот вместе с мамой и пропевать то же, что поет она. Дальше больше: любимые стихи Чуковского и Барто очень хорошо ложатся на музыку. Выдумывайте свои мелодии.

Так же очень хорошо обеспечить ребенка музыкальными инструментами . Пусть это будут какие-нибудь дудки, игрушечная гитара, синтезатор. Главное, чтоб инструмент давал возможность играть и самому ребенку, а не просто сам играл музыку.

Конечно,вы должны иметь минимальные познания в музыке.

Итак:

1. Вы много и с удовольствием поете ребенку, воспринимая это  как веселую игру.

2. Каждому музыканту по инструменту!

Давайте послушаем, как дети учатся говорить. Многократно повторяя одни и те же слова, сначала неправильно, потом все правильнее, ребенок вырабатывает четкое произношение. И также  все люди изначально имеют музыкальный слух), но вырастить ребенка музыкального  под силу любому родителю

Как только ребенок начнет повторять за вами слова  начинайте с ним занятия  вокалом.  Заметив, что ребенок спокоен и весел, предложите ему повторить за вами простенькие две-три ноты с любым слогом или гласной буквой. Например, слог "Ма-ма-ма", спетый по трезвучию. Уверяю, результат будет отличный !

Дальше - больше. Кроме простых повторов, периодически спрашивайте его "А как мама поет?", "А как дядя на дудочке играл?"  Результатами восхищаться обязательно: ничто так не греет музыканту душу, как бурные аплодисменты.

Наверняка ваш ребенок от избытка эмоций любит   покапризничать. Это когда он выбегает на улицу с криком "АА!!!". Дайте ему возможность покричать, но иногда можно попросить его не кричать, а спеть. Энергия, направленная в нужное русло - вот то, что нам нужно.

На любом музыкальном инструменте, имеющем ноты, покажите ребенку, где живет медведь, где волк, где лиса, а где птичка-синичка. Ясное дело, что медведь - самые низкие ноты, синичка - самые высокие. Пусть потом сам слушает и сочиняет сказки про зверей на музыкальном инструменте. Это научит ребенка различать низкие и высокие звуки.

Итак, подведем итог:

Все мы знаем, как трудно занять вашего малыша. А за счет музыкальных занятий жизнь можно очень интересно  разнообразить!

Обратившись к познаниям детской психологии, выясняем, что действительно у малышей особенно повышена чувствительность к внешним воздействиям, в том числе и к музыке. К наиболее чувствительным периодам относится возраст  от 1,5 до 3 лет! И самое главное  в этом возрасте пробудить  в ребенке интерес к предмету. Ведь малыш постигает окружающий мир с помощью  органов чувств . Общее умственное развитие ребенка тесно связано с развитием органов чувств, среди которых слух занимает одно из ведущих мест. Наиболее раннее знакомство с восприятием звуковой гаммы ощущений у ребенка начинается еще в утробе матери. Поэтому, все, что слушает мать, все, чем она живет в период беременности — слушает и воспринимает ребенок!  С первых дней ребенок старается имитировать звуки речи матери, интонации ее голоса. К трем годам у детей формируется своя картина мира, психологи называют это период «кризис 3 летнего возраста». Ребенок  осознает, что он существует и он особенный, ведь у него появляется чувство собственного»Я». Ребенок часто переживает в этом возрасте, что быть самим собой не получается, этому мешают запреты старших. Это именно тот период у ребенка, когда он пытается перестроиться как личность под модель поведения, диктуемую им взрослыми, но сам в этот момент часто заявляет вам «Не хочу!Не буду!» В этот период дети уже умеют общаться со сверстниками, стремятся к самостоятельности  и с удовольствием делают свой выбор. К 4м годам дети умеют делать почти все то же, что и взрослые. В этот момент лучше всего работать с  руками , что развивает правое и левое полушарие. Поэтому лучше когда под руками есть по средства, помогающие развиваться. До 5 лет сенсорное  развитие особо чувствительно. Дети реагируют сначала зрительно на цвет, форму, размеры, а потом на осязание (вкусы,запахи).

Раннее  музыкальное развитие связано с формированием сенсорных способностей — умением ассоциативно различать высоту звука (высокий или низкий), тембр звука (звучание определенной окраски голоса или инструмента), динамику(громко или тихо),темп(быстро или медленно) .Затем в будущем эти сложивщиеся представления будут формировать музыкальное мышление и музыкальную память. В детском возрасте дети с удовольствием угадывают настроение и характер музыки, при этом им легче это выразить в рисунке или движении. Поэтому, музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушанья музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, развивается художественное мышление и ребенок творчески развивается.

Я занимаюсь развитием музыкального слуха  у детей уже много лет. За это время у меня накопился определенный опыт работы с детьми. Ко мне попадали дети с разными способностями и мне самой было интересно, насколько можно развить слух у каждого из них. Дело в том, что существуют разные уровни развития музыкального слуха.

Поэтому я всегда призываю родителей пораньше покупать инструмент для ребенка, если у него есть желание на нем играть! Можно начать с небольшого игрушечного электрического пианино или ксилофона .Можно самим смастерить самые простые маракасы, вообще можно играть на всем, что звучит! Нота за нотой, если ребенок  учится  ее  петь или играть — это уже способствует развитию слуха!

И наконец, для самых маленьких детей очень важно направить их в нужное русло, заинтересовать хорошей музыкой, понять, что нравится ему. Музыка бывает разной, мое мнение таково, что можно в любом стиле найти настоящие шедевры! Конечно, классика вне конкуренции, недаром она всех прельщает своей гармоничностью и глубиной не одно столетие.  Лучше выбирать песни с добрыми сюжетами, ведь они формируют мировозрение вашего ребенка. Для этого очень важно с детства приучить ребенка к звучанию музыке в доме, ходить с ним на концерты для детей, музыкальные представления и спектакли, смотреть интересные музыкальные  передачи и мультфильмы в которых опять же звучит  хорошая музыка. Дети очень любят когда им поют колыбельные песни или когда с ними просто распевают песенки. В крайнем случае, можно воспользоваться простой аудиозаписью — приучить ребенка слышать музыку, когда он делает зарядку или ложится спать. Главное, чтобы музыка подходила по настроению и ситуации. И вскоре вы увидите, как горят глаза у вашего малыша, когда он смотрит концерты своих сверстников и заявляет вам «Я тоже хочу так играть и петь!» В общем, всячески поощряйте проявление у него тяги к музыке, развивайте эстетического вкус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развить музыкальные способности ребенка

Данный материал представяляет собой памятку для родителей. В ней описываются основные игровые приемы развития музыкальных навыков у детей....

Как развить музыкальные способности детей

Советы родителям по развитию музыкальных способностей дошкольников....

Как развить музыкальные способности ребенка-дошкольника

Данный материал является консультацией для родителей...