"Создание приоритета здоровья подрастающего поколения"
статья на тему
Физическое развитие способствует скорейшей адаптации ребенка к пребыванию в ДОУ. Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_prioriteta_zdorovya_podrastayushchego_pokoleniya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание приоритета здоровья подрастающего поколения.
Проблема сохранения и формирования здорового поколения выделена президентом как приоритетное направление современного образования.
В России сложилась крайне, отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Данный пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.
Именно по этому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом В.Путиным Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показало беспокойство государства за будущее страны. В связи с этим Правительством Российской Федерации своевременно принята целевая программа «Дети России». Особое место в программе уделяется подпрограмме «Здоровый ребенок», целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.
Значимость данной проблемы определена и в Законе «Об образовании» (подраздел 2, ст.1, ч.1), Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
На здоровье детей отрицательно влияют: ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка), а также социальная напряженность в обществе, интенсификация процесса обучения.
Долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Дошкольные образовательные учреждения в этом процессе играют не последнюю роль. О полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровьеформирующая составляющие.
Дошкольный возраст является важным периодом жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
Родители играют огромную роль в сохранении и формировании здоровья детей. Большинство родителей стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима целенаправленная систематическая совместная работа педагогов и родителей.
Передо мной возникают вопросы: как организовать полноценную систему работы с родителями по здоровьесбережению детей? Какие формы и методы лучше использовать, чтобы повысить эффективность этой работы?
В настоящее время в моей работе приоритетным направлением является защита, сохранение и укрепление здоровья детей. Я хорошо понимаю, что имеется в виду не только его физическое, но и психическое, и интеллектуальное, и социальное здоровье.
Важнейшими особенностями воспитательно-оздоровительной работы в нашем дошкольном учреждении являются организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование здоровьесберегающей предметно-пространственной среды с целью проведения развивающих физических упражнений и закаливающих процедур. Общей целью родителей и меня, как педагога дошкольного учреждения является вырастить ребенка физически и психически здоровым, инициативным, разносторонне развитым.
Формирование умений с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным направлением в моей работе с детьми дошкольного возраста.
Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и его родителям значимость физического, психического, интеллектуального (умственного) и социального здоровья для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, личностного становления.
Создание приоритета здоровья подрастающего поколения в наше время невозможно без включения в деятельность педагога ДОУ здоровье сберегающих технологий, которые включают в себя совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.
Мной выбраны и применяются следующие средства в системе здоровьесберегающих технологий:
- Средства двигательной направленности:
- элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
- физические упражнения;
- физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж.
- Оздоровительные силы природы:
- солнечные и воздушные ванны;
- водные процедуры;
- фитотерапия;
- ингаляции
- Гигиенические факторы:
- выполнение санитарно-гигиенических требований;
- личная и общественная гигиена;
- проветривание и влажная уборка помещений;
- соблюдение режима дня.
В системе здоровьесберегающих технологий мной используются такие формы занятий как занятия:
- с применением функциональной музыки;
- с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
- с проведением оздоровительных мероприятий;
- с использованием элементов эдоровьесберегающей среды.
Для воспитанников моей группы приемлемы следующие приемы здоровьесберегающих технологий:
- Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).
- Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж).
- Стимулирующие (приемы закаливания, психотерапии, фитотерапии).
- Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам).
Начиная работу по физкультурно-оздоровительному направлению, я изучаю литературу по физическому воспитанию дошкольников и применяю интересные новшества в своей работе.
Помощниками и союзниками в этой деятельности являются родители дошкольников. По этому, для себя я определила следующие задачи работы с родителями:
- Повышение общей педагогической культуры родителей и культуры здоровья.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по здоровьесбережению.
- Организация совместной работы с родителями с целью решения психолого-педагогических проблем развития каждого ребенка.
- Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями через тренинги, консультации, семинары, практикумы и другие интерактивные формы работы.
- Просвещение родителей с целью создания здоровьесберегающей, психологически комфортной среды в семье.
- Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Для реализации поставленных задач мной используются разнообразные интерактивные формы работы с родителями:
- родительские собрания в нетрадиционных формах (игры, семинары-практикумы, тренинги и др.);
- праздники здоровья;
- спортивные соревнования;
- выставки детских работ;
- «круглые столы»;
- «Устные журналы» для родителей;
- совместные занятия с детьми и родителями;
- «Семейный музей»;
•«Семейный театр».
Для успешности в данной работе с родителями мной используется следующий план изучения семьи:
- Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, профессия, образование, межличностные отношения родителей, отношение родителей к детям, стиль общения с детьми).
- Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность иль анархия, взаимное доверие или жесткий контроль, взаимопомощь или опека и т. п.).
- Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
- Социальный статус отца и матери в семье: степень участия и влияния в воспитательном процессе, наличие желания воспитать ребенка здоровым.
- Воспитательный потенциал семьи, уровень культуры здоровья и психолого-педагогической культуры родителей, знание своего ребенка, адекватность и объективность оценок собственного поведения.
Наблюдения и опыт работы показывают, что такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует скорейшей адаптации ребенка к пребыванию в ДОУ, привлечению родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, снижению уровня заболеваемости дошкольников, овладению детьми навыками сохранения и укрепления своего здоровья, здорового образа жизни. Благодаря именно такому подходу родители стали обращать внимание на свое здоровье, и на здоровье своего ребенка, педагогический процесс в ДОУ стал более интересным, педагогическая деятельность дополнена эффективными методами, снизилась заболеваемость воспитанников, улучшились качественные показатели работоспособности дошкольников, стабилизировался эмоциональный фон воспитанников, улучшился психологический климат в группе.
Все это позволит детям в дальнейшем успешно справляться с нагрузками в школе, сохранять правильную осанку на уроках, проявлять усидчивость, сохранять внимание.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аспекты формирование основ национальной и этнической толерантности у подрастающего поколения
Основополагающие документы РФ в области образованияпо данной теме,рассматривается нормативно-правовая база воспитания толерантной личности, актуальность проблемы, личность педагога в поликульту...
"Патриотическое воспитание подрастающего поколения"
В данной статье раскрыты сущность, задачи и содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста....
Вариативная программа по профилактике детского дорожного травматизма "Безопасную дорогу подрастающему поколению"
Программа «Безопасную дорогу подрастающему поколению» - прекрасная возможность пройти курс первоначального обучения навыкам и основам...
Проект Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения
Проект разработан для детей подготовительной группы по формированию гражданско-патриотических чувств....
Методическая разработка. Тема: « Формирование навыков безопасного поведения и приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни »
Здоровый образ жизни практикуется ещё с давних времён и прививается с раннего детства.Метадическая разроботка расчитана на формирование навыков безопасного поведения....
Методические рекомендации адресованы родителям, педагогам дошкольных учреждений и всем, кто заинтересован в формировании, сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.
Статья по применению здоровьесберегающих технологий...
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения в условиях ДОУ и семьи
Проблема оздоровления детей - это не компания одного дня деятельности, а систематическая, спланированная работа....