Проект Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения
проект (подготовительная группа) по теме

Проект разработан для детей подготовительной группы по формированию  гражданско-патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.doc130.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 462 г.Челябинска

ПРОЕКТ

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения

Разработчик проекта: воспитатель Дзюба М.С.

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Актуальность

Проблема патриотического воспитания в последнее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм.         Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.         

    

У Симонова есть такие строчки:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно человек связывает свое чувство любви к Родине с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил; с двором, где провел много времени с друзьями.

В детские годы формируются основные качества человека, поэтому  важно наполнить душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. 

Цель: 

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.  Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их ред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • усвоение элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Этапы проекта:

1-й этап: подготовительный

• разработка этапов проектной деятельности;

• создание предметно-развивающей среды (центров краеведения, мини-музея «Любимый город»);

• разработка примерных конспектов, совместных мероприятий и экскурсий;

• разработка дидактических игр;

• оформление сюжетно-ролевых игр «Семья», «Школа», «Детский сад», «Театр», «Защитники Отечества» и др. ;

• выставки детских работ на тему «Мой любимый город», «Наш край», «Моя семья», «Они защищали Родину», «День Победы». Фотовыставки на тему «Я и мой город», «Туристические прогулки по городу», «Мы городом родным, должны гордиться! »;

• составление информаций, консультаций, рекомендаций для родителей.

2-й этап: основной - «Деятельность педагогов, детей и родителей»

Предлагаемые мероприятия интегрируют основные направления нравственного, патриотического и умственного развития.

Кроме совместных мероприятий дети с родителями занимаются исследовательской деятельностью (узнают истории названия улиц, изучают историю города, в честь кого названы улицы, знакомятся с достопримечательностями, знакомятся с известными жителями города; проводят туристические прогулки по городу, составляют информацию о достопримечательностях, рисуют схемы округа, наблюдают красоту природы в разные времена года; составляют семейные родословные, рисуют герб семьи, составляют иллюстрированные рассказы о предприятиях города и профессиях родителей и т. д.

3-й этап: итоговый

• Презентация путеводителя - развлечение «Я, моя семья, мой город»

• Создание фотоальбома «Челябинск, город, в котором я живу»

Таким образом, созданные оптимальные условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через построение целостного педагогического процесса взаимодействия педагогов, детей и родителей на основе синтеза и интеграции видов деятельности помогают заложить нравственные основы и воспитанию патриотических чувств дошкольников.

Реализация проекта:

  • 1. Познавательная деятельность
  • - Образовательная деятельность «Наша армия родная»
  • - Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Защитники Отечества»
  • - Рассматривание армейских альбомов, фотографий
  • - Рассматривание картинок о родах войск
  • - Рассматривание иллюстрации В. Васнецова «Богатыри»
  • - «Моя первая энциклопедия»
  • - Беседа по книге С. Михалкова «Дядя Степа»
  • - Беседа «Мой папа защитник Отечества»
  • - Беседа «Животные на службе в Армии»
  • - Беседа «Боевая техника»
  • 2. Чтение
  • С. Михалков «Дядя Степа»
  • - А. Барто «Наши солдаты», «Самолеты», «Флажок», «Кораблик»
  • - С. Михалков «Мир»
  • - Н. Иванова «Военные профессии»
  • - З. Александрова «Дозор»
  • - А. Нехода «Летчики»
  • - Пословицы, поговорки, загадки, стихи
  • Деятельность детей
  • 3. Художественное творчество
  • 1. Рисование «Мой папа самый лучший» (портрет)
  • 2. Конструирование «Самолеты»
  • 3. Лепка «Танк»
  • 4. Аппликация «Летящие самолеты» (коллективная работа)
  • 4. Музыка
  • Прослушивание песен на военную тему «Катюша», «У солдата выходной», «Первым делом самолеты», «Аты баты»

  • 5. Игровой блок
  • Дидактические игры:
  • «Четвертый лишний», «Профессия военный»
  • Подвижные игры:
  • «Летчики на аэродроме», «Через болото»
  • 6. Работа с родителями
  • Оформление альбома «Красная книга Южного Урала»
  • - выставка «Военная техника»
  • - выставка «Мы рисуем вместе с папой»
  • - ширма «23 февраля»
  • - ширма «День защитника Отечества»
  • 7. Оснащение пространственно-развивающей среды
  • - оформление картотеки загадок о военной технике
  • - пополнение картотеки дидактических игр «Профессия военный», «Четвертый лишний»
  • - пополнение картотеки стихов к 23 февраля

Предполагаемый результат:

Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.  

Умение выражать собственное мнение, анализировать происходящее, оказывать помощь.  

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.  

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Словарь:  президент, государство,  родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина, Русь,  генеалогическое древо, любить, ценить, уважать, символика, герб, гимн, флаг, династия, поколение.

Предварительная работа:

  • разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;
  • чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе;
  • рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, города;
  • прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;
  • рассматривание семейных фотоальбомов, рассказы детей о своих близких, помощь родителями в изготовлении «генеалогических древ», разучивание стихов о семье.

Рекомендации для родителей:

  • обращайте внимание ребенка на красоту родного город;
  • употребляйте как можно чаще пословицы и поговорки о Родине и родном крае;
  • во время прогулки расскажите о достопримечательностях города;
  • читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа и т.д.;
  • не говорите при ребенке плохо о той стране, где вы живете;
  • чаще рассказывайте о подвигах, великих войнах, победах и поражениях, правителях и государях, и даже простых людях которые, за столько веков, сотворили эту историю, а вместе с ней и страну, в которой вы сейчас живете;
  • смотрите научные и документальные фильмы, находите интересную информацию, проводите свои расследования, обсуждайте увиденное, радуйтесь и переживайте вместе с героями;

Формы и методы работы с родителями:

  • анкетирование; тестирование;
  • консультации;
  • творческие мастерские (поделки, стенгазеты, книжки – малышки);
  • интервьюирование;
  • фоторепортажи, фотомонтаж;
  • памятки, буклеты;
  • создание мини музеев;
  • народные игры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей и педагогов «Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания»

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно – нравственной иерархии ценностей. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, к...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Доклад "Опыт гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на примере благоверного князя Александра Невского"

Доклад стал победителем X Епархиальных Рождественских образовательных чтений«Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»- 2020 г....

Проект по патриотическому воспитанию подрастающего поколения «Я помню, я горжусь»

Проект" Я помню, я горжусь!"Актуальность:Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первое представление об окружающем ...

Проект "Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения"

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государствен...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через ознакомление с традициями семьи и народа

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения....