Портфолио "Проблема преемственности.Развитие социальных качеств личности первоклассника через систему здоровьесберегающих технологий в рамках проекта "От детского сада к школе"".
проект (подготовительная группа) по теме
Подготовка к школе- сложный период в жизни дошкольника,его первый социальный конфликт.Он вступает в совершенно "новый мир".
В данной работе рассказывается об основных проблемах будущих первоклассников,выделяется 2 больших блока,составляющих готовность детей к обучению.
Более подробно описаны условия,этапы работы по воспитанию положительного отношения к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_rab.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №55 комбинированного вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Портфолио воспитателя на тему:
Развитие социальных качеств личности
в процессе подготовки детей к школе
через систему здоровьесберегающих технологий
в рамках проекта “Скоро в школу»
Большакова
Ольга Аркадьевна
Санкт – Петербург
2012 год
Развитие социальных качеств личности
в процессе подготовки детей к школе
через систему здоровьесберегающих технологий
в рамках проекта “Скоро в школу»
Подготовка к школе - сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт. Он вступает в совершенно «новый мир».
Что такое - «учиться»? Весело это или скучно? Прежде всего, - это ответственно. Теперь ребенок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно - трудовую жизнь. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально.
Вот основные проблемы, с которыми ему приходится встретиться в школе:
- смена режима сна и питания;
- смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду;
- увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом; непривычно высокий уровень шума и «толчея» на перемене, предназначенной для отдыха (часть детей предпочитает вообще не покидать класс в это время);
- смена стиля общения со взрослыми: учитель зачастую не ориентирован на опеку, пользование туалетом, в установление индивидуальных личных контактов, и ребенок может чувствовать себя на новом месте на первых порах беспомощным и одиноким;
- необходимость организовывать свое рабочее место на парте, собрать и достать пособия и учебники из портфеля и аккуратно уложить их обратно «в сжатые сроки»;
- возможный неуспех в деятельности;
- увеличение объема интеллектуальной нагрузки;
- необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании, еде, пользовании туалетом, в ситуации, когда за соблюдением гигиенических навыков вполне может никто не следить. Необходим полный самоконтроль;
- необходимость правильно реагировать на условные сигналы - звонок на урок и на перемену - и подчинять свое поведение им, а также правилам поведения на уроке - сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции;
- коллектив из 25 - 30 незнакомых сверстников; необходимость установления контактов с ними.
Переход в школу - качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал «кризисом 7 лет».
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. Детский сад это первая ступень, на которой ребенок в дошкольном возрасте приобретает определенные познавательные навыки, умения, знания. Общеизвестно, что от полноценной жизни, прожитой в детском саду, во многом зависит благополучие детей в начальной школе. Дошкольное учреждение обеспечивает единство воспитательного воздействия и семьи, сотрудничество детского сада и школы, подготовку к обучению в школе.
Основная цель дошкольного образования основывается на требованиях начальной школы - это дать возможность каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить его к школьному обучению, через введение в предмет и подготовку к социальной среде, помощь в определении ценностей и формирование определенных навыков и привычек для адаптации в новой среде и для обучения. Помимо этого, детские сады ставят своей целью сохранение и укрепление здоровья.
В психолого - педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением.
Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе.
Выделяется общая и специальная готовность как два больших блока, составляющих готовность детей к школе.
К общей готовности относятся физическая, личностная (отношения с окружающими людьми, взаимоотношения со сверстниками, отношения ребенка к самому себе, саморегуляция) и интеллектуальная.
Одним из условий формирования детских взаимоотношений я считаю поддержку воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно быть добровольным, доброжелательным. Следовательно, общение детей - это необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить эту возможность может в первую очередь воспитатель. Находясь в дошкольном учреждении, ребенок осуществляет различные социальные роли, общается не только с воспитателем, но и с другим
персоналом, а это способствует лучшему включению в новую социальную среду. Обобщая сказанное, я считаю, что социальная готовность ребенка к школе может быть успешна при наличии следующих умений:
1. Умение работать в коллективе, помогать, советовать;
2. Умение осознавать собственное мнение, заявлять и доказывать его;
3. Умение подчиняться правилам, управлять своими эмоциями, поведением;
4. Умение выделять учебную задачу среди своих сиюминутных интересов;.
5. Уметь выслушивать взрослых, сверстников.
Развитие саморегуляции - одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно - в них формируется важнейшее личностное качество - произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физическими состояниями, а также поступками.
По мере роста личности повышаются способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю.
Способность регулировать различные сферы жизни состоит из конкретных умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.
Двигательная сфера:
Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения ребенок должен овладеть следующими умениями:
* произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
* определять соответствующие характера ощущений ( напряжение - расслабление, тяжесть - легкость, др. ) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями ( сила - слабость, резкость - плавность, темп, ритм );
* менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.
Эмоциональная сфера:
Способности детей в произвольной регуляции эмоций еще менее развиты, им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны самое время учить понимать их, принимать и полноценно выражать.
Сфера общения:
Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения слова, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благотворное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.
Сфера поведения:
Является самой сложной сферой психической деятельности. Ребенок должен овладеть определенными умениями:
* определять конкретные цели своих поступков;
* искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;
* предвидеть конечный результат своих действий и поступков;
* брать на себя ответственность.
Упражнения, направленные на развитие саморегуляции детей.
Важное место занимают специальные упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхание, различные медитативные упражнения, аутогенная тренировка.
1. Упражнения, направленные на развтите произвольных действий и самоконтроля. ( Приложение 1).
2. Упражнения, направленные на развитие произвольной активности, формирование эмоциональной и волевой сфер. ( Приложение 2).
3. Упражнения, направленные на развитие саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения. ( Приложение 3).
К специальной готовности детей к школе относится подготовка к усвоению предметов курса начальной школы, общее развитие, подготовка к чтению, письму, ФЭМП, ознакомление с художественной литературой и др.
В определении готовности ребенка 6-7 лет необходимо учитывать так называемую « школьную зрелость «. Он позволяет заключить, что требования системного обучения, разного рода нагрузки, режим школьной жизни не будет чрезмерно обременительны для ребенка и не ухудшат его здоровье.
Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет « внутренняя позиция школьника «. Это совокупность всех отношений нашего ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Она формируется в процессе жизни и воспитания.
По моему мнению, понятие положительного отношения к школе включает в себя:
- наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;
- наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что формирует школьную позицию.
Таким образом, анализ литературы и данные практики убедили меня в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
Все выше сказанное будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
1. Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой;
2. Создание предметно- развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности;
3. Внедрение технологий здоровьесберегающей среды,
4. Педагогического просвещения родителей по вопросам готовности к школьному обучению;
5. Понимание воспитателем значимости проблемы и нахождение новых форм и методов работы с детьми.
Разнообразные формы и методы работы.
В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и учебная информация.
Поэтому лучше подготовить малыша к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.
Большую помощь могут оказать сюжетно-ролевые игры, в частности, игра «В школу «.
Любая сюжетно-ролевая игра включает в себя пять компонентов. Сюда входят:
1. ВЕЩИ - физическое, естественное или созданное человеком окружение.
2. МЕСТО - арена, на которой происходит действие.
3. АКТЕРСКИЙ СОСТАВ - участвующие люди.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ - нормы и правила, которые регламентируют действия людей, информация.
5. СМЫСЛ ИДЕЙ, которые требуется усвоить.
Сюжетно-ролевая игра «В школу « помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику. Мы часто с детьми играли «В школу». У нас появились портфели, звонки, занятия мы стали называть «уроками».
Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого я использовала:
1. Экскурсия (к зданию школы, в классы, библиотеку, спортивный зал, в столовую).
Приложение1, Приложение2.
2. Рассматривание картин о школе. Приложение 3.
3. Чтение и анализ художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов. Приложение 4.
4. Рисование на темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школу» и др. Приложение 5.
5. Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.
6. Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда. Приложение 6.
7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. Приложение 7.
8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.
Все эти формы и методы были включены мною в целостный педагогический процесс и вводились постепенно.
Создание предметно-развивающей среды:
- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «В школу»
- Оформление иллюстрированного альбома о школе.
- Оформление уголка «Скоро в школу», в котором пополнялась картотека загадок, пословиц, поговорок, стихов о школе, о школьных принадлежностях, о зданиях, о книгах и т.д.
- Изготовление игрушечных парт.
Работа по созданию предметно-развивающей среды проходила совместно с родителями и детьми.
Внедрение технологий здоровьесберегающей среды:
- Соблюдение рационального режима дня, построенного с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности.
- Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для преобладания положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня.
- Лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в ДОУ, включают с себя проведение занятий лечебной физкультуры, фототерапия, принятие гидромассажных ванн.
- Оптимальный двигательный режим, основанный на рациональном соотношении разных видов двигательной деятельности, который включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.
- Включение ребенка в систему коррекционных мероприятий.
Педагогическое просвещение родителей.
Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу. Для работы с родителями я отбирала необходимый материал, старалась разнообразить формы работы.
1. Устный журнал.
- “Ваш ребенок-будущий первоклассник»
- “Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику»
- “8 советов родителям будущих первоклассников»
- “Это нужно для школы»
Приложение 9.
2. Консультации
- “Как выбрать школу»
- “Что делать, если вашего ребенка не принимают в школу»
- “Немного об игре» и т.д.
Приложение 10.
3. Анкетирование родителей
на тему «Как помочь учиться»
Приложение 11.
4. Рекомендации родителям будущих первоклассников
Приложение 12.
В процессе своей работы я выделила несколько последовательных этапов в работе по воспитанию положительного отношения к школе:
1 этап: исходная диагностика уровня сформированности положительного отношения к школе.
Он был направлен на реализацию следующих задач:
- определить уровень представлений и знаний о школе и учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы;
- выявить мотивы и отношения детей к школе;
- выявить нормы поведения, характеризующие положительное отношение к ней.
Анализ результатов позволил условно выделить уровни сформированности положительного отношения к школе:
- высокий уровень - характеризуется правильными и четкими представлениями и знаниями детей о школе. У них сформирован учебный и социальный мотив учебной деятельности. Они эмоционально, положительно относятся к школе. Владеют формами поведения (20%).
- средний уровень - дети имеют частичные представления и знания о школе и о жизни школьников. Дети знают отдельные факты из жизни школы, в основном обращают внимание на наиболее яркие по внешней привлекательности события (55%).
- низкий уровень - дети не имеют представления и знания о школе или имеют неправильное представление. Преобладает игровой мотив. Не проявляют интерес к учебе, не сформировано положительное отношение к учебной деятельности. Не владеют необходимыми формами поведения (25%).
2 этап: определение задач и непосредственная работа по воспитанию положительного отношения к школе через систему разнообразных форм и методов, включая их в целостный педагогический процесс воспитательно-образовательной работы в группе.
3 этап: итоговая диагностика.
Результаты итоговой диагностики показали, что произошли качественные и количественные изменения:
- высокий уровень - 55%
- средний уровень - 40%
- низкий уровень - 5%
Важность подготовки детей к школе и проблемы воспитания положительного отношения к школе ни у кого не вызывает сомнений. От того, как будет проведена эта работа, будет зависеть ее успешность и результативность.
“Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» - так писал В.А.Сухомлинский о знакомстве детей со школой в дошкольном обучении.
Вот и лето подходит к концу - первого сентября наши первоклассники стоят на торжественной линейке, нарядные, взволнованные, уверенные или испуганные, гордые собой или несчастные от чувства одиночества, ищут глазами родителей, надеясь на их поддержку. Как сложится их жизнь? Готовы ли они к новой роли учеников и одноклассников?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий».
Первые семь лет жизни человека – наиважнейший и самый неповторимый путь развития человека: физиологического, психического, интеллектуального. Именно в этот период идёт активное формировани...
Из опыта работы: «Формирование здорового образа жизни дошкольников через систему здоровьесберегающих технологий»
Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста — это не только двигательная активность, но и целый комплекс мер, которые должны стать приоритетными задачами для родителей ребенка. До 7 лет ...
Опыт работы воспитателя по теме: "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий"
Опыт работы воспитателя по теме«Формирование здорового образа...
План по самообразованию «Формирование здорового образа жизни дошкольников через систему здоровьесберегающих технологий» 2022-2023г.
Цель: совершенствование профессиональных компетенций в вопросах формирования у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни, используя здоровьесберегающие технологии....
Выступление на семинаре ДОУ из опыта работы «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий»
Мы должны привить детям привычку к здоровому образу жизни и спорту, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни, воспитать здорового ребенка....
Отчет по самообразованию тема ««Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий»
Организовать социально-деловое и психолого-педагогическое партнерство педагогов, детей и родителей, направленное на физическое развитие (профилактику простудных заболеваний и травматизма, приобщение д...
Отчет по теме самообразования «Формирование здорового образа жизни дошкольников через систему здоровьесберегающих технологий»
Цель применения здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения - сохранение и укрепление здоровья, профилактика различных заболеваний и формирование у воспитанни...
Комментарии
спасибо!
спасибо!