ОБЖ в сказках
статья (средняя группа) по теме

Гурина Екатерина Валентиновна

"Сказка ложь да в ней намёк..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gurina_morgina.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Безопасности формула есть:
                                                                          Надо видеть, предвидеть, учесть.
                                                                          По возможности – все избежать,
                                                                          А где надо – на помощь позвать.

     «Преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это», - отмечали в исследованиях П. Лич и П.Статмэн. К. Д. Ушинский писал, «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей».

     Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность, подозрительную ситуацию и адекватно на них реагировать. Данная работа в детском саду ведется по следующим разделам: «Ребёнок и дорога», «Ребёнок и улица», «Ребёнок дома», «Ребёнок и природа», «Ребёнок и чужие люди».

     Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически. Большую часть подобных преступлений (61%) совершают психически здоровые люди, а не маньяки и психопаты. Более 60% – люди моложе 21 года и лишь 10 % - старше 30 лет. Подавляющее большинство преступающих закон не посторонние, а хорошо знакомые детям люди. Из них 40% - отцы, братья и другие родственники, а 45% - друзья, соседи, учителя, воспитатели. Специалисты в области виктимологии (наука о поведении жертвы) отмечают, что многие насильники не жалеют времени и усилий для того, чтобы завоевать доверие и расположение ребенка. Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными. Они профессионалы в том, чтобы понравится детям, и усыпить их бдительность, проявляют при этом изощренную изобретательность. Преступники отличные психологи, они знают, что интересует детей, что им нужно, и предлагают им то, что они хотят получить. С помощью разнообразных «ловушек» стараются заманить ребенка. Вот некоторые из них: «Помоги, пожалуйста, убежала кошка в подвал...», «Пойдем, покажу тебе котят», «Хочешь, я тебя прокачу (угощу…)» и т. п.. Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь.

    Задача взрослых рассказать детям об опасности контактов с незнакомыми людьми. Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с незнакомыми людьми. 

     Средством знакомства с правилами поведения при общении с незнакомыми людьми мы выбрали русскую народную сказку.

    Сказка - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Ребенок может заглянуть внутрь сказки, разгадать ее смысл, с помощью взрослого сделать элементарные выводы и заключения.       Краткосрочный проект «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок!» направлен на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки. Для достижения поставленной цели выделили следующие взаимодополняющие задачи:

 - познакомить детей с правилами поведения при общении с незнакомыми людьми.

- развивать у детей способы правильного поведения при общении с незнакомыми людьми.

- воспитывать адекватные навыки взаимодействия  при общении с незнакомыми людьми.

                                          Перспективный план проекта

                  Мероприятие

                         Цель:

1.Игра

«Салат из сказок»

Вспомнить с детьми русские народные сказки и их героев.

2.Игра

«Волшебный узелок»

Учить различать добро и зло.

Подвести детей к пониманию, что есть добрые и злые герои в сказках.

3.Игра

«Путешествие в тридевятое царство»

Формирование познавательной мотивации.

4.Сказка

«Колобок»

На основе сюжета р.н.с. познакомить детей с правилом: «нельзя разговаривать с незнакомыми и уходить одному без старших в лес.

5.Сказка

«Лиса и петух»

На основе сюжета р.н.с. познакомить детей с правилом: «Чужих в дом не пускать! Не поддаваться на уговоры незнакомцев!»

6.Сказка

«Гуси-лебеди»

На основе сюжета р.н.с. познакомить детей с правилом: «Слушаться родителей! Нельзя оставлять маленьких детей без присмотра!»

7.Сказка

«Волк и семеро козлят»

На основе сюжета р.н.с. познакомить детей с правилом: «Нельзя открывать дверь чужим!»

Итоговая викторина

«Сказка-подсказка»».

Закрепить и уточнить правила поведения при встрече с незнакомыми на основе сюжетов р.н.с.

В ходе реализации проекта выявлены слабые и сильные стороны:

сильные стороны

слабые стороны

Посредствам сказки детям легче привить простые и важные истины о безопасности.

Проект ограничен во времени и внедряется в общее планирование образовательного процесса.

Проект разрвботан с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В силу речевого развития детей, их возможностей , интересов могут возникнуть сложности в реализации поставленных задач.

Разработан теоритический материал, составлено перспективное планирование, подобран практический материал.

Простые правила для педагога при работе со сказкой:

*Определите: какие полезные уроки для ребенка «зашифрованы» в сказке.
*Рассказывайте сказку, так как устный строй речи  более теплый и доверительный.
*Покажите свое отношение к героям, к происходящим событиям. Помните, осуждению подлежит поступок, а не сказочный герой.
*Реагируйте эмоционально, но не перестарайтесь. Прожитое через эмоции, глубже остается в нас. Задача педагога: научить держать «ушки на макушке».
*Рассматривайте иллюстрации. У детей образная память. Баба-Яга, созданная воображением ребенка, и нарисованная Баба-Яга - вещи разные. Детская психика "подстраховывается": она не создаст ужасно страшную картинку. Что ребёнок увидел, то и будет стоять у него перед глазами.

*Задавайте вопросы и побуждайте ребёнка задавать вопросы.

У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.

Сказка, как и игра – настоящий символ детства – тут и герои и анти-герои, тут и сценарии, которые могут стать даже жизненным сценарием ребенка, тут и описание моральных и нравственных законов жизни,  тут и «молодцам урок» в ненавязчивой форме, идущий прямиком в бессознательное, минуя детское сопротивление родительским наставлениям.

Таким образом, сказка является незаменимым  материалом для использования ее в качестве содержательной основы ранней ступени обучения ОБЖ. Никакой другой материал не обладает таким обучающим потенциалом, как сказка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...