поделимся опытом
материал по теме

Натыкан Екатерина Геннадьевна

 

Мир детства немыслим без игры. Она помогала преодолевать монотонность будней, объединяла разные поколения, поддерживала теплоту родного очага.         В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто  копирование мультфильмов и различных телевизионных программ. Сокращается  и двигательная активность детей в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм).

Как изменить положение?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, СПОРТА

И РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №80»

Доклад на тему

Использование народных подвижных игр

 в развитии двигательных умений и навыков детей.

                       Автор:

                                                                   Натыкан Екатерина Геннадьевна,

                                                                                 старший воспитатель, I кв.категория по                              

                                                     должности воспитатель

                                                                          (подготовлен к МО для инструкторов по                                           физической культуре и воспитателей города

                                           «Здоровые малыши»

                                                                              по теме: «Игровые средства и методы в

                                                                         физическом воспитании дошкольников,

                                13.11.2013 года)

       Здоровье детей - будущее страны! В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Необходимо обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить их использовать в повседневной жизни. Эти основные задачи мы решаем в процессе игровой деятельности детей.

     Мир детства немыслим без игры. Она помогала преодолевать монотонность будней, объединяла разные поколения, поддерживала теплоту родного очага.         В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто  копирование мультфильмов и различных телевизионных программ. Сокращается  и двигательная активность детей в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм).

Как изменить положение?

 Как сделать игру увлекательной, разнообразной и востребованной?

И как  нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?

       В этой ситуации обращение к народным играм – основе игровой культуры в целом – это не только духовное обогащение ребёнка, но и огромный потенциал для его физического развития.

       Поиск новых инновационных подходов к содержанию и организации различных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста обусловил появление разнообразных форм их проведения. Одной из  форм организации оздоровительной работы, приобщения к ЗОЖ являются  русские народные подвижные игры. Русская народная подвижная игра – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа.  В ней свои «учебные предметы». Русские народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития . Сюда относятся русские народные игры: "Гуси-лебеди", "Волк во рву", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде", "Медведь и медовый пряник" и их различные варианты.. Игра развивает у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, моторику, воображение, функции зрения, тренирует реакцию и координацию: к этому разделу относятся игры: "Бабки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Жмурки", "Ловишка", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек"и др.              В процессе ознакомления детей с историческим наследием русского народа применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков ( игры: "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Каравай", "Невод", "Ловись , рыбка", "Продаем горшки», а также различные их варианты). Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых

       Характерная особенность народных подвижных игр – движение  в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется. Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими играющими, большинство игр не требует специально оборудованного места.

Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе.

В неё можно играть на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках.

       Таким образом, русские народные подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

А русские народные подвижные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования, гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

      У наших детей появилась прекрасная  возможность, играя, приобщиться к ЗОЖ, прикоснуться к особенностям жизни, истории, обычаям  русского народа, познать радость общения со сверстниками и взрослыми.

      Для этого в группе, в детском саду созданы все условия: развивающая двигательно – оздоровительная среда (спортивный зал, спортивная площадка, участок для прогулок, в группе «уголок здоровья» со стандартным и нестандартным оборудованием, созданы картотеки народных игр по возрастам ), для приобщения детей к истокам русской культуры в детском саду функционирует мини – музей «Русская изба»,  в каждой группе создан уголок народно – прикладного искусства.

         Данная технология является интегрированной, т.к. знакомство и использование русской народной подвижной игры проходит во взаимосвязи с образовательными областями «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Социализация» и др. В настоящее время в нашем детском саду стартовал долгосрочный, творческий, оздоровительный и открытый проект «Использование народного фольклора (народные игры, сказки) в физическом развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста», задачи которого:

  1. Прививать интерес к русским народным подвижным играм.
  2. Повысить уровень знаний воспитателей в области роли народной подвижной игры в физическом развитии ребенка.
  3. Повышать педагогический уровень культуры родителей.

Завершится данный проект большим праздником «Забытые игры детства», главными участниками которого станут родители.    

       

Используемая литература:

1. Детские народные подвижные игры. Составители Кенеман А.В., Осокина Т.Н. Москва «Просвещение», «Владос», 1995.

2. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. Под редакцией Руссковой Л.В. Москва «Просвещение» 1986.

3. Тихонова М.В, Смирнова Н.С. Красна изба. С. Петербург «Детство-пресс» 2000.

4. Кудрявцев В.Т, Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. «Линка-пресс», Москва 2000.

5. Классификация русских игр. Статья А.А. Тарана в журнале «Физическая Культура».

6. Князева О.Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры С. Петербург Издательство «Акцидент» 1997.

7. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий, сценарии праздников. Под редакцией Орловой А.В. Владимир, 1995

8. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от года до 14 лет. М.: Новая школа, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поделимся опытом работы с родителями дошкольников с нарушением слуха.

В материале обобщен опыт работы педагогов группы с родителями детей с нарушением слуха. Так как 90 процентов родителей также имели нарушение слуха, то перед педагогами стояла непростая задача:  и...

Участие в городском педагогическом марафоне "Поделимся опытом". Открытое занятие "Машки-спортяшки в космической стране ГТО"+ ФОТО.

Участие в педагогическом марафоне "Поделимся опытом". Открытое занятие  "Машки-спортяшки в космической стране ГТО"....

Сценарий мероприятия в детско – родительском клубе «МЫ ВМЕСТЕ» Предновогодние встречи мастер – класс «Поделись опытом»2018г

Сценарий  мероприятия в детско – родительском клубе «МЫ ВМЕСТЕ»Предновогодние встречи мастер – класс  «Поделись опытом»Описание матери...

Педагогический марафон "Поделимся опытом" - 2022

В рамках городского педагогического марафона «Поделимся опытом» Кених Ирина Ивановна, старший воспитатель МАДОУ ДСКВ «Солнышко», провела занятие по теме «Безопасность нам...

Педагогический марафон "Поделимся опытом" - 2021

Пожар легче предупредить, чем потушить. Эта  привычная фраза не теряет актуальности, особенно в отношении пожарной безопасности в детских учреждениях. В рамках педагогического марафона «Под...

Городской педагогический марафон "Поделимся опытом"

Трансляция педагогического опыта...