Тема: "Закаливание ребёнка в детском саду".
методическая разработка по теме
статья на тему "Закаливание ребенка в детском саду".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zakalivanie.odt | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Закаливание ребёнка в детском саду.
Состояние здоровья ребёнка часто не устраивает родителей .В последнее время наблюдается повышение заболеваемости детей . У большинства детей идеальные условия для жизни -своя детская комната, море игрушек, сыт, одет, обут, огромное внимание со стороны родственников, прекрасные условия в детском саду,а ребёнок всё равно болеет. Что делать? Как помочь малышу? В России состояние здоровья детей является серьёзной государственной проблемой,над которой работают многие специалисты. Так что делать? Может быть поможет закаливание? С чего начать? Как правильно , грамотно это сделать?
Закаливание является одним из значимых компонентов ЗОЖ. Фундамент здоровья создается, закладывается в раннем детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Одной из главных задач является укрепление и сохранение здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни.
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию изменяющейся внешней среды.
Закаливающие процедуры прежде всего тренируют сосудистую систему. Поочередное воздействие холода и тепла, горячей и холодной воды сужает и расширяет сосуды, ускоряет циркуляцию крови. Одновременно укрепляется нервная система, активизируется обмен веществ, улучшается работа внутренних органов (сердца, почек, легких). Доказано, что у привыкших к холоду людей (закаленных) очень хорошо снабжается кровью кожа, повышается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Но, на сегодняшний день существует проблема эффективной организации закаливающих мероприятий в ДОУ.
О важности и значимости закаливания для здоровья говорят специалисты из разных областей и на протяжении нескольких веков. Это всем известные педагоги: Д.В. Хухлаева, И.А. Анохина, В.Г. Алямовская, А.В. Кенеман и др.
В.В. Гориневским, Г.Н. Спиранским, Е.А. Аркиным (врачи) - разработали подходы к определению понятия «закаливания» и раскрыли физиологический механизм данного процесса. Е.Г. Левина-Гориневская, В.П. Спирина — классификацию методов закаливанию.
Принципами являются: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка, учитывают эмоциональное состояние ребенка в момент проведения закаливающих процедур.
Методы закаливания в зависимости от средств закаливания (Е.Г. Левина-Гориневская, В.П. Спирина) бывают:
- закаливание воздухом;
- закаливание водой;
- закаливание солнцем и ультрафиолетовое облучение.
В режиме дня методы закаливания (Г.П. Юрско) подразделяются на закаливание в повседневной жизни и на специальные закаливающие воздействия.
Определяют специфические и не специфические методы закаливания; традиционные и нетрадиционные.
Результативность закаливания во многом зависит от умения правильно организовать данный процесс. Но организационный аспект обеспечения процесса закаливания в ДОУ — не разработаны. Эффективность организации закаливания зависит от соблюдения следующих условий:
- организация деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами РФ;
- определение функций специалистов ДОУ, участвующих в закаливании;
- методическое сопровождение педагогов;
- взаимодействие ДОУ и семьи;
- создание среды;
- обеспечение готовности воспитанников к принятию закаливания.
Процесс закаливания обеспечивается рядом нормативно-правовых документов:
- федерального уровня;
- регионального;
- городского;
Федеральный уровень
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенция по правам ребенка
- СанПиН 2.4.1. 2660-10
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- Ф.Г.Т. к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Региональный уровень
- Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2011-2018г.»
- Приоритетный проект «Образование» в Самарской области.
Городской уровень
- Городская целевая программа развития образования «Качество образования- качество жизни» на 2007-2010г.
ДОУ уровень
- Устав ДОУ.
- Лицензии на право осуществления образовательной и медицинской деятельности.
- Положение о ДОУ.
- Инструкция об охране жизни и здоровья воспитанников ДОУ.
- Внутренние локальные акты (приказы, инструкции).
Категории работников принимающих участие при организации закаливания:
- заведующий ДОУ;
- зам. зав ДОУ по ВМР;
- - врач в ДОУ;
- старшая м/c ДОУ;
- педагог-психолог;
- инструктор по ФК;
- воспитатель.
Воспитатель:
- выполняет «Инструкцию по охране жизни и здоровью детей», «Санитарно- эпиэпидемиологические правила и нормативы 2.4.1.2660-10»;
- обеспечивает сохранность и укрепление здоровья детей;
- планирует и организует закаливающие и профилактические мероприятия с учетом сезона и состояния здоровья детей;
- информирует медработников об изменениях в состоянии здоровья детей;
- проводит образовательную деятельность по физическому воспитанию, утренней гимнастике, закаливанию;
- изучает опыт работы по организации закаливания дошкольников других д/с и внедряет его в работу;
- формирует у детей потребность в ежедневных физических упражнениях и ЗОЖ
- создает условия эмоционального комфорта для общения с детьми и родителя;
- проводит консультации по пропаганде ЗОЖ.
Требования к организации закаливания.
- Проведение закаливающих процедур на фоне полного здоровья.
- Постепенность увеличения интенсивности закаливающих процедур.
Целесообразно начинать в летнее время, когда температура воздуха высокая, чем в другие сезоны и колебания температуры бывают менее резкими.
По мере привыкания к определенному виду раздражителя можно постепенно усиливать закаливающие процедуры. Первое время эти закаливающие процедуры должны вызывать минимальные изменения в организме.
3. Систематичность.
Не прерывать закаливающие процедуры без серьезных оснований, положительные реакции организма утихают.
Специалисты рекомендуют проводить закаливающие процедуры на фоне положительных эмоций.
Одним из важных компонентов является-показания к закаливанию. Так как в ДОУ используются виды и методы закаливания безвредные для детей, методики обязательного дифференцируются.
Закаливающим мероприятиям отведено специальное место и время, для специальных методик выделяется время во второй половине дня.
Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Важно дозирование закаливающих процедур.
В ДОУ соблюдаются относительные противопоказания.
- 1. Мед. отвод после ОРВИ или профилактических прививок.
2. После обострения.
- 3. Субфибральная температура вечером.
4. Карантин.
5. Период адаптации.
- 6. Негативное отношение и страх ребенка.
Важно эффективное сочетание закаливающих процедур.
Работа с родителями -один из важных факторов. Даже самая лучшая оздоровительная программа будет неполноценной, если не решается в союзе субъектов.
В закаливающих мероприятиях обязательно соблюдается единство, систематичность и последовательность; индивидуальность; обязательное взаимное доверие и взаимопомощь ДОУ и семьи; укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в ДОУ.
Активно привлекаются родители к совместной деятельности- создание уголков здоровья,привлечение к творческой деятельности, в участии « Мастер- классов», «Спортивных гостиных», в диспутах. В ДОУ для родителей проводятся современные формы работы по вопросу понимания понятия «здоровье» и влияние образа жизни человека на состояние здоровья. Выпускаются папки передвижки, информационные стенды, буклеты, выставляются мини- библиотеки, тематические выставки,речевые газеты,видео- презентации,журналы по теме-направленные на оздоровление детей.
Важным моментом является участие родителей в разработке,подготовке и организации спортивных праздников, Дней Здоровья,походов в лес,малых олимпийских игр, спартакиадах.
Развитие здоровьесберегающей среды-важное условие где соблюдаются принципы доступности,результативности,принцип уважения к нуждам детей,принцип функциональности,принцип динамичности, принцип дифференциации и индивидуализации обуславливает наличие разных типологических особенностей детей группы.
Результативность повышается при соблюдении всех условий,понимание и помощь обеих сторон.
Используемая литература:
1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организация. СанПин 2.4.1.2660-10»,утв. Гланым государственным санитарным врачом РФ 22.07.2010г.
- Алямовская В .Г. Как воспитать здорового ребёнка. -М. : Линка -Пресс,1993 г.
- Громова С.П. Оздоровительно-закаливающие мероприятия в детском саду (из опыта методической работы в дошкольных образовательных учреждениях Калининградской области) Инновации в Российском образовании : Дошкольное образование.-М. : Изд-во МГУП.-1999г.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.М.,2007 г. Егоров Б.Б. Система эффективного закаливания / Б.Б. Егоров,Ю.Ф.
- Змановский// Начальная школа — 2000.-№ 7. Змановский Ю.Ф..Комплексное закаливание в дошкольных учреждениях.:методические рекомендации Минобразования РФ /Ю.Ф. Змановский, М.Н. Кузнецова.- Нижний Новгород,1992 г. ;
- Сонькин В.Д., Анохина И.А. Как правильно закаливать ребёнка / В.Д. Сонькин, И.А.Анохина.-М.:Просвещение,2005 г.;
7. Закаливание дошкольников в детском саду ./учебное пособие / Издатель Качалин Александр Васильевич. Ульяновск. 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.
Готовим ребенка к детскому саду....
"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.
Адаптация к детскому саду - очень серьёзный вопрос, который волнует многих родителей. Вот казалось бы, вот всё позади: семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребёнку в сад и надо ли ему...
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...
"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.
Адаптация к детскому саду- волнует каждого родителя!!!Значительно снизить напряженность адаптационного периода, можно за счет выполнения некоторых рекомендаций....
Родительское собрание в средней группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»
И. брандт:Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети, Мы за слова свои в ответе И за дела. Легко толкнуть Дитя на неразумный путь, А как пот...
Консультация для родителей.Успешная адаптация ребёнка в детском саду. Успешная адаптация ребёнка в детском саду.
Успешная адаптация ребёнка в детском саду. ...
«Адаптация ребёнка к детскому саду. Как помочь ребёнку полюбить детский сад?»
Консультация для родителей...