Тема: "Закаливание ребёнка в детском саду".
методическая разработка по теме

статья на тему "Закаливание ребенка в детском саду".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zakalivanie.odt32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Закаливание ребёнка в детском саду.                                                                                                          

        Состояние здоровья ребёнка часто не устраивает родителей .В последнее время наблюдается повышение заболеваемости детей . У большинства детей идеальные условия для жизни -своя детская комната, море игрушек, сыт, одет, обут, огромное внимание со стороны родственников, прекрасные условия в детском саду,а ребёнок всё равно болеет. Что делать? Как помочь малышу? В России состояние здоровья детей является серьёзной государственной проблемой,над которой работают многие специалисты. Так что делать? Может быть поможет закаливание? С чего начать? Как правильно , грамотно это сделать?

        Закаливание является одним из значимых компонентов ЗОЖ. Фундамент здоровья создается, закладывается в раннем детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Одной  из главных задач является укрепление и сохранение здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни.

        Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию изменяющейся внешней среды.

        Закаливающие процедуры прежде всего тренируют сосудистую систему. Поочередное воздействие холода и тепла, горячей и холодной воды сужает и расширяет сосуды, ускоряет циркуляцию крови. Одновременно укрепляется нервная система, активизируется обмен веществ, улучшается работа внутренних органов (сердца, почек, легких). Доказано, что у привыкших к холоду людей (закаленных) очень хорошо снабжается кровью кожа, повышается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

        Но, на сегодняшний день существует проблема эффективной организации закаливающих мероприятий в ДОУ.

        О важности и значимости закаливания для здоровья говорят специалисты из разных областей и на протяжении нескольких веков. Это всем известные педагоги: Д.В. Хухлаева,  И.А. Анохина, В.Г. Алямовская, А.В. Кенеман и др.

        В.В. Гориневским, Г.Н. Спиранским, Е.А. Аркиным (врачи) - разработали подходы к определению понятия «закаливания» и раскрыли физиологический механизм данного процесса. Е.Г. Левина-Гориневская, В.П. Спирина — классификацию методов закаливанию.

        Принципами являются: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка, учитывают эмоциональное состояние ребенка в момент проведения закаливающих процедур.

        Методы закаливания в зависимости от средств закаливания  (Е.Г. Левина-Гориневская, В.П. Спирина) бывают:

  • закаливание воздухом;
  • закаливание водой;
  • закаливание солнцем и ультрафиолетовое облучение.

        В режиме дня методы закаливания (Г.П. Юрско) подразделяются на закаливание в повседневной жизни и на специальные закаливающие воздействия.

        Определяют специфические и не специфические методы закаливания; традиционные и нетрадиционные.

        Результативность закаливания во многом зависит от умения правильно организовать данный процесс. Но организационный аспект обеспечения процесса закаливания в ДОУ — не разработаны. Эффективность организации закаливания зависит от соблюдения следующих условий:

  • организация деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами         РФ;
  • определение функций специалистов ДОУ, участвующих в закаливании;
  • методическое сопровождение педагогов;
  • взаимодействие ДОУ и семьи;
  • создание среды;
  • обеспечение готовности воспитанников к принятию закаливания.

        Процесс закаливания обеспечивается рядом нормативно-правовых документов:

  1. федерального уровня;
  2. регионального;
  3. городского;

Федеральный уровень

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Конвенция по правам ребенка
  • СанПиН 2.4.1. 2660-10
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  • Ф.Г.Т. к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного            образования.

          Региональный уровень

  • Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Самарской         области на 2011-2018г.»
  • Приоритетный проект «Образование» в Самарской области.

  Городской уровень

  • Городская целевая программа развития образования «Качество образования- качество    жизни» на 2007-2010г.

          ДОУ уровень

  • Устав ДОУ.
  • Лицензии на право осуществления образовательной и медицинской деятельности.
  • Положение о ДОУ.
  • Инструкция об охране жизни и здоровья воспитанников ДОУ.
  • Внутренние локальные акты (приказы, инструкции).

        Категории работников принимающих участие при организации закаливания:      

                  - заведующий ДОУ;

                  - зам. зав ДОУ по ВМР;

  • - врач в ДОУ;

- старшая м/c ДОУ;

- педагог-психолог;

- инструктор по ФК;

- воспитатель.

Воспитатель:

  • выполняет «Инструкцию по охране жизни и здоровью детей», «Санитарно-    эпиэпидемиологические правила и нормативы 2.4.1.2660-10»;                  
  • обеспечивает сохранность и укрепление здоровья детей;
  • планирует и организует закаливающие и профилактические мероприятия с учетом сезона и состояния здоровья детей;
  • информирует медработников об изменениях в состоянии здоровья детей;
  • проводит образовательную деятельность по физическому воспитанию, утренней гимнастике, закаливанию;
  • изучает опыт работы по организации закаливания дошкольников других д/с и  внедряет его в работу;
  • формирует у детей потребность в ежедневных физических упражнениях и ЗОЖ
  • создает условия эмоционального комфорта для общения с детьми и родителя;
  • проводит консультации по пропаганде ЗОЖ.

        Требования к организации закаливания.

  1. Проведение закаливающих процедур на фоне полного здоровья.
  2. Постепенность увеличения интенсивности закаливающих процедур.

          Целесообразно начинать в летнее время, когда температура воздуха высокая, чем в другие сезоны и колебания температуры бывают менее резкими.

       По мере привыкания к определенному виду раздражителя можно постепенно усиливать закаливающие процедуры. Первое время эти закаливающие процедуры должны вызывать минимальные изменения в организме.

    3.    Систематичность.

           Не прерывать закаливающие процедуры без серьезных оснований, положительные реакции организма утихают.

   Специалисты рекомендуют проводить закаливающие процедуры на фоне положительных эмоций.

          Одним из важных компонентов является-показания к закаливанию. Так как в ДОУ используются виды и методы закаливания безвредные для детей, методики обязательного дифференцируются.

         Закаливающим мероприятиям отведено специальное место и время, для специальных методик выделяется время во второй половине дня.

              Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Важно дозирование закаливающих процедур.

       В ДОУ соблюдаются относительные противопоказания.

  1. 1. Мед. отвод после ОРВИ или профилактических прививок.

2. После обострения.

  1. 3. Субфибральная температура вечером.

4. Карантин.

                  5. Период адаптации.

  1.       6. Негативное отношение и страх ребенка.

       Важно эффективное сочетание закаливающих процедур.

        Работа с родителями -один из важных факторов. Даже самая лучшая оздоровительная программа будет неполноценной, если не решается в союзе субъектов.                              

          В закаливающих мероприятиях обязательно соблюдается единство, систематичность и последовательность;  индивидуальность; обязательное взаимное доверие и взаимопомощь ДОУ и семьи; укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в ДОУ.                                                                                                                                                                                                                                    

     Активно привлекаются родители к совместной деятельности- создание уголков здоровья,привлечение к творческой деятельности, в участии « Мастер- классов», «Спортивных гостиных», в диспутах. В ДОУ для родителей проводятся современные формы работы по вопросу понимания понятия «здоровье» и влияние образа жизни человека на состояние здоровья. Выпускаются папки передвижки, информационные стенды, буклеты, выставляются мини- библиотеки, тематические выставки,речевые газеты,видео- презентации,журналы по теме-направленные на оздоровление детей.                                                                                    

       Важным моментом является участие родителей в разработке,подготовке и организации спортивных праздников, Дней Здоровья,походов в лес,малых олимпийских игр, спартакиадах.                                                                  

            Развитие  здоровьесберегающей среды-важное условие где соблюдаются принципы доступности,результативности,принцип уважения к нуждам детей,принцип функциональности,принцип динамичности, принцип  дифференциации и индивидуализации обуславливает наличие разных типологических особенностей детей группы.                                      

         Результативность повышается при соблюдении всех условий,понимание и помощь обеих сторон.    

                             

 Используемая литература:

1.        Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организация. СанПин 2.4.1.2660-10»,утв. Гланым государственным санитарным врачом РФ 22.07.2010г.                                  

  1. Алямовская В .Г. Как воспитать здорового ребёнка.  -М. : Линка -Пресс,1993 г.
  2. Громова С.П. Оздоровительно-закаливающие мероприятия в детском саду (из опыта  методической работы в дошкольных образовательных учреждениях Калининградской области) Инновации в Российском образовании : Дошкольное образование.-М. : Изд-во МГУП.-1999г.
  1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.М.,2007 г.  Егоров Б.Б.  Система эффективного закаливания / Б.Б. Егоров,Ю.Ф.
  2. Змановский// Начальная школа — 2000.-№ 7. Змановский Ю.Ф..Комплексное закаливание в дошкольных учреждениях.:методические рекомендации Минобразования РФ /Ю.Ф. Змановский, М.Н. Кузнецова.- Нижний Новгород,1992 г. ;
  3. Сонькин В.Д., Анохина И.А. Как правильно закаливать ребёнка / В.Д. Сонькин, И.А.Анохина.-М.:Просвещение,2005 г.;

7.         Закаливание дошкольников в детском саду ./учебное пособие / Издатель Качалин Александр Васильевич. Ульяновск. 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация к детскому саду - очень серьёзный вопрос, который волнует многих родителей. Вот казалось бы, вот всё позади: семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребёнку в сад и надо ли ему...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация к детскому саду- волнует каждого родителя!!!Значительно снизить напряженность адаптационного периода, можно за счет выполнения некоторых рекомендаций....

Родительское собрание в средней группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»

И.  брандт:Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети, Мы за слова свои в ответе И за дела. Легко толкнуть Дитя на неразумный путь, А как пот...