«Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата дома и в саду для приобщения детей к здоровому образу жизни».
статья по теме
Статья на тему: "Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата дома и в саду для приобщения детей к здоровому образу жизни".
- что такое ЗОЖ?;
- формы работы с родителями для решения поставленных задач;
- создание предметно-развивающей среды;
- взаимодействие " педагог - ребенок - родитель".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 1
Тема: «Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата дома и в саду для приобщения детей к здоровому образу жизни».
Подготовила воспитатель младшей группы:
Л.В.Архипова
2013г.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте» [1, с.22]. Семья для ребенка – это первая и иногда почти единственная среда, формирующая его образ жизни.
Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность [2]. Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Исходя из принципа «здоровый ребенок + умный + желающий + умеющий = успешный ребенок», мы должны совместными усилиями всех специалистов ДОУ и родителей осуществлять комплекс воспитательных и профилактических мер, направленных на укрепление здоровья растущего организма. К традиционным формам педагогического труда добавляется новый аспект – формирование здорового образа жизни.
Изучая современную литературу, периодическую печать, специальную литературу, статьи дошкольных изданий, можно сделать вывод, обобщающий характеристики семейных отношений в современной семье:
- Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие.
- Особенность современной семьи связана с поиском заработка, перегрузкой на работе, сокращением свободного времени у родителей – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости и стрессам.
- Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенка ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Исходя из этого, детский сад, на фоне углубляющегося кризиса семейных отношений, рассматривается «оазисом» покоя и эмоциональной передышки.
А ведь, каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит ЗОЖ – здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость оттого, что живешь.
Гигиеническое и педагогическое просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников может осуществляться в разнообразных формах [8). Для решения поставленных задач предлагаются следующие формы работы с родителями:
- Дни открытых дверей для просмотра родителями физкультурно-оздоровительной работы проводимой в детском саду с детьми: физкультурных занятий, уроков здоровья, утренних, корригирующих, бодрящих гимнастик, дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, и т.п.;
- Совместные с родителями спортивные праздники и досуги;
- Дни здоровья;
- Выпуск газеты;
- Родительские собрания;
- Индивидуальные беседы и консультации;
- Наглядная информация;
- Анкетирование.
Образовательный процесс в детском саду по приобщению детей к здоровому образу жизни, помимо традиционных форм физкультурно-оздоровительной работы, может включать проведение дней здоровья, викторины на оздоровительную тематику, чтение художественной литературы, знакомство детей с традициями и культурой русского народа, с родным городом, с правилами поведения в группе, на улице, с этикетом, с правилами взаимоотношений среди людей и т.д.
Также для формирования здорового образа жизни можно придерживаться следующих направлений при создании предметно-развивающей среды:
· Привитие стойких культурно-гигиенических навыков: в комнатах для умывания размещены алгоритмы умывания, красивые кармашки для хранения расчесок.
· Развитие представлений о строении своего тела: в специально оборудованных уголках находится: иллюстративный материал, дидактические игры, художественная литература, энциклопедии, плакаты. Обучение навыкам безопасного поведения: иллюстративный материал, дидактические игры.
· Формирование представлений об окружающей среде: в уголке природы находятся: настольно-печатные игры, дидактические игры природоведческого содержания: природный материал, оборудование по уходу за растениями, календари погоды, энциклопедии, оборудование для детского экспериментирования и исследовательской деятельности, растения подобраны в соответствии с возрастом детей, и индивидуальной переносимостью; у каждого растения табличка с пиктограммой об условиях содержания, аквариумы с рыбками (служат не только для наблюдений, но и как средство релаксации).
· Формирование представлений о том, что вредно, что полезно для организма: иллюстративный материал по данной теме, дидактические игры, альбомы с рисунками и фотографиями любимых и полезных продуктов питания.
· Формирование привычки в ежедневных физических упражнениях: передвижные уголки с мелким физкультурным оборудованием и атрибутами (в зависимости от возрастной группы).
Спортивно-оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, моторики детей, так и задач гармоничного развития.
Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка. В результате происходит созревание и совершенствование жизненно важных физиологических систем организма дошкольника, повышаются его адаптивные возможности и устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом.
Вариативность предметно-развивающей среды заключается в создании новых условий: за счет смены материала и оборудования, рационального чередования.
Психология дошкольника такова, что все должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности.
Среда должна выполнять не только образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В.А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В работе по развитию личности и формированию потребности в здоровом образе жизни у детей должны участвовать, во-первых, семья, включая всех ее членов; во-вторых, ДОУ, где ребенок проводит большую часть активного времени. А успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «педагог – ребенок – родитель» зависит от системы взаимодействия участников этого процесса.
Следовательно, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хотим мы, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата дома и в саду" (из опыта работы)
каждый ребенок для своих родителей величайшая ценность и поэтому очень важно чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и дома, и в детскому саду; был в согласии с окружающим его миром......
Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата дома и в детском саду
Материал из опыта работы...
«Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата дома и в саду» (из опыта работы).
Взаимодействие с родителями оказывает благотворное влияние на развитие ребенка. Совместно организованный досуг с семьей обеспечивает преемственность поколений, передачу духовных и материальных ценност...
"Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата дома и в детском саду"
Выступление на педагогическом совете...
Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни
В современном мире одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, является задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе воспитания и обучения....
Материал из опыта работы "Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни через проектную деятельность".
Представлен материал о внедрении в практику работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями такой формы обучения как эколого-оздоровительные походы....
Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата дома и в детском саду»
Работники дошкольных учреждений задумались, как создать единое пространство развития ребёнка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса. Они обязаны заложить основы физическ...