методическое обеспечение работы по оздоровлению дошкольников
методическая разработка по теме
данная материал обобщает работу по оздоровлению дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое обеспечение работы по оздоровлению дошкольников
Колмакова Юлия Сергеевна
филиал МАДОУ «Детский сад № 49»
СЛАЙД № 1. Представляю вашему вниманию презентацию об использовании здоровьесберегающей технологий в процессе деятельности с детьми в нашем ДОУ. Тема «Методическое сопровождение работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни»
СЛАЙД № 2. Эпиграфом для своего мастер-класса я выбрала известную фразу немецкого валеолога Патрика Фосса:
«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».
Быть здоровым — это естественное стремление человека.
Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Такого человека мы и должны воспитать, начиная с самого раннего детства. Поэтому приоритетной моей задачей является работа по оздоровлению детей. Набирая детей в младшую группу, провела мониторинг «Здоровье вашего ребёнка» и определила, что дети часто болели.
СЛАЙД № 3. Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи. Для решения задачи по сохранению, укреплению здоровья и формирования навыков здорового образа жизни был разработан и внедрён в работу с детьми, педагогами и родителями комплексный план «Здоровье»
План имеет 6 основных направлений работы: профилактическая, физкультурно-оздоровительная работа, обеспечение психологического комфорта, учебно-воспитательная работа, работа с педагогами и родителями и реализуется через систему здоровьесбережения
СЛАЙД № 4. Система здоровьесбережения включает в себя:
- различные оздоровительные режимы (адаптационный, на время каникул);
- комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
- Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре;
- оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (логоритмика, тактильные дорожки);
- организация рационального питания;
- медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
- комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
СЛАЙД № 5. Основные направления работы по здоровьесбережению следующие:
- Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.
- Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
- Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.
- Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.
- Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
- Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
- Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
СЛАЙД № 6,7,8 Виды здоровьесберегающих технологий
СЛАЙД № 9. Создана картотека здоровьесберегающих технологий.
СЛАЙД № 10. На этом слайде вы видите образец плана оздоровительных мероприятий для младшей группы
СЛАЙД № 11. Основными принципами организации питания являются:
- Выполнение режима питания;
- Гигиена приёма пищи;
- Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
- Эстетика организации питания (сервировка);
- Индивидуальный подход к детям во время питания.
СЛАЙД №12. В младшем дошкольном возрасте при организации питания обращаю внимание на формирование у детей первых представлений о поведении за столом во время приема пищи, а также на формирование у детей вкуса и привычки к правильному и здоровому питанию.
СЛАЙД № 13. Одним из традиционных, общепринятых методов профилактики ОРЗ является закаливание. Закаленные дети обладают хорошим здоровым аппетитом, они спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Основными факторами закаливания являются следующие:
- Закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
- Закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
- Закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
- Закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
- Постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
СЛАЙД № 14, 15, 16. В группе проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:
- Соблюдение температурного режима в течение дня;
- Правильная организация прогулки и её длительность;
- Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;
- Облегчённая одежда для детей в д/саду;
- Полоскание рта и промывание полости носа прохладной водой;
- Сон с обнаженным торсом;
- Дыхательная гимнастика после сна;
- Мытьё прохладной водой рук по локоть;
- Комплекс контрастных закаливающих процедур;
- Комплекс процедур по дорожке “здоровья” (тактильные дорожки).
СЛАЙД № 17. Итак, что же такое здоровый образ жизни? Это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. В этом определении присутствует два основных слова: профилактика и укрепление.
Профилактическая работа по предупреждению заболеваний. По современным исследованиям наибольшее количество приобретённых детьми заболеваний – это нарушение осанки и плоскостопие, нарушение зрения, заболевания дыхательной системы.
Предупреждение нарушения осанки. Какую же работу мы проводим для этого?
Постоянный контроль за соблюдением осанки и своевременная смена статической позы. Одним из приёмов данной работы является физминутка. Проводятся не только традиционные физминутки, но и нетрадиционные с использованием музыки.
Одной из форм работы с детьми по предупреждению нарушения осанки и созданию благоприятного психологического климата являются упражнения на расслабление мышц. Я предлагаю вам побыть в роли детей выполнить одно из таких упражнений. Оно называется «Лимон»: Опустите руки вниз и представите себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте “лимон” и расслабьте руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, овальный он.
С силой я его сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
СЛАЙД № 18. Следующее направление – это предупреждение плоскостопия. Для этого мы проводим работу с родителями по подбору правильной обуви для детей, а также выполняем ряд упражнений.
Это ходьба по всем известным «дорожкам здоровья», а также самомассаж стоп.
СЛАЙД № 19, 20. Предупреждение нарушения зрения. Для этого детям просто необходима оптимальная зрительная нагрузка. Но в наше время телевизоры, компьютерные игры и особенно игры в сотовых телефонах не позволяют сохранить этого баланса. Поэтому детей надо обязательно научить упражнениям для укрепления зрительных мышц и для их расслабления.
Я предлагаю вам выполнить одно из таких упражнений.
Белка
Белка дятла поджидала,
Резко перемещают взгляд вправо-влево
Гостя вкусно угощала.
Ну - ка, дятел, посмотри!
Смотрят вверх-вниз.
Вот орехи— 1, 2, 3.
Пообедал дятел с белкой
Моргают глазками.
И пошел играть в горелки.
Закрывают глаза, гладят веко указательным пальцем.
СЛАЙД № 21. Следующее направление нашей работы – предупреждение заболеваний дыхательной системы. Чтобы сформировать у ребёнка правильное дыхание, надо:
• выработать у него умение пользоваться направленной воздушной струей;
• развивать силу выдоха;
• разработать умение регулировать продолжительность вдоха;
• развить способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных или согласных звуков, слогов, звукоподражаний, слов;
• формировать длительность выдоха.
СЛАЙД № 22. Для этого мы проводим различные игры и упражнения. Это игры на поддувание («снежинка», «бабочка» и т. д.), выдувание, игры с мыльными пузырями, воздушными шарами, а также выполнение дыхательных упражнений и упражнение на соотнесение речи с движением.. Одно из самый известных дыхательных упражнений, которое применяется в том числе и при занятии йогой, я предлагаю вам сейчас выполнить.
Сядьте ровно, спина прямая, не сгибайтесь и не наклоняйтесь. Закройте большим пальцем правую ноздрю и медленно вдыхайте через левую. Вдох - пять секунд, выдох — десять секунд (в два раза больше выдоха). То же самое проделайте и с другой ноздрей. При выполнении упражнения не нужно издавать вслух никаких звуков. В идеале для взрослого на начальном этапе это упражнение повторяется 15-20 раз, для детей 5-7.
СЛАЙД № 23. Работу с педагогами условно делим на 3 блока :
I блок: Состояние образовательного процесса и состояние здоровья.
- разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья (психологические и физиологические аспекты);
- диагностика состояния здоровья всех возрастных групп;
- диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания;
- создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экологическим, санитарно-гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
СЛАЙД № 24. II блок: Разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей.
- подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов (инструкторов по физической культуре);
- разработка и внедрение, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции;
- пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы и т. д.).
СЛАЙД № 25. III блок: Оценка эффективности мероприятий направленных на улучшение состояния здоровья:
- создание методов оценки социально-психологической и экономической эффективности программы.
Задачи программы ориентированы на комплексное решение проблем сохранения и укрепления здоровья детей, включают в себя: - внедрение современных методов мониторинга здоровья;
- разработка систем физического влияния, основанных на индивидуально-психологическом подходе;
- внедрение новых технологий и методов коррекции для детей с различными видами нарушений в физическом и психическом развитии;
- обеспечение методической и дидактической литературы специалистов, повышающих свою профессиональную квалификацию.
СЛАЙД № 26. Взаимодействие с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
- Информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры).
- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ
- Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.).
- Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
СЛАЙД № 27. Результаты внедрения здровьесберегающих технологий
Для детей:
- 1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
- 2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
- 3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
- 4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
- Для родителей:
- 1) Сформированная активная родительская позиция.
- 2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
- 3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
СЛАЙД № 28. В завершении я предлагаю Вам разгадать небольшой кроссворд «Физические качества человека»
Кроссворд | ||||||||||||||
Физические качества человека | ||||||||||||||
5. | ||||||||||||||
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| ||||||||||||||
1.Б | 3. |
| ||||||||||||
2. | Ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
С |
|
| ||||||||||||
Т |
|
| ||||||||||||
Р |
| |||||||||||||
4. | О |
|
|
|
|
|
| |||||||
Т | ||||||||||||||
А | ||||||||||||||
Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития | ||||||||||||||
основных физических качеств. | ||||||||||||||
1. Быстрота | ||||||||||||||
2. Возможность выполнения длительной работы, противостояние утомлению. | ||||||||||||||
3. Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять | ||||||||||||||
ему за счет мышечных усилий (напряжений). | ||||||||||||||
4. Способность человека к быстрому овладению новыми движениями или к | ||||||||||||||
быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями | ||||||||||||||
внезапно изменившейся ситуации. | ||||||||||||||
5. Качество, обеспечивающее амплитуду движений в суставах. | ||||||||||||||
6. Согласование во времени и пространстве работы отдельных мышечных групп, | ||||||||||||||
направленное на достижение определенного двигательного эффекта | ||||||||||||||
Дайте определение физического качества "быстрота". | ||||||||||||||
На этом моё выступление окончено. Я вам всем желаю, чтобы наши семьи, наши дошкольные учреждения, наш город и вся наша страна стали: территорией здоровья. Спасибо за внимание!
10 советов здорового образа жизни
Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.
1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.
2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.
3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.
4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.
5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.
6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин, который вырабатывается в организм, когда человек влюблен.
7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов, это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.
8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.
9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.
10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.
Рекомендации воспитателям по рациональной организации двигательной активности.
1.Необходимо разнообразить предметную среду в группах (пособия, игрушки, атрибуты), широко используйте и совершенствуйте нестандартное оборудование, изобретайте новые виды.
2.Постоянно формируйте интерес детей к движениям, "заражайте" их своей эмоциональностью.
3.Развивайте у детей умения творчески использовать физкультурное оборудование, пособия, инвентарь, выполнять различные движения с ним.
4.Чаще используйте музыкальное оборудование на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике.
З.Регулируйте двигательную активность детей большой и малой подвижности, и умело руководите детьми средней подвижности.
6. На занятиях для снятия усталости и поддержания внимания используйте занимательные физминутки.
7. Используйте как можно больше беговых упражнений во всех видах двигательной деятельности.
8.Сделайте так, чтобы родители стали вашими союзниками и научились создавать условия для полноценного физического развития ребенка дома.
По эффективному закаливанию:
1.Следите за наличием не перегревающей и не стесняющей движений одежды детей на прогулке и в помещении.
2.Пытайтесь поддерживать в помещении определенную температуру, не превышающую + 18, + 20 град. С.
3.Помните, что закаливающие процедуры необходимо проводить с учетом следующих принципов: "систематичности и последовательности, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и состояния его здоровья, наличия положительных эмоций".
4. Перед тем, как приступить к закаливанию детского организма, лишний раз убедитесь, точно ли вы знаете его методику, так как ее незнание отразиться на здоровье ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-868726-1516775296.jpg)
Учебно- методический материал «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника»
Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/14/picture-829138-1489497498.jpg)
Программно-методическое обеспечение поликультурного образования старших дошкольников
Согласно проведенным исследованиям, обособленное существование различных народов невозможно, наблюдается тенденция расширения границ межэтнического взаимодействия, увеличение контактов между людьми ра...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/17/picture-815919-1718603783.jpg)
«Система работы по оздоровлению дошкольника через взаимодействие с родителями.»
план самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/01/picture-128444-1378012992.jpg)
Муниципальный конкурс « Здоровый ребёнок» Тема: Работа по оздоровлению дошкольников за 2017 – 2018 учебный год. (отчёт о проделанной работе)
Цель конкурса: выявление, поддержка и распространение инновационного опыта педагогических коллективов ДОУ по физическому развитию, оздоровлению и формированию привычек к ЗОЖ у детей дошкол...
Методическое обеспечение работы логопеда 6"Информационная справка"
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11города Мичуринска Тамбовской областиУчитель-логопед Бабич Л. М. Каталог статей по самообразованиюТема «Сенсомоторное развитие детей 4-5 ле...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-212761-1361976494.jpg)
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
Рекомендации для родителей...