методическое обеспечение работы по оздоровлению дошкольников
методическая разработка по теме
данная материал обобщает работу по оздоровлению дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс "Методическое обеспечение работы по оздоровлению дошкольников" | 35.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое обеспечение работы по оздоровлению дошкольников
Колмакова Юлия Сергеевна
филиал МАДОУ «Детский сад № 49»
СЛАЙД № 1. Представляю вашему вниманию презентацию об использовании здоровьесберегающей технологий в процессе деятельности с детьми в нашем ДОУ. Тема «Методическое сопровождение работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни»
СЛАЙД № 2. Эпиграфом для своего мастер-класса я выбрала известную фразу немецкого валеолога Патрика Фосса:
«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».
Быть здоровым — это естественное стремление человека.
Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Такого человека мы и должны воспитать, начиная с самого раннего детства. Поэтому приоритетной моей задачей является работа по оздоровлению детей. Набирая детей в младшую группу, провела мониторинг «Здоровье вашего ребёнка» и определила, что дети часто болели.
СЛАЙД № 3. Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи. Для решения задачи по сохранению, укреплению здоровья и формирования навыков здорового образа жизни был разработан и внедрён в работу с детьми, педагогами и родителями комплексный план «Здоровье»
План имеет 6 основных направлений работы: профилактическая, физкультурно-оздоровительная работа, обеспечение психологического комфорта, учебно-воспитательная работа, работа с педагогами и родителями и реализуется через систему здоровьесбережения
СЛАЙД № 4. Система здоровьесбережения включает в себя:
- различные оздоровительные режимы (адаптационный, на время каникул);
- комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
- Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре;
- оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (логоритмика, тактильные дорожки);
- организация рационального питания;
- медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
- комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
СЛАЙД № 5. Основные направления работы по здоровьесбережению следующие:
- Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.
- Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
- Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.
- Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.
- Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
- Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
- Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
СЛАЙД № 6,7,8 Виды здоровьесберегающих технологий
СЛАЙД № 9. Создана картотека здоровьесберегающих технологий.
СЛАЙД № 10. На этом слайде вы видите образец плана оздоровительных мероприятий для младшей группы
СЛАЙД № 11. Основными принципами организации питания являются:
- Выполнение режима питания;
- Гигиена приёма пищи;
- Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
- Эстетика организации питания (сервировка);
- Индивидуальный подход к детям во время питания.
СЛАЙД №12. В младшем дошкольном возрасте при организации питания обращаю внимание на формирование у детей первых представлений о поведении за столом во время приема пищи, а также на формирование у детей вкуса и привычки к правильному и здоровому питанию.
СЛАЙД № 13. Одним из традиционных, общепринятых методов профилактики ОРЗ является закаливание. Закаленные дети обладают хорошим здоровым аппетитом, они спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Основными факторами закаливания являются следующие:
- Закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
- Закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
- Закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
- Закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
- Постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
СЛАЙД № 14, 15, 16. В группе проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:
- Соблюдение температурного режима в течение дня;
- Правильная организация прогулки и её длительность;
- Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;
- Облегчённая одежда для детей в д/саду;
- Полоскание рта и промывание полости носа прохладной водой;
- Сон с обнаженным торсом;
- Дыхательная гимнастика после сна;
- Мытьё прохладной водой рук по локоть;
- Комплекс контрастных закаливающих процедур;
- Комплекс процедур по дорожке “здоровья” (тактильные дорожки).
СЛАЙД № 17. Итак, что же такое здоровый образ жизни? Это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. В этом определении присутствует два основных слова: профилактика и укрепление.
Профилактическая работа по предупреждению заболеваний. По современным исследованиям наибольшее количество приобретённых детьми заболеваний – это нарушение осанки и плоскостопие, нарушение зрения, заболевания дыхательной системы.
Предупреждение нарушения осанки. Какую же работу мы проводим для этого?
Постоянный контроль за соблюдением осанки и своевременная смена статической позы. Одним из приёмов данной работы является физминутка. Проводятся не только традиционные физминутки, но и нетрадиционные с использованием музыки.
Одной из форм работы с детьми по предупреждению нарушения осанки и созданию благоприятного психологического климата являются упражнения на расслабление мышц. Я предлагаю вам побыть в роли детей выполнить одно из таких упражнений. Оно называется «Лимон»: Опустите руки вниз и представите себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте “лимон” и расслабьте руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, овальный он.
С силой я его сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
СЛАЙД № 18. Следующее направление – это предупреждение плоскостопия. Для этого мы проводим работу с родителями по подбору правильной обуви для детей, а также выполняем ряд упражнений.
Это ходьба по всем известным «дорожкам здоровья», а также самомассаж стоп.
СЛАЙД № 19, 20. Предупреждение нарушения зрения. Для этого детям просто необходима оптимальная зрительная нагрузка. Но в наше время телевизоры, компьютерные игры и особенно игры в сотовых телефонах не позволяют сохранить этого баланса. Поэтому детей надо обязательно научить упражнениям для укрепления зрительных мышц и для их расслабления.
Я предлагаю вам выполнить одно из таких упражнений.
Белка
Белка дятла поджидала,
Резко перемещают взгляд вправо-влево
Гостя вкусно угощала.
Ну - ка, дятел, посмотри!
Смотрят вверх-вниз.
Вот орехи— 1, 2, 3.
Пообедал дятел с белкой
Моргают глазками.
И пошел играть в горелки.
Закрывают глаза, гладят веко указательным пальцем.
СЛАЙД № 21. Следующее направление нашей работы – предупреждение заболеваний дыхательной системы. Чтобы сформировать у ребёнка правильное дыхание, надо:
• выработать у него умение пользоваться направленной воздушной струей;
• развивать силу выдоха;
• разработать умение регулировать продолжительность вдоха;
• развить способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных или согласных звуков, слогов, звукоподражаний, слов;
• формировать длительность выдоха.
СЛАЙД № 22. Для этого мы проводим различные игры и упражнения. Это игры на поддувание («снежинка», «бабочка» и т. д.), выдувание, игры с мыльными пузырями, воздушными шарами, а также выполнение дыхательных упражнений и упражнение на соотнесение речи с движением.. Одно из самый известных дыхательных упражнений, которое применяется в том числе и при занятии йогой, я предлагаю вам сейчас выполнить.
Сядьте ровно, спина прямая, не сгибайтесь и не наклоняйтесь. Закройте большим пальцем правую ноздрю и медленно вдыхайте через левую. Вдох - пять секунд, выдох — десять секунд (в два раза больше выдоха). То же самое проделайте и с другой ноздрей. При выполнении упражнения не нужно издавать вслух никаких звуков. В идеале для взрослого на начальном этапе это упражнение повторяется 15-20 раз, для детей 5-7.
СЛАЙД № 23. Работу с педагогами условно делим на 3 блока :
I блок: Состояние образовательного процесса и состояние здоровья.
- разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья (психологические и физиологические аспекты);
- диагностика состояния здоровья всех возрастных групп;
- диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания;
- создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экологическим, санитарно-гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
СЛАЙД № 24. II блок: Разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей.
- подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов (инструкторов по физической культуре);
- разработка и внедрение, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции;
- пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы и т. д.).
СЛАЙД № 25. III блок: Оценка эффективности мероприятий направленных на улучшение состояния здоровья:
- создание методов оценки социально-психологической и экономической эффективности программы.
Задачи программы ориентированы на комплексное решение проблем сохранения и укрепления здоровья детей, включают в себя: - внедрение современных методов мониторинга здоровья;
- разработка систем физического влияния, основанных на индивидуально-психологическом подходе;
- внедрение новых технологий и методов коррекции для детей с различными видами нарушений в физическом и психическом развитии;
- обеспечение методической и дидактической литературы специалистов, повышающих свою профессиональную квалификацию.
СЛАЙД № 26. Взаимодействие с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
- Информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры).
- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ
- Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.).
- Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
СЛАЙД № 27. Результаты внедрения здровьесберегающих технологий
Для детей:
- 1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
- 2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
- 3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
- 4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
- Для родителей:
- 1) Сформированная активная родительская позиция.
- 2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
- 3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
СЛАЙД № 28. В завершении я предлагаю Вам разгадать небольшой кроссворд «Физические качества человека»
Кроссворд | ||||||||||||||
Физические качества человека | ||||||||||||||
5. | ||||||||||||||
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| ||||||||||||||
1.Б | 3. |
| ||||||||||||
2. | Ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
С |
|
| ||||||||||||
Т |
|
| ||||||||||||
Р |
| |||||||||||||
4. | О |
|
|
|
|
|
| |||||||
Т | ||||||||||||||
А | ||||||||||||||
Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития | ||||||||||||||
основных физических качеств. | ||||||||||||||
1. Быстрота | ||||||||||||||
2. Возможность выполнения длительной работы, противостояние утомлению. | ||||||||||||||
3. Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять | ||||||||||||||
ему за счет мышечных усилий (напряжений). | ||||||||||||||
4. Способность человека к быстрому овладению новыми движениями или к | ||||||||||||||
быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями | ||||||||||||||
внезапно изменившейся ситуации. | ||||||||||||||
5. Качество, обеспечивающее амплитуду движений в суставах. | ||||||||||||||
6. Согласование во времени и пространстве работы отдельных мышечных групп, | ||||||||||||||
направленное на достижение определенного двигательного эффекта | ||||||||||||||
Дайте определение физического качества "быстрота". | ||||||||||||||
На этом моё выступление окончено. Я вам всем желаю, чтобы наши семьи, наши дошкольные учреждения, наш город и вся наша страна стали: территорией здоровья. Спасибо за внимание!
10 советов здорового образа жизни
Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.
1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.
2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.
3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.
4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.
5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.
6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин, который вырабатывается в организм, когда человек влюблен.
7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов, это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.
8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.
9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.
10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.
Рекомендации воспитателям по рациональной организации двигательной активности.
1.Необходимо разнообразить предметную среду в группах (пособия, игрушки, атрибуты), широко используйте и совершенствуйте нестандартное оборудование, изобретайте новые виды.
2.Постоянно формируйте интерес детей к движениям, "заражайте" их своей эмоциональностью.
3.Развивайте у детей умения творчески использовать физкультурное оборудование, пособия, инвентарь, выполнять различные движения с ним.
4.Чаще используйте музыкальное оборудование на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике.
З.Регулируйте двигательную активность детей большой и малой подвижности, и умело руководите детьми средней подвижности.
6. На занятиях для снятия усталости и поддержания внимания используйте занимательные физминутки.
7. Используйте как можно больше беговых упражнений во всех видах двигательной деятельности.
8.Сделайте так, чтобы родители стали вашими союзниками и научились создавать условия для полноценного физического развития ребенка дома.
По эффективному закаливанию:
1.Следите за наличием не перегревающей и не стесняющей движений одежды детей на прогулке и в помещении.
2.Пытайтесь поддерживать в помещении определенную температуру, не превышающую + 18, + 20 град. С.
3.Помните, что закаливающие процедуры необходимо проводить с учетом следующих принципов: "систематичности и последовательности, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и состояния его здоровья, наличия положительных эмоций".
4. Перед тем, как приступить к закаливанию детского организма, лишний раз убедитесь, точно ли вы знаете его методику, так как ее незнание отразиться на здоровье ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
из опыта работы...
Учебно- методический материал «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника»
Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления....
Программно-методическое обеспечение поликультурного образования старших дошкольников
Согласно проведенным исследованиям, обособленное существование различных народов невозможно, наблюдается тенденция расширения границ межэтнического взаимодействия, увеличение контактов между людьми ра...
«Система работы по оздоровлению дошкольника через взаимодействие с родителями.»
план самообразования...
Муниципальный конкурс « Здоровый ребёнок» Тема: Работа по оздоровлению дошкольников за 2017 – 2018 учебный год. (отчёт о проделанной работе)
Цель конкурса: выявление, поддержка и распространение инновационного опыта педагогических коллективов ДОУ по физическому развитию, оздоровлению и формированию привычек к ЗОЖ у детей дошкол...
Методическое обеспечение работы логопеда 6"Информационная справка"
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11города Мичуринска Тамбовской областиУчитель-логопед Бабич Л. М. Каталог статей по самообразованиюТема «Сенсомоторное развитие детей 4-5 ле...
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
Рекомендации для родителей...