Плоскостопие.
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Плоскостопие.
Плоскостопие - это деформация стопы, при которой происходит понижение (уплощение) ее свода.
Выделяют два продольных и один поперечный свод стопы. Внутренняя и наружная арки формируют продольный свод стопы, а передняя - поперечный. В зависимости от их деформации различают продольное и поперечное плоскостопие.
При продольном уплощаются наружная и внутренняя арки стопы, увеличивается ее длина, и почти вся площадь подошвы контактирует с полом.
При поперечном - уплощается поперечная арка, передний отдел стопы веерообразно расходится и опирается на головки пяти плюсневых костей.
У всех детей до 2-х лет продольный свод стопы плоский. Такое состояние специалисты считают физиологическим, ведь костная ткань у малышей мягкая, эластичная. В ней содержится мало минеральных веществ, которые придают костям прочность, да и мышечная система развита недостаточно. Когда дети начинают вставать на ножки (в 7-9 месяцев) и самостоятельно ходить (в 10-12 месяцев), функцию амортизатора берет на себя "жировая подушечка", которая располагается на подошве, под кожей. В 2-3 года кости набирают достаточное количество минеральных веществ, суставные поверхности приобретают нормальные очертания, связки становятся более прочными, а сила мышц позволяет дольше находиться "на ногах". Процесс формирования костей стопы продолжается примерно до 5-6 летнего возраста. Только в этот период можно говорить о наличии или отсутствии плоскостопия у ребенка.
Чаще всего у детей встречается продольное плоскостопие. Оно бывает врожденным и приобретенным. Врожденная форма заболевания встречается редко и является следствием внутриутробных пороков развития.
Что же касается приобретенного продольного плоскостопия, то оно может быть:
Травматическим.
Возникает после переломов костей стопы и голеностопного сустава. Частичное или полное повреждение связок при подобной травме, а также длительное пребывание ребенка в гипсовой повязке, способствуют уплощению сводов стопы.
Паралитическим.
Возникает на почве нарушений центральной или периферической нервной систем (чаще - последствия полиомиелита ).
Статическим.
Это - наиболее распространенная форма патологии. Возникает из-за перегрузок при значительном увеличении массы тела, как правило, при ожирении, эндокринных нарушениях.
Рахитическим.
Возникает при избыточной эластичности связок и ослаблении мышц сводов стопы. Причиной может послужить недостаток витаминов и микроэлементов - при рахите или общем истощении, а также - при врожденной патологии соединительной ткани.
При деформированной стопе походка теряет пластичность, плавность.
Дети часто жалуются на утомляемость при ходьбе, боль в области голеностопных суставов или голеней, а нередко - в пояснице. Некоторые не могут четко определить, где именно они испытывают дискомфорт или боль, поэтому не жалуются, а просто предпочитают спокойные, менее подвижные игры. Появляется деформация голеностопного сустава (ее еще называют вальгусной или Х-образной). Признаки развития плоскостопия внимательные родители могут заметить уже у 2-3-летнего малыша. После непродолжительной ходьбы (30 минут и более) ребенок быстро утомляется, просится на руки или предпочитает передвигаться в коляске.
У ребенка 3 лет (но не ранее) можно провести начальную диагностику патологии, используя самый распространенный метод - плантографию (отпечаток стопы).
Как определить степень плоскостопия у детей по плантограмме, видно на следующем рисунке.
Самая легкая степень деформации - первая. Самая тяжелая и серьезная - третья.
Заключение о состоянии свода стопы делается на основании расположения двух прямых, проведенных на отпечатке. Первая прямая (А - С) проводится от середины пятки до середины основания большого пальца. Вторая прямая (В - С) соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком.
- Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти
прямые - стопа нормальная; - Если вторая прямая (В - С) проходит внутри отпечатка - уплощение
свода стопы; - Если обе прямые расположены внутри контура отпечатка - стопа
плоская.
ВЫВОД: Из плантограммы видно, что вторая прямая (В - С) проходит за отпечатком стопы, следовательно стопа нормальная, плоскостопия нет.
Профилактика плоскостопия у детей.
Предупреждение статического плоскостопия у детей проводится в направлении улучшения состояния мышц и связок, выработки правильного режима нагрузки и рационального снабжения обувью.
Прежде всего необходимо проводить общее закаливание организма, воспитывать у детей правильную осанку, научить ходить не разводя слишком широко носки стоп. Нельзя рано обучать детей стоянию и ходьбе. Необходимо бороться со стремлением девочек-подростков рано носить обувь с высоким каблуком, а также с очень узким носком.
В качестве профилактических мероприятий очень полезна ходьба детей босиком по мягкому грунту (рыхлая почва, песок), по неровной (галька, гравий) поверхности — стопа при этом рефлекторно «подбирается», происходит активное формирование сводов, укрепляются мышцы-супинаторы стопы. Этому же способствуют ходьба босиком по бревну, лазание по канату или шесту, упражнения на равновесие с опорой на одну ногу и т. п. Занятия детей могут быть организованы в детских садах и в кабинетах лечебной физкультуры детских поликлиник. Специальные упражнения целесообразно включать в игры, что особенно важно при организации занятий с детьми младшего возраста.
Не меньшее значение в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви. Обувь должна плотно охватывать стопу (не быть тесной, и не болтаться), иметь небольшой каблук (1/14 длины стопы), с правильной продольной осью стопы (середина пятки — второй межпальцевой промежуток). Обувь должна иметь умеренную плотную выкладку внутреннего свода, на которую стопа «садится» (отдыхает) в случае утомления мышечно-связочного аппарата.
Упражнения для профилактики и лечения плоскостопия.
Продолжительность занятий 10 мин. Перед упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку — на одной и на двух ногах.
«каток» — ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
«разбойник» — ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой.
«маляр» — ребенок, сидя на полу с выгнутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3—4 раза. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.
«сборщик» — ребенок, сидя с согнутыми коленями собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы да одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переноске.
«художник» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, а затем другой ногой.
«гусеница» —- ребенок садит на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова расправляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.
«кораблик» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).
«серп» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, «ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.
«мельница» — ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в разных направлениях.
Упражнение «окно» — ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.
«барабанщик» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
«хождение на пятках» — ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.
Воспитатель физической культуры Касаткина Т.А.
(материал подобран из сети Интернет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы игровых упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает плоскостопие.
Плоская стопа встречается у 15-23% детей, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры....
Физкультурные занятие с использованием упражнений, предупреждающих развитие сколиоза и плоскостопия Физкультурные занятие с использованием упражнений, предупреждающих развитие сколиоза и плоскостопия
Физкультурные занятие с использованием упражнений, предупреждающих развитие сколиоза и плоскостопия...
Рекомендации инструктора по физической культуре "Плоскостопие?Плоскостопие!"
В идеале стопа человека должна быть неровная.Она состоит из внутренних сводов и выпуклых поверхностей.Но у многих людей или от рождения или со временем стопа становится плоской.Это и называется ...
Доклад «Сколиоз и плоскостопие. Профилактика в детском саду» к педсовету «Предупреждение плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социо...
Плоскостопие, клиническая картина, лечение и реабилитация. Методы профилактики плоскостопия средствами физической культуры. Подбор обуви для детей в детском саду.
Серия консультаций для родителей по заболеванию: Плоскостопие: клиническая картина, лечение, реабилитация. Профилактика плоскостопия с использованием физических упражнений. Рекомедации по правил...
Предупреждение плоскостопия и упражнения, направленные на коррекцию плоскостопия.
Сегодня у многих детей, из-за разных причин, очень сильно развивается плоскостопие. Многие родители не обращают на это внимание, объясняя это тем, что с возрастом все пройдет. Но это неправильное мышл...
Предупреждение плоскостопия и упражнения, направленные на коррекцию плоскостопия.
Сегодня у многих детей, из-за разных причин, очень сильно развивается плоскостопие. Многие родители не обращают на это внимание, объясняя это тем, что с возрастом все пройдет. Но это неправильное мышл...