«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредствам дидактических игр и упражнений»
картотека (младшая, средняя группа)

Гриненко Елена Николаевна

Материал содержит рекомендации по использованию дидактических игр в работе по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредствам дидактических игр и упражнений»

Зрительное восприятие - сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию.

Основой этой системной деятельности являются первичные сенсорные процессы, происходящие в зрительном анализаторе.

Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, обеспечивающий наиболее продуктивное обучение. У детей с нарушением зрения из-за снижения остроты зрения и недостаточности состояния здоровья возникают трудности накопления чувственно-практического опыта.

Родители в домашних условиях с помощью дидактических игр и упражнений могут закрепить результаты работы учителя-дефектолога.

Игровое действие дидактической игры является средством коррекции зрительного восприятия и компенсации зрительной недостаточности за счет развития сохранных анализаторов и формирования сенсорных взаимосвязей.

Рекомендации родителям по развитию зрительного восприятия.

Задачи развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения:

Учить детей различать предметы на ощупь.

Формировать умение выделять признаки в предмете.

Учить соотносить предметы по величине.

Учить способам распознающего наблюдения.

Учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.

Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.

Формировать умение составлять из частей целое.

Формировать сенсорные эталоны формы.

Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.

Упражнения и игры для развития зрительного восприятия

Развивающая игра «Что перепутал художник?»

Развивающая игра «Лабиринты»

Развивающая игра «Предметы и контуры»

Игра – упражнение «Найди отличия»

Упражнение «Дорисуй по точкам, цифрам»

Игры со счетными палочками

Упражнение «Скопируй фигуру»

Игры «Сложи картинку», «Пазлы»

Игра «Волшебный мешочек»

(определение предметов на ощупь)

Упражнение «Дорисуй предмет»

Упражнение «Какие картинки спрятались?»

Регулярное использование коррекционных упражнений будет способствовать:

• повышению остроты зрения у детей, развитию двигательных функций глаз, развитию бинокулярного зрения;

• повышению познавательной активности детей, улучшению психоэмоционального состояния и здоровья детей.

Хочется рекомендовать родителям, как можно больше использовать дидактические игры и упражнения в системе коррекционной работы по развитию зрительного восприятия с детьми, имеющими различные нарушения зрения.

Дидактические игры на восприятие формы и цвета и величины.

Цветные червячки

Цель игры: развивать умение классифицировать предметы по противоположным признакам

(«толстый - тонкий»).

Для игры понадобится: контейнер, наполненный фасолью, и веревочки, толстые и тонкие.

Ход игры. Заранее спрятать веревочки в фасоль. Предложить ребенку найти в фасоли «червячков» — толстых и тонких с открытыми глазами или на ощупь, с закрытыми глазами

Разноцветные ёжики.

Цель игры: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук.

Для игры понадобятся: подставки для карандашей в виде ежика, прищепки разных цветов.

Ход игры. Предложите ребенку «прищепить иголки» каждому ежику, подобрав зажимы по цвет

Весёлые «тараканчики».

Цель игры: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук.

Для игры понадобятся стаканчики и палочки красного, зеленого, синего и желтого цветов.

Ход игры. Предложите ребенку расставить палочки по стаканчикам, подобрав их по цвету. Можно положить в стаканчики палочки разного цвета и попросить ребенка исправить ошибку, расставив палочки по своим местам.

Разноцветные дорожки.

Цель игры: учить различать и называть цвета, развивать мелкую моторику кистей рук.

Для игры вам понадобятся: ленточки (красные, желтые, зеленые, синие), решетка для раковины, разноцветные кружки.

Каждая дорожка решетки обозначается определенным цветом. Для этого наклейте кружки в начале и конце дорожки, так каждая из них будет иметь свой цвет.

Ход игры. Предложите ребенку взять красную ленточку и продеть ее в дорожку, обозначенную красным цветом. То же самое нужно проделать с остальными ленточками.

Дидактические игры на восприятие изображений

Д/и «Раз, два, три - назови»

Цели: Закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание, ориентировку в микро пространстве.

Ход игры: Ребенок шагает по кругу  под счет раз, два, три.

Потом взрослый говорит: «Раз, два, три - цвет предмета назови» и показывает какой-нибудь предмет. Ребенок называют цвет предмета. Снова шагает по кругу и на слова «раз, два, три - форму предмета назови», называет форму показываемого предмета. Можно называть объемную форму предметов, величину двух предметов, цвет, оттенки цвета.

Д/и « Зайка в гости прискакал».

Цель: развивать зрительные память и внимание, ориентировку в микро пространстве.

Ход игры: Перед ребенком на столе раскладываются игрушки в определенном порядке( справа вверху, внизу, слева вверху, внизу, посередине). Приходит в гости зайка и меняет местами  игрушки. Слова: «Зайка к Маше прискакал, прыгал, бегал и играл. Все предметы поменял, а потом он ускакал. Ребенок должен назвать, как поменял предметы зайка.

Усложнение: предметы можно заменить на геом. фигуры, на цветные карточки и т. д.

Дидактические игры на развитие зрительного восприятия и мелкой моторики

Чудесный мешок.

Игра формирует умение тактильно, без задействования органов зрения, определить формы предметов. Для занятия требуются некрупные предметы разных геометрических форм(например мячи, кубики). Также для игры понадобиться холщовый мешок, в который нужно положить все подобранные предметы.

Взрослый называет геометрическую фигуру, а ребенок опустив руку в мешок должен нащупать и вытащить предмет аналогичной формы.

Домики для орешков.

Игровой материал для увлекательного занятия, здорово развивающую мелкую моторику и закрепляющего названия цветов. Потребуется гуашевые краски и принадлежности для работы с ними, картонная коробка из – под десятка яиц грецкие орехи в скорлупе. В яичных коробках окрашивают определенным цветом гуаши каждое углубление, затем покрывают аналогичным цветами орехи. Дальнейшая игровая задача  - разложить орехи по «домикам» с учетом соответствия цветов.

Сортировщики

Игра направлена на улучшение моторики рук. Для его проведения нужно подготовить крупы разной величины и текстуры: рис, гречку, фасоль, чечевицу.

Взрослый высыпает во вместительную емкость весь материал, перемешивает.

Игровая задача – рассортировать крупы по мискам за определенное время.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Дидактический материал по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения.

Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения У детей с патологией зрения отмечается специфичность формирования зрительных образов. В этой связи возникает необходимость разви...

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного поз...

Картотека дидактических игр для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений ...

Дидактические задания по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения

Картотека коррекционно-развивающих заданий по развитию зрительного восприятия предметного изображения с силуэтным или контурным изображением....

Картотека дидактических игр для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений по...