Самообразование 2011 год
учебно-методический материал (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Управление образования спасского муниципального района приморского края
Муниципальное Бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - центр развития ребенка
детский сад № 1 «Ромашка» с.Воскресенка
Самообразование по теме:
«Укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»
Выполнила :
Воспитатель младшей группы Дудко Е.А.
2011-2012 учебный год.
План по самообразованию педагога .
Воспитатель - Дудко Елена Александровна
Категория II
Стаж работы:16 лет
Тема:
Укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
2011-2012 учебный год
Младшая разновозрастная группа
село Воскресенка
I раздел
Тема:
Укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Цель: определить актуальность проблемы "здоровья" в настоящее время; выявить, как можно укрепить здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы по данной теме,
2.Составить технологии оздоровительной работы год в младшей группе на 2011-2012 учебный
3. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
II раздел
Содержание работы по самообразованию
Теоретическая часть
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Практическая часть
Технология оздоровления сводится в основном к решению задач, гарантирующих здоровье ребёнка на основе воспитания свойственных каждому человеку двигательных качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведёт к подъёму общего уровня функциональных и адаптированных возможностей организма.
Технология воспитания, которая направлена на формирование у воспитанников побуждений в проявлении духовных начал ко всему, что их окружает.
Технология образования предполагает использование обучения как творческого процесса. С самого начала необходимо строить обучение с учётом исследовательской деятельности самих детей « посмотрите, снежок. Какой он? Можно ли что-нибудь сделать из него? Как быть на улице зимой? Как дышать? Как ходить? Как бегать?
ТЕХНОЛОГИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
на 2011 – 2012 учебный год
Виды оздоровительных мероприятий | Система работы в группе | Время проведения | Ответственные |
Физкультурно-оздоровительная работа |
на улице
- для глаз, - дыхательная - пальчиковая
- физкультурный досуг - спортивные праздники - пешие походы - Дни здоровья
| Ежедневно утром Понедельни,среда,пятница ежедневно на прогулках, на физкультурных занятиях, в режимных моментах на прогулках, на физкультурных занятиях согласно планированию на прогулках, в режимных моментах, на физкультурных занятиях согласно планированию на занятиях на занятиях на прогулках, в режимных моментах, на физкультурных занятиях на занятиях, в режимных моментах согласно планированию: 1 раз в месяц, 2 раза в год, 1 раз в месяц 1 раз квартал на прогулках I декада января в течение всего дня ежедневно утром 10-15 мин. после завтрака 7-10 мин. на первой прогул-ке 40-50 мин. после сна 10-15 мин. на второй прогул-ке 30-40 мин. бытовая деят-ть 25-30 мин. | воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель музыкальный руководитель, воспитатель воспитатель |
Закаливание |
(чистка зубов) | ежедневно согласно режиму перед едой и после каждого загрязнения рук после каждого приёма пищи согласно планированию ежедневно до и после сна, на физкультурных занятиях во время сна соответственно режиму ежедневно до и после сна, на физкультурных занятиях после обеда | воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель, пом. воспитателя воспитатель воспитатель |
Лечебно-профилактическая работа |
(поливитамины)
(минутка смеха)
| сентябрь осень-весна 10 дней 1р. в день во время завтрака в обед ежедневно в режимных моментах, на занятиях перед сном перед обедом и во время обеда, на занятиях на занятиях, в теч. дня 1 раз в день перед приходом детей во время обеда на физкультурных занятиях | воспитатель, мед. работник, воспитатель, медсестра воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель |
Пропаганда ЗОЖ |
- дидактические игры, - развивающие игры, - сюжетно-ролевые, - игры-драматизации
- физкультурный досуг - пешие походы - Дни здоровья
деятельность
| на прогулках, в режимных моментах, на занятиях согласно планированию на прогулках, в режимных моментах, на занятиях согласно планированию согласно планированию: 1 раз в месяц, 1 раз в месяц 1 раз квартал в режимных моментах, на занятиях согласно планированию согласно планированию согласно планированию на прогулках, в режимных моментах, на занятиях согласно планированию в режимных моментах; занятия согласно планированию согласно планированию | воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель |
Коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в здоровье и физическом развитии | Согласно основным направлениям с детьми с отклонениями в здоровьею. | согласно планированию в режимных моментах, на физкультурных занятиях | воспитатель |
III раздел
Вывод: Здоровье - одна из главных ценностей в жизни. Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на окружающих ребенка людей особую ответственность. В условиях детского сада происходит приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека -осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Есть поговорка: "В здоровом теле - здоровый дух". Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело. В настоящее время в педагогике возникло особое направление: "педагогика оздоровления", в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте применяются следующие группы средств:
- утренняя гимнастика
- физкультурные занятия
- физкультурные занятия
на улице
- подвижные игры и физические упражнения
- спортивные игры
- индивидуальная работа по развитию движений
- физкультминутки
- коррекционная гимнастика:
- для глаз,
- дыхательная
- пальчиковая
- Активный отдых
- физкультурный досуг
- спортивные праздники
- пешие походы
- Дни здоровья
- оздоровительный бег
- каникулы
- создание комфортного режима
- самостоятельная игровая деятельность
- прогулки
- умывание холодной водой из-под крана с элементами самомассажа ушных раковин, крыльев носа, пальцев рук
- полоскание рта
- игры с водой
- пребывание в облегчённой одежде в помещении, в одежде соответственно сезону года на улице
- хождение босиком
- сон с доступом воздуха
- проветривание, воздушные ванны
- привитие культурно-гигиенических навыков
(чистка зубов)
- определение оптимальной нагрузки на ребёнка, с учётом воз-растных и индивидуаль-ных особенностей
- витаминотерапия
(поливитамины)
- витаминизация 3-его блюда (витамин С)
- использование приёмов релаксации, минуты тишины
- сказкотерапия
- музыкотерапия
- смехотерапия
(минутка смеха)
- использование фитонцидов (лук, чеснок)
- массаж стоп
- беседы
- игровая деятельность:
- дидактические игры,
- развивающие игры,
- сюжетно-ролевые,
- игры-драматизации
- Активный отдых
- физкультурный досуг
- пешие походы
- Дни здоровья
- художественная литература
- экскурсии
- целевые прогулки
- познавательно-практическая деятельность
- продуктивная деятельность
занятия по темам
На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребёнка, составлять памятки здоровья ("паспорт здоровья"). Родителям предлагаются картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советы по литературу, брошюры, консультации.
Соответственно, для родителей:
- предлагаем папки - передвижки;
- приглашаем на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок и т.д.;
- проводим анкетирования.
Все эти приёмы позволяют постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. с. 279 с
2. Антропова А.П. Мониторинг здоровья в дошкольном образовательном учреждении / Проблемы подготовки здорового ребенка к школе. - Курган: КГУ, 1998.С.25-28.
3. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности. - Рязань: РГПИ, 1994. - 108 с.
4. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека / Теория практика физической культуры. - 1980.-N1.-С.22–26.
5. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. с. 288.
6. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1990. - 175с.
7. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.
8. Губа В.П., Татаринов Я.С. Оценка физического развития детей по данным морфологических наблюдений / Теория и практика физической культуры. - 1988.-N3.-С.32-33.
9. Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе дифференцирования подвижных игр / Н.И. Дворкина / Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII международный научный конгресс. - Москва, 2003. - Т-1. - С. 230-232.
10. Ерофеева Т.И, Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/.М,1999г.С-170,99,2-12.
11. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ,2000,С-88.
12. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н. Комплексное закаливание в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации Минобразования РФ. - Нижний Новгород,1992.
13. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.
14. Коровина И.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий // Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. - М., 1984. - С.65-80.
15. Лескова Н., Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольника./Дошкольноевоспитание,1989,N10.
16. Рунова М.А. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности // Дошкольное воспитание. - 1998. - N 6.
17. Рунова М.А. Двигательная активность детей 5-7 лет в самостоятельной деятельности и педагогическое руководство ею на прогулке // Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1989. С. 27-45.
18. Шадриков В.Д. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий // Дошкольное воспитание. - 1998. -N 12. - С.2-5.
19. Шарманова С, Федоров А., Лапина Н. Круговая тренировка в физическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. 1998. — N 6 .-С.47-51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет воспитателя старшей группы Кирьяновой Л.В. по самообразованию за 2011- 2012 учебный год
Отчет по самообразованию за 2011- 2012 год . Тема по самообразованию :"Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ"...
отчет по плану самообразования 2010-2011
Развитие творческого воображения у детей с использованием нетрадиционных технологий в изодеятельности....
план по самообразованию 2011-2012 г.
формирование навыков позитивного взаимодействия старших дошкольников в процессе художественного творчества....
Перспективный план по самообразованию на 2011-2013 учебные года
План по самообразованию-это одна из форм повышения моей профессиональной компетенции. Темы ("Проектный метод, как метод развивающего обучения детей 5-6 лет с ОНР" и "Развитие интегративных и личн...
План по самообразованию на 2011-2015 учебнные года
План работы воспитателя....
План по самообразованию на 2011-2015 учебные годы
План по самообразованию на 2011-2015 учебные годы...
Индивидуальный план работы по самообразованию 2011-2015 гг.
Задачи: Систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса. Формирование у детей предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллек...