Самообразование 2011 год
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Дудко Елена Александровна

самообразование 2011 уч.год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2011-2012_god.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования спасского муниципального района приморского края

Муниципальное   Бюджетное  дошкольное

образовательное учреждение - центр развития ребенка

детский сад  № 1 «Ромашка» с.Воскресенка

Самообразование по теме:

«Укрепление здоровья детей  младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Выполнила :

Воспитатель младшей группы Дудко Е.А.

 2011-2012  учебный год.

План по самообразованию педагога .

Воспитатель - Дудко Елена Александровна

Категория II

Стаж работы:16 лет

Тема:

Укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

2011-2012 учебный год

Младшая разновозрастная группа

село Воскресенка

I раздел

Тема:

Укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Цель: определить актуальность проблемы "здоровья" в настоящее время; выявить, как можно укрепить здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Задачи:

 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы по данной теме,  
2.Составить технологии оздоровительной работы год в младшей группе на 2011-2012 учебный

3. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

 

II раздел

Содержание работы по самообразованию

Теоретическая часть

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Практическая часть


Технология оздоровления сводится в основном к решению задач, гарантирующих здоровье ребёнка на основе воспитания свойственных каждому человеку двигательных качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведёт к подъёму общего уровня функциональных и адаптированных возможностей организма.
Технология воспитания, которая направлена на формирование у воспитанников побуждений в проявлении духовных начал ко всему, что их окружает.

Технология образования предполагает использование обучения как творческого процесса. С самого начала необходимо строить обучение с учётом исследовательской деятельности самих детей « посмотрите, снежок. Какой он? Можно ли что-нибудь сделать из него? Как быть на улице зимой? Как дышать? Как ходить? Как бегать?

ТЕХНОЛОГИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

на 2011 – 2012 учебный год

Виды оздоровительных

мероприятий

Система работы

 в группе

Время проведения

Ответственные

Физкультурно-оздоровительная работа

  • утренняя гимнастика


  • физкультурные занятия





  • физкультурные занятия

              на улице


  • подвижные игры и физические упражнения






  • спортивные игры





  • индивидуальная работа по развитию движений






  • физкультминутки


  • коррекционная гимнастика:

       - для глаз,

       - дыхательная





      - пальчиковая




  • Активный отдых


- физкультурный досуг

   - спортивные праздники

- пешие походы

- Дни здоровья


  • оздоровительный бег


  • каникулы







  • создание комфортного режима


  • самостоятельная игровая деятельность

Ежедневно утром


Понедельни,среда,пятница


                ежедневно

на прогулках,

на физкультурных занятиях, в режимных моментах


на прогулках,

на физкультурных занятиях согласно

планированию


на прогулках, в режимных моментах,

на физкультурных занятиях согласно

планированию

                 на занятиях










на занятиях

на прогулках,

в режимных моментах,

на физкультурных           занятиях

на занятиях,

в режимных моментах


     








согласно   планированию:

   1 раз в месяц,

     2 раза в год,

    1 раз в месяц

    1 раз квартал


   на прогулках


 

I декада января







в течение всего дня


ежедневно

утром 10-15 мин.

после завтрака

7-10 мин.

на первой прогул-ке 40-50 мин.

после сна

 10-15 мин.

на второй прогул-ке 30-40 мин.

бытовая деят-ть

25-30 мин.

        воспитатель




        воспитатель


       


       воспитатель

         воспитатель

       

         воспитатель


   



        воспитатель



       воспитатель


музыкальный руководитель,

воспитатель





 

воспитатель

Закаливание

  • прогулки



  • умывание холодной водой из-под крана с элементами самомассажа ушных раковин, крыльев носа, пальцев рук


  • полоскание рта



  • игры с водой
  • пребывание в облегчённой одежде в помещении, в одежде соответственно сезону года на улице


  • хождение босиком




  • сон с доступом воздуха


  • проветривание, воздушные ванны





  • привитие культурно-гигиенических навыков

(чистка зубов)

               ежедневно




согласно режиму

перед едой и после каждого загрязнения рук



после каждого приёма пищи




согласно планированию

ежедневно






до и после сна,

на физкультурных занятиях


во время сна


соответственно режиму


ежедневно до и после сна,

на физкультурных занятиях


после обеда

      воспитатель


     

           


      воспитатель







          воспитатель

     

        воспитатель


       воспитатель







воспитатель



воспитатель


воспитатель,

пом. воспитателя


        воспитатель

       

         воспитатель


     

Лечебно-профилактическая работа

  • определение оптимальной нагрузки на ребёнка, с учётом воз-растных и индивидуаль-ных особенностей


  • витаминотерапия

(поливитамины)




  • витаминизация 3-его блюда (витамин С)


  • использование приёмов релаксации, минуты тишины



  • сказкотерапия


  • музыкотерапия




  • смехотерапия

            (минутка смеха)




  • использование  фитонцидов (лук, чеснок)


  • массаж стоп

сентябрь






осень-весна

10 дней

1р. в день во время завтрака




в обед



ежедневно в режимных моментах, на занятиях


     перед сном


перед обедом и

во время обеда,

на занятиях


на занятиях,

в теч. дня


1 раз в день перед приходом детей

 



во время обеда



на физкультурных занятиях

        воспитатель,

       мед. работник,



воспитатель,                 медсестра






       воспитатель

       



       

        воспитатель

       

        воспитатель


       


         воспитатель



        воспитатель



         воспитатель



  воспитатель

Пропаганда ЗОЖ

  • беседы






  • игровая деятельность:

- дидактические игры,

- развивающие игры,

- сюжетно-ролевые,

- игры-драматизации



  • Активный отдых


- физкультурный досуг

- пешие походы

- Дни здоровья


  • художественная литература





  • экскурсии



  •  целевые прогулки



  • познавательно-практическая деятельность




  • продуктивная

                        деятельность




  • занятия по темам:

на прогулках, в режимных моментах,

на занятиях согласно

планированию




на прогулках,

в режимных моментах,

на занятиях согласно

планированию


     



 согласно   планированию:

   1 раз в месяц,

    1 раз в месяц

    1 раз квартал


в режимных моментах,

на занятиях согласно

планированию


   



  согласно планированию


согласно планированию




на прогулках,

в режимных моментах,

на занятиях согласно

планированию

в режимных моментах;



занятия согласно

планированию



согласно планированию

воспитатель







воспитатель







воспитатель





воспитатель






        воспитатель



       воспитатель



       воспитатель






       воспитатель





        воспитатель


Коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в здоровье и физическом развитии


Согласно основным направлениям с детьми

с отклонениями в здоровьею.


согласно планированию в режимных моментах, на физкультурных занятиях



            воспитатель

                                           

                                                       

                                                                           

                                                                         III раздел

Вывод: Здоровье - одна из главных ценностей в жизни.  Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на окружающих ребенка людей особую ответственность. В условиях детского сада происходит приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека -осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Есть поговорка: "В здоровом теле - здоровый дух". Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело. В настоящее время в педагогике возникло особое направление: "педагогика оздоровления", в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте применяются следующие группы средств:

  • утренняя гимнастика
  • физкультурные занятия
  • физкультурные занятия

              на улице

  • подвижные игры и физические упражнения
  • спортивные игры
  • индивидуальная работа по развитию движений
  • физкультминутки
  • коррекционная гимнастика:

       - для глаз,

       - дыхательная

      - пальчиковая

  • Активный отдых

- физкультурный досуг

   - спортивные праздники

- пешие походы

- Дни здоровья

  • оздоровительный бег
  • каникулы
  • создание комфортного режима
  • самостоятельная игровая деятельность
  • прогулки
  • умывание холодной водой из-под крана с элементами самомассажа ушных раковин, крыльев носа, пальцев рук
  • полоскание рта
  • игры с водой
  • пребывание в облегчённой одежде в помещении, в одежде соответственно сезону года на улице
  • хождение босиком
  • сон с доступом воздуха
  • проветривание, воздушные ванны

  • привитие культурно-гигиенических навыков

(чистка зубов)

  • определение оптимальной нагрузки на ребёнка, с учётом воз-растных и индивидуаль-ных особенностей
  • витаминотерапия

(поливитамины)

  • витаминизация 3-его блюда (витамин С)
  • использование приёмов релаксации, минуты тишины
  • сказкотерапия
  • музыкотерапия
  • смехотерапия

            (минутка смеха)

  • использование  фитонцидов (лук, чеснок)
  • массаж стоп
  • беседы
  • игровая деятельность:

- дидактические игры,

- развивающие игры,

- сюжетно-ролевые,

- игры-драматизации

  • Активный отдых

- физкультурный досуг

- пешие походы

- Дни здоровья

  • художественная литература
  • экскурсии
  •  целевые прогулки
  • познавательно-практическая деятельность
  • продуктивная   деятельность

занятия по темам

На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребёнка, составлять памятки здоровья ("паспорт здоровья"). Родителям предлагаются картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советы  по литературу, брошюры, консультации.

Соответственно, для родителей:

  • предлагаем папки - передвижки;
  • приглашаем на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок и т.д.;
  • проводим анкетирования.

Все эти приёмы позволяют постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. с. 279 с
2. Антропова А.П. Мониторинг здоровья в дошкольном образовательном учреждении / Проблемы подготовки здорового ребенка к школе. - Курган: КГУ, 1998.С.25-28.
3. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности. - Рязань: РГПИ, 1994. - 108 с.
4. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека / Теория практика физической культуры. - 1980.-N1.-С.22–26.
5. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. с. 288.
6. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1990. - 175с.
7. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999. 
8. Губа В.П., Татаринов Я.С. Оценка физического развития детей по данным морфологических наблюдений / Теория и практика физической культуры. - 1988.-N3.-С.32-33. 
9. Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе дифференцирования подвижных игр / Н.И. Дворкина / Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII международный научный конгресс. - Москва, 2003. - Т-1. - С. 230-232.
10. Ерофеева Т.И, Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/.М,1999г.С-170,99,2-12. 
11. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ,2000,С-88. 
12. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н. Комплексное закаливание в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации Минобразования РФ. - Нижний Новгород,1992. 
13. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000. 
14. Коровина И.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий // Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. - М., 1984. - С.65-80. 
15. Лескова Н., Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольника./Дошкольноевоспитание,1989,N10. 
16. Рунова М.А. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности // Дошкольное воспитание. - 1998. - N 6. 
17. Рунова М.А. Двигательная активность детей 5-7 лет в самостоятельной деятельности и педагогическое руководство ею на прогулке // Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1989. С. 27-45. 
18. Шадриков В.Д. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий // Дошкольное воспитание. - 1998. -N 12. - С.2-5.
19. Шарманова С, Федоров А., Лапина Н. Круговая тренировка в физическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. 1998. — N 6 .-С.47-51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет воспитателя старшей группы Кирьяновой Л.В. по самообразованию за 2011- 2012 учебный год

Отчет по самообразованию за 2011- 2012 год . Тема по самообразованию :"Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ"...

отчет по плану самообразования 2010-2011

Развитие творческого воображения у детей с использованием нетрадиционных технологий в изодеятельности....

план по самообразованию 2011-2012 г.

формирование навыков позитивного взаимодействия старших дошкольников в процессе художественного творчества....

Перспективный план по самообразованию на 2011-2013 учебные года

План по самообразованию-это одна из форм повышения моей профессиональной компетенции. Темы ("Проектный метод, как метод развивающего обучения детей 5-6 лет с ОНР" и "Развитие интегративных и личн...

План по самообразованию на 2011-2015 учебные годы

План по самообразованию на 2011-2015 учебные годы...

Индивидуальный план работы по самообразованию 2011-2015 гг.

Задачи: Систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса.  Формирование у детей предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллек...