Программа "Забочусь о своем здоровье"
рабочая программа по теме
Программа "Забочусь о своем здоровье" - одно из приоритетных направлений МДОУ № 38 "Искорка". Данная программа поможет участникам образовательного процесса овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья, узнать, что нужно сделать для этого, создать условия для пропаганды здорового образа жизни среди детей, родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabochus_o_svoem_zdorove.docx | 53.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация приоритетного направления
Программа по физическому развитию детей дошкольного возраста «Забочусь о своем здоровье»
Цель программы: создание условий для формирования у воспитанников МДОУ потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Задачи программы | Формы работы | Интеграция образовательных областей. |
- Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры. - Формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма. - Обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи. - Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма. - Формировать привычку ежедневных физических упражнений. - Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности. - Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущение. - Воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества. | -Организованная образовательная деятельность; - Беседы; - Игры; -Чтение художественной литературы; - Просмотр видеофильмов и презентаций по темам; -Самостоятельная деятельность детей. | «Физическая культура» «Здоровье» «Безопасность» «Социализация» «Коммуникация» «Чтение художественной литературе» «Художественное творчество» «Труд» |
Пояснительная записка
Проблема физической культуры в современном мире актуальна и сложна. Это обусловлено, прежде всего, ухудшением экологии, усилением вредного влияния на здоровье человека отходов промышленного производства. За последнее время число здоровых детей уменьшилось в 5 раз и составляет 10 % от общего количества. Физиологическая незрелость наблюдается у 60 % детей, функциональные отклонения – 70 %, хронические заболевания у 50%.
В настоящее время физкультурно-оздоровительная работа с детьми всеми нормативными документами рассматривается как основное условие развития личности ребенка. В «Концепции содержания непрерывного образования» закреплено конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья.
Проанализировав ситуацию, наше дошкольное учреждение выбрало одним из приоритетных направлений физкультурно-оздоровительную работу. Поэтому, в МДОУ появилась программа «Забочусь о своем здоровье», которая поможет участникам образовательного процесса овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья, узнать, что нужно сделать для этого, создать условия для пропаганды здорового образа жизни среди детей, родителей и педагогов.
Рабочая программа определяется целями дошкольного образования Российской Федерации и соответствует:
- Конвенции о правах ребенка;
- Декларации о правах ребенка;
- Закону «Об образовании в Российской Федерации»;
- Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении;
- Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
- Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Основной целью рабочей программы является создание условий для формирования у воспитанников МДОУ потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Настоящая программа способствует решению основных задач:
- Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
- Формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма.
- Обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи.
- Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
- Формировать привычку ежедневных физических упражнений.
- Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.
- Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущение.
Данная рабочая программа подготовлена при консультативной поддержке Комитета по образованию и МОУ ДПОС «Информационно-методического центра» города Подольска.
Рабочая программа «Забочусь о своем здоровье» разработана в соответствии с программой Н. Е. Вераксы «От рождения до школы», действующими федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом особенностей психофизиологического развития и возможностей детей, с запросами родителей, с особенностями контингента воспитанников, обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие детского сада в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации»:
* Принцип личностной ориентации.
Этот принцип позволяет педагогам осуществлять гуманное влияние на процесс развития личности ребенка;
* Принцип природосообразности.
Этот принцип помогает определить содержание, выбрать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психологических особенностях, состоянии здоровья, социально-нравственных представлениях);
* Принцип культуросообразности.
Этот принцип реализуется в ходе воспитания детей на основе общечеловеческих культурных ценностях;
* Принцип дифференциации.
Этот принцип позволяет организовать воспитание и обучение детей:
- по уровню развития
- по состоянию здоровья (физического, психического)
- по возрастным особенностям
- по интересам и творческому потенциалу
- по половому признаку;
* Принцип интеграции.
Этот принцип позволяет объединить различные виды детской деятельности в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре, развить способности к освоению и преобразованию окружающего пространства, формирования элементарных математических представлений и так далее.
Решение поставленных задач позволяет достичь планируемого результата:
- Изменено отношение к своему здоровью;
- Повышен уровень знаний по вопросам здорового образа жизни;
- Повышена информированность по вопросам здоровьесбережения;
- Выработаны желания и умения вести здоровый образ жизни;
- Сформировано желание заниматься в спортивных кружках и секциях;
- Повышена социально-психологическая комфортность в детском и педагогическом коллективе.
Направления программы:
- Валеологическое образование.
- Физкультурно-оздоровительная работа.
- Консультативно-информационная работа с педагогами, детьми, родителями.
Данная программа:
- Предназначена для работников МДОУ № 38 «Искорка»;
- Рассчитана на детей в возрасте 3-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и содержит объем знаний, который могут усвоить дети каждого из этих годов жизни.
Программа обеспечивает:
- Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
- Возможность введения в нее инноваций без существенных изменений основного содержания;
- Интеграцию разных видов деятельности;
- Расширение знаний детей при их переходе из одной возрастной группы в другую;
- Возможность проведения диагностики уровня образованности детей в конкретный момент;
- Осуществление преемственности МДОУ и школы;
Взаимодействие с семьей:
- Родительские собрания;
- Встречи за круглым столом;
- Информационные уголки;
- Спортивные семейные праздники.
Взаимодействие с социумом:
Административные структуры:
- Администрация г. Подольска;
- Комитет по образованию;
- МОУ ДПОС «Информационно-методический центр»;
- МОУ СОШ № 32;
- Детская поликлиника № 3;
Средства массовой информации:
- редакция газеты: «Подольский рабочий».
Основные методы и приемы работы с детьми:
- Наглядные методы (показ предметов, образца, способов действия);
- Словесные (вопросы, указания, объяснения);
- Игровые методы и приемы;
- Сюрпризные моменты.
Формы организации работы с детьми:
- Непосредственно-образовательная(уроки здоровья);
- Игры, игровые ситуации;
- Беседы;
- Наблюдения;
- Экспериментирования;
- КВНы;
- Практическая деятельность;
- Театрализованные представления;
- Чтение художественной литературы;
- Рисование;
- Закаливающие процедуры;
- Досуги;
- Участие в конкурсе «Папа, мама и я – спортивная семья».
Роль взрослого (педагог, родитель):
- Хорошо знать задачи, содержание всех возрастных групп;
- Знания давать малыми дозами;
- Использовать принцип «Делай, как я».
Этапы реализации программы:
Работа по реализации программы строится на основе структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков:
I блок - Организационный этап (октябрь – ноябрь 2012г)
Цель: Обзор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их личностно-ориентированное общение на основе общего дела.
- анализ состояния здоровья детей
- разработка плана работы
II блок – Практический этап (декабрь 2012г- май 2013г)
Цель: решение конкретных задач, связанных с формированием потребности здорового образа жизни у всех субъектов образовательного процесса
III блок – Аналитический этап (май 2013г)
Цель: выявление эффективности работы по формированию потребности в здоровом образе жизни всех субъектов образовательного процесса.
- Информирование о результатах работы на педсовете
- Планирование работы на следующий учебный год.
Содержание работы определяется основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей и реализуется через все виды деятельности. Организация образовательного процесса по формированию потребности в здоровом образе жизни у всех субъектов образовательного процесса МДОУ регламентируется учебным планом и расписанием непосредственно-образовательной деятельности, утверждаемых заведующим МДОУ № 38 «Искорка» Акрамовой М. В. По утвержденному плану МДОУ работает с декабря 2012г по май 2013г.
Согласно санитарно - эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 20.12.2010г. № 164 учебный план регулирует допустимую нагрузку.
НОД проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Длительность НОД в младших группах 15 минут, в средней группе 20 минут, в подготовительной группе 30 минут.
№ | Возрастные группы | Количество НОД в неделю | Длительность НОД | Учебная недельная нагрузка |
1. | II младшая | 1 | 15 мин | 1 НОД по 15 мин = 15 мин |
2. | Средняя | 1 | 20 мин | 1 НОД по 20 мин = 20 мин |
3. | Подготовительная к школе | 1 | 30 мин | 1 НОД по 30 мин = 30 мин |
Программа «Забочусь о своем здоровье» рассчитана на детей от 3 до 7 лет и предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности, создание научно обоснованной системы закаливания. В НОД дети получают начальные знания о строении своего тела, органах, о том, что полезно, что вредно для организма, знакомятся с правилами личной гигиены, учатся проведению закаливающих и гигиенических процедур. НОД детей является комплексной в процессе, которой одновременно реализуются несколько видов деятельности. Часть НОД с детьми проводит воспитатель, часть медсестра
Тематический план включает в себя 6 основных блоков, каждый из которых делится на 4 темы, рассчитанных на 1 месяц.
Тематическое планирование на 2012-2013 учебный год
Месяц | Блоки | Тема | Количество часов | Задачи |
Декабрь | I – «Знай свое тело» | - «Чтоб глаза видели» - «Уши чтоб слышали» - «Руки и ноги тебе еще пригодятся» - Кроссворд «Какие органы человека помогают друг другу» | 1 1 1 1 | - Дать детям элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.), - рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения |
Январь | II – «Дружи с водой» | - «Наши верные друзья» - «Уроки Мойдодыра» - «Сколькими способами можно напиться?» - Викторина «Дружи с водой» | 1 1 1 1 | - Уточнить, какое значение для человека имеет вода. - Формировать у детей привычку каждый день проводить гигиенические процедуры. - - Воспитывать аккуратность |
Февраль | III – «Занимайся физкультурой» | - «Занимайся физкультурой»» - «На зарядку становись!» - «Держи осанку» - Развлечение «Зимние игры и забавы» | 1 1 1 1 | - Способствовать выявлению значимости движения для здоровья, пользы подвижных игр и занятий спортом |
Март | IV – «Приятного аппетита!» | - «Приятного аппетита!» - «Крепкие, крепкие зубы» - «Овощи и фрукты – полезные продукты» -КВН «Золотые правила питания» | 1 1 1 1 | - Дать детям представление о строении системы пищеварения человека. - Способствовать формированию у детей представления о пище, которая помогает строить организм, питает его, защищает. - Научить детей правилам, которые помогут сохранить их пищеварительную систему |
Апрель | V- «Человек и природа» | - «Лекарственные и ядовитые растения» - «Всемирный день природы» - «День птиц» - Викторина «Как одеться в разное время года» | 1 1 1 1 | - Познакомить детей с охраной окружающей среды. - Научить детей называть и различать лекарственные и ядовитые растения и грибы. |
Май | VI – «Как настроение?» | - «Как настроение?» - «Что такое хорошо и что такое плохо» - «Помоги себе сам» - изодеятельность «Сколькими способами человек может выразить радость?» | 1 1 1
1 | - Дать детям понятие «настроение». - Способствовать формированию у детей понятия: «Мне хорошо» и «Мне плохо». - Учить детей приемам аутотренинга |
Всего: 24 непосредственно-образовательной деятельности |
Тематическое планирование на 2013-2014 учебный год
Месяц | Блоки | Тема | Количество часов | Задачи |
Сентябрь | I – «Человек – живое существо» | - «Строение человека» - «Мужской и женский организм» - «Мальчики и девочки» - Спортивные соревнования между мальчиками и девочками | 1 1 1 1 | - формировать полоролевое поведение |
Октябрь | II – «Помоги себе сам» | - «Что такое микробы?» - «Чистота – залог здоровья» - «Как можно избежать нападения агрессивной собаки» - Игра «Как правильно сделать себе перевязку?» | 1 1 1 1 | - Формировать элементарные навыки оказания первой медицинской помощи, умение вести себя умело в экстремальных ситуациях |
Ноябрь | III- «Спокойной, ночи!» | - «Спокойной, ночи!» - «Соблюдай режим дня» - «Откуда берутся болезни» -Игра-конкурс «Сколькими способами можно спать?» | 1 1 1 1 | - Дать детям представление о необходимости всем живым существам отдыхать ночью. - Научить детей правилам, которые помогут сохранить работоспособность организма |
Декабрь | IV – «Знай свое тело» | - «Как устроено наше сердце» - «Для чего нужен язык?» - «Зачем человеку руки» - Кроссворд «Способы передвижения человека» | 1 1 1 1 | - Дать детям элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.) - рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения |
Январь | V – «Откуда берутся болезни?» | - « Болезни и здоровье. Признаки заболевания» - «Боль физическая и душевная» - «Как вести себя во время болезни» - Викторина «Что нужно сделать, чтобы не заболеть?» | 1 1 1 1 | - Формировать у детей привычку следить за здоровьем - Воспитывать потребность в здоровом образе жизни |
Февраль | VI – «Занимайся физкультурой» | - «Занимайся физкультурой»» - «На зарядку становись!» - «Держи осанку» - Развлечение «Зимние игры и забавы» | 1 1 1 1 | - Способствовать выявлению значимости движения для здоровья, пользы подвижных игр и занятий спортом |
Март | VII – «Приятного аппетита!» | - «Приятного аппетита!» - «Как правильно ухаживать за зубами?» - «Овощи и фрукты – полезные продукты» -КВН «Золотые правила питания» | 1 1 1 1 | - Дать детям представление о строении системы пищеварения человека. - Способствовать формированию у детей представления о пище, которая помогает строить организм, питает его, защищает. - Научить детей правилам, которые помогут сохранить их пищеварительную систему |
Апрель | VIII- «Спокойной, ночи!» | - «Спокойной, ночи!» - «Соблюдай режим дня» - «Откуда берутся болезни» -Игра-конкурс «Сколькими способами можно спать?» | 1 1 1 1 | - Дать детям представление о необходимости всем живым существам отдыхать ночью. - Научить детей правилам, которые помогут сохранить работоспособность организма |
Май | IX – «Как настроение?» | - «Портрет друга» - «Что такое хорошо и что такое плохо» - «Как мы говорим?» - изодеятельность «Сколькими способами человек может выразить свое отношение к другому человеку?» | 1 1 1
1 | - Дать детям понятие «настроение». - Способствовать формированию у детей понятия: «Мне хорошо» и «Мне плохо». - Учить детей приемам аутотренинга |
Всего: 36 непосредственно-образовательной деятельности |
Тематическое планирование на 2014-2015 учебный год
Месяц | Блоки | Тема | Количество часов | Задачи |
Сентябрь | I – «Человек – живое существо» | - «Из чего мы состоим?» - «Органы чувств» - « Что необходимо для роста и развития человека» - соревнования «В здоровом теле – здоровый дух» | 1 1 1 1 | - Дать детям элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.) - рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения |
Октябрь | II – «В гостях у Мойдодыра» | - «Чтобы зубы были здоровыми» - «Почему болят зубы?» - «От простой воды и мыла у микробов тают силы» - изодеятельность «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | 1 1 1 1 | - Дать детям элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (зубы) - Формировать у детей привычку каждый день проводить гигиенические процедуры - Воспитывать аккуратность |
Ноябрь | III – «Помоги себе сам» | - «Если случится с кем-то беда,помощь сумею я вызвать всегда (службы 01, 02, 03)» -« Правила поведения на улице» -« Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг» (учить избегать опасных ситуаций,обращаться за помощью к взрослым) - Практикум «Оказание первой доврачебной помощи» | 1 1 1 1 | - Формировать элементарные навыки оказания первой медицинской помощи, умение вести себя умело в экстремальных ситуациях |
Декабрь | IV- «Золотые правила питания» | - «Еда Здоровячков и Хлюпиков» (полезные и неполезные продукты) - «Здоровая пища для всей семьи» - «Правила поведения за столом» - «Сервировка стола» (приглашаем к на день рождения) | 1 1 1 1 | - Дать детям представление о строении системы пищеварения человека. - Способствовать формированию у детей представления о пище, которая помогает строить организм, питает его, защищает. - Научить детей правилам, которые помогут сохранить их пищеварительную систему |
Январь | V – «Человек и природа» | - «Лекарственные и ядовитые растения - помощники и враги» - «Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей» (неблагоприятная экология) - «Охрана окружающей среды» (что влечет за собой нарушение взаимосвязей в природе) - Выставка плакатов «Умей сказать «нет» (о вредных привычках) | 1 1 1 1 | - - Познакомить детей с охраной окружающей среды. - Научить детей называть и различать лекарственные и ядовитые растения и грибы. |
Февраль | VI- «Откуда берутся болезни?» | - «Болезни и здоровье. Признаки заболевания» - «Боль физическая и душевная» - «Как вести себя во время болезни» - практикум «Профилактика заболеваний» | 1 1 1 1 | - - Формировать у детей привычку следить за здоровьем - Воспитывать потребность в здоровом образе жизни |
Март | VII – «Овощи и фрукты – полезные продукты» | - «Ценность овощей и фруктов» - «Лук – от семи недуг» (о пользе лука и чеснока) - «Зачем нужны соки и фрукты. Витамины – маленькое чудо природы» - Викторина «Именины витаминов» | 1 1 1 1 | - Дать детям представление о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека |
Апрель | VIII – «Занимайся физкультурой» | - «Занимайся физкультурой»» - «На зарядку становись!» - «Держи осанку» - Развлечение «Пришла весна – ребятишкам не до сна» | 1 1 1 1 | -Способствовать выявлению значимости движения для здоровья, пользы подвижных игр и занятий спортом |
Май | IX- «Как настроение?» | - «Портрет друга» - «Что такое хорошо и что такое плохо» - «Как мы говорим?» - Игра «Подбери пару» | 1 1
1 1 | - - Дать детям понятие «настроение». - Способствовать формированию у детей понятия: «Мне хорошо» и «Мне плохо». - Учить детей приемам аутотренинга |
Итого: 36 непосредственно-образовательной деятельности |
В каждый возрастной период программа предусматривает свои задачи:
Четвертый год жизни:
Образовательные области | Составляющие качества образования /задачи | ||
Деятельностно - коммуникативные | Предметно - информационные | Ценностно – ориентационные | |
Здоровье | - учить есть ложкой и вилкой; - начать сервировать стол; - учить отворачиваться от собеседника во время кашля и чихания, закрывать рот и нос носовым платком | - формировать культурно-гигиенические навыки подготовки к еде и ко сну, посещения туалета, полоскать рот после еды; - формировать полезные привычки | - воспитывать желание осмысленно пользоваться предметами личной гигиены и одежды; - воспитывать умение самостоятельно умываться, мыть ноги |
Физическая культура | - учить кататься на велосипеде, лыжах, снегокатах; - учить выполнять режим дня, утреннюю гимнастику, закаливание, игры | - вызвать интерес детей к занятиям физическими упражнениями; - приучать детей действовать по указанию воспитателя; - формировать потребность в сохранении и укреплении своего здоровья | - дети активно включаются в игры |
Безопасность | - учить правилам закаливания | - дать первоначальное представление об организации здорового образа жизни | - воспитывать желание заботиться о своем здоровье и здоровье родителей |
Познание | - учить называть некоторые органы и части тела человека: горло, голова, живот и т.д. - учить отличать одни и те же органы у животных и человека; - учить детей отличать живое от неживого на интуитивном уровне | - формировать представление о том, что каждый ребенок когда-то вырастет; - дать первоначальное представление о микробах | - активизировать память, мышление, внимание детей |
Коммуникация | - учить использовать в речи слова по теме | - дать представление о том, что больные и старые люди чувствуют себя хуже, чем здоровые и молодые | - воспитывать желание общаться с другими детьми; - обеспечить переход от «игры рядом» к совместным играм |
Социализация | - учить называть свое имя, имя родителей, адрес проживания, место работы родителей; - учить оценивать свою принадлежность к тому или иному полу; - учить вести себя спокойно, не шуметь, если в доме кто-то болеет или спит | - дать детям представление об отличие мальчиков и девочек; - формировать понимание различия в одежде, играх, занятиях мальчиков и девочек, мужчин и женщин; - | -обеспечить освоение полоролевого поведения; - воспитывать положительное отношение к детям противоположного пола; - формировать у детей умение тормозить свои агрессивные реакции по отношению к растениям, животным и людям |
Чтение художественной литературы | - учить слушать рассказы и сказки, в которых отражены различные нравственные аспекты поведения персонажей; - учить выражать свое личное отношение к позитивным и негативным поступкам персонажей, сочувствовать слабым и обиженным | - формировать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью своих родителей через ознакомление детей с художественной литературой | - вызвать интерес к здоровому образу жизни |
Художественное творчество | - учить детей изображать образы работающих людей; занимающихся спортом, закаливанием | - формировать представление детей о средствах передачи образа | - побуждать детей участвовать в совместном творчестве дома и в детском саду |
Труд | - учить работать рядом со взрослым | - дать представление о том, что все взрослые люди работают; - дать первичные представления о некоторых профессиях; - формировать у ребенка желание выполнять инструкции, содержащие два поручения одновременно; - формировать желание ухаживать за растениями, домашними животными | - побуждать детей участвовать в совместном труде дома и в детском саду |
Пятый год жизни:
Образовательные области | Составляющие качества образования/задачи | ||
Деятельностно - коммуникативные | Предметно - информационные | Ценностно – ориентационные | |
Здоровье | - продолжать учить есть ложкой и вилкой; - учить детей принимать участие в сервировке стола; - продолжать учить отворачиваться от собеседника во время кашля и чихания, закрывать рот и нос носовым платком | - формировать культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, после прогулки, посещения туалета; - поддерживать первые попытки стирать носочки, платочки; - обратить внимание на то, что взрослые моют овощи и фрукты перед едой | - воспитывать желание осмысленно пользоваться предметами личной гигиены и одежды; - воспитывать умение самостоятельно умываться, мыть ноги |
Физическая культура | - учить кататься на велосипеде, лыжах, снегокатах; - учить выполнять режим дня, утреннюю гимнастику, закаливание, игры | - приучать детей действовать по указанию воспитателя; - формировать потребность в сохранении и укреплении своего здоровья | - дети активно включаются в игры |
Безопасность | - учить правилам техники безопасности | - формировать потребность в здорового образа жизни | - воспитывать желание заботиться о своем здоровье и здоровье родителей |
Познание | - учить находить и называть некоторые органы и части тела человека: горло, голова, живот, сердце, желудок; - учить замечать процессы роста; - продолжать формировать знания детей о микробах | - формировать представление о том, что люди и животные имеют одни и те же органы, пьют, питаются, растут, что ребенок когда-то вырастет; - дать первоначальное представление о том, что у некоторых людей кожа бывает черной | - активизировать память, мышление, внимание детей; - систематизировать знания о строении, возможных нарушениях деятельности человеческого организма |
Коммуникация | - учить понимать смысл слов «Люди», «Человек», «Живое», «Неживое» | - дать представление о необходимости заботиться о младших и старых людях | - |
Социализация | - Учить разбираться в родственных отношениях «бабушка-мама-ребенок», «дедушка-папа-ребенок» - знакомить с обычаями, культурой своей страны; - понимать смысл слов: «добрый человек», «хороший поступок» | - познакомить с понятием «семья»; - формировать понимание, что мальчики будут папами, а девочки мамами | -активно осваивать нормы и правила поведения |
Чтение художественной литературы | - учить слушать рассказы и сказки, смотреть фильмы, рассматривать иллюстрации, в которых отражены различные нравственные аспекты поведения персонажей; - учить выражать свое личное отношение к событиям | - формировать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью своих родителей через ознакомление детей с художественной литературой | - вызвать интерес к здоровому образу жизни |
Художественное творчество | - продолжать учить детей изображать образы работающих людей; занимающихся спортом, закаливанием | - формировать представление детей о средствах передачи образа | - побуждать детей участвовать в совместном творчестве дома и в детском саду |
Труд | - учить работать вместе со взрослым или под его контролем | - дать представление о том, что делают представители различных профессий; - формировать у ребенка желание выполнять инструкции, содержащие два- три поручения одновременно | -воспитывать желание помогать взрослым в работе, постоянно привлекать к работе дома и в детском саду; - активизировать желание детей помогать взрослым ухаживать за животными |
Шестой год жизни:
Образовательные области | Составляющие качества образования/задачи | ||
Деятельностно - коммуникативные | Предметно - информационные | Ценностно – ориентационные | |
Здоровье | - учить выполнять все основные гигиенические процедуры; - учить осознавать полезное влияние на здоровье физических упражнений и закаливания; | - формировать стремление поддерживать порядок; - формировать понимание, зачем необходимо проветривать помещение несколько раз в сутки; - дать понятие «здоровье» и «болезнь», «причины заболевания»; - познакомить с профессией врача | - воспитывать желание испытывать чувство удовлетворения от чистоты и порядка в групповых комнатах, на участке и дома; - воспитывать бережное отношение к своему здоровью - воспитывать умение самостоятельно соблюдать правила безопасности |
Физическая культура | - учить кататься на велосипеде, лыжах, снегокатах; - учить выполнять режим дня, утреннюю гимнастику, закаливание, игры | - приучать детей действовать самостоятельно; - формировать потребность в сохранении и укреплении своего здоровья | - дети активно включаются в игры |
Безопасность | - учить правилам техники безопасности; - учить правилам поведения на улице | - формировать потребность в здорового образа жизни | - воспитывать желание заботиться о своем здоровье и здоровье родителей |
Познание | - учить видеть сходство в строении человека и животных | - формировать представление о внутренних органах организма, их местоположении, знать их основную функцию; - дать представление о существовании людей с черной и желтой кожей; - дать знания о пище, воде, воздухе как значимом компоненте для человека | - активизировать память, мышление, внимание детей; - систематизировать знания о строении, возможных нарушениях деятельности человеческого организма |
Коммуникация | - учить замечать боль другого человека; - учить видеть страдания человека | - формировать представление, что все люди равны независимо от пола, возраста, религии | - воспитывать уважение и бережное отношение к труду другого человека |
Социализация | - учить спокойно излагать свои просьбы, желания и представления | - формировать понимание о том, что у каждого человека как и у каждого животного есть родители, обсуждать их роль | - самостоятельно играть и разговаривать с товарищами; - воспитывать уважение к другим людям; - воспитывать умение вежливо обращаться к другим людям; - вызывать интерес к мифам и легендам народов мира |
Чтение художественной литературы | - учить слушать рассказы и сказки, смотреть фильмы, рассматривать иллюстрации, в которых отражены различные нравственные аспекты поведения персонажей; - учить выражать свое личное отношение к событиям | - формировать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью своих родителей через ознакомление детей с художественной литературойзнакомить с природоохранной деятельностью человека через ознакомление с художественной литературой | - вызвать интерес к здоровому образу жизни |
Художественное творчество | - продолжать учить детей изображать образы работающих людей; занимающихся спортом, закаливанием | - формировать представление детей о средствах передачи образа | - побуждать детей участвовать в совместном творчестве дома и в детском саду |
Труд | - учить трудовым навыкам (самообслуживание, труд в уголке природы, на участке ) | - дать представление о том, что делают представители различных профессий; - формировать у ребенка желание выполнять инструкции, содержащие два- три поручения одновременно | -научить работать самостоятельно, под незаметным контролем взрослого; - систематизировать знания об орудиях труда, средствах передвижения, бытовых приборах |
Седьмой год жизни:
Образовательные области | Составляющие качества образования/задачи | ||
Деятельностно - коммуникативные | Предметно - информационные | Ценностно – ориентационные | |
Здоровье | - продолжать учить есть ложкой и вилкой; - учить детей принимать участие в сервировке стола; - продолжать учить отворачиваться от собеседника во время кашля и чихания, закрывать рот и нос носовым платком | - формировать культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, после прогулки, посещения туалета; - поддерживать первые попытки стирать носочки, платочки; - обратить внимание на то, что взрослые моют овощи и фрукты перед едой | - воспитывать желание осмысленно пользоваться предметами личной гигиены и одежды; - воспитывать умение самостоятельно умываться, мыть ноги |
Физическая культура | - учить кататься на велосипеде, лыжах, снегокатах; - учить выполнять режим дня, утреннюю гимнастику, закаливание, игры | - приучать детей действовать по указанию воспитателя; - формировать потребность в сохранении и укреплении своего здоровья | - дети активно включаются в игры |
Безопасность | - учить правилам техники безопасности | - формировать потребность в здорового образа жизни | - воспитывать желание заботиться о своем здоровье и здоровье родителей |
Познание | - учить находить и называть некоторые органы и части тела человека: горло, голова, живот, сердце, желудок; - учить замечать процессы роста; - продолжать формировать знания детей о микробах | - формировать представление о том, что люди и животные имеют одни и те же органы, пьют, питаются, растут, что ребенок когда-то вырастет; - дать первоначальное представление о том, что у некоторых людей кожа бывает черной | - активизировать память, мышление, внимание детей; - систематизировать знания о строении, возможных нарушениях деятельности человеческого организма |
Коммуникация | - учить понимать смысл слов «Люди», «Человек», «Живое», «Неживое» | - дать представление о необходимости заботиться о младших и старых людях | - |
Социализация | - Учить разбираться в родственных отношениях «бабушка-мама-ребенок», «дедушка-папа-ребенок» - знакомить с обычаями, культурой своей страны; - понимать смысл слов: «добрый человек», «хороший поступок» | - познакомить с понятием «семья»; - формировать понимание, что мальчики будут папами, а девочки мамами | -активно осваивать нормы и правила поведения |
Чтение художественной литературы | - учить слушать рассказы и сказки, смотреть фильмы, рассматривать иллюстрации, в которых отражены различные нравственные аспекты поведения персонажей; - учить выражать свое личное отношение к событиям | - формировать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью своих родителей через ознакомление детей с художественной литературой | - вызвать интерес к здоровому образу жизни |
Художественное творчество | - продолжать учить детей изображать образы работающих людей; занимающихся спортом, закаливанием | - формировать представление детей о средствах передачи образа | - побуждать детей участвовать в совместном творчестве дома и в детском саду |
Труд | - учить работать вместе со взрослым или под его контролем | - дать представление о том, что делают представители различных профессий; - формировать у ребенка желание выполнять инструкции, содержащие два- три поручения одновременно | -воспитывать желание помогать взрослым в работе, постоянно привлекать к работе дома и в детском саду; - активизировать желание детей помогать взрослым ухаживать за животными |
Программа «Забочусь о своем здоровье» определяет критерии, которые позволяют отследить уровень сформированности у детей знаний по рассмотренным в ней вопросам.
Критерии оценки уровня усвоения программы ребенком
Ф. И. ребенка, Возраст | Уровень усвоения программы | Соответствие знаний ребенка требованиям программы |
Высокий | Опережает программу на 0,5 – 1 группу | |
Очень высокий | Опережает программу на 1,5 – 2 группы | |
Средний | Полностью соответствует программе | |
Низкий | Отстает от требований программы на 0,5 – 1 группу | |
Очень низкий | Отстает от программы на 1,5 – 2 группы |
Если ребенок конкретной возрастной группы владеет знаниями, предусмотренными соответствующим разделом, то уровень его образования расценивается как нормальный, если ребенок знает больше, уровень знаний оценивается как высокий или очень высокий. Если познания ребенка соответствует предыдущей возрастной группе, то его уровень знаний оценивается как низкий или очень низкий.
Диагностика сформированности знаний у ребенка
Раздел: «Человек – живое существо»
Ф.И. ребенка | Показатели | ||||||||
1.Имеет устойчивые представления о человеке половых различиях и особенностях внешнего вида | |||||||||
| |||||||||
3.Знает о необходимых факторах жизни и развитии человека (питание, тепло, свет, режим дня, забота о здоровье) | |||||||||
4.Имеет представление о поведении, сохранении и укреплении здоровья, о пользе ежедневных физических упражнений. | |||||||||
5. Умеет правильно выражать свои эмоции и чувства, учитывать настроение и эмоциональное состояние окружающих. | |||||||||
6. Может самостоятельно организовать подвижные игры, планировать самостоятельную двигательную активность. |
Раздел: «В гостях у Мойдодыра»
Ф.И. ребенка | Показатели | ||||||||
1.Знает и выполняет основные правила ухода за зубами | |||||||||
2. Знает основные причины болезни зубов | |||||||||
3Умеет обслуживать себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены | |||||||||
4.Знает основные принципы и виды закаливания организма | |||||||||
| |||||||||
6.Умеет одеваться в соответствии с погодой | |||||||||
| |||||||||
8.Без напоминания, по мере необходимости моет руки ( перед едой, после прогулки, после посещения туалета) |
Раздел: «Помоги себе сам»
Ф.И. ребенка | Показатели | ||||||||
1Умеет пользоваться опасными бытовыми приборами под присмотром взрослых (игла, ножницы, нож) | |||||||||
2. Умеет правильно пользоваться бытовыми электроприборами под присмотром взрослых (телевизор, пылесос, компьютер) | |||||||||
3.Знает и называет свой адрес, место работы родителей, как с ними можно связаться в случае необходимости | |||||||||
4.Умеет элементарно себя обезопасить от контакта с незнакомыми людьми на улице | |||||||||
5.Умеет оказать элементарную медицинскую помощь себе и другим (промыть глаза, смазать рану) | |||||||||
6.Умеет пользоваться телефоном, вызывать службы спасения (01,02,03) | |||||||||
7.Знает и соблюдает правила дорожного движения | |||||||||
8.Умеет культурно вести себя в общественных местах соблюдая правила безопасного поведения | |||||||||
9.Знает и выполняет правила безопасного поведения в п/играх |
Раздел: «Человек и природа»
Ф.И. ребенка | Показатели | ||||||||
1.Знает правила поведения в природе | |||||||||
2.Умеет называть и различать некоторые ядовитые растения и грибы | |||||||||
3.Знает некоторые лекарственные растения и их свойства | |||||||||
4.Проявляет осторожность при общении с животными, может обезопасить себя в случае нападении | |||||||||
5.Знает о влиянии загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей | |||||||||
6.Имеет представление о Красной книге | |||||||||
7.Самостоятельно делает замечания нарушителям общественного порядка и природы | |||||||||
8.Умеет ухаживать за растениями, с удовольствием трудится в природе | |||||||||
9.Наблюдатален в природе, любит экспериментировать и ставить опыты |
Разделы: «Золотые правила питания» «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Ф.И. ребенка | Показатели | ||||||||
1.Умеет правильно питаться, соблюдать меру в еде | |||||||||
2.Умеет отличать полезные и неполезные для организма продукты, разумно их употреблять | |||||||||
3.Владеет культурой приема пищи, правилами поведения за столом | |||||||||
4.Умеет правильно сервировать стол, знает и называет столовые приборы | |||||||||
5.Знает о ценности употребления в пищу овощей и фруктов | |||||||||
6.Знает о целебных свойствах лука и чеснока | |||||||||
7.Знает о наличии витаминов в продуктах, какие и как полезны для организма |
Раздел: «Откуда берутся болезни?»
Ф.И. ребенка | Показатели | ||||||||
1.Умеет определять состояние своего здоровья и здоровья Окружающих | |||||||||
2.Умеет назвать и показать, что у него болит, какая часть тела, какой орган | |||||||||
3.Имеет общие представления о микробах и вирусах, способах передачи некоторых инфекционных заболеваний | |||||||||
3.Имеет общие представления о микробах и вирусах, способах передачи некоторых инфекционных заболеваний | |||||||||
4.Имеет представления о душевно и физической боли | |||||||||
5.Знает как себя вести во время болезни | |||||||||
6.Знает и выполняет элементарные правила ухода за больным человеком | |||||||||
7.Знает, что такое лекарства, какую пользу и вред могут принести человеку | |||||||||
8.Имеет общее представления о прививках, для чего они нужны человеку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НООД с детьми подготовительной группы образовательная область «Здоровье», "Познание" ( для родителей) Тема: «Сохрани свое здоровье сам»
· дать четкие представления о духовно-нравственных основах здоровья;· учить детей самостоятельно следить за своим зд...
«Забочусь о своем здоровье, чтобы зубки были здоровыми»
Знакомить детей с правилами личной гигиены, дать представление о детской зубной щетке, зубной пасте. Подвести к пониманию их назначение и функции. Познакомить с методами ухода за зубами (чистка зубов....
Конспект открытого занятия по формированию здорового образа жизни. Тема: "Научим зайчика заботиться о своем здоровье" (I младшая группа)
Конспект открытого занятия для детей I младшей группы по формированию здорового образа жизни....
ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ: ТЕМА «СОХРАНИ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ»
День ЗДОРОВЬЯ: ТЕМА «СОХРАНИ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ»...
Статья на тему: Забота о здоровье ребенка. Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...
Конспект НОД с детьми младшей группы №1 по формированию здорового образа жизни. Тема: «Научим зайчика заботиться о своем здоровье»
Конспект НОД с детьми младшей группы №1 по формированию здорового образа жизни. ( с использованием музыки Железновой)Тема: «Научим зайчика заботиться о своем здоровье»...
«Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни, в сохранении своего здоровья и ответственности за него»
Перспективный план«Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни, в сохранении своего здоровья и ответственности за него»...