Проект по реализации задач образовательной области «Здоровье» в контексте ФГТ
проект (младшая группа) на тему
данный материал содержит полное описание работы по проекту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_proekta.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тарасенкова Жанна Владимировна
Воспитатель МБДОУ №15 «Ромашка» г. Шарыпово
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка» № 15»
Воспитательно-образовательный проект:
Проект по реализации задач образовательной
области «Здоровье» в контексте ФГТ
Выполнила проект: Тарасенкова Жанна Владимировна воспитатель первой квалификационной категории
Участники проекта:
- воспитатель;
-дети второй группы «Смородинка»;
-родители;
-ст.мед.сестра
Вид проекта: досугово - познавательный.
Срок реализации проекта: сентябрь2012- май 2013(долгосрочный)
Образовательные области: «Познание», «Художественное творчество», «Безопасность», «Музыка», «Физическая культура»
Актуальность темы:
- Процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях
70% в 2009- 2010году
83% в 2010-2011году
Цель проекта
Создание условий для укрепление здоровья: формирование правильной осанки, развитие опорно – двигательного аппарата, профилактика плоскостопия, совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма;
Создание условий для совершенствования психомоторных способностей дошкольников: обеспечить развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно – силовые качества, координационных способностей; содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
Задачи проекта:
- Обеспечить применение на практике разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для повышение уровня физического развития, снижение заболеваемости детей дошкольного возраста посредством закаливающих мероприятий.
- Создать условия для снижения заболеваемости на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
- Укрепить материально – техническую базу для работы по данному направлению.
- Выработать систему воспитательно-образовательной работы по повышению уровня физического развития
Предмет исследования: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к своему здоровью
Объект исследования: нетрадиционные формы закаливания
Ожидаемые результаты:
Совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта;
сформированность устойчивых навыков закаливающих мероприятий;
Участие родителей группы в организации работы по проекту, желание поделиться с педагогами и детьми своими знаниями;
Расширение взаимодействия с образовательными учреждениями;
Схема осуществления проекта
по основным видам деятельности:
Образовательная область «Познание»:
- НОД:
- «Рассматривание плакатов и буклетов «Будем здоровы».
- «Путешествие в страну здоровья»
3 «Как лечили жирафа»
4. «Наши куклы-врачи»
Образовательная область «Художественное творчество»
- Рисование
- « В нашем саду растут витамины»
- «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»
- Аппликация:
- «Осенняя дорожка»
- «Зимняя дорожка»
- «Весенняя дорожка»
- Лепка:
- «Витаминки от Айболита»»
- «Дорожка для гномика»
- «Овощи с грядки»
Беседы:
- « Что нам осень принесла»
- « Наши массажные коврики»
- «Праздник здоровья»
Образовательная область «Музыка»:
- «В гости к осени»
Оснащение центра игровой деятельности
- Подвижные народные игры « Гори-гори-ясно», «Салки – догонялки», «Пирог», «Воробушки и автомобиль», «Жаворонок», «Ручеёк», «У медведя во бору», «Автомобиль», «Паровоз деда мороза».
- Дидактические игры «Найди праздничный пирог», «Собираем урожай».
☼ Выставки совместного творчества детей и родителей:
- «Что нам осень подарила»
- Стенгазета «Как мы закаляемся»
- Изготовление книжек -малышек
- Развлечения:
- «День выходного дня»
Образовательная область «Физическая культура»
-Спортивные праздники: «Путешествие с осенью», «Мы и папы»
-Спортивное соревнование «Кто быстрее?».
-Подвижные игры: «Лохматый пёс», «Воробушки и кот»
-Физкультминутки: «Раз, два, три нас догони», «Осенние листочки», «Идём в лес», «Буратино»
-Спартакиада «Веселые старты!».
Образовательная область «Безопасность»
-Родительское собрание «Профилактические прививки».
-Папка передвижка «Чистые руки залог- здоровья».
-Беседа об опасных предметах .
-Работа с педагогами: Консультация « В здоровом теле здоровый дух»
Форма отчёта:
Презентация проекта «Тропинка к здоровью»
Сценарий развлечения «Осенины».
Дети входят в зал, под р.н.м. «Светит месяц»
Ведущий: Красны девицы, добры молодцы!
Наряжайтесь, собирайтесь,
На гулянье отправляйтесь,
Веселиться, петь, плясать,
Осенины отмечать!
Танец: « Круговая пляска»
Дети: Осень, осень в гости просим,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
Осеница-царица!
По злату мастерица!
С высоким колоском,
С широким снопочком,
Приходи с ливнем,
С хлебом обильным!
Осень, осень в гости просим!
Под музыку входит Осень с пирогом.
Осень: Но вот и я, Осень пришла,
Добра вам принесла!
Осень на порог,
Всем гостям и ребятам пирог!
Ребенок: Каравай, каравай, кого любишь-выбирай!
Русская народная песня: « Каравай»
Дети: Листья пожелтели, солнце чуть блестит,
И у старой ели, ежик в норке спит!
Стали дни короче, ночи все длинней!
Не поет уж в роще,
Песен соловей!
Птицы улетают в теплые края,
Песенку об осени споем друзья!
Песня: «Осень золотая» муз. Сидоровой.
Ведущий: Да в народе говорят: Весна красна цветами, а осень пирогами.
Осень: Уродились пшеничка, горох, чечевичка,
На поле снопы, на столе пироги!
Ведущая: А еще про Осень говорят: «Осень-перемен восемь». Что это такое?
Осень: У меня Осени, есть три месяца, кто знает какие? (Ответы) Все три месяца не похожи друг на друга. Сентябрь-это рябинник, самый красивый месяц. И я вся золотая.. В сентябре красуется своими ягодами рябина. «Одна в сентябре ягода, да и та горькая рябина». (Выходят девочки под р.н.м.)
Девочки: Ты рябинушка раскудрявая!
Ты когда взошла, выросла?
С вечера мою рябинушку дождиком мочило,
Со полуночи рябинушку ветром обдувало.
Ветер дует, солнце греет, рябина алеет.
Песня: « Рябинки»
Ведущий: Много на рябинке ягод: Из них можно варенье варить, бусы красивые делать. Они и птицам холодной зимой пригодятся.
Во поле рябинушка, во поле кудрявая,
Как под той рябинушкой сидят красны девицы.
Устали после работы в поле!
Девочки: Осень тетушка, тяжела работушка,
Все покосы, нивушка-болит моя спинушка!
Во полях снопы вязали, над ломили спинушку.
Как по осени ломали красную калинушку.
Хоровод: « Рябинушка-кудрявая»
Осень: А еше сентябрь радует грибами да ягодами.
Выходят дети с корзинками.
Дети: Столько надо нам грибков—сколько во лесу дубков.
Столько надо нам корзинок, сколько во лесу осинок.
Столько надо нам лукошек, сколько в поле мошек.
Ведущий: Ну-ка кто готов набрать грибов? Большие и маленькие грибки, полезайте в кузовки!
Игра:» Кто больше соберет грибов».
Осень: В лес зеленый по тропинке, мы несем свои корзинке.
В лес грибы нас приглашают, вот они ребят встречают.
Частушки грибов.
Ведущий: Вот и закончился сентябрь рябинник. Пришел октябрь.
«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой».
Хоровод-игра: «Вейся капустка»
Ведущий: А вот и последний месяц осени настал-ноябрь. В ноябре празднуют Синицын день.
Люди птичку прославляют, люди синичку привечают,
Осень: Крошат хлебушка немножко, кладут сало за окошко.
Ведь зимующим птицам люди помогать должны.
Дети: В ноябре с солнцем прощайся, ближе к печке подбирайся.
В ноябре зима с осенью борется.
Ведущая\: А еще на Руси проводились ярмарки в ноябре.
Вот по улице в конец, идет Иванушка-молодец!
Песня: «Где был Иванушка?»
Ведущий: Все товары были хороши, и носили их коробейники удальцы.
Под р.н.м. выходят коробейники-мальчики.
Коробейник: У нас товары хороши, все найдется для души.
Для девушки платки-веселые завитки.
Мальчики накидывают девочкам на плечи платки.
Танец: « С платками»
Коробейник: Ну, а у меня в коробе друзья.
Осень: Какой урожай богатый, в кармане не унесешь.
Коробейник: На машине увезти можно.
Игра-хоровод: «На машине».
Коробейник: А у меня в коробе яблоки друзья!
Осень: Берите, угощайтесь, да Осень вспоминайте.
Ведущий: Ну, а теперь пойдем гулять, да во дворе осенние приметы наблюдать.
Под р.н.м. дети выходят из зала.
Сценарий развлечения «Эх, да Масленица!»
Зал украшен яркими цветами и воздушными шарами. У центральной стены стоит чучело Масленицы, ранее стоявшее всю неделю в групповой комнате. 1-йскоморох. Под мелодию русской народной песни "Как на тоненький ледок" дети по показу взрослого выполняют простейшие танцевальные движения по тексту песни.. Выпал беленький снежок, 1-йскоморох ( подходя к Масленице). Дети под музыку изображают езду на лошадках. 3-йскоморох. С детьми проводится игра "Молчанка". Как только скоморох произносит последнее слово, дети замолкают, надув щеки.. Скоморохи стараются рассмешить детей — движениями, смешными гримасами, веселыми приговорками. Дети и скоморохи (обращаются кодному из скоморохов, на котором надета шапочка козлика). Проводится игра "Ловишка". После слов,обращенных к "козлику", дети разбегаются, а козлик старается их забодать. 1-йскоморох. С детьми проводится игра "Карусели". К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, затем, поменяв руку, в другую. Обруч держит взрослый. "Кататься" на карусели можно под традиционный текст: Проводится игра "Жмурки. 1-йскоморох. Проводится игра "Бой петухов". Играют и дети, и взрослые. Масленица собирает всех в общий круг. Масленица. Под музыку входит Весна,здоровается. Дети и взрослые. Исполняется хороводная игра под звучание русско йнародной мелодии "Пройди в воротца". Ход игры. Весна водит всех взрослых и детей "восьмеркой" за собой (движение "ниточка с иголочкой"). С окончанием музыки Весна указывает рукой на какую-либо пару детей или взрослых. Они поворачиваются лицом друг к другу и берутся за руки, образуя "воротца".Остальные дети проходят, ведомые Весной, в эти воротца. С окончанием музыки воротца захлопываются. Внутри "воротцев" остается ребенок. Игра продолжается, пока не окажутся пойманными 4—5 детей. Под плясовую мелодию они танцуют, а другие дети весело хлопают в ладошки. Весна. На разносе детям выносятся блины и криманки с медом, вареньем. Дети и взрослые. Скоморохи. |
Яблонька
(Кукольный спектакль)
Ведущий. Таня яблоньку сажала
И водичкой поливала.
Таня поливает яблоньку.
Таня. Вот и осень наступила,
Яблочки позолотила.
Буду яблочки срывать,
Чтобы деток угощать.
Таня (обращается к детям). Ребятки, я
пойду за корзиночкой, а вас прошу при-
смотреть за яблонькой, чтобы яблоньку не
обижали, чтобы яблочки не рвали.
Таня уходит, появляется Медведь.
Медведь. Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Мишеньке понравится.
Ведущий (обращается к детям).
Ребята, давайте прогоним Мишку, будем
лаять, как собачки. Он испугается и убежит.
Дети лают.
Медведь. Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесёшь.
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.
Медведь убегает, появляется Лиса.
Лиса. Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Лисоньке понравится.
Ведущий (обращается к детям).
Давайте, ребята, Лисичку пугать. Будем в
ладошки громко хлопать, она и убежит.
Дети хлопают в ладоши.
Лиса. Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесёшь .
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.
Лиса убегает, появляется Петушок.
Петушок. Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Петушку понравится.
Ведущий (обращается к детям).
Давайте, ребята, ножками потопаем. Пету-
шок испугается и убежит. (Дети топают.)
Петушок.
Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесёшь.
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.
Петушок убегает, появляется Зайка.
Заяц. Я - серый зайчишка,
Ужасный трусишка.
Быстро по лесу скакал,
От лисицы убегал!
Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Заиньке понравится.
Ведущий (обращается к детям).
Детки, давайте будем, как волчата выть:
"У-у-у!". Зайка испугается и убежит.
Заяц. Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесёшь.
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.
Зайка убегает, появляется Таня.
Таня останавливает Зайчика.
Таня. Стой-ка, Заинька-дружок,
Приходи-ка на лужок.
Таня. Всех зверюшек приглашаю,
Но прежде, чем вас угощать,
Прошу всех дружно поплясать.
Детки, хлопайте в ладоши,
Нынче день такой хороший!
Праздник весёлый сегодня у нас,
Все зверята попляшут сейчас!
Дети хлопают, звери танцуют.
Таня (обращается к зверятам).
А теперь дружно яблочки снимайте
И корзинки наполняйте!
Звери. Будем яблочки снимать
И ребяток угощать!
Ведущий берёт корзинки с яблоками и переда-
ёт их воспитателям, а те угощают детей.
Вариант окончания сценки,
если сценка разыгрывается детьми:
Таня. И зверят, и ребят
Приглашаю веселиться,
Вокруг яблоньки пойдём,
Хоровод водить начнём,
Песню яблоньке споём.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ХОРОВОД "ЯБЛОНЬКА"
В конце хоровода со словами: "Яблочки румяные
ниже опусти" дети подходят к яблоне.
Ведущий. Дружно яблоки снимайте
И корзинки наполняйте!
Ведущий угощает детей.
Конспект развлечения «Золотое яичко»
(с элементами кукольного театра)
Дети входят в зал под русскую народную песню, выстраивают хоровод. Ведущая в русском народном костюме встречает детей:
Ведущая: Здравствуйте, детушки-касатушки!
Проходите не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь!
Всем ли видно, всем ли слышно?
Пришли мы сегодня с вами встретить великую Пасху!
-Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Праздник Пасхи один из великих праздников, который идет к нам из древней Руси. В этот праздничный день хочу вам рассказать сказку, не простую,а пасхальную…
Дети садятся на лавочки.
Ведущая:
Жили-были дед да баба,
Была у них курочка-ряба.
Была курица такая затейница, любила песни петь и с детушками играть.
Игра «Курочка и цыплята»
Цыплята прячась за курицу подходят к ворону.
-курочка-рябушечка, куда пошла?
- на мельницу
- курочка-рябушечка, зачем пошла?
За водой
- курочка-рябушечка, кому вода?
-ребятишкам
- курочка-рябушечка, ребята чьи?
- мои ,они пить хотят, на всю улицу кричат!
Ворон старается то с одной стороны, то с другой ухватить цыпленка, а курица уворачивается от ворона.
Игра проводится до тех пор пока всех цыплят не перетаскает ворон.)
По окончании игры дети садятся на лавочки. Выставляется ширма для кукольного театра.
Ведущая
-Снесла курочка яичко,
Не простое ─ золотое.
Баба:
Эй, старик, проснись скорей!
Дед:
Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба:
Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед:
А тебе что за беда?
Ведь яйцо-то хоть куда!
Баба:
Да яйцо-то непростое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед:
Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба:
Ох, горит, слепит глаза!
Дед:
Чудеса!
Баба:
Чудеса!
Игра с яйцом «Передай яйцо»
Звучит фоновая р.н. музыка, дети хором, передавая яйцо по кругу произносят считалку:
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепила за периллу-
Прямо в речку угодила.
Кто не видит – это он
Выходи из круга вон!
У кого оказалось яйцо, пляшет в кругу под р.н. мелодию.
Дед:
Ты яйцо-то забери,
и в сундук его запри .
(слышен стук в дверь)
Баба:
Нету дома никого!
Дед:
Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба (возвратившись):
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.
Дед:
Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба:
Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
Дед:
Я хозяин или нет?!
(Яйцо падает и разбивается)
Баба (плача):
Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
Дед:
Успокойся, хватит, баба!
Нанесет яиц нам Ряба.
Мы раскрасим яйца эти
И вручим на Пасху детям.
Дед и баба под музыку выносят
лукошко с писанками и крашенками
и одаривают детей.
Далее ведущая предлагает поиграть с крашеными яйцами:
Игры с крашеными яйцами:
- У кого дальше прокатится?
- Чьё дольше вертится?
- Битва яйцами на победителя
Далее ведущая выносит пасхальный кулич.
Приглашает детей за стол пить чай с куличом.
Презентация проекта «От весны до осени»
Наглядные пособия:
на центральной стене размещен рисунок «На рушнике каравай хлеба»,
Ход:
Дети в русских костюмах под русскую народную мелодию с наигрышами жалейки свободно входят в зал, рассаживаются.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! /гостям/
Разудалые молодцы русские! /мальчикам/
Здравствуйте, красны девицы! /девочкам/
Сегодня мы постараемся вспомнить про русские народные обычаи и традиции.
Соизвольте выслушать, люди добрые, слово вестное.
Как в старые годы прежние, жили люди.
Живали-то не по нашему, а по своему православному.
Вставали рано-ранехонько, с утренней зарей,
Умывались ключевой водой, со белой росой.
Молились всем святым и угодникам.
Хозяйка: Грядет ильинская неделя, сенокосная пора. Дети первые помощники в поле ворошат и сгребают сено. В огороде созревшие овощи собирают. Поворотило лето на осень, пора ее встречать. Давайте споем закличку.
Осень, осень, в гости просим.
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем, с перелетным журавлем.
/во время пения входит “Осень” (взрослый) /
Хозяйка: Здравствуй, Осеница-царица, по злату мастерица. С чем пришла, что принесла?
Осень: Пришла я, с пряльцем, с донцем, с гребнем, веретенцем,
С высоким колосочком, с широким снопочком.
Журавли-то за моря! Осеница – на поля!
Дети поют: “Песня о хлебе” музыка Бодренкова, слова М.Савельева /девочки берут колоски и выстраиваются в три колоны/
“Танец с колосками”
Проводится русская народная обрядовая игра «Огородник»
Каждый из играющих называет себя овощем. Все становятся в круг. Один – «огородник» - выходит в середину круга и стучит по земле палкой. Его спрашивают:
- Кто там?
Он отвечает:
- Огородник!
- Зачем пришел?
- За репой!
После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:
Сверху репа зелена,
Посередине толста,
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Кто к ней не подойдет,
Всяк за вихор возьмет.
«Огородник» должен назвать, кто из ребят репа. Если угадает, то «репа» от него убегает, а он за ней.
Игра проводится 3-4 раза.
Хозяйка: Посидите , гости , побеседуйте.а я вам загадку загадаю!
Белое покрывало всю землю накрыло (зима)
Хозяйка : Метелица, метелица
Снег по полю стелется!
Зимней порой празднуется один из великих праздников – Рождество Христово. Дни от Рождества до Крещения в народе называют Святыми или Святками. Давайте и мы с вами будем петь да плясать Христа рожденье прославлять.
Дети встают друг за другом, впереди идет мальчик со звездой.
Коляда- молода,
Прикатила молода
Мы искали коляду
Во Ивановом двору
Как на улице мороз подмораживает нос.
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Или тепленький пирог,
Или маслице, творог,
Или денежку копьем,
Или рубль серебром.
Дети подходят к макету домика, из которого выходит ребенок – хозяин домика.
Ребенок: Вот вам, дорогие гости, пряники да леденцы
Да тепленький пирог, да маслице, творог!
Дети: У хозяина в дому чтоб водились ребятки, утятки, поросятки!
Счастье да любовь, да совет на долгий век.
Дети: Спасибо этому дому, пойдем к другому!
Дети идут ко второму домику, исполняя колядку:
Уродилась коляда
Накануне Рождества.
Ой, коляда
Колядица моя!
Открывайте окно,
Запускайте Рождество!
Открывайте двери,
Подымай с постели!
2 ребенок: (отвечает из домика)
Уходите ничего я вам не дам!
Дети: Овсень, коляда, суконная борода! Кто не даст ножку – расколю окошко
Кто не даст хлеба – уведу деда!
Кто не даст ветчины – расколю чугуны!
Ребенок из домика:
Хватит просить, ничего не дам!
Хозяйка: какой жадный хозяин, как старушка – завидушка!
Проводится игра : дети перебрасывают воздушный шарик над головами из рук в руки, затем хозяйка незаметно прокалывает его.
Хозяйка:
Вот что с жадными бывает!
Дети идут дальше под колядку:
Коляда, коляда,
Подай пирога!
Не подашь пирога, то корову за рога!
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!
Вот вам угощенье: сыр да печенье, пряники, конфетки! (угощает детей конфетами)
Хозяйка: Долго длится зимняя пора на Руси, уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Со светлой надеждой ожидали прихода Весны, а чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд-закликание птиц и Весны.
Выходите, красны девицы и добры молодцы, закликать птиц!
/Дети с птицами в руках, ходят по кругу, поют закличку. “Прилети к нам куличок”
Жучик-крючик паучок, прилети к нам куличок.
Виту, виту, витулай, принеси весну в наш край.
1-й ребенок: Ой, кулики-жаворонушки
Прилетите, весну-красну принесите.
2-й ребенок: Принесите весну, на своем хвосту.
3-й ребенок: На сохе, бороне, на овсяном снопе.
4-й ребенок: С пряльцем и донцем, с новым веретенцем.
5-й ребенок: Весна приди! Три угодья принеси!
6-й ребенок: Первое угодье – в лугах половодье!
7-й ребенок: Второе угодье – солнце на подворье!
8-й ребенок: Третье угодье – зеленое раздолье! /рассаживают птиц/
Под пение в зал входит “Весна” /ребенок/
: Здравствуй, Весна-красна, ты, на чем пришла?
Весна: Я приехала на возочке, приплыла на челночке.
Хозяйка: Весна-красна, чем ты нас дарить будешь?
Весна: Дарить буду ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.
Время скотинку на травку кормиться выгонять, поля пахать, да сеять.
Хозяйка: Заводите хоровод.
Хоровод /“В темном лесе” русская народная мелодия, /дети ходят по кругу, закручиваются в улитку, имитируют посев зерна/
Хозяйка: Вот засеяли поля, а будущий урожай зависит от того, прольет ли дождь во время, напоит ли землю. Во время бездожия люди песнями-закличками вызывали его появление. Давайте и мы споем закличку!
Мочи, мочи дождь, на нашу рожь,
Поливай весь день.
Иди, иди дождичек,
На бабушкину пшеницу, на дедушкин ячмень.
Пробуравь землицу, дай нам водицу.
Хозяйка: В дни “пролетья”, когда Весна с Летом встречаются, на нивах начинают колоситься хлеба, натсупает христианский праздник – день Святой Троицы. В Троицин день девушки украшали березку лентами, цветами, плели венки, водили хороводы, кумились.
Девочки танцевальным шагом подходят к березке, украшают березку лентами, все проходят на места, остаются двое, одевают веночки/
1-я девочка: А мой венок-то лучше твоего!
2-я девочка: А чем это он лучше?
1-я девочка: На нем цветочков больше и я в нем краше тебя.
2-я девочка: А вот и нет – и ростом ты мала, и собой невидная.
Ведущая: Стойте, что это – ссора? В девичий праздник ссориться нельзя, а ну, помиритесь.
Девочки: А как?
Хозяйка: Возьмите в руки венок, да сквозь веночек поцелуйтесь. Это называется – покумиться.
Давайте, покумитесь, /девочки целуются/.
Хозяйка: Вот и настал день летнего солнцеворота. В это время праздновали Купала. По берегам рек разжигали купальские костры, считалось, что, перепрыгивая через такой костер, очищались перед началом жатвы, становились здоровыми и набирались сил. Давайте представим, что это купальский костер, попрыгаем через него.
“Перепрыгивание через костер”:
Прыгали хорошо, запаслись здоровьем и силой.
Хозяйка: Июль-макушка лета, в доме и в амбаре пусто, да в лесу густо. Не прокормиться, коли в лес не пойдешь. Ходят ребята по лесу собирают грибы, ягоды, шишки и примечают:
а./ Если рясная малина - уродится добрая … /дети/ рожь.
б./ Много сморчков - к урожаю … /дети/ гречихи.
в./ Много сосновых шишек - к урожаю … /дети/ ячменя.
г./ Тучи комаров - быть хорошему … /дети/ овсу.
Молодцы, хорошо знаете приметы.
Под спокойную фоновую русскую народную мелодию выставляется макет березки.
Хозяйка: в стародавней Руси встречали год не зимой, а летом.
Звучит русская народная мелодия. Выходит “Берёзка” (взрослый), затем появляется “Семья”: мать, отец и несколько детей в русских костюмах (можно с отдельными элементами). У матери в руках корзиночка с атрибутами. Идут к берёзке, начинают диалог.
Мать: Ты берёзонька, ты кудрявая, ты когда взошла, когда выросла?
Отец: Ты берёзонька, ты кудрявая, ты когда цвела, когда вызрела?
Берёзка:
Я весной взошла, летом выросла, я весной цвела, летом вызрела.
Вы ко мне пришли - лето проводить, Новый год встречать, новолетие.
Отец: Украсим нашу берёзку, попросим её, чтоб год был лучше прежнего.
Мать: (доставая из корзинки соответствующий атрибут)
Повешу на берёзку колоски - чтобы в Новом году с хлебом мы были, морковь да репку - чтобы овощи в огороде удались. А ты что попросишь?
Отец: Я повешу на берёзку подкову - чтобы в Новом году нам с лошадкой быть. (Вешает на “берёзку” подкову)
Мать: Детушки наши тоже попросят, пусть их желания исполнятся.
1-й реб: Я хочу быть здоровым и сильным, потому повешу яблочко.
2-й реб: Я повешу ленточку, будет мне новый наряд. Буду с подружками хороводы водить.
3-й реб: А я колокольчик звонкий на берёзку повешу, чтобы Новый год без печали был, радость в дом принёс! (Все отходят назад, любуются “берёзкой”).
Мать: Нарядная стала наша берёзонька. Пора веселье начинать, народ скликать, хороводы водить.
Отец: Пусть поют гусли звончатые, свирели да жалейки, звучат гармоники смоленские да ложки деревенские!
Дети: Добры молодцы, красны девицы, на поляну выходите, свою удаль покажите!
Звучит русская народная мелодия, родители подыгрывают на ложках, трещотках и других шумовых инструментах. Дети исполняют “РУССКУЮ ПЛЯСКУ”. (Р.н.п. “На горе-то калина” в исполнении оркестра русских народных инструментов)
Хозяйка: вот и встретили мы с вами Лето красное, Весну – красну, Осень урожайную, Зиму снежную. Каждая по своему хороша, каждая дарит людям свои подарки. Зима – снег, Лето- солнце, Весна- зелень, Осень – плоды.
На центральную стену «всходят» макеты времен года.
Ведущая: Вот и послушали вы, люди добрые, как живали в старину. Благодарствуем за приход и гляденье. /поклон/ уходит. Дети и взрослые делают русский поклон, уходят.
Литература:
Детство-Пресс. 1999. – 40 с. /Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Князевой О.Л., Маханёвой М.Д.,
Русская народная песня для детей. Составитель Е.И.Яковишина. СПб: Детство-Пресс. 1999.
Дошкольное воспитание №7-9, 2000г.
Сборник “Лейся песня”. Выпуск 8
Дошкольное воспитание №8, 1987г
Методические материалы к программе «Детство» г.Санкт-Петербург,
«Народное искусство в воспитании детей» ( под редакцией Комаровой Т.С.),
«Знакомство детей с русским народным творчеством» (авт.-сост. Куприна Л.С.,Бударина Т.А., и др.),
«Красна изба…» (Тихонова М.В., Смирнова Н.С.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по реализации задач образовательной области «Безопасность» в контексте ФГТ
С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;Со...
Мультимедийная презентация по реализации задач образовательной области "Здоровье"
Данный мультимедийный компонент разработан для использования в дошкольных учреждениях. С помощью данного материала дети дошкольного возраста в игровой форме знакомятся с правилами личной гигиены, разв...
Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинск...
«Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье».Консультация для педагогов ДОУ
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонал...
Проект по реализации задач образовательной области «Безопасность» в контексте ФГТ
Говорить о транспорте - это все равно, что говорить о движении, от которого зависит эволюция человечества. Протяженностью в несколько тысяч лет человек в своем развитии прошел этап от момента изобрете...
Проект по реализации задач образовательной области «Физическое развитие»
Дети нуждаются в оздоровительных мероприятиях, родители уделяют мало внимания формированию и укреплению здоровья ребенка....
Проект по реализации задач образовательной области «Физическое развитие»
"Будь здоров малыш"...