Адаптация ребенка к условиям детского учреждения
материал на тему
Ребенок подрос и может посещать детский сад. Однако далеко не все дети готовы к этому событию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_rebenka_k_usloviyam_detskogo_uchrezhdeniya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка к условиям детского учреждения.
Ребенок подрос и может посещать детский сад. Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Исследования К.Л.Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6%- не готовы,75,8%-условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. Как же подготовить ребенка к детскому саду? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, что происходит с ребенком, когда он приходит из семьи в детский сад.
Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический стереотип, т.е. система определенных ответных реакций организма на последовательно действующее на него раздражители. К 2-3 годам стереотип поведения ребенка становится довольно устойчивым. При поступлении в дошкольное учреждение привычное условие жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чем это выражается? У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, ухудшение сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Ученые Р.В. Тонкова – Ямпольская, Т.Я. Черток выделяют легкую адаптацию, при которой отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и не протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7 – 10 дней и завершается без каких либо осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – нибудь, сидит в группе и зовет маму и т.д.). тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей. От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?
Исследования педагогов, медиков ( Н.М. Аксарина, Н.П. Жукова, Р.В. Тонкова – Ямпольская и др.) показывают, что характер зависит от следующих факторов:
- возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2 лет. После 2 лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Дети хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них есть опыт поведения в разных условиях, опыт общения с разными людьми;
- состояние здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации;
- индивидуальных особенностей. По данным Н.М. Аксариной, дети даже одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливается, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель;
- биологических и социальных факторов. К биологическим факторам Р.В. Тонкова – Ямпольская, Т.Я. Черток относят токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания в первые три месяца жизни, а также частые заболевания до поступления в детское учреждение. К социальным факторам относятся условия жизни в семье: создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирования у детей умений и навыков, а также личностных качеств, которые соответствуют возрасту (например, умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и другими детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит в детский сад из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкнуть к условиям дошкольного учреждения;
- уровня тренированности адаптационных механизмов Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова – Ямпольская, Т.Я. Черток отмечают, что тренировки этих механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкнуть к дошкольному учреждению.
- Опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми (по данным Н.Д. Ватутиной, К.П. Печора). Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относиться к требованиям взрослого (идти спать, принимать пищу, убирать за собой игрушки и т.п.). На характер адаптации оказывает влияние степень сформированности умений и навыков самообслуживания (умение самостоятельно принимать пищу, раздеваться, проситься в туалет и т.п.). Сформированность этих навыков обеспечивает ребенку самостоятельность и в какой-то степени независимость от взрослого.
Итак, факторы, влияющие на характер и длительность адаптации,
известны. Но решить эту проблему, обеспечить более безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями детского учреждения и семьи.
Что же должны делать родители?
Прежде всего им необходимо заранее познакомиться с условиями детского учреждения, в которое они поведут малыша, и приблизить к ним условия воспитания в семье (режим, характер питания, приемы воспитания ит.п.).
Важно научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей игрушкой, подождать, пока другой ребенок поиграет, поблагодарить и т.п.). Необходимо заранее познакомить ребенка с детским садом, положительно настроить малыша (много детей, хорошая воспитательница, дети весело играют, много игрушек и т.д.). Родители могут побывать с ребенком на участке детского сада, посмотреть, как гуляют дети, чем занимаются, познакомить с обстановкой группы, с воспитателем. Пусть малыш посмотрит, где он будет спать, раздеваться, играть, кушать. Все это создает у него положительный настрой к детскому саду.
Родителям необходимо продумать, на какое время они будут оставлять ребенка в детском саду, кто будет приводить его, забирать из детского учреждения. Если ребенок легче расстается с папой или бабушкой, а с мамой тяжело, то лучше приводить его не маме, а папе иди бабушке. Первое время лучше оставлять ребенка в детском саду не на полный день, а на несколько часов, например на время прогулки. Постепенно время пребывания ребенка в дошкольном учреждении по мере нормализации его поведения можно увеличивать.
Родители должны знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. У него может ухудшиться сон, аппетит. Надо проявить особое внимание и чуткость к малышу. Но не путать внимание и излишнее заласкивание. Режим в семье должен быть щадящим. Необходимо в семье компенсировать возможное недосыпание и недоедание ребенка в дошкольном учреждении.
Какова роль сотрудников детского сада? Они должны тщательно подготовиться к приему вновь поступающего ребенка (подумать, где он будет раздеваться, где сидеть за столом, где спать и т.д.). Заведующая детским садом, врач, старший воспитатель, воспитатели групп за 2-3 недели до поступления детей проводят собрания с родителями, где знакомят с трудностями адаптационного периода, дают советы как можно избежать их.
Воспитатель группы с помощью анкетирования, бесед с родителями, посещения ребенка на дому выясняет, в каких условиях воспитывался малыш, как его зовут ласково дома, какие у него привычки, особенности, любимые игрушки, занятия и т.п. В период адаптации необходимо приблизить условия детского учреждения к домашним (посидеть возле засыпающего ребенка, не отбирать любимую соску, не заставлять есть нелюбимую пищу и т.д.).
В период привыкания малыша к детскому саду важно избегать неприятных процедур (стричь ногти, делать уколы, давать горькое лекарство и т.д.). Воспитатель обязан чутко относиться к неудачам детей (не успел попроситься в туалет, накрошил на стол, разлил пищу и т.д.) и не стыдиться их, не жаловаться родителям, особенно в их присутствие.
Заведующая детским садом должна регулировать во времени прием детей. Недопустимо принимать в группу более 1-2 новых детей в неделю. Это не позволяет педагогу уделить достаточное внимание вновь поступившим детям.
Итак, знание особенностей периода адаптации, факторов, влияющих на нее, совместные усилия родителей и сотрудников детского учреждения могут существенно помочь ребенку относительно быстро и безболезненно привыкнуть к дошкольному учреждению.
По каким же признакам можно судить о том, что период адаптации закончился? По данным Н.М. Аксариной, Р.В. Тонкова – Ямпольская, объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая возрасту прибавка в весе.
Ученые, педагоги дошкольных учреждений и родители озабочены поиском путей разрешения этих проблем. На базе детских садов начали работать консультационные пункты по оказанию всесторонней помощи семье. В последнее время в дошкольном образовании появились новые формы его организации, позволяющие в определенной мере обеспечить процесс адаптации малышей в частности группы кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении.
Был веден ряд моделей групп кратковременного пребывания детей в ДОУ (Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева). Разработка многообразных моделей групп кратковременного пребывания детей позволяет наиболее полно обеспечить запросы родителей и дает возможность максимально использовать кадровый потенциал дошкольных образовательных учреждений. Одна из них – адаптационного группы кратковременного пребывания детей ясельного возраста, которые затем будут посещать данное дошкольное учреждение.
(Н.П. Кочетова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения"
Консультация для родителей "Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения" поможет родителям и воспитателям правильно подготовить ребенка к посещению детского сада. Здесь содержатся полезные рек...
Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада
В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...
"Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения"
Консультация для родителей по вопросу адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Даются некоторые рекомендации....
ОПЫТ РАБОТЫ «Адаптация ребенка в условиях детского учреждения»
Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это св...
Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения
Ребенок подрос и может посещать детский сад.Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Исследования К.Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - ...
Статья "Адаптация ребенка к условиям детского дошкольного учреждения"
Статья для родителей, которые планируют отдать своего ребенка в детский сад....
Адаптация ребенка к условиям детского учреждения.....
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нару...