"Значение здоровьесберегающих технологий в формировании духовно-нравственной личности дошкольника"
статья по теме
Проблема формирования духовно-нравственного самосознания у подрастающего поколения в настоящее время чрезвычайно актуальна, особенно сейчас, как в обществе, так и в сознании людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В.П. Каплан
Краевое государственное казенное
образовательное учреждение для
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей
«Специальный (коррекционный)
Детский дом № 2 для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, с ограниченными
возможностями здоровья»
(КГКОУ Детский дом 2)
г. Хабаровск
Значение здоровьесберегающих технологии в формировании духовно-нравственной личности дошкольника.
Проблема формирования духовно-нравственного самосознания у подрастающего поколения в настоящее время чрезвычайно актуальна, особенно сейчас, как в обществе, так и в сознании людей.
Развивать и укреплять физическое совершенство у воспитанников, так как духовное, нравственное и физическое в человеке составляет единство гармонично развитой личности и взаимно обогащают друг друга. Известно, что физическое совершенствование не только приносит человеку высокую работоспособность, крепкое здоровье, творческое долголетие, но и духовно обогащает его, влияет на его интересы, взгляды, образ мышления. Оно способствует формированию жизнерадостности, уверенности в своих силах и творческих возможностях, пробуждает интерес к новым духовным ценностям, становится важным условием культурного развития человека. Оно помогает полнее познавать мир, содействует формированию материалистического мировоззрения.
Развивать детское самоуправление, научить детей стремлению быть общественно полезными, уметь находить в этом радость, дать им возможность самим думать и принимать решения, не пытаться решить все их проблемы прежде, чем попытаются сами.
Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, безусловно, отражается на нервно-психическом и духовно-нравственном здоровье современных детей. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика. Вся система образования грозит превратиться в коррекционную систему. Или просто для общего спокойствия принятые нормы развития ребенка могут быть названы устаревшими и за норму признают отклонения, как наиболее характерные проявления ребенка начала XXI века. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу.
Концепция дошкольного воспитания трактует период от рождения ребёнка до поступления в школу как возраст наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка. Период первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Концепция обозначила ключевые позиции обновления дошкольного воспитания:
• Охрана и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического)
• Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми.
Таким образом, задача охраны и укрепления физического здоровья детей, их психологического благополучия является первостепенной в построении воспитательного и образовательного процесса.
Детство этот тот важный период в развитие ребёнка, когда укрепляется здоровье, формируются основные движения, вырабатывается правильная осанка. И оттого, как организована работа по физическому воспитанию, в значительной степени зависит, насколько крепкими, закалёнными, сильными и волевыми будут ребята в жизни.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - это основа формирования личности.
В процессе развития личность проходит периоды особой открытости определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство. Этот этап является наиболее сензитивным для формирования данной готовности, а способность осуществлять духовно-нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка-дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.
Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования. Также недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности реализации индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей педагогической работы.
Вычленение проблемы духовно-нравственного воспитания современных дошкольников посредством игры из общего тематического поля исследований, позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми в детского дома.
В детском доме №2 большинство детей-сирот при живых родителях – это социальные сироты. Самое печальное, что все дети детского дома больны. У них травмирована психика, они страдают органическими заболеваниями и имеют задержку в развитии.
Здоровье ребенка закладывается в семье. Мы же в силу специфики своей работы должны прививать навыки здорового образа жизни детям, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, и в зависимости от этого выбирать оптимальные методы и формы работы. Особенности педагогической деятельности в работе с детьми с ЗПР состоит в том, чтобы у ребенка сформировать навыки необходимые для поддержания здоровья. Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия.(ВОЗ). Комплексная целенаправленная работа по валеологическому воспитанию способствует коррекции психофизического развития ребенка.
Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), то можно надеяться, что дети приобретут знания и умения по вопросам оздоровления. Всем хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать.
Первые шаги по пути формирования культуры отношения у ребенка к своему здоровью должны быть сделаны в дошкольном и младше-школьном возрасте. Ведь, по мнению специалистов-медиков, большинство болезней человека приобретается в детские годы.
Итак, валеологическое воспитание включает не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного развития. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку, надо чтобы уже с детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Надо учить детей жить в гармонии с собой и с миром.
Занятия с детьми могут быть разных видов: беседы, оздоровительные минутки и паузы, игровые самомассажи.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека. В одной беседе в работе с проблемными детьми может быть затронуто только одно направление для того, чтобы дети реально почувствовали данную тему. Это могут быть такие темы: «Забота о глазах», «Уход за ушами», «Уход за зубами», «Забота о коже», «Уход за руками и ногами», «Вредные привычки».
Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки, упражнения для глаз, рук. Задача оздоровительной паузы дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, рук, снятия усталости, обретения спокойствия.
Когда дети освоятся, дайте им возможность самим проводить оздоровительные минутки. Предоставьте возможность испытать силы каждому желающему.
Примеры оздоровительных минуток:
- потянуться 1 – 2 раза;
- сесть, ровно и спокойно подышать, а значит, отдохнуть;
- сказать добрые слова себе, друг другу и получить положительные эмоции;
- помассировать пальцы рук;
-сделать 2 – 3 упражнения для осанки и т.д.
Для того чтобы помочь в коррекции физического и психического здоровья детям, надо размять свое тело, передохнуть, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребенка возможно при условии внедрения следующих здоровьесберегающих технологий:
- Использование отдельных методов. Сюда входит подбор мебели по росту детей, рациональное питание, проведение физкультминуток, закаливание детей, введение дополнительных занятий по развитию моторики;
- Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения, предупреждение переутомления, оптимизация физической нагрузки, предупреждение нарушения зрения, обучение детей укреплению здоровья.
Работа с детьми по валеологическому воспитанию должна быть систематичной, динамичной, эмоционально разнообразной. Дети должны знать, для чего они делают то или иное упражнение. Создать условия выполнять упражнения легко, весело без принуждения. В повседневной жизни мы используем следующие методики:
- Гимнастика для глаз В.Ф. Базарного и Г.Шичко.
Физкультминутки проводятся с использованием офтальмотренажера. Это траектории по которым дети «бегают» глазами. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей.
Физкультминутка снимает зрительное утомление, тренирует шейные позвонки, развивает зрительно-двигательную координацию, повышает активность детей на занятиях.
В середине занятия по просьбе воспитателя дети встают и начинают пробегать глазами по заданным траекториям. При этом каждому упражнению желательно придать игровой характер. Можно на кончик указки прикрепить маленькую игрушку и отправиться вместе с ней путешествовать. Упражнения выполняются стоя.
« Ну-ка, зайка, поскачи,
Лапкой, лапкой постучи.
Влево, вправо, походи и т.д.»
Можно провести игровые упражнения:
- «Филин». Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1- 5, широко раскрыть глаза, посмотреть в даль и держать открытыми на счет 1 – 5. Упражнение повторить 4 – 5 раз.
- «Метелки». Выполнять частое моргание без напряжения глаз 1-10 раз, проговаривая «Вы метелки усталость сметите. Глазки нам хорошо освежите». Повторить 3 раза.
- «Рисуем глазами». Сидя ребенок рисует пальцем в воздухе фигуры или цифры, следя за ним и глазами.
- «Поймай зайчика». Воспитатель запускает фонариком или зеркалом «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, поймав глазами «зайчика», сопровождают его взглядом, не поворачивая головы. Игра длится до 1 минуты.
- Сидя, смотреть на точку между бровями (счет 1 – 5),потом на кончик носа (счет 1-5). Повторить 5 раз
Лучший отдых для глаз расслабление /пальминг/. Его можно выполнять в положении лежа, сидя, стоя. Надо растереть ладонь о ладонь до появления приятного тепла, легко положить ладони на глаза, скрещивая на лбу. При этом глаза надо закрыть на 20 – 30 секунд. Каждый ребенок скажет шепотом «Доброе утро, мои родные. Вы проснулись, я очень рад. Вот сейчас я вас пожалею, погрею. Потому что вы помогаете мне все вокруг видеть. Помогаете мне жить. Спасибо вам».
II. Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой повышает общий жизненный тонус ребенка, устойчивость организма к простудным заболеваниям. Для того чтобы правильно дышать, надо знать некоторые правила:
- Дышать надо носом, где воздух согревается, увлажняется и очищается.
- При вдохе нельзя поднимать плечи.
- В дыхании должен активно участвовать живот.
Игры «Ныряние», «Подуем на снежинку», «Облачко».
Полезно для организма дышать попеременно то одной, то другой ноздрей, выполнять очищающее дыхание.
Чтобы ребенок дышал правильно, научите его представлять вдыхаемый воздух в виде голубого ручейка, заполняющий наш организм сверху вниз, произвольный выдох успокаивает.
Проводим дыхательные упражнения 2 раза в день, начиная утреннюю зарядку и вечерние занятие.
Для тренировки дыхательного аппарата дети осваивают песни из программы М. Лазарева «Здравствуй».
III. Полезны и интересны для детей игровые упражнения, направленные на развитие тонкой моторики. Воспитатели разучивают с дошкольниками игротренинги для тонкой моторики, младшие школьники сами проводят самомассаж пальцев рук или с помощью массажной пружинки, шарика или пальцами рук.
Часто используем игровые варианты.
Например:
Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне.
Легко, весело без напряжения
Начиная игру-массаж!
- Разотру ладошки сильно (дети растирают ладошки до приятного тепла).
- Каждый пальчик покручу.
- Поздороваюсь со всеми, никого не обойду (кончики пальцев нажимают друг на друга).
- С ноготками поиграю, друг о друга их потру.
- Затем руки я помою, пальчик в пальчик их сложу.
- На замочек их закрою, и тепло поберегу.
- Вытяну я пальчики, превращу их в зайчики.
Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра. Отдыхает детвора.
- Самомассаж ушных раковин. На ушной раковине находится около 170 биологически активных точек. Самомассаж активизирует деятельность головного мозга, улучшает память, концентрирует внимание. По мнению медиков, массаж ушей по своему воздействию на организм приравнивается к массажу всего тела. Игровой вариант.
Подходи ко мне, дружок и садись скорей в кружок
- Ушки ты свои найди и быстрее их потри. Ловко с ними мы играем, вот как хлопаем ушами /1 – 10 раз/
- Сейчас все тянем вниз, ушко ты не оторвись. (надавливаем и отпускаем мочку уха 10 раз).
- А потом, а потом, покрутим козелком.
- Ушко, кажется замерзло, отогреть его так можно.
- Превратились в чебурашек, (надавливаем на среднюю часть уха).
- А теперь все выше, выше, и высокими мы стали.
Раз – два, раз – два вот и кончилась игра. А раз кончилась игра, наступила тишина.
V. Точечный массаж по А. Уманской. Массаж биологически активных точек является одним из наиболее перспективных и простых общедоступных методов. За 3 – 4 минуты проведенного точечного массажа снимается усталость, активизируется работа головного мозга, повышается устойчивость организма к вирусам.
Массаж состоит из 9 биологически активных зон сосредоточенных в области лица, шеи, рук.
Массаж дети проводят подушечками указательных пальцев легко, весело, без напряжения. Важно сосредоточить внимание детей на каждой точке. Делать 2 раза в день: в утренние часы и после дневного сна.
VI. Солевое закаливание включает в себя попеременное топтание на резиновых ковриках с шипами, фланелевой дорожке, пропитанной 20% солевым раствором и сухой фланелевой дорожке. Время 3-4 минуты.
VII. Полоскание горла настоем трав. Настой трав готовит медицинская сестра для всех групп. Используются травы: шалфей, эвкалипт, ромашка, календула. Применение трав идет с чередованием через 2 недели, весной и осенью.
VIII. Водные процедуры включают в себя умывание прохладной водой, мытье шеи и рук до локтя.
IX. Использование ароматерапии. С помощью аромомасел уменьшается отрицательное влияние стрессов, предупреждается развитие неврозов. Для уменьшения усталости, снижения утомляемости используем ароматы мяты, лимона, сосны, герани, лаванды, розмарина, с помощью аромолампы. В целях предупреждения простудных заболеваний используем масла пихты, эвкалипта. Применение эфирных масел считаем целесообразным и с той позиции, что они обладают бактерицидным, противовоспалительным действием, что очень важно для оздоровления детей с ЗПР.
Х. Для ионизации воздуха в группах используем лампу Чижевского, которая насыщает воздух кислородом.
В начале занятия важно настроить детей на рабочий лад для этого провожу психоэтюды. « Я расту», «Ласковушка», «Здесь и сейчас», «Деревья», «Сотвори в себе солнце» и т.д.
Детей с ЗПР важно научить релаксации, то есть расслаблению, для снятия психоэмоционального напряжения.
Проводить сидя, лежа, на специальных ковриках с использованием спокойной музыки. Большое место в работе по оздоровлению детей занимают стихотворные тексты, проводимые в игровой форме; т.к. проведение механических тренировок - путь в ничто.
Чтобы коррекционно – оздоровительная работа положительно влияла на развитие детей, необходимо соблюдать следующие рекомендации.
- Вырабатывать у детей с ЗПР положительную мотивацию к ЗОЖ, что приведет к улучшению их физического, психического и духовного благополучия.
- Четкое чередование различных видов деятельности и отдыха – суть рационального режима.
- Профилактический точечный массаж, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения снижают психоэмоциональное напряжение.
- В полной мере использовать средства естественного закаливания – воздух, вода, солнце.
- Воспитание у детей с ЗПР навыков личной гигиены, в первую очередь, поддержание чистоты тела и одежды.
- Изменение мировоззрения воспитателя, его отношение к своему жизненному опыту с позиции проблем здоровьесбережения.
Значимость педагога в привитии ЗОЖ детям раскрыл В.А. Сухомлинский «Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Воспитатели нашего детского дома сравнивают достижения ребенка только с его результатами на предыдущем этапе, показывая, как продвинулся, что уже умеет, чему еще научится, то есть, укрепляя образ себя, как развивающуюся личность.
Детство – не просто беспечная пора, когда ребенку хочется играть, прыгать, бегать. Но детство – это еще и процесс взросления. Общая атмосфера доброжелательности и защищенности, когда спокойная ночь перетекает в спокойный день, сказывается на состоянии детей. Ведь внимание и любовь необходимо всем детям, так же, как свет и тепло, требующие разумности, мудрости, уважения, доброты и требовательности, ласки и строгости.
Анализ методической литературы по проблеме «Здоровье- сберегающие технологии в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях специального (коррекционного) детского дома» позволяет сделать вывод о том, что здоровьесберегающие технологии оказывают положительное влияние на особенности психического развития детей детского дома – эмоциональную неустойчивость, недостаточную наблюдательность, бедность сферы образов – представлений, сравнительно небольшой объем внимания, памяти. У многих детей детского дома наблюдаются значительные нарушения координации движений, неумение соотнести движение глаза и движения руки. Особенностью всех воспитанников детского дома является депривационный синдром. Из-за постоянного пребывания в закрытом помещении, ограниченной сферы общения, дети испытывают информационный голод, что обедняет их эмоциональный опыт [36]. В силу общего психофизического недоразвития, инертности нервных процессов и ограниченной познавательной активности, дети детского дома нуждаются в специально – организованной работе на занятиях по физическому воспитанию и интегрированному включению в другие виды деятельности. Задача воспитателя не только научить навыкам.
Особенно огромное значение здоровье сберегающие технологии имеет в коррекционно-воспитательной работе с проблемными детьми детского дома для разрешения их внутреннего конфликта и эмоционального оздоровления. Выражение своего внутреннего состояния, отношения и восприятия окружающего в рисунке ребенка имеет терапевтическое значение [2,32].
Так как здоровьесберегающие технологии являются одним из элементов духовно-нравственного становления личности дошкольника.
Они предоставляют большие возможности для развития умственной, эмоциональной, эстетической и волевой сферы ребенка с ЗПР, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), где свободное творчество протекает в специально созданных педагогом ситуациях, чтобы ребенок в образовательном процессе находился перед необходимостью преодолевать разного рода трудности, делал свой выбор и принимал решение. При разрешении подобного рода проблем ребенок приобретает свой жизненный опыт, и педагогу нужно поддерживать стремление, «страсть» ребенка к природному движению, к развитию, взрослению и свободе [1].
Система нашей работы была создана в результате практической работы с детьми, педагогами и медицинской службой, на основе наблюдений, диагностирования, поисков и размышлений.
Обеспечение духовно-нравственного становления личности дошкольника в условиях образовательной среды.
Мы стремимся превратить детский дом в сказочный
Дом образования и оздоровления детей дошкольного возраста,
Дом, в котором и детям, и взрослым уютно и комфортно,
Дом с добрыми традициями,
Дом, в котором ребенка ждут и любят,
Дом, где основной стиль взаимоотношений - сотрудничество и
сотворчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника
Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...
Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством окружающей природы.
Данная статья содержит информацию о роли природы в воспитании и обучении дошкольников, а также раскрывает значение растительного мира, животного мира, неживой природы и природных явлений через наблюде...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников....
Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника на примере жизни святых
Особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...
Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника
Сказка рассматривается в качестве особого средства познания мира и воспитания, усвоения ребенком окружающей действительности. Поэтому весьма актуальным является понимание родителями и педагогами...
Мини-музей как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников
Поликультурное воспитание дошкольников, развитие нравственных качеств личности ребенка.«Человеком ты родился, но Человеком должен стать»В.А.СухомлинскийЧто характеризует человека, прежде всего? ...
Здоровьесберегающие технологии в формировании духовно-нравственной личности дошкольника.
Здоровьесберегающие технологии в формировании духовно-нравственной личности дошкольника...