Организация двигательной активности в условиях образовательного учреждения
статья по теме

Буренина Наталья Викторовна

Статья посвящена организации двигательной активности дошкольников в течение дня. Представляет интерес для воспитателей дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnaya_aktivnost.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                  Организация двигательной активности в условиях образовательного    

                                                          учреждения

        Двигательная активность детей , о пользе которой написано немало, является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, любознательностью, выносливостью.

        Ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее 1 часа, в неделю – 5-6 часов. Такую активность можно обеспечить следующими мероприятиями:

- утренняя гимнастика (6-10 мин);

- закаливающие процедуры (5 мин);

- три физкультурных занятия в неделю (15-30 мин);

- физкультурный досуг два раза в месяц (15-30 мин);

- подвижные игры в течение дня (20-30 мин);

- спортивные игры на прогулке (20-30 мин);

- пробежки наперегонки, на время, на расстояние (10-30 мин);

- экскурсии (15-30 мин);

- хозяйственно-бытовой труд, поручения: групповые и индивидуальные (10-30 мин);

- использование физкультурного оборудования на участке (15-30 мин);

- игры-пантомимы между занятиями: «Утренняя гимнастика», «Умывание», «Зоопарк», «Игры со снегом» и т.д. (10 мин);

- творческие подвижные игры, объединенные одной темой.

      В виду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста,  при ее организации мы уделяем большое внимание планированию. Наиболее рационально планировать двигательную активность по этапам, т. е. условно поделить физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня. Каждый этап имеет свои задачи, в соответствии с которыми мы подбираем средства, методы и формы двигательной активности дошкольников.

     Первый этап – «Утро».

 Самый короткий по времени, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями этап. Каждому пришедшему ребенку мы уделяем внимание, выражаем радость, что ребенок пришел в детский сад, создаем у него радостное, бодрое настроение, для того, чтобы ребенок с желанием решил заняться интересной и  полезной двигательной деятельностью, которую планируем уже знакомую детям по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Заранее создаем условия для самостоятельной двигательной активности. Самостоятельная двигательная активность является одним из показателей развития личности и ее культуры. Суть ее состоит в способности к самостоятельному развитию собственных физических возможностей в окружающем мире посредством комплекса самостоятельно осознанных двигательных действий, обеспечивающих сохранение своего здоровья. Для этого в каждой групповой комнате сделаны спортивные уголки, где размещен разнообразный физкультурный инвентарь: мячи, скакалки, кольца, флажки и ленты, кегли, игра «Дартс», обручи и т.д. Предлагаем дидактические игры спортивного характера: «Малыши-крепыши», «Угадай вид спорта» и др., рассматривание иллюстраций о видах спорта, спортсменах, олимпийских играх.

Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и соответственно определенные виды движений. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек – на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений. Поэтому оборудование для самостоятельной двигательной активности подобрано с учетом предпочтений и мальчиков, и девочек, и расположено таким образом, что дети могут беспрепятственно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться.

     Утром планируем игры, которые уже знакомы детям, малой или средней подвижности: «У кого больше», «Цапля», «Найди, что спрятано». Учитываем также то, какие занятия будут проводиться после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, изодеятельность), то планируем игры средней и даже большей активности; если физкультурное занятие, то планируем более спокойную двигательную деятельность.

      Утром обязательно проводим индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития. Особое внимание уделяем детям которые имеют различные отклонения в осанке, зрении («Дождик», «Самолет»,«Жук»). Также используем различные комплексы для профилактики плоскостопия: «Со снежками», «Юные художники».

       Второй этап – «Занятие».

       Основной организованной формой двигательной активности является занятие по физической культуре, которое должно доставлять радость ребенку, побуждать интерес и развивать творческую активность, формировать двигательные умения и навыки, удовлетворять естественную потребность в движении. В практике физического воспитания детей мы используем следующие методы:

- упражнения с точной дозировкой нагрузки, четко заданной программой и последовательностью выполнения движений;

- игровой;

- соревновательный;

- словесный (объяснение, рассказ, указание, оценка и др.);

- наглядный (имитация, использование ориентиров, поддержка и помощь и др.).

       Все эти методы используем в тесном единстве и взаимосвязи при различных способах организации детей на занятиях. Традиционная структура физкультурного занятия состоит из трех частей.

      - вводно-подготовительная часть (упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия, строевые упражнения; ходьба с различными заданиями; бег; упражнения в перестроении; общеразвивающие и т.п.);      

      - основная  часть (ознакомление детей с новым материалом, совершенствование двигательных умений, выполнение движений различной сложности, подвижная игра);

      - заключительная часть (малоподвижная игра, ходьба с постепенным замедлением темпа, подведение итогов занятия).

     В вводную часть мы включаем упражнения на дыхание («Трубач», «Каша кипит» и др.).

Заканчиваем занятие сеансом релаксации. Они помогают стать детям более спокойными и работоспособными, благоприятствуют радостной и свободной обстановки, снимают динамическое напряжение.

      Третий этап – «Прогулка».

      В течении дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка – благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной деятельности.

      Перед прогулкой выясняем у детей, в какие игры они хотели бы поиграть и создаем условия для игр: во-первых – поддерживаем инициативу, творчество; во-вторых – выносим на улицу оборудование, необходимое для двигательной активности.

      Также учитываем, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер , то прогулку начинаем с наблюдения. Если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку начинаем с подвижных, спортивных игр.

 На прогулке планируем одну подвижную игру, общую для всех детей, и 2-3 игры с подгруппами детей. Проводим индивидуальную работу, для которой намечаем игровые упражнения. Весь материал подбираем в соответствии с основными движениями, включенными в занятие. Проводим несложные игры с целью закрепления двигательного навыка. Когда основные элементы движения автоматизируются, для закрепления проводим сюжетную подвижную игру.

      Планируем на прогулке не только различные подвижные игры, но и спортивные игры и упражнения. Особое место занимают народные игры, которые являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

      Четвертый этап – «Вторая половина дня».

      Основная задача этого периода – вызвать у детей желание снова прийти в детский сад. Для этого в группе создаем положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребенку было комфортно. Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий планируем активный отдых детей: физкультурные праздники, физкультурный досуг, дни здоровья и др. Многообразная деятельность, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми в виде развлечений, способствуют расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению их здоровья.

       Во вторую половину дня планируем самостоятельную двигательную активность. Ее содержание во многом зависит от условий и педагога, который может влиять на  характер игровой деятельности детей, но не должен менять их замыслы. С целью обогащения двигательной активности систематически обновляем физкультурно-игровую среду. Вечером, перед уходом детей, планируем спокойную двигательную деятельность – игры малой подвижности, упражнения на дыхание, оздоровительные упражнения и т.д.

     

  Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности.

  1. Планирование должно обеспечить решение главной цели воспитания – формирование индивидуальной, неповторимой личности, поэтому важно грамотно сочетать фронтальные и индивидуальные формы работы.
  2. При планировании необходимо избегать формализма. План должен быть реальным. Задачи физкультурно-оздоровительной работы, двигательной активности необходимо планировать в соответствии с уровнем развития двигательных умений и навыков детей данной возрастной группы.
  3. При планировании необходимо учитывать критические периоды в физическом и психическом развитии, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка, тип высшей нервной деятельности, направленность личности (экстраверт или интраверт); учитывать задатки, склонности, интересы ребенка.
  4. План должен обеспечить системность в работе. Между различными видами деятельности должна быть тесная связь, единство воспитания и обучения.
  5. План должен быть конкретным, с указанием содержания работы и сроков (день, неделя, месяц), на которые предусмотрена эта работа.
  6. При планировании необходимо учитывать состояние работы за предшествующий месяц, квартал.
  7. Педагог должен знать вариативные и альтернативные программы, выбирая программу по физической культуре для своей группы; ориентироваться в новинках психолого-педагогической литературы, использовать в работе передовой опыт.
  8. Для успешного планирования физкультурно-оздоровительной работы, двигательной активности детей; в выборе форм написания плана, в определении задач, форм и методов работы с дошкольниками необходимо сотрудничество обоих воспитателей группы.
  9. В выборе и определении формы написания плана физкультурно-оздоровительной работы, двигательной активности важно учесть уровень профессионального мастерства воспитателя, его личные качества, отношение к работе.

Только при правильной организации двигательной активности можно удовлетворить естественную потребность детей в движении, развивать у них врожденную мотивацию к двигательной активности. 

                                       Литература

 

  1. Гаврюкова, Т.А. Играем, путешествуем, развиваемся [Текст] : практическое пособие профессионального воспитателя детского сада / Т.А. Гаврюкова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 250 с.
  2.  Горькова, Л.Г., Обухова, Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ [Текст] : методическое пособие / Л.Г. Горькова, Л.А.Обухова. – М. : 5 за знания, 2005. – 112 с.
  3. Доронова, Т.Н. Из ДОУ в школу [Текст] : пособие для дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М.: Линка-Пресс, 2007. – 229с.
  4. Рунова, М.А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей [Текст] : методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей / М.А. Рунова. – М. : Линка-Пресс, 2007. – 96 с.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Организация двигательной активности - важное условие укрепления здоровья воспитанников"

Представлен план проведения педагогического совета по организации двигательной активности дошкольников в ДОУ....

Рекомендации для родителей по организации двигательной активности в условиях режима самоизоляции

Рекомендации для родителей по организации двигательной активности в условиях режима самоизоляции...

Современные технологии оптимизации двигательной активности в условиях дошкольного учреждения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №6 Г.ТЕМРЮКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН    Дидактическое пособие&laq...

Организация двигательной активности в условиях ограниченного пространства

Организация двигательной активности в условиях ограниченного пространства...

Консультация «Современные технологии оптимизации двигательной активности в условиях дошкольного учреждения»

Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Наве...