Консультация для педагогов на тему "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ"
консультация
Консультация для педагогов на тему "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Подготовила воспитатель
ГБОУ лицей №16 СПДС № 21
«Красная Шапочка»
г .о Жигулевск,
Самарская область
Соловьева Мария Александровна
«Знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства». В.А.Сухомлинский
На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников.Речь и мышление взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли оказывает влияние на ее словесное оформление.
С помощью речи человек может передать свои мысли до окружающих.
Для развития речи мышленияребёнка необходим богатый чувственный опыт, который он получает отокружающей его действительности: людей,общественной жизни, различных предметов, игр. Особую роль на развитие речи детей влияет природное окружение. Ведь природные объекты вызывают разные чувства: восторг, радость, страх, отвращение. Природа окружает ребёнка с ранних лет. К.Д.Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребёнка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».
Нам, взрослым, необходимо только способствовать развитию у ребёнка наблюдательности, которая формируется в процессе познания природы. Это поможет развить у ребёнка привычку делать выводы, воспитать логику мысли, а тем самым развить мышление и речь, которые в итоге будут формироваться как единый процесс. Познание природы и её объектов позволяет развить творчество и самостоятельность, учит «вдумчивее» относиться к ней. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, сравнивает, делает выводы. Это создает предпосылки для формирования рассуждений, развитию связной речи, составлению описательных рассказов,четкости речи. Так ребёнок развивается.
Именно поэтому, для развития мышления и речи детей, мы, педагоги СПДС «Красная Шапочка», уделяем особое внимание ознакомлению с природой.
Для обогащенияи активизации словаря обращаем внимание на следующее:
1) проводим отбор необходимого словарного материала;
2) следим за правильностью собственной речи;
3) создаём речевые ситуации, которые побуждают детей употреблять определенное слово или предложение.
При проведении наблюдения, экскурсии, прогулки, заранее планируем для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяем, какие приёмы будем использовать для активизации речи детей. Каждое слово чётко проговариваем, а затем просим повторить детей, причём акцентируем внимание детей на том, что слово является для них новым.
Во время наблюдения неоднократно повторяем новое слово и стараемся так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного использовать данное слово. Новые слова закрепляем с детьми в процессе беседы, при рассматривании картин, в свободной деятельности, индивидуальной работе и на других занятиях. Мы стараемся у детей развить умение правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией.Например, при рассматривании с детьми ели и сосны обращаем внимание на иголки на ветках– вводим в словарь детей слово хвоя. Затем закрепляем слово. С детьми вспоминаем, где в природе встречаются иголки, вспоминаем животных – ежа, дикообраза.Далее задания для детей усложняем: просим подобратьк существительным прилагательные и глаголы, синонимы и антонимы, обобщающие слова,просим придумать конец предложения.
Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи. А для того, чтобы ребёнок составил сложное предложение, ему нужно понимать связь, закономерность, о которой он хочет передать в речи собеседнику.
Например: «Когда жарко на улице, можно купаться в речке», «Когда зимой солнце греет, начинают таять сосульки», «Когда на улице сильный мороз, он щиплет за щёки», «Когда идёт дождь, на улицах лужи». Эти предложения составляются детьми, и постепенно переходят в их активную самостоятельную речь. Так наши совместные наблюдения за явлениями природы создают возможность для развития и совершенствования речи детей, она становится богаче и разнообразнее по форме и содержанию. Наша положительная оценка самостоятельной речевой активности даёт ребёнку уверенность в своих силах.
Развитие диалогической речидетей происходит при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности. Анализ речи детей во время бесед показывает, что в основном они употребляют простые предложения, причём простые нераспространенные предложения. Предложения с однородными членами, сложные предложения встречаются крайне редко. Дети употребляют много неполных предложений. И от педагогов, требуется умение естественно строить разговор, чтобы привлечь к участию детей, застенчивых подбадривать детей, дать им возможность высказаться, в какой – то момент останавливать не в меру активных.
В беседах о природе вопросы, требуют обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Кроме того, с детьми старшего дошкольного возраста мы используем альтернативные вопросы, которые требуют выбора ответа из двух или нескольких возможных. Дети в беседе стараются как можно полнее охарактеризовать явление, обозначить в своей речи последовательность развития событий, рассказывают из собственного опыта, делятся субъективными ощущениями: «Сегодня мороз большой, даже щеки щиплет», «Мороз за нос хватает и за щеки». Педагоги это приветствуют.
Во время бесед по новому материалупредлагается детям повторять речевой образец педагога. Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно». Для наглядного примера, мы проводили эксперимент - наливали воду в ёмкость и выносили на улицу, на мороз. Вода в сосуде замерзала.Дети на конкретном примере наблюдали взаимосвязь природного явления. Им было легче рассказать о произошедшем. После чего, мы предлагаем сформулировать, где есть связь явлений, и просим повторить ее: «Зимой вода замерзает, потому что холодно», «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно». Такое повторение не будет механическим, ведь оно строится на основе непосредственного восприятия явления.
Опираясь на знания, полученные путем наблюдений и элементарных опытов, дети легко устанавливают связь между явлениями и отвечают на вопрос «Почему?». Особенно полезны такие задачи тем, что они побуждают детей пользоваться развернутой формой речи. Дети приучаются к составлению различных видов сложных предложений.
В беседах с детьми используем пословицы и поговорки о данном времени года, предмете или явлении природы. Это тоже очень ценно в развитии речи детей.
Хочется отметить, что даже в младшем дошкольном возрасте рекомендуется в первую очередь рассматривать не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. Несложные сюжетные картины стилизации стимулируют развитие речи детей. С детьми старшего дошкольного возраста, мы рассматриваем картины мастеров живописи, с помощью речи помогаем понять детям замысел художника, расширить представления и речь детей.
Развитие монологической речи способствует умению детей рассказывать.Монологическая речь имеет свои особенности: она предполагает необходимость для говорящего спланировать всю речь, логически связать ее отдельные компоненты.Она начинает формироваться в среднем дошкольном возрасте. Первые рассказы детей состоят из 3-4 предложений. Очень часто ребёнок соединяет в одном рассказе разнородные, хотя и эмоционально окрашенные, факты. В речи детей этого возраста преобладают простые нераспространенные предложения.
В старшем дошкольном возрасте дети имеют довольно большой словарный запас, что даёт им возможность выбрать наиболее точную лексику, использовать в речи описания, прямую речь.Наша работа, как воспитателей, по развитию монологической речи детей строиться как обучение видам рассказов. Это:
- сюжетные рассказы на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы убирали участок»); «Как мы сеяли семена», «Как мы кормили голубей» и т. п.);
- сюжетные и описательные рассказы на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как выращивают хлеб», «Что случилось с лисьей избушкой весной » и т.п.);
- описательные рассказы, построенные на сравнении разных времен года («Наш сад зимой и летом», «Рябина весной и осенью» и т.п.), и описание пейзажной картины;
- описательные рассказы о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);
- описательные рассказы оявлении природы или отдельном предмете (« Бабочка», «Ветка акации», «Букет цветов», «Одуванчик», и т.п.).
Вся последовательность видов рассказов осуществляется «от простого к сложному».Процесс обучения рассказыванию о природе отличается от обучения рассказыванию на другие темы, потому чтопри обучении рассказыванию о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ.Для развития умения детей самостоятельно составить последовательный сюжетный рассказ, мы используем приём анализа образца педагога: после прослушивания рассказа-образца ребята отвечают навопросы: «О чем я сначала рассказала?», «Чем закончила рассказ?», «О чем рассказала больше?».
Таким образом развивается чёткость изложения, рассказ получается по плану. Но постепенно мы отступаем от подробных указаний, предоставляя ребятам возможность самим решать вопрос о плане и последовательности изложения.
В заключении можно сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. На речь дошкольника надо обращать внимание во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от нас, педагогов, огромного терпения, знаний и умений.
Но результаты не заставят себя ждать. Всегда нужно помнить, что многое еще зависит и от генетически заложенных в ребёнке данных. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей.
Литература:
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М.,2008
- Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет.-СПб.,2007
- Развитие речи и творчества дошкольников. Под ред. О.С.Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебное методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений М.: Сфера, 2001.
- https://moluch.ru/archive/383/84362/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания".
В консультации рассказывается о задачах, видах трудового воспитания, о его формах и требованиях к организации детского труда....

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»
Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....

Консультация для педагогов «Организация исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания». Воспитатель высшей квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна
Ребенок - это, прежде всего эстет:Он реагирует на внешность,На видимость, на очертания и формы.И. Бродский Дошкольники - прирожденные исследователи. И подтверждение тому – их любознательность, по...

Консультация для воспитателей: «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»
Консультация для воспитателей:«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»...

«Речевое развитие дошкольников в процессе экологического воспитания»
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Цель: Развивать речь дошкольников в процессе экологического воспитания.Задачи:-Развивать творческие и коммуникативные способности дошкольников;-...

Консультация "Организация познавательной деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания"
Консультация для воспитателей...

Доклад для педагогов на тему "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ"
Доклад для педагогов на тему "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ"...