Консультация для родителей ( законных представителей) "Возрастные особенности детей дошкольного возраста в воспитательной практике родителей "
консультация
Возрастные особенности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Бартеневская школа им. П.Е. Толстова филиал МОУ «СОШ с. Ивантеевка им. И.Ф. Дремова Саратовская область»
Консультация для родителей
(законных представителей)
Тема: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста в воспитательной практике родителей»
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Рыгалова Л.М.
с. Бартеневка 2025
Рассматривая понятие «возраст», надо отметить, что существует два вида возраста, это физический и психологический возраст. При переходе возраст- ной категории одной в другую, происходят изменения физических характеристик ребёнка, а также его психических данных. Стык этих переходов назвали возрастными кризисами развития. Все это даёт нам понять, что в организме, как физическом, так и психологическом, протекают изменения, назревает конфликт и с некоторыми проблемами своего развития ребенок не может самостоятельно справиться. Преодоление кризиса - это поднятие с одной ступени развития на другую, другими словами говоря, переход в следующий психологический возраст.
Рассматривая возрастные особенности дошкольного периода, надо отметить, что он состоит из трех этапов: младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. На любом этапе становления личности ребенка происходит по двум направлениям физическом и психологическом. Этап первого дошкольного возраста приходится на период кризиса 3-х лет.
Надо отметить, что на данном этапе ребёнок весит 13-16 килограммов, а рост его примерно 90-100 сантиметров. Его движения стали более координирующими и уверенными, он может бегать, прыгать, ловить мяч, правда сразу двумя руками. Активное физическое развитие в этот период служит фоном, на котором развитие ребенка происходит всесторонне.
В данном возрастном периоде активно развивается речь, память, мышление, перцептивная деятельность. К завершению этого возраста дети могут различать семь и более цветов, до пяти форм предметов, проявляется способность запоминать внушительные отрывки из любимых произведений, а также проводить дифференциацию предметов по величине, но надо отметить, что поведение у детей еще непроизвольное. В этом возрасте у детей возникает масса вопросов «Что это?», «Кто это?», с помощью них они познают мир вокруг себя. Позже к 4-5 годам постановка вопроса меняется на «Как это…?» и «Почему это…?».
К 3 годам появляется трудолюбие и желание сделать все самому, это проявляется в самообслуживании (сам ест, умывается, одевается). В период младшего возраста у детей проявляется интерес к себе, своему полу, чувствам и переживаниям, с научной точки зрения это развитие самосознания. Дети старшего возраста уже много знают о себе, умело координируют своим поведением, чувствами, появляется произвольное поведение.
К 5 годам качественно меняется характер эмоциональной сферы, дети могут объяснить собственные переживание, описать чувственное состояние окружающих его людей. Дети в дошкольном периоде начинают ценить общество, друг друга. В данном возрасте, у детей основным видом деятельности будет игра и, соответственно, в ней они учатся взаимодействовать друг с другом, играть.
Воображение начинает развиваться еще в младшем дошкольном возрасте, оно наглядно проявляется в игре, дети могут замещать одни предметы на другие. В этом возрасте мы наблюдаем проявление взаимоотношения детей в игре, но нельзя сказать, что у них активно протекает взаимодействие, они скорее игра ют рядом. Однако уже в этом возрастном периоде можно заметить предпочтения в взаимоотношениях. Конфликтуют дети преимущественно из-за игрушек. Ролевые взаимодействия начинают проявляться у детей среднего возраста, они делают первые шаги отграничения себя от принятой роли. Дошкольники данного возраста в ходе игры могут меняться ролями.
У дошкольников среднего возраста мы наблюдаем позитивные изменения в двигательной сфере через крупную и мелкую моторику. В этот период развивается у них ловкость, выносливость, координация движений, они лучше, чем малыши, могут удерживать равновесие, перешагивать через небольшое препятствие. Рассматривая конец среднего дошкольного возраста, мы можем отметить, что перцепция детей становится более развитой, они могут сравнить предмет с формой, на которую он похож. Дети способны выделять из сложных объектов простые формы и создавать сложные объекты, применяя простые формы.
У дошкольников среднего возраста совершенствуется навык ориентирования в пространстве. У детей увеличивается объем памяти. Они становятся способны запомнить 7-8 названий предметов, у детей этого возраста начинает сформировываться произвольное запоминание и развивается образное мышление. Для решения несложных задач у детей открываются способности использовать схематичные изображения. Продолжает развиваться воображение, оно становится оригинальным и произвольным, дошкольники среднего возраста могут индивидуально придумывать на заданную тему небольшую сказку. Внимание у них становится устойчивым. Также в этом возрасте улучшается дикция и произношение звуков. Их речь становится объектом активности, продолжает формироваться грамматический строй речи. В общении с взрослым у детей ключевым становится познавательный мотив. Для них становится важной похвала взрослого и у дошкольников формируется потребность уважения с его стороны.
Дошкольники старшего возраста еще до игры распределяют роли, и свое поведение выстраивают согласно своей роли в игре. Игра сопровождается ре чью, которая соответствует содержанию игры. В этот возрастной период мы наблюдаем организацию игрового пространства, в котором присутствует смысловой «центр» и «периферия». Мы можем отметить, что у них в играх разнообразными становятся действия. В сюжетно-ролевых играх они проигрывают весомые жизненные ситуации. Действия в игре обретают особый смысл и становятся более сложными. У дошкольников старшего возраста происходит дальнейшее становление образного мышления, надо отметить то, что у детей более совершенствуется обобщение, что служит базисом словесно-логического мышления. В данном возрасте активно развивается воображение, которое позволяет детям сочинять оригинальные и с последовательным сюжетом истории. Также продолжает развиваться переключаемость внимания, его устойчивость и распределение. Отмечается трансформация непроизвольного внимания в произвольное. Про должает изменяться речь, звуковая сторона ее улучшается, становится четче. Совершенствуется фонематический слух, выразительность речи по интонации, дети в разговоре употребляют практически все части речи. Обогащается и развивается лексика и связная речь детей старшего дошкольного возраста. В пересказе и рассказе по картинкам дети могут передавать не только главное, но и детали. Внимание у детей старшего возраста становится произвольным, и они могут концентрироваться на одном виде деятельности 30 минут.
На конец дошкольного возраста дети различают себя по половым признакам, они обладают высоким уровнем как познавательного, так и личностного развития, начинает формироваться позиция школьника.
Изучив психическое развитие дошкольников и их возрастные особенности, мы можем с уверенностью констатировать тот факт, что это должны знать и родители.
В воспитании и развитии детей эти знания являются базой. Успех в семейном воспитании был бы гарантирован, если бы родителями предусматривалась особенность психологического развития детей в различные возрастные периоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему :"Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет"
Консультация для родителей на тему :"Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет"...
Консультация для родителей "Возрастные особенности кожи у детей дошкольного возраста»
Данный материал может быть полезен родителям и воспитателям....

Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания детей дошкольного возраста".
Особенности внимания детей дошкольного возраста...

Консультации для родителей «Особенности восприятия информации у детей дошкольного возраста»
Консультации для родителей «Особенности восприятия информации у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей (законных представителей) «Возрастные особенности детей 6-7: память, внимание, мышление дошкольников»
Консультация для родителей (законных представителей) «Возрастные особенности детей 6-7:память, внимание, мышление дошкольников»...
Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет»
laquo;Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет»...

Консультация для родителей (законных представителей) "Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр в домашних условиях"
Рекомендации по обучению старших дошкольников элементам спортивных игр в домашних условиях....