Методическая тема "Использование фольклора в патриотическом воспитании детей младшего возраста"
методическая разработка (младшая группа)
Пояснительная записка
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих детей. Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Прошлое, потому что весь опыт человечества в целом и личный опыт воспитания мы апробируем на детях. Вся мудрость веков заложена в фольклоре. Дети являются носителями этого огромного багажа, дабы передать его новым поколениям.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка, овладении навыками правильной речи; изучении малых поэтических фольклорных форм, воспитании у детей интереса и любви к устному народному творчеству.
Цель: Познакомить детей с фольклором. Формировать у ребенка личностную позицию наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с народным фольклором: колыбельные песни, потешки, игры-забавы, сказки и т. д.
- знакомить детей с частями тела и лица, названиями членов семьи, некоторыми природными явлениями через фольклорные произведения, народные игры и игры – забавы.
- знакомить с русскими народными подвижными играми.
Развивающие:
- формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, связной речи, интереса к художественной литературе.
- развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоционально-положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых;
- развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;
- развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного
- развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности детей;
Воспитательные:
- воспитание патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
- воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким посредством слушания фольклорных произведений.
- воспитывать любовь в семье, родной местности, малой родине в процессе слушания и исполнения фольклорных произведений, сказок народных игр.
- освоение ребенком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении.
Предполагаемый результат работы с детьми: знакомство с фольклором обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка, овладении навыками правильной речи; изучении малых поэтических фольклорных форм, воспитании у детей интереса и любви к устному народному творчеству.
Предполагаемый результат самообразования: приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере. Пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.
Формы самообразования:
- Чтение методической, педагогической литературы по теме самообразования.
- Изучить педагогический опыт в сети Интернет по теме самообразования.
- Подготовить практический и наглядно - иллюстративный материал.
- Провести анализ проделанной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование работы по самообразованию и методической теме образовательной деятельности
Педагога Кожевиной Снежаны Иннокентьевны
группы младшего возраста
на 2024 – 2025 учебный год
Название методической темы: «Использование фольклора в патриотическом воспитании детей младшего возраста».
Пояснительная записка
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих детей. Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Прошлое, потому что весь опыт человечества в целом и личный опыт воспитания мы апробируем на детях. Вся мудрость веков заложена в фольклоре. Дети являются носителями этого огромного багажа, дабы передать его новым поколениям.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка, овладении навыками правильной речи; изучении малых поэтических фольклорных форм, воспитании у детей интереса и любви к устному народному творчеству.
Цель: Познакомить детей с фольклором. Формировать у ребенка личностную позицию наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с народным фольклором: колыбельные песни, потешки, игры-забавы, сказки и т. д.
- знакомить детей с частями тела и лица, названиями членов семьи, некоторыми природными явлениями через фольклорные произведения, народные игры и игры – забавы.
- знакомить с русскими народными подвижными играми.
Развивающие:
- формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, связной речи, интереса к художественной литературе.
- развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоционально-положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых;
- развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;
- развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного
- развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности детей;
Воспитательные:
- воспитание патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
- воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким посредством слушания фольклорных произведений.
- воспитывать любовь в семье, родной местности, малой родине в процессе слушания и исполнения фольклорных произведений, сказок народных игр.
- освоение ребенком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении.
Предполагаемый результат работы с детьми: знакомство с фольклором обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка, овладении навыками правильной речи; изучении малых поэтических фольклорных форм, воспитании у детей интереса и любви к устному народному творчеству.
Предполагаемый результат самообразования: приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере. Пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.
Формы самообразования:
- Чтение методической, педагогической литературы по теме самообразования.
- Изучить педагогический опыт в сети Интернет по теме самообразования.
- Подготовить практический и наглядно - иллюстративный материал.
- Провести анализ проделанной работы.
Перспективный план работы
Месяц | Тема игры | Программное содержание, дидактическая задача |
Сентябрь | «Милости просим, гости дорогие» | Познакомить детей с «избой» и её хозяйкой; развиваем умение внимательно слушать, воспринимать и запоминать песенки - потешки. |
«Петушок - золотой гребешок» | Познакомить детей с обитателем избы - Петушком; рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей. | |
«Как у нашего кота» | Познакомить детей с обитателем «избы» - котом Васькой; заучить потешку «Как у нашего кота…»; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора. | |
Октябрь | Чтение потешек «Кисонька-мурысонька», «Пошёл котик на торжок» | Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; развивать умение воспроизводить слова текста интонационно выразительно: ласково в обращении к котику и укоризненно в словах «Не ешь одна» при обращении к кисоньке; воспитывать нравственные чувства по отношению к другим. |
«Мы ходили в огород» | Уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов: «овощи», «огород», «грядки», «твердая», «круглая», «продолговатая»; учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. | |
Семья Петушка | Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка, у него пышный хвост с ярким оперением); курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой). Формировать умение у детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним; развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином. | |
«Колобок» | Напомнить детям содержание сказки «Колобок»; развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки; развивать эмоциональность, выразительность речи. |
Ноябрь | «Ходит сон близ окон» | Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями; развивать умение петь колыбельные тихо, ласково; развивать память, активную речь детей. |
«Водичка, водичка, умой моё личико» | Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться; развивать умение выразительно рассказывать потешку «Водичка, водичка…»; воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте, опрятности. | |
«С гуся вода, а с Ванечки худоба» | Повторение потешки и знакомых колыбельных; закреплять последовательность действий при укладывании спать; закреплять умение петь колыбельные тихо, ласково; закрепить предназначение люльки и умывальника в «избе». | |
«Заюшкина избушка» | Напомнить детям содержание сказки; развивать умение выразительно инсценировать сказку; познакомить детей с русской народной игрой «Зайки». | |
Декабрь | «Девочка и лиса» | Познакомить детей со сказкой "Снегурушка и лиса"; подготовка к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с игрой «Кто позвал?»; развивать слуховое внимание. |
«Уж ты, зимушка-зима» | Обогащать словарь детей: «тулуп», «рукавицы», «валенки», «шаль»; познакомить с особенностями русской зимней одежды; воспитывать любовь к России, развивать память. | |
«Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Познакомить детей с самоваром, его предназначением; рассказать детям о традиции чаепития; воспитывать желание и умение помогать старшим. | |
«Сундучок Деда Мороза» | Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию; развивать память, воображение; создать настроение приближающегося праздника. | |
Январь | «Пришла коляда - открывай ворота» | Познакомить детей с праздником Рождеством; разучить рождественские колядки; познакомить детей с традицией выпекания рождественского печенья «козулей». |
«Весёлые ложки» | Формировать умение отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); развивать общие речевые умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса. | |
«Хозяйкины помощницы» | Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, утюгом; рассказать об их предназначении; развивать умение сравнивать предметы старины с современными, находить сходства и различия; воспитывать желание помогать взрослым. | |
«Половичку курочка веничком метёт» | Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам; воспитывать желание оказывать посильную помощь. | |
Февраль | «Масленица годовая - наша гостьюшка дорогая» | Познакомить детей с праздником Масленица; рассказать, как его праздновали в старину; развивать речевую активность детей; воспитывать любовь к Родине. |
«Три медведя» | Напомнить детям содержание сказки; упражнять в сравнении предметов по размеру; закреплять правила сервировки стола. | |
«Маша и медведь» | Развивать умение показывать знакомую сказку на фланелеграфе; обогащать словарь детей; развивать ориентировку детей в пространстве; закреплять знание предметов интерьера избы. | |
«Идёт коза рогатая» | Познакомить детей с новым обитателем «избы» - козой Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием; рассказать о пользе козы для человека. | |
Март | «В гости к Хозяюшке» | Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста. |
«Приди, весна, с радостью» | Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички «Ласточка, ласточка», «Грачи-киричи»; познакомить детей с традицией печь «жаворонков». | |
«Трень-брень, гусельки» | Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; развивать умение слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно; развивать интерес к русской народной музыке. |
«В гости к бабушке Загадушке» | Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т.д.); активизировать мыслительную деятельность в процессе игры; упражнять в выразительной интонации при звукоподражании; воспитывать любовь и бережное отношение к животным. | |
Апрель | «Сорока-белобока кашу варила» | Познакомить детей с новым предметом русского обихода - глиняным горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари; продолжать развивать умение выразительно рассказывать знакомую потешку. |
«Репка» | Формировать умение рассказывать сказку по серии картинок; развивать активную речь детей; подготовить детей к инсценированию сказки. | |
«Во дворе у бабушки» | Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества; активизировать словарный запас детей; уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, загадки, считалки и т.д.), их назначением, закрепляем умение громко и четко произносить их. | |
«Курочка Ряба» | Познакомить детей с оригинальным текстом сказки; развивать память, речевую активность детей; рассказать о традиции красить яйца на Пасху; воспитывать любовь к Родине. | |
Май | «Солнышко, нарядись, красное, покажись» | Развивать умение выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце; формируем у детей навык создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную речь детей; воспитывать любовь к родной природе. |
«Кто в тереме живёт» | Напомнить детям содержание сказки; развиваем умение отгадывать загадки о животных; развивать память, творческое воображение. | |
«Ярмарка» | Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи; учить запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке; развивать память, речь детей. | |
«Сказки водят хоровод» | Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь, пополнять и активизировать словарь детей; помочь детям вспомнить знакомые сказки; вызывать у детей желание пересказывать знакомую сказку, подсказывать нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов правильно; воспитывать любовь к устному народному творчеству. |
На все случаи жизни применяем потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок… »; «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись… » и «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка … ».
Для развития мелкой моторики используются такие игры как «Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять внучат», или:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья!
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…»
При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд… »
Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».
Список используемой литературы и интернет ресурсов:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования;
- Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, №8, 2008 г. - С. 20-23;
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений// Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 г.
- Князева О. Л.Парциальная программа. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. - Спб.: Акцидент, 1997 г.
- Н.Ф. Виноградова «Наша Родина». М., Просвещение, 2002
- А.Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
- Е.И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников». М., Просвещение, 2007.
- Сайт nsportal.ru. maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста"
В этой статье я описываю свой личный опыт в воспитании маленьких патриотов нашей Родины через устное народное творчество. Подробно описываю какие трудности возникают при соприкосновении с русским фоль...

«Значение фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Обобщение личного опыта...
«Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Мельниковой Натальи Юрьевны
Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей. В словаре В.И. Даля значение слов...

Методическая разработка по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"
Методическая разработка воспитателя Родионовой Евгении Викторовны по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"...

Значение фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России....

«Значение фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Патриотизм - любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизм как природное чувство соединяется с его нравственным значением&raqu...

Консультация для воспитателей: "Значение фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста."
Фольклор является средством воспитания детей младшего дошкольного возраста....