Методическая тема "Использование фольклора в патриотическом воспитании детей младшего возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Кожевина Снежана Иннокентьевна

Пояснительная записка

 Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

     Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих детей. Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Прошлое, потому  что весь опыт человечества в целом и личный опыт воспитания мы апробируем на детях. Вся мудрость веков заложена в фольклоре. Дети являются носителями этого огромного багажа, дабы передать его новым поколениям.

     Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка, овладении навыками правильной речи; изучении малых поэтических фольклорных форм, воспитании у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Цель: Познакомить детей с фольклором. Формировать у ребенка личностную позицию наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить детей с народным фольклором: колыбельные песни, потешки, игры-забавы, сказки и т. д.
  • знакомить детей с частями тела и лица, названиями членов семьи, некоторыми природными явлениями через фольклорные произведения, народные игры и игры – забавы.
  • знакомить с русскими народными подвижными играми.

Развивающие:

  • формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, связной речи, интереса к художественной литературе.
  • развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоционально-положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых;
  • развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;
  • развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного
  • развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности детей;

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
  • воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким посредством слушания фольклорных произведений.
  • воспитывать любовь в семье, родной местности, малой родине в процессе слушания и исполнения фольклорных произведений, сказок народных игр.
  • освоение ребенком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении.

Предполагаемый результат работы с детьми: знакомство с фольклором обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка, овладении навыками правильной речи; изучении малых поэтических фольклорных форм, воспитании у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Предполагаемый результат самообразования: приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере. Пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.

Формы самообразования:

  • Чтение методической, педагогической литературы по теме самообразования.
  • Изучить педагогический опыт в сети Интернет по теме самообразования.
  • Подготовить практический и наглядно - иллюстративный материал.
  • Провести анализ проделанной работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование работы по самообразованию и методической теме образовательной деятельности

Педагога Кожевиной Снежаны Иннокентьевны

группы младшего возраста

на 2024 – 2025 учебный год

Название методической темы: «Использование фольклора в патриотическом воспитании детей младшего возраста».

Пояснительная записка

 Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

     Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих детей. Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Прошлое, потому  что весь опыт человечества в целом и личный опыт воспитания мы апробируем на детях. Вся мудрость веков заложена в фольклоре. Дети являются носителями этого огромного багажа, дабы передать его новым поколениям.

     Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка, овладении навыками правильной речи; изучении малых поэтических фольклорных форм, воспитании у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Цель: Познакомить детей с фольклором. Формировать у ребенка личностную позицию наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. 

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить детей с народным фольклором: колыбельные песни, потешки, игры-забавы, сказки и т. д.
  • знакомить детей с частями тела и лица, названиями членов семьи, некоторыми природными явлениями через фольклорные произведения, народные игры и игры – забавы.
  • знакомить с русскими народными подвижными играми.

Развивающие:

  • формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, связной речи, интереса к художественной литературе.
  • развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоционально-положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых;
  • развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;
  • развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного
  • развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности детей;

Воспитательные: 

  • воспитание патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
  • воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким посредством слушания фольклорных произведений.
  • воспитывать любовь в семье, родной местности, малой родине в процессе слушания и исполнения фольклорных произведений, сказок народных игр.
  • освоение ребенком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении.

Предполагаемый результат работы с детьми: знакомство с фольклором обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка, овладении навыками правильной речи; изучении малых поэтических фольклорных форм, воспитании у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Предполагаемый результат самообразования: приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере. Пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.

Формы самообразования:

  • Чтение методической, педагогической литературы по теме самообразования.
  • Изучить педагогический опыт в сети Интернет по теме самообразования.
  • Подготовить практический и наглядно - иллюстративный материал.
  • Провести анализ проделанной работы.

Перспективный план работы

Месяц

Тема игры

Программное содержание, дидактическая задача

Сентябрь

«Милости просим, гости дорогие»

Познакомить детей с «избой» и её хозяйкой; развиваем умение внимательно слушать, воспринимать и запоминать песенки - потешки.

«Петушок - золотой гребешок»

Познакомить детей с обитателем избы - Петушком; рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей.

«Как у нашего кота»

Познакомить детей с обитателем «избы» - котом Васькой; заучить потешку «Как у нашего кота…»; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора.

Октябрь

Чтение потешек «Кисонька-мурысонька», «Пошёл котик на торжок»

Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; развивать умение воспроизводить слова текста интонационно выразительно: ласково в обращении к котику и укоризненно в словах «Не ешь одна» при обращении к кисоньке; воспитывать нравственные чувства по отношению к другим.

«Мы ходили в огород»

Уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов: «овощи», «огород», «грядки», «твердая», «круглая», «продолговатая»; учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

Семья Петушка

Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка, у него пышный хвост с ярким оперением); курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой). Формировать умение у детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним; развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином.

«Колобок»

Напомнить детям содержание сказки «Колобок»; развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки; развивать эмоциональность, выразительность речи.

Ноябрь

«Ходит сон близ окон»

Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями; развивать умение петь колыбельные тихо, ласково; развивать память, активную речь детей.

«Водичка, водичка, умой моё личико»

Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться; развивать умение выразительно рассказывать потешку «Водичка, водичка…»; воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте, опрятности.

«С гуся вода, а с Ванечки худоба»

Повторение потешки и знакомых колыбельных; закреплять последовательность действий при укладывании спать; закреплять умение петь колыбельные тихо, ласково; закрепить предназначение люльки и умывальника в «избе».

«Заюшкина избушка»

Напомнить детям содержание сказки; развивать умение выразительно инсценировать сказку; познакомить детей с русской народной игрой «Зайки».

Декабрь

«Девочка и лиса»

Познакомить детей со сказкой "Снегурушка и лиса"; подготовка к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с игрой «Кто позвал?»; развивать слуховое внимание.

«Уж ты, зимушка-зима»

Обогащать словарь детей: «тулуп», «рукавицы», «валенки», «шаль»; познакомить с особенностями русской зимней одежды; воспитывать любовь к России, развивать память.

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Познакомить детей с самоваром, его предназначением; рассказать детям о традиции чаепития; воспитывать желание и умение помогать старшим.

«Сундучок Деда Мороза»

Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию; развивать память, воображение; создать настроение приближающегося праздника.

Январь

«Пришла коляда - открывай ворота»

Познакомить детей с праздником Рождеством; разучить рождественские колядки; познакомить детей с традицией выпекания рождественского печенья  «козулей».

«Весёлые ложки»

Формировать умение отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); развивать общие речевые умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса.

«Хозяйкины помощницы»

Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, утюгом; рассказать об их предназначении; развивать умение сравнивать предметы старины с современными, находить сходства и различия; воспитывать желание помогать взрослым.

«Половичку курочка веничком метёт»

Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам; воспитывать желание оказывать посильную помощь.

Февраль

«Масленица годовая - наша гостьюшка дорогая»

Познакомить детей с праздником Масленица; рассказать, как его праздновали в старину; развивать речевую активность детей; воспитывать любовь к Родине.

«Три медведя»

Напомнить детям содержание сказки; упражнять в сравнении предметов по размеру; закреплять правила сервировки стола.

«Маша и медведь»

Развивать умение показывать знакомую сказку на фланелеграфе; обогащать словарь детей; развивать ориентировку детей в пространстве; закреплять знание предметов интерьера избы.

«Идёт коза рогатая»

Познакомить детей с новым обитателем «избы» - козой Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием; рассказать о пользе козы для человека.

Март

«В гости к Хозяюшке»

 Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.

«Приди, весна, с радостью»

Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички «Ласточка, ласточка», «Грачи-киричи»; познакомить детей с традицией печь «жаворонков».

«Трень-брень, гусельки»

Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; развивать умение слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно; развивать интерес к русской народной музыке.

«В гости к бабушке Загадушке»

Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т.д.); активизировать мыслительную деятельность в процессе игры; упражнять в выразительной интонации при звукоподражании; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Апрель

«Сорока-белобока кашу варила»

Познакомить детей с новым предметом русского обихода - глиняным горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари; продолжать развивать умение выразительно рассказывать знакомую потешку.

«Репка»

Формировать умение рассказывать сказку по серии картинок; развивать активную речь детей; подготовить детей к инсценированию сказки.

«Во дворе у бабушки»

Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества; активизировать словарный запас детей; уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, загадки, считалки и т.д.), их назначением, закрепляем умение громко и четко произносить их.

«Курочка Ряба»

Познакомить детей с оригинальным текстом сказки; развивать память, речевую активность детей; рассказать о традиции красить яйца на Пасху; воспитывать любовь к Родине.

Май

«Солнышко, нарядись, красное, покажись»

Развивать умение выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце; формируем  у детей навык создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную речь детей; воспитывать любовь к родной природе.

«Кто в тереме живёт»

Напомнить детям содержание сказки; развиваем умение отгадывать загадки о животных; развивать память, творческое воображение.

«Ярмарка»

Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи; учить запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке; развивать память, речь детей.

«Сказки водят хоровод»

Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь, пополнять и активизировать словарь детей; помочь детям вспомнить знакомые сказки; вызывать у детей желание пересказывать знакомую сказку, подсказывать нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов правильно; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

     На все случаи жизни применяем потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок… »; «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись… » и «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка … ».

     Для развития мелкой моторики используются такие игры как «Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять внучат», или:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья!

     С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…»

     При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд… »

     Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».

Список используемой литературы и интернет ресурсов:

  • Федеральная образовательная программа дошкольного образования;
  • Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, №8, 2008 г. - С. 20-23;
  • Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений// Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 г.
  • Князева О. Л.Парциальная программа. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. - Спб.: Акцидент, 1997 г.
  • Н.Ф. Виноградова «Наша Родина». М., Просвещение, 2002
  • А.Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
  • Е.И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников». М., Просвещение, 2007.
  • Сайт  nsportal.ru.  maam.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста"

В этой статье я описываю свой личный опыт в воспитании маленьких патриотов нашей Родины через устное народное творчество. Подробно описываю какие трудности возникают при соприкосновении с русским фоль...

«Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Мельниковой Натальи Юрьевны

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей. В словаре В.И. Даля значение слов...

Методическая разработка по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"

Методическая разработка воспитателя Родионовой Евгении Викторовны по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"...

Значение фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России....

«Значение фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Патриотизм - любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизм как природное чувство соединяется  с его нравственным значением&raqu...

Консультация для воспитателей: "Значение фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста."

Фольклор  является  средством воспитания детей младшего  дошкольного возраста....