Семинар – практикум для педагогов «Играем пальчиками»
классный час (средняя группа)

Кондратьева Людмила Александровна

Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Оборудование: пальчиковые игры «Пальцеход», «Нитяные узоры», шнуровки, «Сухой бассейн»(с разными наполнителями: крупа, зернобобовые), театральные костюмы, сарафаны, кокошники, театральная студия, аудиозапись.

 

Ход семинара:

Беседа с педагогами. Вопросы:

  1. Занимались ли Вы с детьми пальчиковой гимнастикой? Как?
  2. Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?
  3. Как вы играете с пальчиками Ваших детей?

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

- На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

Пальчиковая гимнастика:

  • Способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • Помогает развивать речь ребенка;
  • Повышает работоспособность коры головного мозга;
  • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
  • Снимает тревожность.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзию. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Что же относится к детскому фольклору?

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Например: «Сорока белобока».

Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например: «Солнышко - ведрышко»

Солнышко – вёдрышко, (растопырить пальцы обеих рук)

Выгляни в окошко, (изобразить «Окошко»)

Твои детки пляшут, (шевелить пальчиками)

По камушкам скачут. (стучать пальчиками по столу)

Прибаутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.

Давайте и мы с вами поиграем:

- Движение самомассажа:

- Потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание её на лицо мягкими ладонями;

- Постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.

- Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих).

- Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем – без помощи другой руки.

Например: «Этот пальчик »

Этот пальчик хочет спать,

(загибание пальцев, начиная с мизинца)

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик – давно спит.

(Большой палец уже загнут)

Тише, тише не шумите,

Наши пальчики не будите.

Встали пальчики! Ура!

В детский сад идти пора!

(Растопырить пальцы и пошевелить ими)

Хлопки: - обычные; - хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая; - хлопки ладонями, сложенными чашечками;

Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связанно с умственным развитием детей, развитием их речи.

Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, я учу детей на материале детского фольклора разнообразным выразительным движением (как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыкант играет на балалайке и так далее).

В заключении хочется отметить, что детям фольклор близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Игры с цветом для дошкольников"

Ознакомление педагогов с разнообразием игр, направленных на: ознакомление детей с основными цветами; закрепление и обогащение представлений о цветах и оттенках окружающих предметов и объект...

семинар-практикум для педагогов "Игры сближающие малышей друг с другом и с воспитателем"

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула ка...

Семинар-практикум для педагогов "Игры и упражнения по театрализованной деятельности в детском саду"

Семинар-практикум направлен на передачу педагогического опыта в работе с детьми по театрализованной деятельности....

Презентация семинар-практикум для педагогов "Играем в подвижные игры"

Презентация подготовлена к семинару для педагогов....

Семинар-практикум для педагогов "Игры, которые лечат"

Игры, направленные на снятия напряжения, расслабление. Игры, способствующие коррекции упрямства, негативизма и агрессии. Игры, направленные на коррекцию страхов....

Логопедический семинар-практикум для педагогов «Игры с водой для развития речи»

Игры с водой направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизи...

Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"...