«Применение фольклора в образовательной деятельности по воспитанию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду».
методическая разработка (младшая группа)

Фольклор играет важнейшую роль в развитии детей. Он не только развивает устную речь малыша, но и позволяет обучить его нравственным нормам, социализировать. Общение с народной культурой делает ребёнка добрым, чутким, мудрым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фольклор в раннем возрасте19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 469 г. Челябинска»

454028, г. Челябинск, ул. 40-летия Победы ,41 а, тел./факс:(8-351) 795-91-92,

e-mail: class="c2">

Семинар.

Тема: «Применение фольклора в образовательной деятельности

по воспитанию культурно-гигиенических навыков

и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста

в повседневной жизни в детском саду».

Выполнила: учитель-логопед Бойченко Гульнара Раисовна

г.

«Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка»

К.И.Чуковский.

Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». А. П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи». Эти же вопросы — в центре внимания многих других исследователей (Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, О. С. Ушакова, А. Я. Шибицкая, др.).

Таким образом, исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки, сказки, загадки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста

Потешка элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или «Ладушки»), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. При выборе потешек, надо обращать внимание на то, чтобы они были с чётким ритмом, коротенькие и простые, побуждали к действию. Словарный запас детей этого возраста еще не велик, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Ритмичный текст потешек побуждают детей к движению, создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать её вместе с воспитателем, активизируя свою речь. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает взрослый ребёнку.

Пословицы и поговорки- обычно поучают чему-либо.

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Загадка - интересный жанр фольклора. Придумывание и отгадывание загадок оказывает очень сильное влияние на развитие речи детей. Загадка обогащает детскую речь. Разгадывание загадок делает ум ребёнка гибким, позволяет анализировать, учит делать самостоятельные выводы.

Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Сказки и сказания являются обязательными спутниками раннего детства. Сказка просто необходима для гармоничного развития ребёнка. Проживая сюжет сказки, ребёнок эмоционально развивается, учится, сопереживать персонажам, огорчаться, радоваться. Рассказывание сказок просто необходимо для жизни ребёнка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире. Сказки учат различать добро и зло, глупость и жадность, трусость и храбрость. Их можно читать, смотреть, рисовать, инсценировать и т. д.

Большое значение для развития словаря и активизации речи имеет и пальчиковая гимнастика с использованием потешек.

Многие жанры народного творчества доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легко входит в окружающий его мир, ощущает прелесть родной природы, усваивает представления о красоте, добре, морали.

Фольклор играет важнейшую роль в развитии детей. Он не только развивает устную речь малыша, но и позволяет обучить его нравственным нормам, социализировать. Общение с народной культурой делает ребёнка добрым, чутким, мудрым.

Работая в группе с детьми раннего возраста (с 2 до 3 лет), я на практике убедилась в том, что народное творчество (фольклор) является действительно незаменимым средством нравственного воспитания детей. Во-первых, оно близко к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках героев произведений, которые неоднократно совершал сам ребёнок. Во-вторых, в произведениях воссоздаётся конкретная образная ситуация, что сближает её с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер. В-третьих, художественное, поэтическое слово вызывает у ребёнка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чём рассказывает произведение. Малыши искренне переживают за героев и оценивают их поступки и действия, присваивают себе опыт этих героев. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия самих детей. Я использую чтение потешек практически во всех режимных моментах (это и утренняя гимнастика, и прием пищи, и одевание-раздевание, мытье рук, причесывание, укладывание спать и, конечно, игра). Это благотворно влияет на общение с детьми, создает положительный эмоциональный фон. Содержание произведений народного творчества многозначно, и поэтому на него можно опираться при решении многих задач воспитания и обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Игры для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду"

Данная консультация поможет родителям и их малышам  легче пройти период адаптации. В данном материале показаны игры, которые могут успешно применяться не только в период адаптации, но и как самос...

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста...

Презентация. Фото-отчет. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста.

Презентация. Фото-отчет. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста....

Буклет "Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста"

Информационный материал для родителей по теме формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста...

СЕМИНАР Тема: «Организация занятия: выбор педагогом содержания и педагогически обоснованных методов образовательной деятельности по воспитанию КГН и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста в повседневной жизни

Успешное овладение культурно-гигиеническими навыками является неотъемлемой частью формирования общей культуры человека. Знакомство с гигиеной и культурой поведения начинается в семье с первых дней жиз...