Рабочая программа по кружковой работе «Пластинография» 2 младшая группа
рабочая программа (младшая группа)

Ерёменко Лариса Габиловна

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сило рук. Занятие пластилинографией способствует таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhok_plastilinografiya_.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное   учреждение

детский сад № 31

городского округа города Райчихинска

Амурской области

Принято:                                                                                                                            Утверждаю:

на Педагогическом совете                                                                                                Заведующая МАДОУ №31                

протокол №_________                                                                                                       _________ О.В. Морозова                                                                                                                        

от«___»_____________2024 г.                                                                                        «___»_____________2024 г.

Рабочая программа

по кружковой работе «Пластинография»

на 2024 – 2025 учебный год

Возраст детей: 3 – 4 года.

Срок реализации программы – 8 месяцев

Составила: Ерёменко. Л. Г.

2024 год

Пояснительная записка

В современном мире воспитатели и  специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти, мелкой моторики. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Следовательно, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться в школе письму или счёту, а так же то  новому – например, иностранные языки.. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по пластилинографии так же весьма актуальна, так как именно пластилинография способствует развитию сенсомоторики – чему согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментом  -  стека. На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструмент и работать им).

Пластилиновая живопись — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие пластилиновая живопись  имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин, если мы бы рисовали масляными красками, а также  картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии или «живописи»  является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).

Данная техника хороша тем, что она доступна всем и детям младшего дошкольного возраста, и  детям старшего школьного возраста и конечно же взрослым людям. Эта техника  позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество не только  детей, но и самих взрослых, делает его более увлекательным и интересным.  А заинтересовать детей это самое важное при работе с ними.

Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию.

Полученные   результаты  и  сам  процесс  работы  раскрывают  творческие способности  ребенка, делают  детский  мир красочнее и духовно  богаче.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.    Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные области:  «Познание»,  «Коммуникация», «Художественно-эстетическая», «Художественная  литература»,  тесно переплетаются с жизнью детей, с той  образовательной,  игровой деятельностью, которую они осуществляют постоянно.

Такое построение занятий по ”Пластилинографии” способствует более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти ребёнка.

В интересной игровой форме обогащается словарный запас детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.

Сенсорное развитие так же  занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в их творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием пластилинографии   в  образовательной  программе с  дополнительным количеством        времени  по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. Также данная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка  с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Программа дополнительного образования

Цель программы        

Цель: развитие ручной моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии и пластилиновой живописи.

Задачи:

- передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии и пластилиновой живописи;

- освоить  простейшие действия с пластилином – раскатывание,  сплющивание, вытягивание, размазывание;

- формировать  умения  детей обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;

- вырабатывать навыки аккуратной работы с пластилином;

- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;

- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;

- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

- формировать художественно-эстетический вкус детей;

Решаются разнообразные технические   и  воспитательные задачи.

- Научиться не выходить за контур рисунка;

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;

- Использовать несколько цветов пластилина;

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.);

- Научиться пользоваться инструментом -  стека;

- Научиться доводить дело до конца;

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы;

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;

- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий;

- Научиться действовать по образцу воспитателя;

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя;

- Самостоятельно решать творческие задачи;

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы  и  атрибуты для его осуществления.

Принципы работы 

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе занятий по пластилинографии.

 

Этапы работы

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

- Освоить прием надавливания;

- Освоить прием вдавливания;

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца;

- Освоить правильную постановку пальца;

- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками;

- Научиться работать на ограниченном пространстве.

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

- Научиться не выходить за контур рисунка;

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;

- Использовать несколько цветов пластилина;

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.);

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой;

- Научиться доводить дело до конца;

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы;

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;

- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий;

- Научиться действовать по образцу воспитателя;

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребёнком:

- Самостоятельно решать творческие задачи;

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы;

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной  литературы, пальчиковая гимнастика).

2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

По количеству детей участвующих в занятии – групповая.

По дидактической цели - комбинированные формы занятий.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май, длительностью.

 для детей младшей группы – 15 минут;

 

Условия реализации программы

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей: - способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей; - способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.

Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). Такое построение занятий  способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети реализуют познавательную активность.

Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми.

Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. В ходе занятий дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми; появляются элементарные математические представления о счете, размере, величине; развиваются сенсорные эталоны.

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики.

У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др. Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста.

Так – же данная программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в дошкольном возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала.

Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов: - несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе. - в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна. Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:  Для работы использовать плотный картон.  Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин.  На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать доска или клеенка, салфетка для рук.

Ожидаемые результаты.

Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография" проходят в виде смотров-выставок в каждой группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми 3-4 года :

месяц

№ занятия

тема

сентябрь

1

Знакомство со свойствами пластилина

2

Зернышки для курочки

3

Зеленые и жёлтые горошины (лимон)

4

Яблочки румяные

октябрь

1

Осенняя берёзка

2

Дождик капает из тучки

3

Солнышко

4

Зелёные огурчики

ноябрь

1

Овощи на тарелке

2

Фрукты в вазе

3

Бусы для мамочки

4

Клубочки для котенка

декабрь

1

Дерево в снегу

2

Снежинка

3

Снеговик

4

Елка новогодняя огоньками светится

январь

1

------------

2

Домик для Зайки

3

Звездное небо

4

Пирамидка

февраль

1

Аквариум: водоросли

2

Аквариум: улитка

3

Аквариум: камешки

4

Аквариум: рыбка

март

1

Цветы для мамы

2

Украсим кукле платье

3

Заборчик для козлят

4

Птичка - невеличка

апрель

1

Сорока – белобока (коллективная работа)

2

Набухают почки – распускаются листочки

3

Гусеница

4

Божья коровка, улети на небо

май

1

Салют

2

Радуга - дуга

3

Бабочка

4

Травушка - муравушка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе «Разноцветные пальчики»

Пояснительная запискаДошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовы...

Программа по кружковой работе 1 младшая группа "Радужный мир"

Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал , - «ранний возраст сензитивен во всем»....

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе «hолонго»

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творче...

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творче...