Рабочая программа по кружковой работе «Пластинография» 2 младшая группа
рабочая программа (младшая группа)
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сило рук. Занятие пластилинографией способствует таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад № 31
городского округа города Райчихинска
Амурской области
Принято: Утверждаю:
на Педагогическом совете Заведующая МАДОУ №31
протокол №_________ _________ О.В. Морозова
от«___»_____________2024 г. «___»_____________2024 г.
Рабочая программа
по кружковой работе «Пластинография»
на 2024 – 2025 учебный год
Возраст детей: 3 – 4 года.
Срок реализации программы – 8 месяцев
Составила: Ерёменко. Л. Г.
2024 год
Пояснительная записка
В современном мире воспитатели и специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти, мелкой моторики. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Следовательно, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться в школе письму или счёту, а так же то новому – например, иностранные языки.. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по пластилинографии так же весьма актуальна, так как именно пластилинография способствует развитию сенсомоторики – чему согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментом - стека. На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструмент и работать им).
Пластилиновая живопись — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие пластилиновая живопись имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин, если мы бы рисовали масляными красками, а также картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии или «живописи» является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).
Данная техника хороша тем, что она доступна всем и детям младшего дошкольного возраста, и детям старшего школьного возраста и конечно же взрослым людям. Эта техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество не только детей, но и самих взрослых, делает его более увлекательным и интересным. А заинтересовать детей это самое важное при работе с ними.
Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию.
Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическая», «Художественная литература», тесно переплетаются с жизнью детей, с той образовательной, игровой деятельностью, которую они осуществляют постоянно.
Такое построение занятий по ”Пластилинографии” способствует более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти ребёнка.
В интересной игровой форме обогащается словарный запас детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.
Сенсорное развитие так же занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в их творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием пластилинографии в образовательной программе с дополнительным количеством времени по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. Также данная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Программа дополнительного образования
Цель программы
Цель: развитие ручной моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии и пластилиновой живописи.
Задачи:
- передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии и пластилиновой живописи;
- освоить простейшие действия с пластилином – раскатывание, сплющивание, вытягивание, размазывание;
- формировать умения детей обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
- вырабатывать навыки аккуратной работы с пластилином;
- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
- формировать художественно-эстетический вкус детей;
Решаются разнообразные технические и воспитательные задачи.
- Научиться не выходить за контур рисунка;
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;
- Использовать несколько цветов пластилина;
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.);
- Научиться пользоваться инструментом - стека;
- Научиться доводить дело до конца;
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы;
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий;
- Научиться действовать по образцу воспитателя;
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя;
- Самостоятельно решать творческие задачи;
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы и атрибуты для его осуществления.
Принципы работы
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе занятий по пластилинографии.
Этапы работы
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед ребёнком:
- Освоить прием надавливания;
- Освоить прием вдавливания;
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца;
- Освоить правильную постановку пальца;
- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками;
- Научиться работать на ограниченном пространстве.
Этап № 2. Основной
Задачи перед ребёнком:
- Научиться не выходить за контур рисунка;
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;
- Использовать несколько цветов пластилина;
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.);
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой;
- Научиться доводить дело до конца;
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы;
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий;
- Научиться действовать по образцу воспитателя;
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.
Этап № 3. Итоговый
Задачи перед ребёнком:
- Самостоятельно решать творческие задачи;
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы;
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).
2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность.
3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
По количеству детей участвующих в занятии – групповая.
По дидактической цели - комбинированные формы занятий.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май, длительностью.
для детей младшей группы – 15 минут;
Условия реализации программы
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей: - способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей; - способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.
Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). Такое построение занятий способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети реализуют познавательную активность.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.
Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми.
Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. В ходе занятий дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми; появляются элементарные математические представления о счете, размере, величине; развиваются сенсорные эталоны.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики.
У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др. Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста.
Так – же данная программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в дошкольном возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала.
Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов: - несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе. - в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна. Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям: Для работы использовать плотный картон. Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать доска или клеенка, салфетка для рук.
Ожидаемые результаты.
Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография" проходят в виде смотров-выставок в каждой группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми 3-4 года :
месяц | № занятия | тема |
сентябрь | 1 | Знакомство со свойствами пластилина |
2 | Зернышки для курочки | |
3 | Зеленые и жёлтые горошины (лимон) | |
4 | Яблочки румяные | |
октябрь | 1 | Осенняя берёзка |
2 | Дождик капает из тучки | |
3 | Солнышко | |
4 | Зелёные огурчики | |
ноябрь | 1 | Овощи на тарелке |
2 | Фрукты в вазе | |
3 | Бусы для мамочки | |
4 | Клубочки для котенка | |
декабрь | 1 | Дерево в снегу |
2 | Снежинка | |
3 | Снеговик | |
4 | Елка новогодняя огоньками светится | |
январь | 1 | ------------ |
2 | Домик для Зайки | |
3 | Звездное небо | |
4 | Пирамидка | |
февраль | 1 | Аквариум: водоросли |
2 | Аквариум: улитка | |
3 | Аквариум: камешки | |
4 | Аквариум: рыбка | |
март | 1 | Цветы для мамы |
2 | Украсим кукле платье | |
3 | Заборчик для козлят | |
4 | Птичка - невеличка | |
апрель | 1 | Сорока – белобока (коллективная работа) |
2 | Набухают почки – распускаются листочки | |
3 | Гусеница | |
4 | Божья коровка, улети на небо | |
май | 1 | Салют |
2 | Радуга - дуга | |
3 | Бабочка | |
4 | Травушка - муравушка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе «Разноцветные пальчики»
Пояснительная запискаДошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовы...

Программа по кружковой работе 1 младшая группа "Радужный мир"
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал , - «ранний возраст сензитивен во всем»....

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе «hолонго»
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творче...

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творче...