Рабочая программа по кружковой работе 1 младшая группа.
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программа
кружковой деятельности
«Радужный мир»
(по сенсорному развитию
детей раннего возраста)
Группа « Осьминожки»
Воспитатели: Мельниченко Н.М
Курбакова Е.В.
\
Содержание
- Целевой раздел
- Актуальность
- Цель и задачи рабочей программы
- Принципы организации кружковой работы
- Ожидаемые результаты
- Содержательный раздел
- Основные этапы разработки и реализации
- Структура и содержание программы
- Календарно-тематический план
- Список литературы
Пояснительная записка
- Актуальность
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал , - «ранний возраст сензитивен во всем».
В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как , Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. Тихеева, . Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.
- Цель и задачи рабочей программы
Цель – обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи:
Образовательные:
- развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
- учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
- обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный».
Развивающие:
- развивать мелкую моторику.
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
- Принципы организации образовательного процесса
В основу программы положены принципы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.
Погружение каждого ребёнка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.
Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребёнка создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребёнка, ребёнка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребёнка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребёнка и группы в целом.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип научности. Заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов.
- Ожидаемые результаты:
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Содержательный раздел
2.1. Основные этапы разработки и реализации
Первый этап (организационный) Подбор и изучение литературы.
Второй этап (практический)
- Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста
- Составление консультации для родителей и воспитателей по проблемам сенсорного развития детей раннего возраста.
- Разработка программы для детей раннего возраста.
- Непосредственная работа с детьми.
Третий этап (обобщающий) - подведение итогов работы. В мае - итоговую диагностику по сенсорному развитию детей раннего возраста по Николаевой Т.В. Анализ результатов.
2.2. Структура и содержание программы
Программа «Радужный мир» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей раннего возраста.
Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
- На восприятие формы;
- На целенаправленное развитие восприятия цвета;
- На восприятие качеств величины;
- На количество предметов;
- На развитие речи, мышления;
- На развитие первоначальных представлений о природе;
В начале и конце года проводится диагностика развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста (приложение 1)
Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю (1 неделя изучение, 2-4 недели закрепление). Занятия проводятся в группах (4-6 человек) соответствии с СанПиН - 10 мин. и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.
Каждое занятие состоит из трех частей:
- Вводная часть – 3-5 минут.
- Основная часть – 10-15 минут.
- Заключительная часть – 3-5 минут.
Форма организации детей – групповая, индивидуальная.
В занятие включены следующие элементы:
Развитие эмоций, создание положительного настроя на занятии:
- психогимнастика;
- сюрпризные моменты.
- «Чудесный мешочек»;
- «Волшебный сундучок».
Развития речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем:
- стихи;
- потешки;
- загадки;
- дидактические игры на развитие слухового внимания, подражания звукам, словам, игры типа лото;
- пальчиковая гимнастика.
Развитие движений, гимнастика:
- игры, развивающие координацию движений;
- физкультминутки;
- игры Монтессори;
- игры с водой, песком, крупами и пр
2.3. Календарно-тематический план
Месяц | Тема | Названия |
Сентябрь 1-2 недели | Диагностика | |
Сентябрь | Тема «Мой любимый детский сад». | 1.Пальчиковая гимнастика: «Солнышко» «Наш мизинчик утром встал », «Пальчики». 2.Игра с горохом или бобами (выложить игрушку). 3. Матрешки. Учить детей сопоставлять предметы по величине, развивать понимание слов большой, маленький. |
Октябрь | Тема «Овощи». | 1. Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты», «Хозяйка» 2. Дидактическая игра «Золушка» (с крупами). 3. Пирамидка. Учить детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький. |
Ноябрь | Тема «Осенние странички» | 1.Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Осенние листочки», «Вышел дождик погулять». 2. Разрезные картинки. Учить составлять по принципу целое, часть. 3. Занимательная коробка. Учить соотносить по образцу форму предмета к форме отверстия (шар, куб, круг, квадрат). |
Декабрь | Тема «Новый год у ворот». | 1. Пальчиковая гимнастика: «Подарки», «Ёлочка», «Наряжаем елочку». 2. Аппликация без наклеивания «Елочка». Учить соотносить геометрические фигуры к изображению. 3. Игра «Цветные забавы». Закреплять знание красного цвета, воспитывать вежливость. |
Январь | Тема «Зима» | 1. Пальчиковая гимнастика: «Снежок», «Мы во двор пошли гулять». 2. Дидактическая игра «Найди два одинаковых». 3. Игра «Большому зайчику – большую ложку». Продолжать учить выполнять задания на соотнесение предметов по величине (большой, маленький); Учить ориентироваться в 2 предметах более близких по величине. |
Февраль | Тема «Одежда, обувь, головные уборы». | 1. Пальчиковая гимнастика: «Волшебные шапочки», «Не плачь куколка моя». 2. Игра «Складываем кубики». Учить детей группировать предметы по цвету. 3. Игра «Помоги кукле Кате в красном платье найти ее игрушки». Учить находить красные игрушки при выборе из предметов различных цветов. |
Март | Тема «Весна». | 1. Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Солнышко». 2. Фигурки из цветных шнурков (Солнышко). 3. Игра «Маленькому мишутке – маленькую конфетку». Учить сравнивать предметы разной величины, приближая их друг к другу (сличая); выбирать по предлагаемому воспитателем образцу и слову предметы по размеру и называть их (большой, маленький). |
Апрель | Тема «Перелетные птицы». | 1. Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворока», «Птицка-невеличка». 2. Нанизывание бус разной формы. Учить чередовать предметы по форме, воспитывать желание делать приятное для других (кукол, собачек). 3. Игра «Сложи в коробку шарики». Учить сравнивать предметы разной величины, приближая их друг к другу (сличая); выбирать по предлагаемому воспитателем образцу и слову предметы по размеру и называть их (большой, маленький). |
Май | Тема «Фруктовый рай». | 1.Пальчиковая гимнастика: «Фрукты», «Апельсин», «В сад за сливами». 2. Аппликация без наклеивания «Неваляшка». Учить соотносить геометрические фигуры к изображению. 3. Игра «Машины едут в гаражи». Продолжать формировать умение различать и сравнивать предметы близкие по величине и называть их (большой, маленький). Учить различать величину предметов, независимо от формы и цвета, формировать обобщенное представление о предметах. |
Май 3- 4неделя | Диагностика |
3.Список литературы
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. Возраста/Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
- Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.
- Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада/Е.В.Зворыгина, Н.С.Карпинская, И.М.Кононова и др.; Под ред. С.Л.Новосёловой.- 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1985.- 144 е., 4 л. ил.
- Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983.- 144 е., ил.
- Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребёнка: Кн. для работников дома ребёнка/Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л.Фрухт, Л.Г.Голубева и др.; Сост. Э.Л.Фрухт.-М.: Просвещение, 1989.-192 е.: ил.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
- Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка/ Министерство здравоохранения СССР. - М., 1987.-108 с.
- Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов./Сост. Т.В.Галанова. Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров.- Ярославль: «Академия развития», 1997.- 240 е., ил.- (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
- Хазиева Р. К. 55 развивающих игр для малышей от года до трех. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 48 с.: ил. – (Серия «первые шаги»).
- Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения/Широкова Г.А.Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 256 е.- (Школа развития).
Приложение 1
Диагностика сенсорного воспитания детей раннего возраста
Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета. За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста были взяты методы диагностики психического развития детей, разработанные Аксариной Н. М., Печорой К. Л., Пантюхиной Г. В. и методика Николаевой Т.В. (2004 г.).
Оборудование:
- деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями - круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
- деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
- одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами;
- пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);
- пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;
- пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;
- цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;
- одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;
- три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.
Основные задания для детей 2-3 лет.
- Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
- Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
- Сложить трёхсоставную матрешку.
- Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
Проведение обследования.
Задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагается каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны сопровождаться естественными жестами.
При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрируется соответствующее действие, а затем ребёнок должен воспроизвести его. Если ребенок не справляется и в этом случае, то используется метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставляются фигуры в соответствующие прорези; собирается пирамидка с учётом величины колец; складывается разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагается действовать самостоятельно.
Оценка действий ребёнка.
По каждому заданию фиксируется:
- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания;
- способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;
- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);
Результаты исследования заносятся в сводную таблицу:
Знаком "+" отмечаются задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком "-" отмечаются задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:
- высокий уровень - 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;
- средний уровень - 3 выполненных задания;
- низкий уровень - 1-2 выполненных задания.
Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании:
Низкий уровень - ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.
Средний уровень - действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении - примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.
Высокий уровень - ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.
Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.
В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, производится оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кружковой работе во второй младшей группе.
Программа дополнительного образования«Разноцветные пальчики"(Художественно-эстетическое направление)...
Рабочая программа по кружковой работе в средней группе «Разноцветные пальчики»
Пояснительная запискаДошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовы...
Рабочая программа по кружковой работе 1 младшая группа.
Рабочая программа....
Рабочая программа кружковой работы младшей группы "Маленькие волшебники"
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей....
Рабочая программа по кружковой работе «Пластилиновое чудо» вторая младшая группа 2017-2018 год.
Рабочая программа по кружковой работа...
Рабочая программа по дополнительному образованию в ДОУ(кружковая работа) младшая группа 9.10.2022
Рабочая программа по дополнительному образованию в ДОУ(кружковая работа) младшая группа...
Рабочая программа по кружковой работе «Пластилиновое чудо» (вторая младшая группа
Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно- эстетической; по функциональному предназначению - художественно – прикладной; по форме организа...