Программа кружковой работы "Алтай тиллим"
рабочая программа

 АКЧИНОВА АЙАНА БОРОНБОЕВНА

 Приобщения ребенка к культуре других народов написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_altayskogo_kruzhka.docx334.36 КБ

Предварительный просмотр:

E:\АЙАНА\круж.jpg

Содержание

Ι. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………..3

1.1.1. Цели и задачи реализации программы …………………………………..3

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы …………………...5

1.1.3. Значимые для реализации программы характеристики ………………..6

1.1.4. Возрастные особенности развития детей ………………………………..6

1.2. Планируемые результаты освоения программы ………………………….6

1.3. Система оценки результатов освоения программы ………………………7

ΙΙ. Содержательный раздел……………………………………………………8

2.1. Описание образовательной деятельности ………………………………...9

2.2. Комплексно-тематическое планирование обучения алтайскому языку…………………………………………………………………………….14

ΙΙΙ. Организационный раздел

3.1. Этапы реализации программы …………………………………………….18

3.2. Формы обучения …………………………………………………………...18

3.3. План совместной деятельности …………………………………………...19

3.4. Формы подведения итогов реализации программы ……………………..20

3.5. Материально – техническое обеспечение программы …………………..20

3.5.1.  Технические средства обучения ………………………………………..20

3.5.2.  Программно-методическое обеспечение региональной программы …20

3.6 Список используемой  литературы…………………………………………22

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Программа  разработана в соответствии:
— ФГОС ДО N1155 от 17 октября 2013 г.,
— ФЗ «Об образовании в РФ» N273 от 29.12.2012,
— Конвенцией ООН о правах ребенка,

— Уставом МКОУ «Кош- Алачская СОШ им. Л.И. Тюковой»

        В качестве содержательного ориентира используется этнокультурная программа   дошкольного образования  РА «Мой Алтай»  Е. Н. Тобоевой  по ознакомлению детей  старшего дошкольного возраста с культурой алтайского народа и обучению алтайскому языку.

В Рабочей программе  отразилось  содержание образования детей

  от 5 – до 6 лет (старшая группа).

Программа разработана в соответствии с культурно-историческими подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста, сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Ее реализация основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования, строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми.

Программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей.

Программа реализуется вне занятий  – 35 часов в год . Проводится один раз в неделю во второй половине дня. Проводятся индивидуальные  и групповые занятия.

        Актуальность программы: о важности приобщения ребенка к культуре других народов написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.

1.1.1.Цели и задачи реализации программы

Цель программы — развитие духовно – нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

        Задачи программы по ознакомлению детей с национальной культурой алтайского  народа соотносятся с основной общеобразовательной программой ДОУ

        В программе задачи педагогической работы распределены по четырем направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.

Этнокультурный  компонент предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного учреждения:

  • В направлении «Физическое развитие» входит образовательная область «Физическое развитие», в котором заложено начало формирования здорового образа жизни. Все самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой алтайского  народа, является частью системы дошкольного образования.

  • В содержании направления «Социально-личностное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка на родном языке со взрослыми и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье, родному краю, Родине, как основа формирования самосознания. В этом направлении представлена образовательная  область  «Социально-коммуникативное развитие”.        

  • В содержании направления «Познавательно-речевое развитие» главным выступает развитие устойчивого интереса к алтайскому  языку, желание общаться на родном языке. Заложить основы правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи, определенного запаса лексических единиц помогут информационно-коммуникационные технологии, аудио-, видеозаписи, учебно-методический комплект, детская художественная литература. Специально обозначены задачи развития познавательного интереса в области ознакомления с историей, культурой, архитектурой, природой родного края. Интеграция национальных ценностей и системы образования – процесс постоянного совершенствования содержания дошкольного образования, его целей, ценностей, смысловых установок. В этом направлении представлены образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие».  

  • Основой правильной организации обучения  алтайскому  языку является система распределения учебного материала по тематическому принципу. Тематика занятий должна быть составлена с учетом интересов детей и быть близкой по содержанию к их повседневной жизни. Темы усложняются по мере взросления ребенка. В каждой новой теме изученный ранее материал переносится в новые контексты, новые ситуации, что обеспечивает гибкость приобретаемых способов выражения мыслей на втором языке. Необходимое требование к содержанию занятия — наличие языкового (лексико-грамматического) и речевого (коммуникативного) компонентов, связанных с определенной темой. Не менее важным является закрепление изученного материала в предметно- практических видах деятельности и в повседневной жизни детей.

Циклическое повторение тем проводится на протяжении всего дошкольного периода пребывания ребенка в детском саду.

  • Направление «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается  в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами национальной культуры. Включение национальной культуры в систему дошкольного образования осуществляется посредством педагогического потенциала элементов национальной культуры – музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных песен, народных танцев, игры. Это направление представляет образовательная область «Художественно-эстетическое развитие творчество». Реализация данного направления осуществляется в воспитании бережного отношения к семейным традициям; к национальным традициям; эстетическое восприятие памятников архитектуры, живописи, музыки.  

Непосредственно образовательная деятельность реализуется не на жестко регламентируемых занятиях, а через организацию различных видов деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм (проблемно-игровая ситуация, чтение художественной (познавательной) литературы, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, детское экспериментирование, проектная деятельность) выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы:

В процессе реализации программы детям сообщаются знания о быте, культуре, животном и растительном мире. В этом заключается принцип научности сообщаемых детям знаний.

Содержание программы разработано с учетом возможностей детей в условиях планомерного обучения и воспитания. По мере изменения возрастных особенностей детей усложняется и система обучения и воспитания. Таким образом, реализуется принцип сознательности, так как  учебный материал усваивается сознательно, активно, закрепляются   прочно, и дети могут свободно реализовать, полученные знания в повседневной жизни.

Программа имеет динамичный характер, обязывающий строить учебный процесс таким образом, чтобы обучающая  деятельность связывалось со всеми сторонами воспитательной работы возрастной  группы, что обуславливает принцип систематичности и последовательности моделирования данной программы.

Особенно важно соблюдение принципа наглядности, посредством которого детям предоставляется возможность, непосредственно знакомится  с объектом окружающей действительности или их изображением.

Темы занятий могут меняться в зависимости от задач в определенный период и в соответствии с высоким или низким уровнем усвоения программного материала. Обучение алтайскому языку проводится на коллективных занятиях. Полученные знания закрепляются в повседневной жизни. Данная программа заключает в себе большие возможности для развития лингвистических способностей детей.

1.1.3. Значимые для реализации программы характеристики:

        Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в семье; привитие любви и уважения к культурным ценностям и традициям своего народа, получение краеведческих сведений.

1.1.4. Возрастные особенности развития детей:

        В возрасте с пяти лет ребенок более уверен в своих силах, а его деятельность становится разнообразной. Это возраст характеризуется физической  активностью, потребностью в постоянном движении. Для ребенка характерна не только физическая, но и познавательная активность, психологи называют этот возраст «возраст почемучек».  В этом возрасте у ребенка углубляются знания о себе, об окружающих его людях, предметном и природном мире. Формируется социальная ориентация в области правил и норм культуры поведения, развивается эмоциональная отзывчивость и сочувствие к окружающим.

        Для детей старшего  дошкольного возраста характерно положительное отношение к себе. Уверенность в своих силах, открытость к внешнему миру. Он проявляет самостоятельность в разных видах  детской деятельности, в общении. Для ребенка 5 – 6 лет характерно то, что он обязательно хочет выиграть и часто меняет правила по ходу игры, чтобы получить преимущество. Показать свою значимость, самоутвердиться.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

        Наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально- экономической значимости, символике родного села; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного села, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Ребёнок 5-6 года должен знать:

- знать свой домашний адрес, адрес детского сада, название района.

- имеет представление о символике села.

- знает название близлежащих улиц.

- имеет представление о жизни и быте народа, населявших с. Кош- Агач.

- узнавать на фотографиях достопримечательности района и уметь рассказывать о них.

- знать профессии своих родителей, имена отчества родителей, традиции своей семьи.

- знать о природных особенностях нашего села (растения, животные, климат).

1.3. Система оценки результатов освоения программы

Метод диагностики: тестовые задания на выявление уровня знаний.
Навык сформирован - знает свое имя, фамилию; знает адрес детского сада, название своей улицы, района,  знает символику родного, страны и ее столицу, называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, называет разные виды транспорта;  знает и узнает флаг, герб, гимн Кош- Агача;  называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства Кош- Агача,   заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках, знает, кем и где работают родители.  
Навык на стадии формирования - знает свое имя, фамилию,  название страны, села, знает символику родного села; узнает флаг и герб Кош- Агача;  затрудняется назвать достопримечательности, улицы (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства с. Кош- Агач, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие,  анализирует поступки с помощью взрослого. 
Навык не сформирован - не знает названия своего района,  своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; плохо знает о достопримечательностях родного села,  названия улиц; не может назвать народные праздники,  природные богатства, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Диагностика по определению уровня усвоения программы.

Раздел

                Критерии

Начал

уч.год

Конец

уч.год

Представление о себе и своей семье

Знает свое имя и фамилию.

Знает имена отчества родителей, где и кем работают родители.

Знает домашний адрес.

Умеет назвать членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Знаком со своей родословной; может составить короткий рассказ о своей семье.

Представления о детском саде

Ориентируется в помещении детского сада, знает их названия и функции, знает адрес детского сада.

Имеет представление о профессиях сотрудников детского сада.

Представления о малой родине.

Знает улицы, площади своего района, знает название своего района.

Может назвать памятники.

Может назвать свое село, знает символику села.

Может назвать достопримечательности села по иллюстрациям: музеи и т.д.

Представление о культуре

Знаком с жизнью своих предков, с условием их быта и культурой.

Имеет представление о народных праздниках и традициях

Представление о географических компонентах

Могут назвать приметы по сезонам (изменили цвет листья, часто идет дождь, стало холодно, птицы улетают в теплые края и т.д.).

Знает о природных особенностях нашего района (растения, животные, климат)

  1. Содержательный раздел

        Структура программы построена в соответствии с особенностями освоения ребенком окружающего мира с себя, со своего внутреннего мира, к миру других окружающих его людей, предметов и природы. От маленького мира постепенно к большому миру. Поэтому программа имеет три блока: «Мой мир или я и все обо мне», «Мой мир и мир близких людей», «Я         в окружающем мире и мир во мне».

        1 блок – «Я» (Мой мир или я и все обо мне). Содержание этого блока предполагает ознакомление детей с традициями и обычаями алтайского народа, связанные с почитанием ребенка, как значимой личности и носителя культурного наследия своего народа.

        Воспитание эмоционально – положительного отношения ребенка к традиции имя наречения, к обычаям бережного отношения к ребенку как к значимой личности.

        Развитие умения отражать полученные представления в игровой, самостоятельной деятельности и в речи.

        2 блок – «Мы» (Мой мир и мир близких людей). Содержание блока состоит в освоении ребенком мира близких людей, ознакомление с понятием «мы» через традиции и обычаи народа, связанные с почитанием ребенка своих родителей, близких и других людей, выполнение нравственных норм и правил поведения и этикета в семье и в обществе.

        В данном блоке у ребенка воспитывается уважение к своей семье, понимание его значимости. Формирование интереса к окружающим его людям, соотнесение понимания своего состояния, настроения с чувствами других людей, взаимной заботы, проявления эмоционально – положительного отношения друг к другу. Понимание взаимопомощи, уважения друг другу.

        В блоке подобраны темы, которые позволяют ненавязчиво воспитывать уважение к традициям, связанным с семьей (гостеприимства, бережного отношения к родному дому, к труду в семье и т. д.)

        С целью формирования навыков приобщения к миру социальных отношений в данном разделе подобрано содержание материала таким образом, чтобы ребенок понимал, что вторым домом человека может быть детский сад, близкие люди – воспитатели, сверстники.

        3 блок – «Все» («Я в окружающем мире и мир во мне»).

        Содержание данного блока предполагает освоение ребенком окружающего мира (быта, труда людей, творчества народа, природы). Обогащение знаний ребенка о них как о важных жизнеобеспечивающих явлениях через традиции и обычаи народа, связанные с почитанием окружающего мира. Создавать возможности для приобщения детей к ценностям культуры, развития бережного, ответственного отношения его к окружающей природе, рукотворному миру и труду людей.

        

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях

 

В программе задачи  обучения алтайскому языку распределены по образовательным областям

Образовательная область «Физическое развитие», в котором заложено начало формирования здорового образа жизни. Все самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой алтайского  народа, является частью системы дошкольного образования; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта в народе (алтай куреш-борьба, перетягивание каната и др.),овладение народными подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; 

Методическое обеспечение образовательной области по образовательной области «Физическое развитие»

Автор, составитель

Название

Издательство

Год издания

Тобоева Е.Н.

Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в  условиях   реализации ФГОС ДО

Горно-Алтайск

2015

Формы и направление работы по взаимодействию с семьями воспитанников по направлению «Физическое развитие»

  • Организация дискуссий с элементами практикума по вопросам физического развития и воспитания детей.
  • Определение и использование здоровьесберегающих технологий

Образовательная  область  «Социально-коммуникативное развитие. В качестве основы выступает общение ребенка на родном языке со взрослым и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы, обращение к ним на «ВЫ», уступчивости, умения не перебивать их, прислушиваться к советам и т.д.) и сверстниками (взаимопонимание, доброта и забота друг о друге);

Формы работы с детьми по образовательной

области «Социально-коммуникативное развитие»

Викторины, чтение, рассказ, экскурсии,

просмотр видеофильмов, беседы, дидактические игры

Познавательные беседы,   настольные игры, творческие задания, видеофильмы,

     дидактические игры,

      встречи с людьми интересных профессий,

     создание альбомов, лэпбуков

сюжетно-ролевые игры и т.д.

Методическое обеспечение образовательной области

 «Социально-коммуникативное развитие»

Автор, составитель

Название

Издательство

Год издания

Е.Н. Тобоева

«Мой Алтай», программа и методические рекомендации по ознакомлению детей с культурой алтайского народа и обучению алтайскому языку

Горно-Алтайск

2010

Е.Н. Тобоева

«Росточек» основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Горно-Алтайск

2013

Е.Н. Тобоева

Огош болчомдорго кычырар «Кунеш» деп хрестоматияга уредулу методикалык ууламjылар. Горно-Алтайск, 2007 (Методические рекомендации к хрестоматии для дошкольников «Кунеш»)

Горно-Алтайск

2006

Акунова Г.Н.. В.Н. Корхунова

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре алтайцев. Горно-Алтайск. 2002

Горно-Алтайск

2002

Тобоева Е.Н.

Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Горно-Алтайск

2015

Формы и направление работы по взаимодействию с семьями воспитанников по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

  • Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по району, селу и его окрестностям, создание тематических альбомов о Горном Алтае. Малой и  большой Родине.
  • Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела»  и др.

Образовательная область «Речевое развитие». Главным выступает развитие устойчивого интереса к алтайскому  языку, желание общаться на родном языке. Заложить основы правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи.

Формы работы с детьми по образовательной области «Речевое развитие»

  • Чтение литературного произведения.
  • Рассказ литературного произведения.
  • Беседа о прочитанном произведении.
  • Обсуждение литературного произведения.
  • Игра на основе сюжета литературного произведения.
  • Ситуативная беседа по мотивам прочитанного.

Методическое обеспечение образовательной по образовательной области «Речевое развитие»

Автор, составитель

Название

Издательство

Год

Издания

Е.Н. Тобоева

«Мой Алтай», программа и методические рекомендации по ознакомлению детей с культурой алтайского народа и обучению алтайскому языку

Горно-Алтайск

2010

Е.Н. Тобоева

«Росточек» основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Горно-Алтайск

2013

Е.Н. Тобоева

Огош болчомдорго кычырар «Кунеш» деп хрестоматияга уредулу методикалык ууламjылар. (Методические рекомендации к хрестоматии для дошкольников «Кунеш»)

Горно-Алтайск

2007

Акунова Г.Н.. В.Н. Корхунова

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре алтайцев.

Горно-Алтайск

2013

Тобоева Е.Н.

Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Горно-Алтайск

2015

Формы и направление работы по взаимодействию с семьями воспитанников по образовательной области «Речевое развитие»

  • Собеседование с ребенком в присутствии родителей, с целью определения речевого развития дошкольника.
  • Тематические литературные и познавательные праздники «Вечер сказок», «Любимые стихи детства», «Алтайский фольклор – детям» с участием родителей;
  • Совместное формирование библиотеки для детей (познавательно-художественная литература, энциклопедии и др.).

Образовательная область «Познавательное развитие» представления о малой родине и Отечестве (Алтае и России), о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы (флоры и фауны), многообразии стран и народов мира.

Формы работы с детьми по образовательной области «Познавательное развитие»

Сюжетно-ролевая игра,

 игровые обучающие ситуации,

 наблюдение,

рассматривание,

просмотр мультфильмов на алтайском языке, слайдов,

исследовательская деятельность,

 развивающие игры, беседа, рассказ,

проектная деятельность,

 праздники

Методическое обеспечение образовательной области

«Познавательное развитие»

Автор, составитель

        Название

Издательство

Год издания

Е.Н. Тобоева

«Мой Алтай», программа и методические рекомендации по ознакомлению детей с культурой алтайского народа и обучению алтайскому языку

Горно-Алтайск

2010

Е.Н. Тобоева

«Росточек» основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Горно-Алтайск

2013

Е.Н. Тобоева

Огош болчомдорго кычырар «Кунеш» деп хрестоматияга уредулу методикалык ууламjылар. (Методические рекомендации к хрестоматии для дошкольников «Кунеш»)

Горно-Алтайск

2007

Акунова Г.Н.. В.Н. Корхунова

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре алтайцев.

Горно-Алтайск

2002

Тобоева Е.Н.

Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Горно-Алтайск

2015

Формы и направление работы по взаимодействию с семьями воспитанников по образовательной области «Познавательное развитие»

  • Создание в группе тематических выставок с участием родителей: «Родной край», «Любимое село», «Профессии наших родителей» и др. с целью расширения кругозора дошкольников;
  • Совместные выставки игр – самоделок для демонстрации вариативного использования бросового материала в познавательно-трудовой деятельности и детских играх.

2.4. Задачи художественно-эстетического развития предполагают развитие  интереса и эмоционально-положительного отношения к красоте, понимание красоты и гармонии в окружающем мире Горного Алтая.

Развитие ценностно-смыслового восприятия произведений мастеров народного и современного искусства Республики Алтай (словесного, музыкального, изобразительного и пр.), красоты мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру, к своей Родине.

Формы работы с детьми по образовательной области

«Художественно - эстетическое развитие»

  • Рассматривание эстетически привлекательных предметов
  • Игра
  • Организация выставок
  • Изготовление украшений
  • Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки
  • Музыкально-дидактическая игра
  • Разучивание музыкальных игр и танцев
  • Совместное пение

Методическое обеспечение образовательной области по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

Автор, составитель

Название

Издательство

Год

Издания

Е.Н. Тобоева,

Л.А. Бессонова

«Радость». Программа и методическое пособие для воспитателей по музыкальному развитию детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

Горно-Алтайск

2008

Тобоева Е.Н.

Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Горно-Алтайск

2015

Формы и направление работы по взаимодействию с семьями воспитанников по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

  • Участие родителей и детей в театрализованной деятельности: совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов;
  • Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей;
  • Сотрудничество с культурными учреждениями села с целью оказания консультативной помощи родителям;

2.2 Комплексно-тематическое планирование обучения алтайскому языку

Дата

Тема

Лексический материал

Грамматический материал

Образцы

диалогов

Игры

1

05.09.-10.10.

2019

Знакомство

Танышканы

Мен,1акшы,1акшылар,1акшы болзын, быйан, эйе,1ок,кыс, кызычак,кыстар,кызычактар, уул, уулчак,уулчактар, 1акшы,ийдичек, кискечек, айучак, койонок, соок, бир, эки, уч,торт.

Множественное число имен существительных, глаголы повелительного наклонения (турыгар, калыгар, отурыгар,тажыныгар,меге кел). Вопросительные местоимения кто? (кем?), что? (не?). Согласование имен существительных с числительными.

Бу кем? – Кто это?

Бу не? – Что это?

Канча?- Сколько?

Сенин адын кем? – Как тебя зовут? Менин адым…-Меня зовут…

Сенин соогин не?- Ты из какого рода?

Сен уулчак (кызычак) па?- Ты мальчик (девочка)?

«Узнай по голосу», «не ошибись!», «Кто внимательней?»,Да,нет»»Эйе-1ок», «Один-много»,»Назови соседа»,»Эхо», «Командир и солдаты», «Волшебные слова», «По цепочке»,»Покажи и скажи где?»

2

17.10-07.11.

2019

Это я

Бу мен

Баш, кол, колдор, бут,бутар,кос,

костор,оос,тумчук,кулак,

кулактар,тиш,тиштер

Множественное число имен существительных, глаголы повелительного наклонения, согласование вопросительных местоимений, притяжательные местоимения с именами существительными.

Менин бажым.-Моя голова.Менин буттарым.-Мои ноги. Сенин косторин кайда? –Где твои глаза? Менин колым бу. –Эта моя рука. Бу кемнин тумчугы?-Чей это нос.

«Мой сосед»,»Эйе,1ок» («Да,нет»),

 «Покажем медвежонку»,

«По цепочке», «Кто внимательней»,

«Веселый кубик2, «Один,много»,

«Переводчики», «Командир и солдаты»

3

14.11-12.12.

2019

Моя семья

Менин биллем

Эне, ада, таада, 1аана, э1е, биле, ака, сабар, Башпарак, Бажы-Кырлу, Орто-Мерген, Обо-Чечен, Кичу-Бий, беш.

Множественное число имен существительных, согласование притяжательных местоимений с именами 14.11-существительными.

Сенде эне (, ада, таада, 1аана, э1е, биле, ака) бар ба?- У тебя есть мама (папа, бабушка, дедушка, сестра, брат)? Бу кемнин энези? – Это чья мама? Эненнин (аданнын) ады кем? – Как зовут маму (папу)?

«Покажи кто?», «Да, нет» (эйе, 1ок), «Подскажите слово», «Кого нет?», «Командир и солдаты», «Кто узнает?», «Кто внимательней?», «Переводчики», «Чья мама?» (Кемнин энези?), «Веселый кубик»

4

19.12.-23.01.

2020

Мои любимые игры и игрушки

Менин сууген ойындарым ла ойынчыктарым

Ойын, ойындар, ойынчык, ойынчыктар, колук, мечик, алты, кызыл, сары, кок.

Множественное число имен существительных, согласование притяжательных местоимений с именами существительными, согласование притяжательных местоимений с именами прилагательными.

Бу не? – Что это? Бу кемнин ойынчыгы? – Это чья игрушка? Канча? – Сколько? Кандый ойынчык? – Какая игрушка?

«Один, много» (Бир, коп), Передай соседу», «Кызыл калбак» (Красная ложка), «Кто внимательней?», «Командир и солдаты», «Что изчезло?», «Переводчики».

5

30.01.-

20.02.

2020

Домашние животные

Айылдын тындулары

Айылдын тындузы, айылдын тындулары, ат, уй, кой, эчки, чочко, ийт, киске, кулун, бозу, кураан, уулак, чочконын балазы, чочкочок, кучук, кискенин балазы, кискечек, 1аан, кичинек.

Множественное число имен существительных, согласование притяжательных местоимений с именами существительными, согласование притяжательных местоимений с именами прилагательными, с числительными.

Бу не? – Что это? Бу кем? – Кто это? Канча? – Сколько? Кандый? – Какой?

«Скажи правильно», «Кто или что?», «Домашние животные», «Ромашка», «Знатоки алтайских слов», «Художники», «В гостях у бабушки».

6

27.02-

19.03.

2020

Дикие животные

1ерлик тындулар

1ерлик тынду, койон, борсык, айу, тулку, корук, тийин, бору, элик, анчы, ак, кызыл, курен, боро, 1араш, 1ети.

Множественное число имен существительных, согласование притяжательных местоимений с именами существительными, согласование притяжательных местоимений с именами прилагательными, с числительными.

Кто? Кем? Кто это? – Бу кем? Бу кызычак. Бу не? – бу айу, тулук…

«Умелое животное», «Угадай животных», «Кто или Что?», «Аксак турна», «Иди сюда!», «Переводчики», «Лесные жители», «Анчы», «Смотри, не ошибись», «Хлопни в ладоши», «Застывший лес».

7

26.03.-

28.05.

2020

Времена года

1ылдын ойлори

Кус, 1албырак, 1албырактар, курен, 1ааш, 1иилек, 1иилектер, мешке, мешкелер, кыш, кар, карычак, сегис, соок, борук, тон, мелей, пыйма, 1ас, 1ылу, олон, 1ажыл, чечек, чечектер, тогус, 1ай, кушкаш, кушкаштар, коболок, коболоктор, агаш, агаштар, он.

Множественное число имен существительных, согласование притяжательных местоимений с именами существительными, согласование притяжательных местоимений с именами прилагательными, с числительными.

Кандый 1албырактар? – Какие листья?, Качан кар 1аайт? – Когда идет снег?, Канча 1албырак? – Сколько листочков?

«Кто внимательней?», «Командир и солдаты», «Один – много» («Бир – коп»), «Эйе, 1ок» (да, нет), «Осень или зима» (кус эмезе кыш), «Одень куклу Айсулу», «Подскажи словечко», «Чего не стало?», «Не ошибись!», «Мы умеем считать», «Веселый кубик», «Переводчики».

3. Организационный раздел

3.1. Этапы реализации программы.

        Образовательная деятельность в рамках рабочей программы алтайского языка  рассчитана на один год. Обучение дошкольников   проходит поэтапно. Объяснения для детей сопровождаются показом и выполнением взрослым необходимых действий. Известно, что в дошкольном возрасте в воспитании ребёнка доминирующую роль играют зрительные образы, поэтому любое словесное объяснение сопровождается наглядным показом взрослого и многократным повторением упражнений.

Традиционное занятие не утратило своей ценности, но оно не должно выступать в качестве единственной формы образовательного процесса. Оно сохраняется на этапе активного обучения детей прямым путем, то есть предъявления нового материала. Особенностью организации образовательного процесса в  старшем  дошкольном возрасте является то, что  в форме игры воспитатель знакомит детей с культурой и традициями алтайского  народа. В старшей группе 1 занятие в неделю   не более 25-30 мин, воспитателю  следует помнить, что дети дошкольного возраста, изучающие алтайский язык, усваивают его в условиях искусственно созданной языковой культуры. Все  занятия проводятся по комплексно – тематическому принципу.

Кроме занятий воспитатели в группах  проводит индивидуальную работу с детьми по рабочим тетрадям в свободное от занятий время и работу с родителями.

3.2. Формы обучения.

  • Для обучения детей организуются специальные занятия, которые имеют традиционную структуру и состоят из трёх частей:
  • 1. Часть  - организация детей;
  • 2. Часть -  основная часть занятия;
  • 3. Часть -  окончание занятия.                                                                                                                                          
  • Организация детей:
  • Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);
  • Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).
  • Основная часть занятия:
  • Организация детского внимания;
  • Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин);
  • Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом).
  • Окончание занятия:
  • Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);
  • Переключение детей на другой вид деятельности.

Формы образовательной деятельности по  этнокультурной  программе дошкольного образования

Формы образовательной деятельности

Организованная

образовательная

 деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

         Групповые

      Групповые

Индивидуальные 

Индивидуальные

    Подгрупповые

  • Наблюдение
  • Чтение
  • Игра
  • Игровое упражнение
  • Проблемная ситуация
  • Беседа
  • Совместная с воспитателем игра
  • Совместная со сверстниками игра
  • Индивидуальная игра
  • Праздник
  • Экскурсия
  • Ситуация морального выбора
  • Проектная деятельность
  • Интегративная деятельность
  • Коллективное обобщающее занятие
  • Игровое упражнение
  • Совместная с воспитателем игра
  • Совместная со сверстниками игра
  • Индивидуальная игра
  • Ситуативный разговор с детьми
  • Педагогическая ситуация
  • Беседа
  • Ситуация морального выбора
  • Проектная деятельность
  • Интегративная деятельность

  • Совместная со сверстниками игра
  • Индивидуальная игра
  • Во всех видах самостоятельной  детской деятельности

3.3. План совместной деятельности

Возраст

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в год

День недели

Длительность условного часа

Время проведения

5-6 лет
старшая группа

1

35

пятница

25 минут

15.45-16.10

3.4. Формы подведения итогов реализации программы

- итоговые занятия;                 

- игры;

- эстафеты;                    

- оформление фото стенда;
- музыкально-физкультурные досуги;

- составление кроссвордов;

- экскурсии.

3.5Материально – техническое обеспечение программы

Для реализации программы  в детском саду имеется  мини – музеи в старшей группе, родительские стенды.

Наглядный и демонстрационный материал:

1.Продукты питания.

2.Окружающий мир. Домашние животные.

3.Окружающий мир. Фрукты.

  1. Окружающий мир. Времена года.
  2. Окружающий мир. Бытовая техника.
  3. Окружающий мир. Домашние птицы.
  4. Окружающий мир. Деревья и листья.
  5. Окружающий мир. Насекомые.
  6. Окружающий мир. Мебель.

10.Окружающий мир. Дикие животные.

11.Окружающий мир. Дикие птицы

12.Дорожная азбука

3.5.1.  Технические средства обучения:

-магнитофон;
-CD-диски (музыка для занятий);
-флешка (презентации, видеоролики, мультфильмы);
-экран;
-проектор;
-ноутбук.

3.5.3.Программно-методическое обеспечение региональной программы

Перечень программ, пособий и технологий

Акунова Г.Н. Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре алтайцев.

Алтайский язык в картинках  Горно-Алтайск, 2014.

Алтайско-русско-английский словарь

Горно-Алтайск, 2006.

Барантаева М.А. Куничек -Горно-Алтайск, 2014.

Вострикова Н.В. Национально-региональный компонент в планировании образовательного процесса в детском саду.(методическое пособие) Горно-Алтайск, 2014.

КокпоеваА.Г. Природа горного края (учебное пособие) Горно-Алтайск, 2012.

Сартакова С.М. В мире цифр и мер.

Горно-Алтайск,2015.

Тобоева Е.Н.Кунеш. Горно-Алтайск, 2009.

Тобоева Е.Н. Кунеш. Хрестоматия

Горно-Алтайск, 2009 .

Тобоева Е.Н. Основная общеобразовательная программа дошкольного образовантя "Росточек" Горно-Алтайск, 2013.

Тобоева Е.Н. Ойнот, урет баланы.

Горно-Алтайск, 2009.

ТобоеваЕ.Н. Реализация этнокультурной составляющей образования в дошкольных образовательных учреждениях

Горно-Алтайск, 2012.

ТобоеваЕ.Н. Учебно-методическое пособие к программе развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Горно-Алтайск, 2009.

Хрестоматия по алтайской литературе для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Горно-Алтайск, 2006.

      Список используемой литературы

  1. Киселева,О.И.Нетрадиционные методы и приемы обучения старших дошкольников монологической речи /О.И.Киселева//Детский сад: теория и практика.-2012.-№ 3.
  2. Кубышкина, Т.А.,Леденова, О.В. Волшебный мир звуков и слов: учебно-методическое пособие/Т.А.Кубышкина, О.В.Леденова. – М.: Дрофа, 2010.
  3. Протасова, Е.Ю., Родина, Н.М. Обучение второму языку /Е.Ю.Протасова, Н.М. Родина// Детский сад: теория и практика . – 2012. -№ 8.
  4. Сартакова, С.М., Кундюшева, А.В.. Айдып уренели / С.М. Сартакова, А.В.Кундюшева – Горно-Алтайск, 2009.
  5. Сартакова, С.М., Мандина Я.А. Тоолордын ла кем1улердин телекейинде / С.М. Сартакова, Я.А.Мандина – Горно-Алтайск, 2009.
  6. Селихова, Л.Г. Интегрированнные занятия: ознакомление с природой и развитие речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 160с.
  7. Сомкова, О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста / О.Н.Сомкова // Детский сад: теория и практика. – 2012.- № 3.
  8. Тобоева, Е.Н. Кунеш. Хрестоматия для детей дошкольного возраста / Е.Н.Тобоева – Горно-Алтайск, 2004.
  9. Тобоева,  Е.Н. Мой Алтай. Программа и методические рекомендации по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с культурой алтайского народа и обучению алтайскому языку / Е.Н.Тобоева – Горно-Алтайск, 2010.
  10. Тобоева, Е.Н. Ойнот, урет баланы / Е.Н.Тобоева – Горно-Алтайск, 2006.
  11. Мандина, Я.А., Азанова, О.С. Изучаем алтайский язык: методическое пособие по обучению алтайскому языку детей дошкольного возраста / Я.А.Мандина, О.С. Азанов - _Горно-Алтайск: ООО «ПРИНТ», 2014. – 70с.

Приложение

Беседы

- Беседа о членах семьи, профессиях родителей и их обязанностях по дому;

- Беседа о своей малой родине, о Кош- Агаче;

- Беседа о жизни диких животных родного края, о Красной книге     Республике Алтай;

- Беседа о водных ресурсах  республики, о реке Чуя, Катунь.

- Беседа о труде взрослых в родном городе;

- Беседа о Дне Победы;

- Беседа о достопримечательностях нашего села.

Видео слайды

- Видео слайды «Строительство детского сада»;

- Слайды «Значимые места района»;

- Слайды «Мой Кош- Агач»;

- Видео слайды  «Улицы героев с. Кош- Агач»;

- Видео слайды «Профессии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...