Программа кружковой работы "Алтай тиллим"
рабочая программа
Приобщения ребенка к культуре других народов написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 334.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание |
Ι. Целевой раздел |
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………..3 |
1.1.1. Цели и задачи реализации программы …………………………………..3 |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы …………………...5 |
1.1.3. Значимые для реализации программы характеристики ………………..6 |
1.1.4. Возрастные особенности развития детей ………………………………..6 |
1.2. Планируемые результаты освоения программы ………………………….6 |
1.3. Система оценки результатов освоения программы ………………………7 |
ΙΙ. Содержательный раздел……………………………………………………8 |
2.1. Описание образовательной деятельности ………………………………...9 |
2.2. Комплексно-тематическое планирование обучения алтайскому языку…………………………………………………………………………….14 |
ΙΙΙ. Организационный раздел |
3.1. Этапы реализации программы …………………………………………….18 |
3.2. Формы обучения …………………………………………………………...18 |
3.3. План совместной деятельности …………………………………………...19 |
3.4. Формы подведения итогов реализации программы ……………………..20 |
3.5. Материально – техническое обеспечение программы …………………..20 |
3.5.1. Технические средства обучения ………………………………………..20 |
3.5.2. Программно-методическое обеспечение региональной программы …20 |
3.6 Список используемой литературы…………………………………………22 |
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии:
— ФГОС ДО N1155 от 17 октября 2013 г.,
— ФЗ «Об образовании в РФ» N273 от 29.12.2012,
— Конвенцией ООН о правах ребенка,
— Уставом МКОУ «Кош- Алачская СОШ им. Л.И. Тюковой»
В качестве содержательного ориентира используется этнокультурная программа дошкольного образования РА «Мой Алтай» Е. Н. Тобоевой по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой алтайского народа и обучению алтайскому языку.
В Рабочей программе отразилось содержание образования детей
от 5 – до 6 лет (старшая группа).
Программа разработана в соответствии с культурно-историческими подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста, сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Ее реализация основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования, строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми.
Программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей.
Программа реализуется вне занятий – 35 часов в год . Проводится один раз в неделю во второй половине дня. Проводятся индивидуальные и групповые занятия.
Актуальность программы: о важности приобщения ребенка к культуре других народов написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
Цель программы — развитие духовно – нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Задачи программы по ознакомлению детей с национальной культурой алтайского народа соотносятся с основной общеобразовательной программой ДОУ
В программе задачи педагогической работы распределены по четырем направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.
Этнокультурный компонент предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного учреждения:
- В направлении «Физическое развитие» входит образовательная область «Физическое развитие», в котором заложено начало формирования здорового образа жизни. Все самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой алтайского народа, является частью системы дошкольного образования.
- В содержании направления «Социально-личностное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка на родном языке со взрослыми и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье, родному краю, Родине, как основа формирования самосознания. В этом направлении представлена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие”.
- В содержании направления «Познавательно-речевое развитие» главным выступает развитие устойчивого интереса к алтайскому языку, желание общаться на родном языке. Заложить основы правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи, определенного запаса лексических единиц помогут информационно-коммуникационные технологии, аудио-, видеозаписи, учебно-методический комплект, детская художественная литература. Специально обозначены задачи развития познавательного интереса в области ознакомления с историей, культурой, архитектурой, природой родного края. Интеграция национальных ценностей и системы образования – процесс постоянного совершенствования содержания дошкольного образования, его целей, ценностей, смысловых установок. В этом направлении представлены образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
- Основой правильной организации обучения алтайскому языку является система распределения учебного материала по тематическому принципу. Тематика занятий должна быть составлена с учетом интересов детей и быть близкой по содержанию к их повседневной жизни. Темы усложняются по мере взросления ребенка. В каждой новой теме изученный ранее материал переносится в новые контексты, новые ситуации, что обеспечивает гибкость приобретаемых способов выражения мыслей на втором языке. Необходимое требование к содержанию занятия — наличие языкового (лексико-грамматического) и речевого (коммуникативного) компонентов, связанных с определенной темой. Не менее важным является закрепление изученного материала в предметно- практических видах деятельности и в повседневной жизни детей.
Циклическое повторение тем проводится на протяжении всего дошкольного периода пребывания ребенка в детском саду.
- Направление «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами национальной культуры. Включение национальной культуры в систему дошкольного образования осуществляется посредством педагогического потенциала элементов национальной культуры – музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных песен, народных танцев, игры. Это направление представляет образовательная область «Художественно-эстетическое развитие творчество». Реализация данного направления осуществляется в воспитании бережного отношения к семейным традициям; к национальным традициям; эстетическое восприятие памятников архитектуры, живописи, музыки.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется не на жестко регламентируемых занятиях, а через организацию различных видов деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм (проблемно-игровая ситуация, чтение художественной (познавательной) литературы, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, детское экспериментирование, проектная деятельность) выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы:
В процессе реализации программы детям сообщаются знания о быте, культуре, животном и растительном мире. В этом заключается принцип научности сообщаемых детям знаний.
Содержание программы разработано с учетом возможностей детей в условиях планомерного обучения и воспитания. По мере изменения возрастных особенностей детей усложняется и система обучения и воспитания. Таким образом, реализуется принцип сознательности, так как учебный материал усваивается сознательно, активно, закрепляются прочно, и дети могут свободно реализовать, полученные знания в повседневной жизни.
Программа имеет динамичный характер, обязывающий строить учебный процесс таким образом, чтобы обучающая деятельность связывалось со всеми сторонами воспитательной работы возрастной группы, что обуславливает принцип систематичности и последовательности моделирования данной программы.
Особенно важно соблюдение принципа наглядности, посредством которого детям предоставляется возможность, непосредственно знакомится с объектом окружающей действительности или их изображением.
Темы занятий могут меняться в зависимости от задач в определенный период и в соответствии с высоким или низким уровнем усвоения программного материала. Обучение алтайскому языку проводится на коллективных занятиях. Полученные знания закрепляются в повседневной жизни. Данная программа заключает в себе большие возможности для развития лингвистических способностей детей.
1.1.3. Значимые для реализации программы характеристики:
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в семье; привитие любви и уважения к культурным ценностям и традициям своего народа, получение краеведческих сведений.
1.1.4. Возрастные особенности развития детей:
В возрасте с пяти лет ребенок более уверен в своих силах, а его деятельность становится разнообразной. Это возраст характеризуется физической активностью, потребностью в постоянном движении. Для ребенка характерна не только физическая, но и познавательная активность, психологи называют этот возраст «возраст почемучек». В этом возрасте у ребенка углубляются знания о себе, об окружающих его людях, предметном и природном мире. Формируется социальная ориентация в области правил и норм культуры поведения, развивается эмоциональная отзывчивость и сочувствие к окружающим.
Для детей старшего дошкольного возраста характерно положительное отношение к себе. Уверенность в своих силах, открытость к внешнему миру. Он проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, в общении. Для ребенка 5 – 6 лет характерно то, что он обязательно хочет выиграть и часто меняет правила по ходу игры, чтобы получить преимущество. Показать свою значимость, самоутвердиться.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально- экономической значимости, символике родного села; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного села, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Ребёнок 5-6 года должен знать:
- знать свой домашний адрес, адрес детского сада, название района.
- имеет представление о символике села.
- знает название близлежащих улиц.
- имеет представление о жизни и быте народа, населявших с. Кош- Агач.
- узнавать на фотографиях достопримечательности района и уметь рассказывать о них.
- знать профессии своих родителей, имена отчества родителей, традиции своей семьи.
- знать о природных особенностях нашего села (растения, животные, климат).
1.3. Система оценки результатов освоения программы
Метод диагностики: тестовые задания на выявление уровня знаний.
Навык сформирован - знает свое имя, фамилию; знает адрес детского сада, название своей улицы, района, знает символику родного, страны и ее столицу, называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, называет разные виды транспорта; знает и узнает флаг, герб, гимн Кош- Агача; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства Кош- Агача, заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках, знает, кем и где работают родители.
Навык на стадии формирования - знает свое имя, фамилию, название страны, села, знает символику родного села; узнает флаг и герб Кош- Агача; затрудняется назвать достопримечательности, улицы (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства с. Кош- Агач, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, анализирует поступки с помощью взрослого.
Навык не сформирован - не знает названия своего района, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; плохо знает о достопримечательностях родного села, названия улиц; не может назвать народные праздники, природные богатства, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Диагностика по определению уровня усвоения программы.
Раздел | Критерии | Начал уч.год | Конец уч.год |
Представление о себе и своей семье | Знает свое имя и фамилию. | ||
Знает имена отчества родителей, где и кем работают родители. | |||
Знает домашний адрес. | |||
Умеет назвать членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Знаком со своей родословной; может составить короткий рассказ о своей семье. | |||
Представления о детском саде | Ориентируется в помещении детского сада, знает их названия и функции, знает адрес детского сада. | ||
Имеет представление о профессиях сотрудников детского сада. | |||
Представления о малой родине. | Знает улицы, площади своего района, знает название своего района. | ||
Может назвать памятники. | |||
Может назвать свое село, знает символику села. | |||
Может назвать достопримечательности села по иллюстрациям: музеи и т.д. | |||
Представление о культуре | Знаком с жизнью своих предков, с условием их быта и культурой. | ||
Имеет представление о народных праздниках и традициях | |||
Представление о географических компонентах | Могут назвать приметы по сезонам (изменили цвет листья, часто идет дождь, стало холодно, птицы улетают в теплые края и т.д.). | ||
Знает о природных особенностях нашего района (растения, животные, климат) |
- Содержательный раздел
Структура программы построена в соответствии с особенностями освоения ребенком окружающего мира с себя, со своего внутреннего мира, к миру других окружающих его людей, предметов и природы. От маленького мира постепенно к большому миру. Поэтому программа имеет три блока: «Мой мир или я и все обо мне», «Мой мир и мир близких людей», «Я в окружающем мире и мир во мне».
1 блок – «Я» (Мой мир или я и все обо мне). Содержание этого блока предполагает ознакомление детей с традициями и обычаями алтайского народа, связанные с почитанием ребенка, как значимой личности и носителя культурного наследия своего народа.
Воспитание эмоционально – положительного отношения ребенка к традиции имя наречения, к обычаям бережного отношения к ребенку как к значимой личности.
Развитие умения отражать полученные представления в игровой, самостоятельной деятельности и в речи.
2 блок – «Мы» (Мой мир и мир близких людей). Содержание блока состоит в освоении ребенком мира близких людей, ознакомление с понятием «мы» через традиции и обычаи народа, связанные с почитанием ребенка своих родителей, близких и других людей, выполнение нравственных норм и правил поведения и этикета в семье и в обществе.
В данном блоке у ребенка воспитывается уважение к своей семье, понимание его значимости. Формирование интереса к окружающим его людям, соотнесение понимания своего состояния, настроения с чувствами других людей, взаимной заботы, проявления эмоционально – положительного отношения друг к другу. Понимание взаимопомощи, уважения друг другу.
В блоке подобраны темы, которые позволяют ненавязчиво воспитывать уважение к традициям, связанным с семьей (гостеприимства, бережного отношения к родному дому, к труду в семье и т. д.)
С целью формирования навыков приобщения к миру социальных отношений в данном разделе подобрано содержание материала таким образом, чтобы ребенок понимал, что вторым домом человека может быть детский сад, близкие люди – воспитатели, сверстники.
3 блок – «Все» («Я в окружающем мире и мир во мне»).
Содержание данного блока предполагает освоение ребенком окружающего мира (быта, труда людей, творчества народа, природы). Обогащение знаний ребенка о них как о важных жизнеобеспечивающих явлениях через традиции и обычаи народа, связанные с почитанием окружающего мира. Создавать возможности для приобщения детей к ценностям культуры, развития бережного, ответственного отношения его к окружающей природе, рукотворному миру и труду людей.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях
В программе задачи обучения алтайскому языку распределены по образовательным областям
Образовательная область «Физическое развитие», в котором заложено начало формирования здорового образа жизни. Все самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой алтайского народа, является частью системы дошкольного образования; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта в народе (алтай куреш-борьба, перетягивание каната и др.),овладение народными подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Методическое обеспечение образовательной области по образовательной области «Физическое развитие»
Автор, составитель | Название | Издательство | Год издания |
Тобоева Е.Н. | Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО | Горно-Алтайск | 2015 |
Формы и направление работы по взаимодействию с семьями воспитанников по направлению «Физическое развитие»
- Организация дискуссий с элементами практикума по вопросам физического развития и воспитания детей.
- Определение и использование здоровьесберегающих технологий
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие. В качестве основы выступает общение ребенка на родном языке со взрослым и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы, обращение к ним на «ВЫ», уступчивости, умения не перебивать их, прислушиваться к советам и т.д.) и сверстниками (взаимопонимание, доброта и забота друг о друге);
Формы работы с детьми по образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие»
Викторины, чтение, рассказ, экскурсии,
просмотр видеофильмов, беседы, дидактические игры
Познавательные беседы, настольные игры, творческие задания, видеофильмы,
дидактические игры,
встречи с людьми интересных профессий,
создание альбомов, лэпбуков
сюжетно-ролевые игры и т.д.
Методическое обеспечение образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Автор, составитель | Название | Издательство | Год издания |
Е.Н. Тобоева | «Мой Алтай», программа и методические рекомендации по ознакомлению детей с культурой алтайского народа и обучению алтайскому языку | Горно-Алтайск | 2010 |
Е.Н. Тобоева | «Росточек» основная общеобразовательная программа дошкольного образования | Горно-Алтайск | 2013 |
Е.Н. Тобоева | Огош болчомдорго кычырар «Кунеш» деп хрестоматияга уредулу методикалык ууламjылар. Горно-Алтайск, 2007 (Методические рекомендации к хрестоматии для дошкольников «Кунеш») | Горно-Алтайск | 2006 |
Акунова Г.Н.. В.Н. Корхунова | Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре алтайцев. Горно-Алтайск. 2002 | Горно-Алтайск | 2002 |
Тобоева Е.Н. | Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО | Горно-Алтайск | 2015 |
Формы и направление работы по взаимодействию с семьями воспитанников по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
- Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по району, селу и его окрестностям, создание тематических альбомов о Горном Алтае. Малой и большой Родине.
- Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела» и др.
Образовательная область «Речевое развитие». Главным выступает развитие устойчивого интереса к алтайскому языку, желание общаться на родном языке. Заложить основы правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи.
Формы работы с детьми по образовательной области «Речевое развитие»
- Чтение литературного произведения.
- Рассказ литературного произведения.
- Беседа о прочитанном произведении.
- Обсуждение литературного произведения.
- Игра на основе сюжета литературного произведения.
- Ситуативная беседа по мотивам прочитанного.
Методическое обеспечение образовательной по образовательной области «Речевое развитие»
Автор, составитель | Название | Издательство | Год Издания |
Е.Н. Тобоева | «Мой Алтай», программа и методические рекомендации по ознакомлению детей с культурой алтайского народа и обучению алтайскому языку | Горно-Алтайск | 2010 |
Е.Н. Тобоева | «Росточек» основная общеобразовательная программа дошкольного образования | Горно-Алтайск | 2013 |
Е.Н. Тобоева | Огош болчомдорго кычырар «Кунеш» деп хрестоматияга уредулу методикалык ууламjылар. (Методические рекомендации к хрестоматии для дошкольников «Кунеш») | Горно-Алтайск | 2007 |
Акунова Г.Н.. В.Н. Корхунова | Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре алтайцев. | Горно-Алтайск | 2013 |
Тобоева Е.Н. | Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО | Горно-Алтайск | 2015 |
Формы и направление работы по взаимодействию с семьями воспитанников по образовательной области «Речевое развитие»
- Собеседование с ребенком в присутствии родителей, с целью определения речевого развития дошкольника.
- Тематические литературные и познавательные праздники «Вечер сказок», «Любимые стихи детства», «Алтайский фольклор – детям» с участием родителей;
- Совместное формирование библиотеки для детей (познавательно-художественная литература, энциклопедии и др.).
Образовательная область «Познавательное развитие» представления о малой родине и Отечестве (Алтае и России), о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы (флоры и фауны), многообразии стран и народов мира.
Формы работы с детьми по образовательной области «Познавательное развитие»
Сюжетно-ролевая игра,
игровые обучающие ситуации,
наблюдение,
рассматривание,
просмотр мультфильмов на алтайском языке, слайдов,
исследовательская деятельность,
развивающие игры, беседа, рассказ,
проектная деятельность,
праздники
Методическое обеспечение образовательной области
«Познавательное развитие»
Автор, составитель | Название | Издательство | Год издания |
Е.Н. Тобоева | «Мой Алтай», программа и методические рекомендации по ознакомлению детей с культурой алтайского народа и обучению алтайскому языку | Горно-Алтайск | 2010 |
Е.Н. Тобоева | «Росточек» основная общеобразовательная программа дошкольного образования | Горно-Алтайск | 2013 |
Е.Н. Тобоева | Огош болчомдорго кычырар «Кунеш» деп хрестоматияга уредулу методикалык ууламjылар. (Методические рекомендации к хрестоматии для дошкольников «Кунеш») | Горно-Алтайск | 2007 |
Акунова Г.Н.. В.Н. Корхунова | Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре алтайцев. | Горно-Алтайск | 2002 |
Тобоева Е.Н. | Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО | Горно-Алтайск | 2015 |
Формы и направление работы по взаимодействию с семьями воспитанников по образовательной области «Познавательное развитие»
- Создание в группе тематических выставок с участием родителей: «Родной край», «Любимое село», «Профессии наших родителей» и др. с целью расширения кругозора дошкольников;
- Совместные выставки игр – самоделок для демонстрации вариативного использования бросового материала в познавательно-трудовой деятельности и детских играх.
2.4. Задачи художественно-эстетического развития предполагают развитие интереса и эмоционально-положительного отношения к красоте, понимание красоты и гармонии в окружающем мире Горного Алтая.
Развитие ценностно-смыслового восприятия произведений мастеров народного и современного искусства Республики Алтай (словесного, музыкального, изобразительного и пр.), красоты мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру, к своей Родине.
Формы работы с детьми по образовательной области
«Художественно - эстетическое развитие»
- Рассматривание эстетически привлекательных предметов
- Игра
- Организация выставок
- Изготовление украшений
- Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки
- Музыкально-дидактическая игра
- Разучивание музыкальных игр и танцев
- Совместное пение
Методическое обеспечение образовательной области по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»
Автор, составитель | Название | Издательство | Год Издания |
Е.Н. Тобоева, Л.А. Бессонова | «Радость». Программа и методическое пособие для воспитателей по музыкальному развитию детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста | Горно-Алтайск | 2008 |
Тобоева Е.Н. | Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО | Горно-Алтайск | 2015 |
Формы и направление работы по взаимодействию с семьями воспитанников по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»
- Участие родителей и детей в театрализованной деятельности: совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов;
- Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей;
- Сотрудничество с культурными учреждениями села с целью оказания консультативной помощи родителям;
2.2 Комплексно-тематическое планирование обучения алтайскому языку
№ | Дата | Тема | Лексический материал | Грамматический материал | Образцы диалогов | Игры |
1 | 05.09.-10.10. 2019 | Знакомство Танышканы | Мен,1акшы,1акшылар,1акшы болзын, быйан, эйе,1ок,кыс, кызычак,кыстар,кызычактар, уул, уулчак,уулчактар, 1акшы,ийдичек, кискечек, айучак, койонок, соок, бир, эки, уч,торт. | Множественное число имен существительных, глаголы повелительного наклонения (турыгар, калыгар, отурыгар,тажыныгар,меге кел). Вопросительные местоимения кто? (кем?), что? (не?). Согласование имен существительных с числительными. | Бу кем? – Кто это? Бу не? – Что это? Канча?- Сколько? Сенин адын кем? – Как тебя зовут? Менин адым…-Меня зовут… Сенин соогин не?- Ты из какого рода? Сен уулчак (кызычак) па?- Ты мальчик (девочка)? | «Узнай по голосу», «не ошибись!», «Кто внимательней?»,Да,нет»»Эйе-1ок», «Один-много»,»Назови соседа»,»Эхо», «Командир и солдаты», «Волшебные слова», «По цепочке»,»Покажи и скажи где?» |
2 | 17.10-07.11. 2019 | Это я Бу мен | Баш, кол, колдор, бут,бутар,кос, костор,оос,тумчук,кулак, кулактар,тиш,тиштер | Множественное число имен существительных, глаголы повелительного наклонения, согласование вопросительных местоимений, притяжательные местоимения с именами существительными. | Менин бажым.-Моя голова.Менин буттарым.-Мои ноги. Сенин косторин кайда? –Где твои глаза? Менин колым бу. –Эта моя рука. Бу кемнин тумчугы?-Чей это нос. | «Мой сосед»,»Эйе,1ок» («Да,нет»), «Покажем медвежонку», «По цепочке», «Кто внимательней», «Веселый кубик2, «Один,много», «Переводчики», «Командир и солдаты» |
3 | 14.11-12.12. 2019 | Моя семья Менин биллем | Эне, ада, таада, 1аана, э1е, биле, ака, сабар, Башпарак, Бажы-Кырлу, Орто-Мерген, Обо-Чечен, Кичу-Бий, беш. | Множественное число имен существительных, согласование притяжательных местоимений с именами 14.11-существительными. | Сенде эне (, ада, таада, 1аана, э1е, биле, ака) бар ба?- У тебя есть мама (папа, бабушка, дедушка, сестра, брат)? Бу кемнин энези? – Это чья мама? Эненнин (аданнын) ады кем? – Как зовут маму (папу)? | «Покажи кто?», «Да, нет» (эйе, 1ок), «Подскажите слово», «Кого нет?», «Командир и солдаты», «Кто узнает?», «Кто внимательней?», «Переводчики», «Чья мама?» (Кемнин энези?), «Веселый кубик» |
4 | 19.12.-23.01. 2020 | Мои любимые игры и игрушки Менин сууген ойындарым ла ойынчыктарым | Ойын, ойындар, ойынчык, ойынчыктар, колук, мечик, алты, кызыл, сары, кок. | Множественное число имен существительных, согласование притяжательных местоимений с именами существительными, согласование притяжательных местоимений с именами прилагательными. | Бу не? – Что это? Бу кемнин ойынчыгы? – Это чья игрушка? Канча? – Сколько? Кандый ойынчык? – Какая игрушка? | «Один, много» (Бир, коп), Передай соседу», «Кызыл калбак» (Красная ложка), «Кто внимательней?», «Командир и солдаты», «Что изчезло?», «Переводчики». |
5 | 30.01.- 20.02. 2020 | Домашние животные Айылдын тындулары | Айылдын тындузы, айылдын тындулары, ат, уй, кой, эчки, чочко, ийт, киске, кулун, бозу, кураан, уулак, чочконын балазы, чочкочок, кучук, кискенин балазы, кискечек, 1аан, кичинек. | Множественное число имен существительных, согласование притяжательных местоимений с именами существительными, согласование притяжательных местоимений с именами прилагательными, с числительными. | Бу не? – Что это? Бу кем? – Кто это? Канча? – Сколько? Кандый? – Какой? | «Скажи правильно», «Кто или что?», «Домашние животные», «Ромашка», «Знатоки алтайских слов», «Художники», «В гостях у бабушки». |
6 | 27.02- 19.03. 2020 | Дикие животные 1ерлик тындулар | 1ерлик тынду, койон, борсык, айу, тулку, корук, тийин, бору, элик, анчы, ак, кызыл, курен, боро, 1араш, 1ети. | Множественное число имен существительных, согласование притяжательных местоимений с именами существительными, согласование притяжательных местоимений с именами прилагательными, с числительными. | Кто? Кем? Кто это? – Бу кем? Бу кызычак. Бу не? – бу айу, тулук… | «Умелое животное», «Угадай животных», «Кто или Что?», «Аксак турна», «Иди сюда!», «Переводчики», «Лесные жители», «Анчы», «Смотри, не ошибись», «Хлопни в ладоши», «Застывший лес». |
7 | 26.03.- 28.05. 2020 | Времена года 1ылдын ойлори | Кус, 1албырак, 1албырактар, курен, 1ааш, 1иилек, 1иилектер, мешке, мешкелер, кыш, кар, карычак, сегис, соок, борук, тон, мелей, пыйма, 1ас, 1ылу, олон, 1ажыл, чечек, чечектер, тогус, 1ай, кушкаш, кушкаштар, коболок, коболоктор, агаш, агаштар, он. | Множественное число имен существительных, согласование притяжательных местоимений с именами существительными, согласование притяжательных местоимений с именами прилагательными, с числительными. | Кандый 1албырактар? – Какие листья?, Качан кар 1аайт? – Когда идет снег?, Канча 1албырак? – Сколько листочков? | «Кто внимательней?», «Командир и солдаты», «Один – много» («Бир – коп»), «Эйе, 1ок» (да, нет), «Осень или зима» (кус эмезе кыш), «Одень куклу Айсулу», «Подскажи словечко», «Чего не стало?», «Не ошибись!», «Мы умеем считать», «Веселый кубик», «Переводчики». |
3. Организационный раздел
3.1. Этапы реализации программы.
Образовательная деятельность в рамках рабочей программы алтайского языка рассчитана на один год. Обучение дошкольников проходит поэтапно. Объяснения для детей сопровождаются показом и выполнением взрослым необходимых действий. Известно, что в дошкольном возрасте в воспитании ребёнка доминирующую роль играют зрительные образы, поэтому любое словесное объяснение сопровождается наглядным показом взрослого и многократным повторением упражнений.
Традиционное занятие не утратило своей ценности, но оно не должно выступать в качестве единственной формы образовательного процесса. Оно сохраняется на этапе активного обучения детей прямым путем, то есть предъявления нового материала. Особенностью организации образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте является то, что в форме игры воспитатель знакомит детей с культурой и традициями алтайского народа. В старшей группе 1 занятие в неделю не более 25-30 мин, воспитателю следует помнить, что дети дошкольного возраста, изучающие алтайский язык, усваивают его в условиях искусственно созданной языковой культуры. Все занятия проводятся по комплексно – тематическому принципу.
Кроме занятий воспитатели в группах проводит индивидуальную работу с детьми по рабочим тетрадям в свободное от занятий время и работу с родителями.
3.2. Формы обучения.
- Для обучения детей организуются специальные занятия, которые имеют традиционную структуру и состоят из трёх частей:
- 1. Часть - организация детей;
- 2. Часть - основная часть занятия;
- 3. Часть - окончание занятия.
- Организация детей:
- Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);
- Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).
- Основная часть занятия:
- Организация детского внимания;
- Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин);
- Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом).
- Окончание занятия:
- Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);
- Переключение детей на другой вид деятельности.
Формы образовательной деятельности по этнокультурной программе дошкольного образования
Формы образовательной деятельности | ||
Организованная образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Групповые | Групповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые |
|
|
|
3.3. План совместной деятельности
|
3.4. Формы подведения итогов реализации программы
- итоговые занятия;
- игры;
- эстафеты;
- оформление фото стенда;
- музыкально-физкультурные досуги;
- составление кроссвордов;
- экскурсии.
3.5. Материально – техническое обеспечение программы
Для реализации программы в детском саду имеется мини – музеи в старшей группе, родительские стенды.
Наглядный и демонстрационный материал:
1.Продукты питания.
2.Окружающий мир. Домашние животные.
3.Окружающий мир. Фрукты.
- Окружающий мир. Времена года.
- Окружающий мир. Бытовая техника.
- Окружающий мир. Домашние птицы.
- Окружающий мир. Деревья и листья.
- Окружающий мир. Насекомые.
- Окружающий мир. Мебель.
10.Окружающий мир. Дикие животные.
11.Окружающий мир. Дикие птицы
12.Дорожная азбука
3.5.1. Технические средства обучения:
-магнитофон;
-CD-диски (музыка для занятий);
-флешка (презентации, видеоролики, мультфильмы);
-экран;
-проектор;
-ноутбук.
3.5.3.Программно-методическое обеспечение региональной программы
Перечень программ, пособий и технологий | Акунова Г.Н. Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре алтайцев. Алтайский язык в картинках Горно-Алтайск, 2014. Алтайско-русско-английский словарь Горно-Алтайск, 2006. Барантаева М.А. Куничек -Горно-Алтайск, 2014. Вострикова Н.В. Национально-региональный компонент в планировании образовательного процесса в детском саду.(методическое пособие) Горно-Алтайск, 2014. КокпоеваА.Г. Природа горного края (учебное пособие) Горно-Алтайск, 2012. Сартакова С.М. В мире цифр и мер. Горно-Алтайск,2015. Тобоева Е.Н.Кунеш. Горно-Алтайск, 2009. Тобоева Е.Н. Кунеш. Хрестоматия Горно-Алтайск, 2009 . Тобоева Е.Н. Основная общеобразовательная программа дошкольного образовантя "Росточек" Горно-Алтайск, 2013. Тобоева Е.Н. Ойнот, урет баланы. Горно-Алтайск, 2009. ТобоеваЕ.Н. Реализация этнокультурной составляющей образования в дошкольных образовательных учреждениях Горно-Алтайск, 2012. ТобоеваЕ.Н. Учебно-методическое пособие к программе развития и воспитания детей дошкольного возраста. Горно-Алтайск, 2009. Хрестоматия по алтайской литературе для детей дошкольного и младшего школьного возраста Горно-Алтайск, 2006. |
Список используемой литературы
- Киселева,О.И.Нетрадиционные методы и приемы обучения старших дошкольников монологической речи /О.И.Киселева//Детский сад: теория и практика.-2012.-№ 3.
- Кубышкина, Т.А.,Леденова, О.В. Волшебный мир звуков и слов: учебно-методическое пособие/Т.А.Кубышкина, О.В.Леденова. – М.: Дрофа, 2010.
- Протасова, Е.Ю., Родина, Н.М. Обучение второму языку /Е.Ю.Протасова, Н.М. Родина// Детский сад: теория и практика . – 2012. -№ 8.
- Сартакова, С.М., Кундюшева, А.В.. Айдып уренели / С.М. Сартакова, А.В.Кундюшева – Горно-Алтайск, 2009.
- Сартакова, С.М., Мандина Я.А. Тоолордын ла кем1улердин телекейинде / С.М. Сартакова, Я.А.Мандина – Горно-Алтайск, 2009.
- Селихова, Л.Г. Интегрированнные занятия: ознакомление с природой и развитие речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 160с.
- Сомкова, О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста / О.Н.Сомкова // Детский сад: теория и практика. – 2012.- № 3.
- Тобоева, Е.Н. Кунеш. Хрестоматия для детей дошкольного возраста / Е.Н.Тобоева – Горно-Алтайск, 2004.
- Тобоева, Е.Н. Мой Алтай. Программа и методические рекомендации по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с культурой алтайского народа и обучению алтайскому языку / Е.Н.Тобоева – Горно-Алтайск, 2010.
- Тобоева, Е.Н. Ойнот, урет баланы / Е.Н.Тобоева – Горно-Алтайск, 2006.
- Мандина, Я.А., Азанова, О.С. Изучаем алтайский язык: методическое пособие по обучению алтайскому языку детей дошкольного возраста / Я.А.Мандина, О.С. Азанов - _Горно-Алтайск: ООО «ПРИНТ», 2014. – 70с.
Приложение
Беседы
- Беседа о членах семьи, профессиях родителей и их обязанностях по дому;
- Беседа о своей малой родине, о Кош- Агаче;
- Беседа о жизни диких животных родного края, о Красной книге Республике Алтай;
- Беседа о водных ресурсах республики, о реке Чуя, Катунь.
- Беседа о труде взрослых в родном городе;
- Беседа о Дне Победы;
- Беседа о достопримечательностях нашего села.
Видео слайды
- Видео слайды «Строительство детского сада»;
- Слайды «Значимые места района»;
- Слайды «Мой Кош- Агач»;
- Видео слайды «Улицы героев с. Кош- Агач»;
- Видео слайды «Профессии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"
Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель
Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...