«ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация (старшая группа)

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является - этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема

«ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Одной из форм обучения и воспитание дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного воспитания.

Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе беседы педагог не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.

 

По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между собой можно говорить о диалоге участников беседы. К этому должен стремиться педагог; организуя этическую беседу.

Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как: принятие личности собеседника, умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника, умение правильно выражать свои мысли.

Положительное отношение детей к беседе достигает за счет:

  • постановки понятным детям и практически важны для них вопросов, связанных с их повседневном опытом. Вопросы продумываются заранее, но могут измениться в зависимости от реакции детей;
  • подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры из жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Использования в процессе беседы пословиц помогают дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключенных в них правил. Для этого необходимо связывать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;
  • поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью педагог корректирует высказывание ребенка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

Воспитатель всегда должен чувствовать, насколько данная форма работы обогащает и занимает детей.

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно если педагог обрисовывает важность обсуждаемых проблем. Если воспитатель не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о ее важности. Появляется опасность формализации данного вида работы.

Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценки эффективности беседы, является активность детей. Их желание высказаться, спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и нормы поведения с образами, понятными дошкольникам. Частое использование общих формулировок, назидательность, дидактизм опасны для плодотворной, действенной работы с детьми.

На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности воспитатель учит дошкольников наблюдать, выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, дифференцировать и т.д. На эти умственные операции воспитатель ориентируется в процессе этической беседы, только материалом для них служат нравственные ситуации.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений. Которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в вид образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог, направляя высказывание детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе. беседы.

В беседе обсуждаемом фактам, событиям дается оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребенка в выборе поступка.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной воспитательной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять пословица или строчка стихотворения.

Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно. Дети еще плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети подвержены эмоциональным взрывам, не могут совладеть своими желаниями ( «Я хочу»), иногда проявляют упрямство, протест и т. д. Но все эти факты не основания, чтобы отрицать значимость «словесного воспитания».

Нравственное сознание – основа нравственного поведения. К этому и необходимо подвести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы, которые их заинтересуют и будут способствовать нравственному развитию. При этом надо помнить, что этическая беседа – лишь одна из форм работы воспитателя над формированием нравственного сознания ребенка. Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников, упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.

В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:

  • научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;
  • дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей. Образы художественной литературы и других видов искусства;
  • способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;
  • формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей ( «можно – нельзя», «хорошо – плохо»);
  • учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Эти задачи берутся на вооружение воспитателя в зависимости от уровня развития дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит пере ним педагог.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Воспитатель выбирает темы, которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей того или иного возраста.

Продолжительность бесед с детьми 4-5 лет составляет 20минут, с детьми 6-7 лет- 30-35 минут. Кроме того, воспитатель постоянно обращает внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить ее раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным. ярким

(веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма. игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в поступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка.

Также дошкольники овладевают следующими умениями:

  • умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;
  • умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;
  • правильно используют нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;
  • могут правильно выбрать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее поступок героя;
  • при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);
  • объясняют смысл знакомых пословиц;
  • могут сочинять рассказ ли сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы педагогов по систематизации и углублению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модели, формы и методы организации образовательного процесса в рамках личностно– ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников»

Ребёнок — уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога — осознавать ценность развития личност...

Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников

Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помо...

Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.Огранизуя этическую беседу, необходимо стремиться к диалогу...

Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.Организуя этическую беседу, необходимо стремиться к диалогу...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Нравственно-этические достоинства русских народных сказок в воспитании дошкольников

Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными знаниями и умениями....

Консультация для воспитателей «Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников»

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания, мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте в...