Статья "Современные подходы к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа)
В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания детей в повседневной жизни. Предложены мероприятия по развитию познавательных навыков детей, повышению их заинтересованности в исследовании процессов и явлений, происходящих в природе, формированию правильного отношения к живому. Перечисленные мероприятия включают в себя уход и наблюдение за растениями, наблюдение за погодными явлениями, организация экскурсий, акций, посвященных природоохранной деятельности. Отмечается важность проектной и игровой деятельности, кроме того, акцентируется внимание на необходимости привлечения родителей к экологическому воспитанию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Ященко Елена Михайловна,
Воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 5» г. Воркуты
Современные подходы к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
" Любовь к родной стране
начинается с любви к природе".
К. Г. Паустовский
Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
По поручению Президента России Владимира Путина Советом по сохранению природного наследия нации в Совете Федерации с участием Комиссии по экологической культуре и просвещению Федерального экологического совета при Минприроды России проводится активная работа, направленная на формирование экологической культуры у подрастающего поколения, любви к природе родного края и нашему государству. Одним из таких инструментов по формированию у детей культуры природолюбия, становятся новые природоохранные социально-образовательные проекты такие как «Эколята–Дошколята».
Прониклись идеей экологического национального проекта «Эколята-дошколята», и стали активными участниками дети и взрослые, нашего Учреждения. Чтобы дошкольники стали лучше понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, воспитанники нашего Учреждения были посвящены в ряды «Эколят».
В рамках проекта «Эколята-Дошколята» с воспитанниками Учреждения и их родителями проведено много интересных игр, бесед, ситуаций, творческих мастерских, экскурсий, акций, викторин и конкурсов, тематических занятий подчиненных целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к природе. С воспитанниками и их родителями реализовали различные экологические проекты такие как: «Птицы наши друзья», где ребята научились любить и бережно относиться к нашим пернатым друзьям в наших суровых северных условиях. Совместно с родителями мастерили для птиц скворечники, кормушки, использую разнообразный природный и бросовый материал. Сколько удовольствия и удовлетворения от заботы, проявленной к маленьким существам принесло нашим воспитанникам.
Исследовательско-познавательный проект «Бездомные собаки – проблема всех и каждого», раскрыл негативную тенденцию увеличения бездомных животных, безразличия людей к брошенным собакам. У детей сформировались чувства ответственности перед животными, сострадания к братьям нашим меньшим. Стихи Е. Евтушенко стали девизом проекта:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Проект «Земля наш общий дом» научил ребят пониманию того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Проект учит умению правильно вести себя в природе, вызывает желание беречь ее и любить.
Создали книгу «Птицы и дети», в которую внесли познавательную информацию о птицах нашего северного края, об интересных встречах детей с пернатыми друзьями. Также вошли фотографии изготовленных совместно с родителями кормушек, скворечников, домиков для птиц.
Совместно с детьми и их родителями участвовали во всероссийском субботнике «Зеленая Россия». Все, и взрослые, и дети, с большим душевным подъёмом увлеченно трудились, так как понимали важность подобного мероприятия не только для детского сада, но для своего любимого города. Чистая, ухоженная территория детского сада радует глаз всех окружающих. Общее мероприятие, тем более по природосбережению не только сплачивает детский коллектив, но и воспитывает у дошкольников патриотические чувства, гордость за свою проделанную работу, детский сад.
В рамках Всероссийской акции «Россия – территория «Эколят – Молодых защитников Природы» создан уголок «Эколята – друзья и защитники природы», который способствует развитию детей в целом, формированию их как личности, удовлетворению потребностей воспитанников в различных видах деятельности, обучению их экологически целесообразному образу жизни, формированию культуры природолюбия.
Уголок «Эколята – друзья и защитники природы» – это один из игровых и учебных центров нашей группы, который органично вписался в интерьер и стал украшением групповой комнаты. Уголок является местом систематического труда и наблюдений воспитанников, где они имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность.
Комнатные растения нашего уголка – это дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. В процессе наблюдений за объектами природы, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируются представления о растениях, их росте и развитии, изменениях в зависимости от сезона. В осенне-зимний период на подоконнике располагается мини-огород, в котором растут лук, петрушка, укроп, салат. Детям очень нравится наблюдать за растениями, проводить с ними опыты и эксперименты.
Экологическая лаборатория «Мир природы» способствует расширению и углублению представлений детей о природе. Здесь каждый ребёнок чувствует себя «ученым», находит ответы на свои вопросы сам. В мини-лаборатории находится выставка интересных коллекций и редких предметов (ракушек, камней, шишек, семян, плодов растений), оборудовано место для хранения приборов и материалов (природного, бросового, неструктурированного), место для проведения опытов. Детское экспериментирование обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями.
Для организации трудовой деятельности в экологическом центре собраны материалы и оборудование для труда (фартуки, тряпочки, губки, клеенка, пульверизатор, лейки, грабельки и т. д.)
Трудно переоценить значение национального экологического проекта «Эколята-дошколята», способствующего формированию экологической культуры и культуры природолюбия. Ведь так приятно смотреть на мир, который стал красивее, благодаря тебе, что позволяет горячо любить свой край, свою малую родину.
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.
Интернет-ресурсы:
http://эколята.рф/news/2016-04-13/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Использование новых и забытых приемов и технологий, экспериментирования, постановка проблемных ситуаций, игровая, проектная деятельность в обучении детей экологии....
Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы. Необходимо создать целостную систем...
Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.
Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Современный подход к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Без сомнения, и раньше с помощью обычных иллюстрированных картинок и бесед педагоги формировали все те качества и знания, что и сейчас, с помощью современных технологий. Но, согласитесь, просто посмот...

Презентация. Семинар - практикум для воспитателей «Современные подходы к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Презентация поможет повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах экологического воспитатания детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Игровые подходы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Первые ориентиры дошкольников в мир природы...