Главные вкладки
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
проект
Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников. Выявление способностей воспитанников, организация системной работы – одна из главных задач нашего детского сада. У каждого ребёнка – огромные возможности развития. Есть дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников той или иной способностью. Эти дети требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Воспитатель: Березовская Г.К.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений. На сегодня цель дошкольного образования - становление и развитие личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости. Таким образом, образовательный процесс в детском саду необходимо строить с учетом становления и развития личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости. В нашем детском саду спланирована работа с детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности. Целью нашей работы является повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение новой технологии управления системой работы с детьми в детском саду. Система работы с детьми включает в себя четыре основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой: 1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению и развитию детей их творческого и интеллектуального потенциала; 2. совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с воспитанниками; 3. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческих способностей; 4. организация работы с детьми и их родителями. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения. При работе по выявлению и развитию у воспитанников способностей, создаются условия развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности. Проводятся различные мероприятия: конкурсы рисунков, спортивные соревнования, музыкальные конкурсы с родителями. Создание специальной развивающей среды, способствующей выявлению способных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала (В моей группе созданы различные развивающие зоны: уголок мелкой моторики, математический уголок, сюжетно-ролевые игры разной направленности, центр по экспериментированию, мини-музей «Моя малая Родина - Ушхайта», уголок математики, ИЗО центр). Центр развития речи и театрализованной деятельности помогает мне решать задачи речевого развития детей, учить их познавать закономерности и особенности родного языка, формировать культуру речевого общения и развивать коммуникативные способности. Способствует приобщению воспитанников к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению детской индивидуальности. В центре имеются в наличии различные виды театров, пособия, , дидактические игры, магнитофон Центр математического развития и занимательных игр оснащен специализированным оборудованием и пособиями, логико-математическими играми, счетными палочками, наглядными моделями, символами и пр. Овладение дошкольником математическими понятиями открывает перед ним мир количественных, пространственно-временных отношений, учит решать при этом самые разнообразные творческие задачи, а значит, формирует активность, самостоятельность мышления, творческое начало детской индивидуальности. Центр художественно-эстетического развития – это особая среда, способствующая развитию эмоционально – чувственного мира ребенка. Особое внимание и я уделяю центру экспериментирования. За время своей практики в детском саду я заметила, что дети являются прирожденными исследователями, и в связи с этим я решила активно внедрять в совместную работу с детьми познавательно-исследовательскую деятельность. Работа в данном направлении заинтересовала не только детей, но и родителей: они помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополняют необходимыми материалами. Познавательно-исследовательская деятельность тесно соседствует с проектной деятельностью. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников. В результате сотрудничества с детьми и их родителями проведены следующие детско-родительские проекты: "Дружите с книгой", «Экология воды». Центр музыкального развития – среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность - создают уют торжественной обстановки. Группа оснащена магнитофоном, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими играми. Центр физической культуры и оздоровления. Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм и методов индивидуального подхода к детям. Физкультурное пособия и атрибутика вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть. Для определения способностей используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние учащихся, и их творческий потенциал. Работа с родителями мною реализуется в трёх направлениях: 1. Психологическое сопровождение семьи. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком. 2. Организация информационной среды для родителей. С целью повышение педагогической культуры родителей мною предлагаются консультации «Значение оригами для умственных и творческих способностей детей», «Как создать уголок творчества дома». 3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (персональные выставки творческих работ, подготовка проектов и т.д.). Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня. Организуют различные проекты, с которыми ребенок выступает перед детьми. На мой взгляд, одним из приоритетных направлений в разработке системы работы с детьми является разработка механизма преемственности с социальными институтами с целью демонстрации достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшего развития ребенка.
Предварительный просмотр:
Инновационный проект
«Школа юного репортера»
Постановка проблемы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Изучая речевое общение дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), Л.Г. Соловьёв делает вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Особенности речевого развития детей явно препятствуют осуществлению полноценного общения, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). При проведении логопедических обследований отмечено, что дети дошкольного возраста с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении связной диалогической речью. В общении такие дети затрудняются длительно поддерживать диалог, они недостаточно инициативны, часто возвращается к форме «коллективного монолога». Как правило, дошкольники с нарушениями речи овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками, затрудняются в рассуждениях и подборе аргументации по теме диалога.
Наше время отличается стремительностью, диктует новые формы общения. И этой новой форме диалог сводится просто к обмену информацией, а на задний план уходит овладение средствами невербальной коммуникации, культуры речи, умение устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником (умение слушать и слышать его, проявлять активное ответное отношение и т.д.). Речь наших детей сегодня порой неприятно поражает нас своей лексической бедностью, орфографической безграмотностью и полным пренебрежением к правилам логически-смыслового построения фразы. Более того, большая часть общения детей ведётся на так называемом молодёжном сленге, состоящем из деформированных, усечённых слов, многие из которых нельзя назвать общеупотребительными.
Бесспорно, что человек, умеющий организовывать богатое, содержательное общение, будет успешным в учёбе, в профессиональной деятельности и в личной жизни.
Именно поэтому необходимо всячески поддерживать изначально заложенную в ребёнке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом и с взрослыми. Ведь именно в диалоге дети учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.
Цель и задачи проекта
Цель:
развитие связной диалогической речи на основе внедрения педагогической технологии «Детская журналистика» в систему логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
- Формировать умение детей строить самостоятельные высказывания на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков.
- Развивать умение использовать невербальные средства общения.
- Формировать социально-коммуникативные навыки.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Способствовать творческому и социальному самовыражению.
- Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
- Формировать представления о профессии журналист и начальные представления о профессиональных журналистских качествах.
- Установить партнёрские отношения с социальными партнёрами.
- Заинтересовать родителей законных представителей воспитанников в участии по реализации проекта в совместной деятельности.
- Разработать систему мониторинга результатов реализации проекта.
Обоснование актуальности проекта
Актуальность проблемы определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности дошкольника. Речь – это важнейшая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями.
ФГОС дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования определяет, что «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и чувства, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения».
Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста остается проблема развития диалогической речи, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. Проблема развития диалогической речи дошкольников является одной из актуальных проблем теории и практики логопедической науки. Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу – один из показателей сформированности индивида как личности.
В работах Галицких Е.О. указано, что диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и
поправки.
При проведении ежегодных комплексных логопедических обследований было отмечено, что дошкольники, имеющие речевые нарушения, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. На занятиях по «речи и речевому общению» в ДОУ обучение диалогической речи традиционно протекает в форме беседы, в ходе которой происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, включающее овладение простыми синтаксическими моделями фраз, формированием умения соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания. Такая выраженная учебная мотивация применима только к детям, у которых достаточно хорошо развита произвольная регуляция собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие логопедические занятия, в большинстве случаев к таковым не относятся. Для решения задач развития диалогической речи у детей с нарушениями речи целесообразно подбирать такие игровые методы, которые органично впишутся в жизнь ребенка.
Изучив и проанализировав методическую литературу, журналы, интернет-
ресурсы, освещающие вопросы развития диалогической речи дошкольников с нарушениями речи предположили, что организация журналистской деятельности усилит речевую мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, а также к построению ими самостоятельных высказываний и рассуждений.
На основании вышеизложенного предположения был разработан проект «Школа будущего журналиста».
Участники проекта.
Дети средней группы «Лютики».
Воспитатель Березовская Галина Константиновна.
Этапы, содержание и методы реализации проекта
Этап 1. Подготовительный
Задачи | Мероприятия | Срок проведения |
1. Провести анкетирование родителей по проблеме | 1. Разработка анкеты «Поведение и общение», анкетирование родителей. (Приложение 1) | Октябрь |
1. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта. 2. Определить формы, методы работы с родителями по заданной проблеме. | 1.Анализ результатов анкетирования. Разработка бесед и индивидуальных консультаций для родителей, проведение родительского собрания, с целью привлечения родителей к участию в проекте. 2. Создание наглядной информации о деятельности, которые проходят в группе, с рекомендациями для родителей о том, чем и как они могут позаниматься с детьми дома. 3. Привлечение родителей к активному участию в реализации проекта | Октябрь |
Определить содержание предметно-развивающей среды. | 1. Создание детской стенгазеты и назначение ответственных (из детей, педагогов) 2. Создание нетрадиционных атрибутов для детского пресс-центра 3. Создание картотеки игр и упражнений по теме развития связанной речи. 4. Организация предметно-развивающей среды. | Октябрь |
Этап 2. Основной
Задачи | Мероприятия | Срок проведения |
1.Развивать коммуникативность воспитанников и личное взаимодействие друг с другом. 2.Совершенствовать навыки ведения диалога. 3. Формировать начальное представление о профессиональных журналистских качествах, навыках. | 1. Использование «Метода трёх вопросов». (Что мы знаем о журналистах? Что хотим узнать? Как мы можем это узнать?) 2. Рассматривание иллюстраций и видеосюжетов, относящимися к теме журналистики. 3. Проведение бесед с детьми о профессиях телеведущего, комментатора, корреспондента и т.д.; о любимых телепередачах. 4. Чтение художественных произведений, где упоминается журналистика. Чтение детских газет и журналов. 5. Игра – тренинг «Лучший вопрос – лучший ответ». Цель – научиться брать интервью, отвечать на вопросы 6.Организация и проведение совместно с родителями целевых прогулок и экскурсий. (в пищеблок, в другую группу, в мед. кабинет, к заведующей, и т.д.) | В течение реализации проекта |
1. Способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников. | 1.Проведение фотовыставки «Посмотрите – я журналист». 2.Проведение выставок детских работ («Профессия журналист», «Я и телевидение», «Я в будущем» и т.д.). 3. Организация экскурсии по детскому саду в качестве журналистов. 4. Создание стенгазеты «А у нас в Золотой рыбке…» 5. Организация сюжетно-ролевых игр в рамках группы, охватывающих все разнообразие профессии «Журналист». | В течение реализации проекта. |
1. Развивать умение слушать собеседника и общаться в паре, группе, коллективе. | 1. Организация сюжетно-ролевых игр: «Телерепортаж», «Зима в нашем поселке»; Телепередач: «В мире животных»; «Вести из групп». 2. Проведение развлекательных игр, программ с участием детей и их родителей. 3. Съемка видео сюжетов, интервью у участников мероприятий. | |
1. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса к миру профессий. | 1. Ежемесячное проведение консультаций для родителей. 2.Проведение индивидуальных бесед по теме проекта. 3.Оформление стендов, ширм, папок-передвижек на тему развитие связанной речи посредством детской журналистики, буклетов, листовок. 4. Приглашение родителей на различные мероприятия в группе и освящение всех событий в стенгазетах. 5. Съемка видео сюжетов об интересных событиях в саду. | В течение проекта |
Этап 3. Заключительный этап
Задачи | Мероприятия | Срок проведения |
1.Провести качественный анализ проделанной работы. | 1. Организация и проведение совместного мероприятия для детей с участием родителей. 2. Повторное анкетирование родителей. 3.Анализ результатов проделанной работы. 4.Выступление с презентацией о проделанной работе на итоговом педсовете. | Май 2019 г. |
Прогнозируемые конечные результаты деятельности
По окончании реализации проекта мы планируем получить следующие результаты:
- повышение уровня развития диалогической речи у детей;
- увеличение доли педагога, владеющего и применяющего технологию «Детская журналистика» в образовательном процессе;
- повышение педагогической компетентности субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей), качество совместной работы воспитателя и педагога-психолога в вопросах развития творческого воображения;
- увеличение доли родителей, активно участвующих в мероприятиях клуба «Мы журналисты»;
- пополнение ресурсного центра дидактическими и диагностическими материалами, методическими рекомендациями, обеспечивающими распространение положительных результатов проекта;
- информация о проекте будет представлена на заседаниях педагогического совета ДОУ, интернет-ресурсах.
Практическая значимость результатов проекта
- Создание соответствующей предметно-развивающей среды (Детского пресс центра, форма для журналистов)
- Повышение уровня компетентности родителей и педагогов ДОУ в вопросах развития связанной диалогической речи посредством детской журналистики.
- Создание картотек игр, упражнений, методических пособий, дидактических игр по теме проекта.
- Ежемесячный выпуск детской газеты «А у нас в Золотой рыбке…»
- Формирование активного познавательного интереса детей к профессии журналиста.
- Формирование таких основ личности как самостоятельность, активность, любознательность, инициативность.
- Проведение различных праздников, развлекательных мероприятий и акций и освящение их в детских издания и видеосюжетах.
- Активное участие родителей в жизни ДОУ.
- Создание необходимых условий для развития связной речи детей с ОНР, пополнение активного словаря детей.
Прогноз возможных негативных последствий
№ | Возможные риски | Пути коррекции |
1. | Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада | Периодическое возвращение к уже пройденному материалу |
2. | Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия | Проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач проекта |
3. | Слабая мотивация участников проекта. | Включать инновационные разнообразные формы работы, рефлексию |
4. | На разработку и проведение проекта требуется много времени. | Рационально использовать время в соответствии с функционалом участников проекта. При необходимости делегировать полномочия. |
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Оценка эффективности проекта будет проводиться по 4 направлениям: родители, дети, педагоги, социальные партнёры.
Степень включенности родителей, их заинтересованность будет проанализирована через анкетирование, опросы, участие в совместных мероприятиях.
Уровень профессиональной компетентности педагогов будет отслеживаться в ходе участия педагогов в семинарах, педагогических советах, через анкетирование, анализ организации логопедической работы, коллективные просмотры совместной деятельности, участие в работе творческих группах.
Положительная динамика в развитии связной диалогической речи детей с ОНР будет отслеживаться с помощью логопедического обследования, а также с помощью диагностических методик изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников», М.И. Лисина «Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности»). Приложение 3
Эффективность реализации проекта для социальных партнёров: заинтересованность в продолжении сотрудничества, готовность к внедрению новых форм взаимодействия.
По окончании проекта будет проведено анкетирование воспитателей и родителей по оценке эффективности проекта.
По итогам реализации проекта предполагается обобщение и распространение опыта работы в форме: создания программ, методических разработок, наглядных материалов, в том числе и электронных, презентаций фото- и видеоматериалов, анализа анкет и отзывов.
Оценка хода работы по реализации проекта будет осуществляться с помощью карты наблюдений за ходом реализации проекта. Приложение 4
Перечень источников
- Арушанова А.Г. , Дурова Н.В.,. Иванкова Р.А, Рычагова Е.С Истоки диалога 5-7 лет, М., Мозаика-синтез, 2004
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: книга для воспитателей дет. сада.-М.: Мозаика-синтез, 1999
- Дейкина А.Ю. Возраст творчества. Содержание и организация практических занятий по детской журналистике. Методические рекомендации. Бийск: НИЦ Бийск БПГУ, 2001.
- Детские периодические журналы: «Непоседа», «Мурзилка», «Коллекция идей», «Тайны леса», «Маша и медведь»
- Князева О. Л., Стеркина Р. Б.; Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. – М.: Дрофа, ДиК, 1999.
- Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: Линка-пресс, 2000.
- Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 2004.
- Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи.-М.Аквариум,1995
- Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ «Песпектива», 2014.
- Рылеева Е. В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя.» - М.: Линка-пресс, 2000.
- Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Телевидение». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96 с.
- «Технология организации детской журналистики» кандидат педагогических наук С.М.Жарков, доктор педагогических наук А.Н.Орлов, кандидат педагогических наук А.Ю.Дейкина.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много,...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Формирование системы работы по выявлению и развитию способностей воспитанниковДошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Развитие способностей ребенка выявляется через различные развивающие проекты, презентации, педагогические технологии...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников.
laquo;Одаренность человека - это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,сделать его благороднее, чтобы он ...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:...