Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это государственный заказ, отражённый в Государственной программе «Духовно-нравственное воспитание граждан РФ», ориентированный на возрождение и укрепление духовно-нравственных устоев всего населения Российского государства, который предполагает формирование у граждан высокого патриотического сознания.
Когда же начинать духовно-нравственное воспитание? Конечно с детства, где происходит изначальное приобщение ребёнка к семье, родному языку, Родине, родной природе, народу, его истории, вере, духовной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystive_semi_i_detskogo_sada.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОПРОСАХ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это государственный заказ, отражённый в Государственной программе «Духовно-нравственное воспитание граждан РФ», ориентированный на возрождение и укрепление духовно-нравственных устоев всего населения Российского государства, который предполагает формирование у граждан высокого патриотического сознания.
Когда же начинать духовно-нравственное воспитание? Конечно с детства, где происходит изначальное приобщение ребёнка к семье, родному языку, Родине, родной природе, народу, его истории, вере, духовной культуре.
Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания детей выдвигает на первый план задачи воспитания детей дошкольного возраста в условиях социального партнёрства семьи и детского сада. Поэтому без вовлечения родителей в воспитательный процесс невозможно прочно сформировать у детей такие качества, как честность, справедливость, добросовестность, трудолюбие, чувство долга, отзывчивость и сострадание, веру в добро и созидание, терпимость, преданность своему народу, стране и другие важные нравственные качества.
У дошкольников с ОВЗ свои особенности - проблемы физиологического, психологического характера - сниженная эмоциональность, заторможенность во всех видах деятельности, а также отсутствие способности к сопереживанию другим людям. У таких детей преобладает наглядно-действенная форма мышления, а у их ровесников складывается уже наглядно-образная, поэтому слабая его осознанность, отклонения в развитии образа себя; недоразвитие речи; слабость, неустойчивость внимания; конфликтность или некоммуникабельность со сверстниками и т. д. Задача социализации детей с ОВЗ - одна из приоритетных в работе с такими детьми. Решение этой задачи невозможно без формирования духовно-нравственных основ личности.
Набрав новую группу, при подготовке первого собрания мы провели анкетирование родителей по выявлению приоритетов социальных запросов родителей к результатам воспитания и образования детей в группе. На первом месте по значимости для родителей стояло развитие речи. Это и понятно, так как наша группа логопедическая. На втором – подготовка к школе, на третьем - физическое развитие, на четвертом – развитие творческих способностей и только пятое место занимало духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
Поэтому на родительском собрании мы познакомили родителей с характерными особенностями старшего дошкольного возраста, задачами умственного развития и обратили внимание на нравственно – патриотическое воспитание детей.
Для повышения педагогической компетенции родителей были:
- оформлены информационные уголки на темы «Мы растим юных патриотов России», «Физкультура, закаливание, правильное питание – залог вашего здоровья», «Природа – кладовая для воспитания ребенка» и др.
- проведены групповые и индивидуальные консультации « Использование литературных произведений в воспитании любви к родному краю», «Система взаимодействия семьи и детского сада в вопросах нравственного воспитания», «Как формировать патриотические чувства у детей», «Как познакомить с историей своей семьи».
- оформлены папки – передвижки «Семья и дети», «Нравственность. Патриотизм. Духовность».
- разработана и распространена «Памятка по созданию благоприятной семейной атмосферы»
По формированию основ физической культуры и здорового образа жизни совместно с родителями реализовали проект «Мы за здоровый образ жизни», в рамках которого были проведены соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», флешмоб «Готов к труду и обороне», конкурс поделок из бросового материала «Спортландия», оформлена стенгазета «Со спортом дружить – здоровым быть», выставка семейных фотографий «Однажды летом». Приняли активное участие в городских соревнованиях «Спортивная семья».
В народной педагогике с древних времен заложены основы любви и уважения к старшему поколению, к природе, сострадания к животным. Мы поддержали эту традицию. Наши дети с родителями являются постоянными участниками городских акций: «Поможем «Другу» вместе», «Кофточки и книжки для Мишки и Аришки», «Подари жизнь дереву», «Мы за ёжиков в ответе». Активно участвовали также в социально – значимых: «Пристегнись сам, пристегни ребенка», «Лайк водителю», «Мы за безопасное будущее».
Мир постоянно усложняется, не хватает времени родителям для живого общения с детьми. Поэтому мы организовываем конкурсы, которые предусматривают совместную работу, творчество родителей и детей: «Новогодняя открытка», «Поздравительная снежинка», «Сморозим талисманы», «Эти разные смайлики», «Тебе с любовью» (валентинки), «Кормушка для наших друзей», плакаты «Берегите природу родного края».
Интересы семьи и ребенка не должны замыкаться узким семейным кругом. Через беседы с детьми, их родителями, посещения семей, наблюдениями мы выявляли опыты семейного воспитания. Так опыты семьи Кирилловых «Мама, папа, я – спортивная семья», семьи Девятериковых «Семейные чтения» были заслушаны на общем родительском собрании детского сада в рамках «Единого родительского дня».
Субботники это «труд для других». Этот труд очень многое дает: помогает сдружиться, сформировать у детей интерес к общественным делам, воспитывает трудолюбие. Поэтому мы, дети, родители проводим субботники по оформлению зимнего и летнего участка. А также участвуем ежегодно во всероссийском субботнике «Зелёная Россия»
Приобщая к народной культуре, традициям, проводили праздники: «Осенины», «Колядки», «Новогодняя сказка «Щелкунчик», «Приключения Смайлика», «В гости к самовару», «Чай, чай, русский чай», «Медово-ореховый спас», «Русская картошка» и др. Родители всегда принимают участие в подготовке этих праздников.
Проявили интерес и активное участие к мероприятиям в детском саду в рамках городского фестиваля «Семейные чтения»:
- фотовыставка «Я помню чудное мгновение»;
- выставка книг «Из бабушкиного сундука»;
- конкурс презентаций «По страницам любимых книг»;
- выставка детского творчества «Мой любимый герой»;
- акция «Подари книгу»;
- конкурс театральных постановок по мотивам детских произведений;
Воспитание патриотизма, гордость за свой народ, уважение к героям ВОВ активизировали в реализации совместного проекта «Была война, была победа». В этот проект вошли следующие совместные мероприятия:
- выставка детских книг о войне «Победой кончилась война»;
- выставка репродукций советских художников «Бой идет не ради славы, ради жизни на земле» в фойе детского сада;
- акция «Письмо ветерану»;
- лента памяти «Вас не забудут никогда» (о подвигах героев Советского Союза»);
- калейдоскоп «Этот день победы» (прослушивание военных песен, просмотр клипов и презентаций);
-оформили поздравление для ветеранов ВОВ в территориальный комитет микрорайона;
- приняли участие в детском фестивале «Уральская звездочка» с композицией «Белые панамы»;
- посетили музей и мемориал «Вечный огонь».
Радует такой факт, что родители поддерживают наши начинания, идеи и активно участвуют во всех мероприятиях. От нас, взрослых, зависит, как раскрыть ребенку то огромное и значительное, что окружает его в детстве, которое перерастает затем в чувство любви к Родине.
Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,-
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Константин Симонов.
Литература:
1.Жесткова Л.С., Баркан С.Н., Лузай Н.В., «Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду» Санкт-Петербург Детство-Пресс, стр. 80; 2014 год.
2.Зеленова Н.Г, Л.Е Осипова «Мы живем в России» Москва,2007 г..
3 Козлова С.А.«Я человек» «Школьная Пресса»,2003 года, стр. 45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. «Взаимодействие семьи и детского сада по вопросу патриотического воспитания детей.»
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формирова...
Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей....
Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах нравственного воспитания
Нравственное воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и х...
Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах патриотического воспитания детей
Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. В стать...
Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах патриотического воспитания детей.
Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах патриотического воспитания детей. Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различн...
«Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников»
laquo;Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников» презентация для педагогов...
Консультация для воспитателей «Взаимодействии семьи и детского сада по вопросам экономического воспитания дошкольников»
Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В семье, а это реальная экономическая среда, накапливается определенный «экономический»...