Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты знакомятся с символами Родины»
проект (средняя группа)

Проект «Маленькие патриоты знакомятся с символами Родины» направлен на формирование у дошкольников основ патриотизма и уважения к символам своей страны. Проект включает в себя разнообразные формы работы: занятия, творческие конкурсы, выставки. В рамках проекта дети участвовали в игровых активностях, направленных на развитие чувства гордости за свою Родину и понимания важности ее символов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_patrioty_znakomyatsya_s_simvolami_rodiny.docx44.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад присмотра и оздоровления №15 г. Тайшета

Проект по духовно-нравственному воспитание дошкольников

«Маленькие патриоты знакомятся с символами Родины»

Разработала и реализовала:

воспитатель МКДОУ №15 г. Тайшета

Бухарова Т.Ф.

г. Тайшет, 2024 г

Срок реализации: 02-13 декабрь 2024 года

Обоснование актуальности

Духовно-нравственное воспитание, как указано в пункте Федеральной образовательной программы дошкольного образования, должно основываться на творческом взаимодействии между детьми и взрослыми. Это взаимодействие позволяет не только передавать знания о культурно-исторических традициях, но и формировать у детей чувство принадлежности к своему народу, понимание его ценностей и истории. Именно проектная деятельность направлена на то, чтобы интегрировать эти элементы в образовательный процесс, создавая условия для полноценного развития ребенка.

Технология проектной деятельности относится к современным гуманитарным технологиям, представляет собой инновационный подход, который активно используется в образовательной практике и имеет множество преимуществ. Во-первых, она способствует активному вовлечению детей в процесс обучения, позволяя им не только осваивать новые знания, но и применять их на практике. Это создает условия для глубокого понимания и осознания духовно-нравственных ценностей, таких как дружба, уважение, ответственность и взаимопомощь.

Во-вторых, проектная деятельность развивает у детей критическое мышление, креативность и навыки сотрудничества, что является важным аспектом их личностного роста. Работая над проектами, дети учатся взаимодействовать друг с другом, обмениваться мнениями и находить компромиссы, что способствует формированию социальных навыков и эмоционального интеллекта.

Кроме того, использование проектной технологии позволяет интегрировать различные образовательные области, что делает процесс обучения более целостным и многогранным, и позволяет детям увидеть связь между знаниями и реальной жизнью, способствуя более глубокому усвоению духовно-нравственных ценностей.

Таким образом, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников, решаемой с помощью технологии проектной деятельности, обусловлена необходимостью формирования у детей устойчивых ценностей и навыков, которые будут способствовать их гармоничному развитию в современном обществе. Инновационные подходы в образовании, такие как проектная деятельность, становятся важным инструментом для достижения этих целей, обеспечивая детям возможность активно развивать личностные качества, необходимые для успешной социализации.

Содержание практики

Н.Е. Веракса утверждает, что суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Для реализации задач духовно-нравственного воспитания был разработан и реализован проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты знакомятся с символами Родины», который иллюстрирует применение данного метода, позволяя детям не только осваивать знания о символах Родины, но и развивать эмоциональную связь через активное участие в практических заданиях и совместной деятельности.

Отличительной особенностью проекта является его реализация в двух дошкольных образовательных учреждениях (МКДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 15 г. Тайшета, МКДОУ Разгонский детский сад).

Тип проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: 2 недели (краткосрочный).

Участники проекта: дети 3-6 лет, воспитатели, родители, представители двух детских садов.

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с неофициальными символами России.

Задачи:

  • формирование представлений о русской национальной культуре (народном творчестве, обычаях, традициях);
  • развитие нравственных норм поведения, компетенций, необходимых для успешной социализации детей, чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • воспитание патриотизма, уважения к культурному наследию России.

Реализация проекта «Маленькие патриоты знакомятся с символами Родины» была направлена на достижение значимых результатов не только для детей, но и для родителей и педагогов.

Для детей: формирование знаний о неофициальных символах Родины; воспитание уважения к Родине: развитие чувства гордости за свою страну, эмоционального восприятия; формирование социальных навыков: развитие умения работать в группе; возможность творческого самовыражения: создание поделок, рисунков, других творческих работ по теме проекта.

Для родителей: стимулирование уважения к Родине: возможность помочь детям развивать чувство гордости за свою страну и осознание ценности культуры и традиций через совместную деятельность; развитие социальных навыков: родители примут участие в совместных мероприятиях с детьми, способствуя развитию навыков общения и сотрудничества, а также укреплению семейных связей; вовлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада.

Для педагогов: углубление профессиональных знаний; развитие методических навыков: использование разных методик и подходов патриотического воспитания дошкольников, включая интеграцию тематики в различные виды деятельности; укрепление сотрудничества с родителями: совместная работа будет способствовать созданию партнерских отношений, что повысит уровень доверия и взаимодействия между педагогами и семьями воспитанников.

Продукты проекта:

  • мини-музей «Русская изба», выставка «Русские традиции»;
  • онлайн выставка творческих работ «Символы Родины»;
  • фотогалерея «Семейные традиции в кадре»;
  • книги «Символы России».

Реализация проекта

Проект был реализован в три этапа: подготовительный, основной и заключительный, что позволило структурировать процесс и обеспечить его эффективность.

Подготовительный этап проекта

Цель этапа: создание основ для успешной реализации проекта, информирование участников, сбор необходимых материалов и установление контакта между участниками проекта.

В рамках реализации этапа организованы следующие мероприятия:

  • Сбор информации: ознакомление с методическими материалами об организации мероприятий нравственно-патриотического воспитания в детском саду.
  • Организация знакомства представителей детских садов (воспитанников и педагогов): видеозвонок посредством платформы Сферума. Создание системы обратной связи: общение педагогов в чате Сферума для обсуждения хода реализации проекта и, внесения необходимых корректив.
  • Разработка совместного плана мероприятий: обсуждение целей, задач и формата совместной работы; согласование плана действий, дат и форматов проведения мероприятий; разработка сценариев мероприятий (конспекты занятий, разные виды игр, конкурсы, квест-игра).
  • Привлечение родителей: информирование родителей о плане реализации проекта, его цели и задачах; привлечение родителей к подготовке материалов, предоставлению предметов (экспонатов музея).
  • Подготовка материалов и оборудования: выбор художественных произведений, презентаций, картинок, музыкальных произведений и видеороликов, мультфильмов; создание дидактических материалов; оформление патриотических уголков; пополнение РППС материалами по теме проекта.

Данный этап заложил прочный фундамент для успешной реализации проекта, обеспечив активное вовлечение всех участников и создание благоприятной образовательной среды.

Реализация основного этапа

Цель этого этапа являлось углубление знаний детей о неофициальных символах России через разнообразные виды деятельности.

В ходе реализации основного этапа были организованы следующие мероприятия:

Вводное занятие организовано совместно посредством видеозвонка в Сферуме. В рамках занятия познакомили детей с темой проекта, используя презентацию и видеоролики. В завершение провели между детьми интерактивную викторину «Отгадай символ».

Ежедневно знакомились с новыми символами: дети выбирали карточку из «волшебного» сундучка (определенный символ) и в течение дня организовывали связанную с ним деятельность. На вечернем круге обсуждали проведенные мероприятия и делились своими впечатлениями.

Занятия по разным образовательным областям: ФЭМП: «В гости к нам пришли матрешки»; ознакомление с окружающим миром: «Как медведи зимуют», «Красавицы березки»; познавательное развитие: «Россия – Родина моя», «Неофициальные символы России»; аппликации: «Осенняя береза», «Медведь в берлоге»; рисование: «Расписной самовар», «Укрась балалайку»; лепка: «Валенки», «Ромашковое поле».

Организация разных видов детской деятельности. Ознакомление с произведениями художественной литературой: сказка «Маша и медведь»; «Сказки народов России»; «Русские народные сказки»; Л. С. Лебедева «Символы России»; В. Сутеев «Друзья по сказкам», «Пых-пых самовар», «Жили-были валенки», стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Познавательная деятельность: викторины и загадки; создание мини-музея «Русская изба»; инсценировка стихотворения Д. Хармса "Самовар", "Сказки про народные инструменты".

Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры: «Чаепитие», «Сварим кашу», «Идем на прогулку»; игровая ситуация «Волшебный сундучок»; дидактические игры: «Собери матрешку», «Найди пару» (валенки, ложки), «Собери пазл», «Найди тень», «Забавные матрешки».

Двигательная деятельность: подвижные игры: «У медведя во бору», «Валенки», «Матрешки и мышь», «Во поле береза стояла», «Каравай». Эстафеты: «Сушки к чаепитию», «Собери ромашку», «Оденем березку»; пальчиковые и дыхательные гимнастики, физминутки по тематике проекта.

Коммуникативная деятельность: беседы; ситуативные разговоры; коллективные творческие работы, командные игры и эстафеты.

Музыкальная деятельность. Музыкально-дидактические игры: «Балалайка, заиграй-ка», «Музыкальные ложки», «Угадай, что звучит». Игра на музыкальных инструментах (балалайка, ложки).

Оформление выставки предметов-символов России в рамках мини-музея «Русская изба». В подготовке выставки принимали активное участие родители, предоставляя различные экспонаты, которые отражают богатую культуру и традиции семьи. Дети с интересом изучали экспонаты, задавали вопросы и делились своими впечатлениями, что способствовало развитию их любознательности и уважения к культурному наследию.

Конкурс фотографий «Символы Родины в семейных традициях». Участники представили фото, которые отражали как повседневные моменты, так и особенные события, подчеркивая важность семейных связей и культурного наследия. Все фотографии были размещены в виртуальной галерее конкурсных работ.

Создание книг «Неофициальные символы России»

Ребята каждого детского сада сделали книги, в которых разместили художественные произведения и произведения фольклора о символах России, дополнив их детскими творческими работами. Книги предназначены для подарка ребятам другого детского сада.

В рамках заключительного этапа проекта были организованы мероприятия, направленные на обобщение знаний детей и подведение итогов проекта.

Онлайн выставка творческих работ «Символы Родины»

Организовали онлайн выставку, которая позволила познакомиться с детским творчеством всем участникам проекта.

Чаепитие "Вкусным чаем угощаем", в котором участвовали дети и родители. Это мероприятие стало не только вкусным, но и познавательным, ведь участники смогли познакомиться с традициями чаепития у самовара.

Подведение итогов конкурса «Символы Родины в семейных традициях».

На основании решений жюри были определены победители и участники конкурса. Каждая семья была награждена грамотами победителей или сертификатом участников конкурса.

Квест-игра «Сундучок символов Родины».

В квест-игре были организованы различные задания: разминка «Доскажи словечко»; игры: «Варим кашу», «Собери пазл»; эстафеты «Чаепитие», «Ромашковое поле». В ходе игры дети создали открытки «Мы - маленькие патриоты!», дополнив их символами из «волшебного» сундучка, который открывался после выполнения заданий.

В начале и в завершении игры организовали обратную связь, используя платформу Сферума, для подведения итогов игры и проекта, обмена впечатлениями.

Обмен книгами-подарками.

В ходе районного методического семинара педагоги обменялись созданными книгами. Дети с увлечением рассматривали подаренные книги, знакомились с худ. произведениями и творческими работами, получив позитивные эмоции.

Результаты практики

Отзывы всех участников проекта подтвердили успешность проекта и его высокую значимость. Оценка проекта показала, что он действительно достиг своих целей и задач, создал платформу для дальнейшего изучения и популяризации русской культуры, а также оставил яркие впечатления и положительные эмоции у всех участников.

Результатом проекта стало создание условий для совместного творчества и обмена опытом между детьми и воспитателями, что обогатило образовательный процесс и сделало его более увлекательным и продуктивным.

Ссылки на использованные при реализации проекта материалы

Музыкальное сопровождение

Квест-игра «В поисках символов России»

Шаблоны для творческих работ

Положение о конкурсе фотографий «Семейные традиции в кадре»

Вводное занятие "Росиночка-Россия"

Раскраски

Материалы для дидактических игр

Пазлы

Презентация «Неофициальные символы России», видеоролик «С любовью из России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты России»

Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно ...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...

Рецензия на проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты знакомятся с символами Родины»

Рецензия на проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты знакомятся с символами Родины»...