"Трудовое воспитание дошкольников"
статья
Труд является важнейшим фактором воспитания личности ребенка начиная с дошкольного возраста; в процессе чего формируются трудовые навыки детей, психологическая готовность , ответственное отношение к труду и его продуктам, развиваются дружеские , коллективные взаимоотношения ,что является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе и несомненно повлияет на сознательный выбор профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
"Трудовое воспитание дошкольников"
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста играет огромную роль в становлении и развитии личности. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Несформированность этих качеств на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности [1].
В дошкольный период у детей формируются начальные представления о том, как устроена жизнь, о закономерностях её явлений, а также о том, как труд человека влияет на его судьбу. Активно знакомясь с окружающим миром, дошкольники наиболее склонны к формированию трудовых навыков, способствующих наилучшему усвоению знаний и развитию личности в целом. Ввиду этого, трудовое воспитание является одной из основных составляющих воспитания детей дошкольного возраста.
Основной цель трудового воспитания дошкольников является: формирование нравственно ценных качеств и положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, уважение к труду взрослых. Перед педагогами ДОО стоит задача- подвести дошкольников к осознанию ценности и значимости труда, акцентируя внимание на том, что трудовая деятельность приносит удовлетворение, а результат может доставлять радость.
Цель трудового воспитания реализуется через решение следующих задач:
-формирование положительного отношения к труду, трудовых умений и навыков организации трудовой деятельности;
-формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
-воспитание ценностного отношения к собственному труду, -труду других людей и его результатам,
Трудовое воспитание занимает важное место в системе обучения и воспитания детей ,труд детей ,организованный педагогом, рассматривается как мощное средство всестороннего ,умственного развития дошкольников, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу.
Раскрывая тему о трудовом воспитании, можно вспомнить слова В.А. Сухомлинского: «Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей ее сложности и многогранности человека нельзя воспитывать» .[2]
В последние годы термин «трудовое обучение» все чаще стал употребляться применительно к детскому саду. Это объясняется тем, что в дошкольном учреждении воспитатель осуществляет широкую программу трудового обучения. С одной стороны, он формирует знания о трудовых процессах (цели, материалах и инструментах, трудовых действиях и результате) и их направленности (получение общественно полезного продукта). С другой стороны, педагог формирует интерес к труду, самостоятельность, умение трудиться в коллективе, практические и трудовые навыки и умения.
Трудовое воспитание - процесс непрерывный, так как жизнь постоянно требует и от взрослых, и от детей проявления трудовых усилий. Поэтому задачи трудового воспитания решаются в процессе разнообразной деятельности дошкольников это :
- самообслуживание - обслуживание себя собственными силами: умение самостоятельно одеться, раздеться, переодеть одежду, надеть пижаму, соблюдения гигиенического правила. Отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и в семье: "Мыльные перчатки", "Оденемся на прогулку", "Уберем со стола";
- хозяйственно-бытовой труд- труд , направленный на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, оказании помощи взрослым при организации режимных моментов. " Мы - дежурные", "Книжная мастерская","Всему свое место";
- труд в природе- создает благоприятные условия для физического , умственного и сенсорного развития детей , помогает воспитывать любовь к окружающему миру. Он связан с расширением кругозора , способствует развитию наблюдательности и любознательности дошкольников. Это активное , посильное участие детей в работе на цветнике, в огороде, уход за комнатными растениями, домашними животными и птицами."Ну-ка вместе...", "Юные помощники", " Зеленый десант";
- ручной труд- это конкретная деятельность, направлена на изготовление предметов которые в последствии можно использовать в играх, в развлечениях, быту. В процессе ручного труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами: "Сказочный дом", "Поздравительная открытка", "Снежинка", "Оригами"
В своей работе по трудовому воспитанию дошкольников я обращаю внимание на то, чтобы у детей развивались такие нравственные качества, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело
Я делаю все возможное, чтоб труд радовал каждого ребенка и приносил ему только положительные эмоции и яркие впечатления. В группе создана ППРС с целью приобщения детей к трудовому воспитанию. Изготовлена серия лэпбуков:" Почта", " Медицинский работник", " Строители", "Все профессии важны".Фотоальбомы , плакаты, картотека художественной литературы, репродукции картин, фонотека с детскими произведениями В.Маяковского, К.Чуковского, С.Михалкова, Н.Носова. С детьми регулярно проводим экскурсии на почту, хлебозавод, библиотеку, аптеку, пожарную часть. Ведется сотрудничество с родителями наших дошкольников."Моя профессия", "Сделай свой выбор", "Все профессии важны". Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания подтверждением чего являются сюжетно -ролевые игры: ."Супермаркет", "Салон красоты", "Автомастерская","Больница", где дошкольники предают не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе. Игра для детей - это путь познания, приобщение к жизни и начало ранней профориентации.
Содержание труда реализую в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, обязанности, дежурство, индивидуальный труд, труд рядом, коллективный труд, общий труд, совместный труд: "Подготовь столы","Помоги другу", "Сделаем вместе".
Объединяясь со сверстниками дети приобретают опыт взаимоотношений, учатся оказывать помощь, поддержку проявляются гуманные чувства: сопереживанию, сочувствию. Формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу. Зарождаются деловые отношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, относиться с чувством ответственности к порученному делу.
Осуществление задач трудового воспитания дошкольников возможно при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия: При этом учитываются особенности трудовой деятельности детей разного дошкольного возраста, их возрастные и индивидуальные особенности:
-систематическое включение каждого ребенка в труд;
-подборка оборудования для труда;
-учет нагрузки на ребенка;
-пример воспитателя.
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье- благоприятные условия для формирования трудовых навыков. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в совместной трудовой деятельности. Ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива.
Таким образом труд является важнейшим фактором воспитания личности ребенка , начиная с дошкольного возраста; в процессе чего формируются трудовые навыки детей, психологическая готовность , ответственное отношение к труду и его продуктам, развиваются дружеские , коллективные взаимоотношения,что является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе и несомненно повлияет на сознательный выбор профессии.
Литература и источники:
1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987
2.Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения :опыт теорет.и эксперим. психол. исслед. М. Академия , 2004 -282 [1]- (Высшее образование)
3. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез,2007 - 135 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).
4.Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста",[ сост.
Л.В.Русскова]; под редакцией М.А.Васильевой.- М. ,Просвещение 1984
5.Сухомлинский В.А. "О воспитании" Москва Школьная пресса 2003 [2]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание дошкольников
Трудовое воспитание дошкольников !...
Проектная деятельность как средство организации взаимодействия с родителями в вопросах нравственно-трудового воспитания дошкольников.
Педагогический проект по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников....

Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»
Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...

Консультация для педагогов "К трудовому воспитанию дошкольников, через физическое воспитание""
Трудимся играя!...

Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников "Трудовое воспитание в детском саду"
laquo;Кто где работает?»Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.Воспитатель - в детском саду; учитель - в школе...