Образовательная практика «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности» совместная работа с Даниленко Ириной Валерьевной
методическая разработка

Осипович Елена Геннадьевна

Наш опыт работы содержит теоретический и практический материал по театральной деятельности как фактора духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности», Даниленко Ирина Валерьевна 89029291050, Осипович Елена Геннадьевна pugacheva86@yandex.ru, 89233158997, воспитатели детей, МБДОУ №47, г. Канск,

Наш опыт работы содержит теоретический и практический материал по театральной деятельности как фактора духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ. Основы духовно-нравственного воспитания детей закладываются в раннем детстве, а что как не театрализованная деятельность, является приоритетным направлением. Актуальность вопроса духовно-нравственного воспитания обусловлена тем, что ребёнок нуждается в примере поведения со стороны взрослых, а в театральной деятельности ребенок может анализировать. Таким образом, театральная деятельность является обоснованным выбором в работе с дошкольниками.

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Так как нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей, то воспитательный процесс не может быть полноценным без опоры на эмоции и целенаправленное развитие «высших чувств»: сопереживания, гордости, жалости, стыда.

В ходе ежедневных наблюдений за детьми, их поведением в социуме, из бесед с коллегами, мы обратили внимание на то, что у детей материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Это способствовало нашему выбору в направлении работы с детьми.

Опыт работы в ДОО с нашими воспитанниками в направлении театрализованной деятельности позволил сделать вывод что, использование театрализованного творчества, позволит воспитывать у дошкольников первоначальные основы понимания, что такое жестокость, хитрость, трусость, которые не присущи традиционной духовно-нравственной культуре русского человека.

Большинство литературных произведений и сказок для детей дошкольного возраста имеет добродетельную установку на дружбу, доброту, честность, смелость и др. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом вносит в их духовно-нравственную культуру частички отзывчивости, взаимопонимания, взаимопомощи, бережливости, заботливости друг к другу и всему окружающему. Наряду с этим, у детей не только появляется возможность самостоятельно решать многие литературно-жанровые проблемы исходя из появившихся и накопленных положительных духовно-нравственных знаний, но и преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Проживая младший дошкольный возраст и организуя свою профессиональную деятельность по формированию первоначальных ступеней духовно-нравственной культуры, мы как можно больше читали и рассказывали детям произведения художественной литературы, рекомендуемые для их возраста. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации к ним, беседовали о поступках героев, особо обращая их внимание на положительные моменты.

В средней группе появилась традиция «Пятничный вечер» это раз в неделю по пятницам дарить детям сказку, используя любой вид театра.

 

Наши дети ждали этот день с нетерпением. Они любили смотреть театрализованные представления, которые были подготовлены и показаны. С каждым днем их интерес возрастал к театрализованной деятельности все больше и больше. Детей стали привлекать знакомые и любимые персонажи, которые могли ожить, задвигаться и заговорить. Любой жанр сказок являлся для них щедрой почвой для формирования представлений о добре и зле. В сказке дети встречались с положительными и отрицательными образами героев, и это помогало им осознавать, на своем уровне, определенное нравственное отношение к жизни. Мы стали понимать, что сказка это незаменимый инструмент формирования нравственно здоровой личности ребенка, которая помогает понять на доступном ребенку языке красоту окружающего мира. Наш опыт работы с детьми показал, что если просто рассказывать младшим дошкольникам о добре, взаимовыручке и доброте, то толк от этого был небольшой. А после драматизации или показа кукольного спектакля дети стали относиться к окружающим более внимательно. После показа сказки «Теремок» дети стали договариваться, кто будет играть с этой игрушкой сейчас, кто потом, уступать место друг другу в игре и т.д.; а сказка «Репка» помогла детям осознанно относиться к труду взрослых, предлагать им посильную помощь. В сказке «Маша и медведь» дети осознали, что в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не нужно отчаиваться, нужно постараться найти выход из сложной ситуации.

Активное участие воспитанников в театральных играх, способствовало проявлению у них инициативы и самостоятельности в подготовке и организации спектаклей.

 

В центрах для самостоятельной продуктивной деятельности дети находили необходимый набор материалов для изготовления атрибутов, декораций, реквизита. При затруднениях подбора и изготовления продукта к спектаклям дети обращались к нам – воспитателям.

Видя положительную динамику формирования духовно-нравственного воспитания в процессе театральной деятельности, мы старались интересы и желания своих воспитанников ежедневно и кропотливо поддерживать.

 

 

Одним из эффективных условий духовно - нравственного развития детей стало совершенствование развивающей предметно-пространственной среды. Самой обширной и объемной работой стало наполнение театральной зоны, в результате которой появились разные виды кукольного театра, сцена, маски, детские рисунки, бросовый материал, отрезы ткани для ряженья, а так же костюмы. Они не только украшают спектакль, выражают образ сценического героя, но, самое главное, мотивирует ребенка на активное участие в представлении.

А родители, видя, заинтересованность детей к театральной деятельности, наше желание, как педагогов, поддерживать потребности и возможности детей, создали «творческую» группу, с помощью которой у нас появилась костюмерная.

Но, а мы с детьми стараемся их порадовать. Приглашаем на премьеру сказки. Работу над постановкой и каждый спектакль мы фиксируем фото и видеосъёмками, в результате чего появляются стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозаписи, а это способствует детям видеть результаты своего труда. Наряду с этим хотелось бы отметить, что родители невольно стали с нами «играть в сказку», у них появилось чувство гордости за своего ребенка, группу, детский сад.

При появлении костюмов возникла новая проблема – все дети захотели быть актерами. А разве может быть театр без зрителей? Так произошло изменение нашей традиции «Пятничный вечер». Вместе с детьми разработали игру «Театр»

 

Как бы не был оснащён наш театральный уголок, но увидеть театр изнутри, вживую побыть декоратором, актёром или гримером – было детской мечтой. Тем более, что дети стали все чаще задавать вопросы, а как все это происходит в настоящем театре?

 

Здесь нам помогло социальное партнерство с Канским Драматическим театром. Одним из запланированных мероприятий, в рамках социального партнерства, стала организация экскурсии в Канский драматический театр с целью расширения кругозора детей о театре, его профессиях и закулисной жизни.

Сотрудники театра познакомили нас с историей Канского театра и театральными актерами. Дети побывали в гримерных комнатах, где могли перевоплотиться в разных героев. В костюмерной дети смогли познакомиться с трудом костюмеров и примерить головные уборы, смогли понаблюдать за работой декораторов!

Это увлекательное путешествие стало одним из самых замечательных воспоминаний в жизни детей!

После посещения театра мы стали показывать свои постановки ребятам из других групп.

На сегодняшний день результатом нашей работы можно считать:

- активизация взаимодействие детей друг с другом и со взрослыми на основе доброжелательности, отзывчивости, чуткости;

- осмысление духовно-нравственных ценностей через совместное обсуждение сюжетов, поступков героев;

- обогащение словарного запаса детей, направленного на определение поступков нравственного плана;

- повышение уровня мотивации детей к театральной деятельности, призовые места на городском конкурсе чтецов (Ярослав Ясинский 3 место и Маша Тевс 1 место);

- показ сказок в ДОУ;

- организация выставок рисунков и фото, направленных на духовно-нравственную культуру русского народа;

- укрепление взаимоотношений между детьми, воспитателями и родителями.


Перспектива: расширение социального партнерства с ДОУ 49 по взаимопоказу детских постановок;

Работая с детьми над спектаклями, планируем распространять своё творчество не только внутри детского сада, но и выходом на городской уровень, участвуя в театрализованных конкурсах.


Список литературы:

  1. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
  2. Доронова Т.Н. «Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду». - 2001. - №2.
  3. Ершова А.П. «Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании Эстетическое воспитание» - М., 2002. - 177 с.
  4. «История русского театра» Под ред. В.В. Каллаша и Н.Е. Эфроса. т.1.-Москва:Книгоиздательство «Объединение».- 1914г.- 364с.
  5. Копосова М.В. «Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства» Дис. канд. пед. наук. - М., 1994. - 272с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе «Эстетическое воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Данный конспект родительского сабрание, паможет воспитателям организавать тесную взаимосвязь с родителями....

Родительское собрание в средней группе на тему: «Эстетическое воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Родительское собрание в средней группе на тему: «Эстетическое  воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Опыт работы нашего детского сада по театрализованной деятельности...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности...

Программа «Духовно нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»

1. Анализ ситуацииДанный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего возраста, а также является средством гуманизации воспитательного процесса ...

Презентация "Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности"

Презентация подготовлена к педсовету " Духовно - нравственное воспитание дощкольников средствами театральзованной деятельности"...