Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности
методическая разработка на тему
Опыт работы нашего детского сада по театрализованной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
В текущем учебном году 2014-2015г. коллективом детского сада решалась следующая задача – духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, формирование у них культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств. Не случайно нами выбрана вышеупомянутая задача. Углубленная работа по театрализованной деятельности показалась нам интересной как для воспитанников, так и для педагогов и родителей.
Театр – всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Он несет в себе особый лишь ему одному присущий познавательный элемент, свое особое видение мира, в отличие от других видов искусства.
Дошкольное детство – время первоначального становления личности ребенка, формирование основ самосознания. Развитию этих процессов способствует театрализованная деятельность.
С целью ознакомления детей с миром театра, создания условий для развития театрализованных игр наши педагоги использовали различные методы и формы работы с воспитанниками.
Примером эффективной деятельности в этом направлении стал творческий детско-взрослый проект «Волшебный мир театра», реализованный на базе МБДОУ д/с №412. Организованная деятельность с участием воспитанников всех возрастных групп не оставила равнодушными ни членов коллектива ДОУ, ни родителей, ни детей.
Особенность проекта, направленного на поддержку детской инициативы, заключается в том, что он не регламентирует деятельность воспитанников, а предоставляет им возможность выбора вида театрализованной игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек, поощряет импровизацию в игре, обеспечивает уникальную возможность формирования ключевых компетентностей дошкольников – здоровьесберегающей, социальной, информационной, деятельностной, коммуникативной.
Основные цели проекта – развитие творческих способностей, интеллектуальных и личностных качеств детей, формирование культурных ценностей средствами театрализованного искусства.
Задачи:
- воспитание у дошкольников устойчивого интереса к театрализованной деятельности;
- поэтапное освоение детьми различных видов театра с учетом их возрастных особенностей;
- знакомство с правилами кукловождения, развитие умения соотносить движения куклы и слова;
- совершенствование исполнительских умений в создании художественного образа с использованием игровых, песенных и танцевальных импровизаций;
- развитие монологической и диалогической речи, совершенствование интонационной выразительности, активизация и обогащение словаря;
- развитие навыков коммуникативного общения и игрового взаимодействия в театрализованных играх.
В процессе реализации проекта учитывалась и психолого-педагогическая значимость театрализованных игр, в ходе которых дети учатся выражать эмоции и адекватно их воспроизводить в момент перевоплощения в животных или сказочных героев. У них появляется возможность формирования определенных действий для выражения эмоций, интереса, рабости, удивления, горя, страха, гнева, стыда, вины.
Развивающий потенциал театрализованной игры имеет огромное значение для становления личности ребенка, стимулирует развитие психических процессов: целостности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, образного и логического мышления, двигательной активности.
Театрализованная игра является средством обеспечения эмоционального благополучия дошкольников, развивает способность сопереживать, сочувствовать персонажам, поступкам, действиям, способствует усвоению литературного текста, накоплению знаний об окружающей действительности, знакомству с социальным и природным миром.
Театрализованные игры интегрировались с другими видами детской деятельности: изобразительной, художественно-речевой, музыкальной и двигательной. Дошкольники передают образы героев в лепке, аппликации, рисунках, конструировании, постигают азы актерского мастерства с помощью мимики, пантомимы, интонации, тембра, ритма, дикции и движений. В процессе театрализованной деятельности ребенок осознает нравственные правила и нормы.
Основные требования к организации театрализованных игр, которых придерживались педагоги в ходе реализации проекта:
- мотивация к включению детей в театрализованную деятельность, активность на всех этапах подготовки;
- доступность, содержательность и разнообразие театрализованных игр;
- использование в играх-драмматизациях знакомого литературного материала;
- партнерское взаимодействие взрослого с детьми на всех этапах проекта;
- создание предметно-развивающей среды в группах в соответствии с возрастом воспитанников;
- последовательность, усложнение тем и сюжетов в соответствии с приобретенными умениями;
- обеспечение индивидуальной поддержки детей по ходу формирования навыков игры с куклой и ролевого воплощения образов.
В проекте использовались две основные группы театрализованных игр: режиссерские игры и игры-драматизации (по Л.В. Артемовой). В режиссерских играх педагоги учили детей вести игрушечного персонажа, действовать за него, изображать его с помощью мимики, интонации, жестов, создавать сцены. Особое внимание уделялось речи, интонационной выразительности и дикции.
Для организации режиссерских игр широко использовались плоскостной, пальчиковый, ложковый театры, театры на фланелеграфе, кукол-бибабо, на дисках, сюжетно-образные игрушки.
В играх-драматизациях, основанных на собственных действиях исполнителя роли, воспитанники воспроизводили содержание литературных произведений, используют куклы или сказочные персонажи, надетые на пальцы или руку, конусный театр. В этих играх они действовали самостоятельно, прибегая к таким средствам выразительности образа, как интонация, мимика и пантомимика. Эталоном для подражания безусловно был педагог.
В младших группах проводились простейшие игры: импровизации «Кошка и котята», «Курочка и цыплята», использовались народные потешки, стихотворения, русские-народные сказки «Репка», «Колобок». При непосредственном участии воспитателя дошкольники воспроизводили простейшие сюжеты сказок.
В средних группах воспитанникам предлагались обучающие упражнения, сочетающие в момент воплощения сказочного образа движения и слова, драматизация простейших сказок.
Овладеть средствами интонационной выразительности старшим дошкольникам помогли специальные упражнения на произношения слов, фраз, предложений с выражением удивления, вопроса, восторга, грусти, страха и опасения. Дети с помощью жестов учились передавать ощущения «горячо», «холодно», «больно», а так же различные действия: вяжет, моет посуду и др. Были организованы мини-импровизации разных животных, людей, составлялись ролевые диалоги, отрабатывались сценическая речь и движения. Облегчили подготовку к играм-драматизациям занятия-этюды.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста была направлена на то, чтобы дать им представление о театре как о виде искусства, познакомить с разными театрами города. Просмотр видеоматериалов, энциклопедий, иллюстрированных журналов, открыток театральной тематики расширил словарный запас воспитанников, они узнали значение таких слов, как «афиша», «декорация», «кулисы», «премьера», «грим».
В процессе создания предметной среды организаторы проекта выбирали театрализованные игры и игрушки по интересам детей, что позволило им включиться в игровое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, действовать индивидуально, в свободной самостоятельной деятельности.
Особое внимание было уделено изготовлению различных видов театра педагогами, специалистами, сотрудниками детского сада и воспитанниками. Активное участие в обогащении видового разнообразия театрализованных игр приняли родители, при этом поощрялось добровольное приобщение детей к совместной продуктивной деятельности, предоставлялась возможность свободного общения и перемещения.
В процессе изготовления театрализованных игрушек воспитанники использовали знакомые им способы конструирования из бумаги: сгибание прямоугольного листа пополам, технику оригами, закручивание полукруга в конус, прямоугольника в цилиндр. Итоговая мотивация формировалась с учетом предпочтений детей, они принимали непосредственное участие в выборе знакомых сказок, подбирали необходимый материал, договаривались о совместных действиях, оценивали и корректировали их, учились работать в команде.
Критериями оценки эффективности проекта стало участие педагогического коллектива и воспитанников детского сада в Неделе дошкольных театров, организованной в ДОУ.
Цели: духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, формирование у них культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств.
Задачи:
- внедрение воспитательных систем, создающих условия для участия детей в творческой целенаправленной совместной деятельности, их нравственного и эстетического воспитания, развития эмоциональной сферы, формирования уверенности в своих силах;
- создание в детском саду творческой атмосферы, обстановки доброжелательности, содержательного взаимодействия детей, педагогов и родителей;
- организация в ДОО условий для театрализованных игр;
- поддержка организации содержательного досуга в семье, интереса к театру и театрализованной деятельности, событиям культурной жизни города.
В ходе недели театров дети старших групп показали спектакли: «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Эмоциональное удовольствие от спектаклей получили малыши, которые следили за развитием театрализованного представления, искренне переживали за героев. Выбранные сюжеты знакомых сказок были просты для восприятия, а мотивы поступков доступны для передачи образов персонажей.
По итогам недели дошкольных театров в детском саду была оформлена творческая выставка театрализованной игрушки и различных видов театров, реквизита, декораций, персонажей знакомых сказок. В подготовке выставки активное участие приняли воспитанники, педагоги, родители.
Цель выставки – повышение интереса дошкольников к театру и театрализованной деятельности, развитие детского творчества, совершенствование партнерских отношений взрослого и ребенка.
Участие педагогического коллектива в проекте способствовало повышению значимости детской игры в развитии дошкольников, определению оптимального места театрализованной игры в режиме дня, поддержке свободной творческой самореализации детей. Тесное сотрудничество с семьями воспитанников оказало положительное влияние на повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах организации детской игры и понимание ее роли в становлении личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в средней группе «Эстетическое воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Данный конспект родительского сабрание, паможет воспитателям организавать тесную взаимосвязь с родителями....
Авторская программа по духовно- нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности
"Волшебный мир театра"...
Родительское собрание в средней группе на тему: «Эстетическое воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Родительское собрание в средней группе на тему: «Эстетическое воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности...
Программа «Духовно нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»
1. Анализ ситуацииДанный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего возраста, а также является средством гуманизации воспитательного процесса ...
Презентация "Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности"
Презентация подготовлена к педсовету " Духовно - нравственное воспитание дощкольников средствами театральзованной деятельности"...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельностиВ повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последнюю пару десятилетий. Ухудшение...