Познавательный, социально-значимый краткосрочный проект: «Мы помним», посвященный 80-летию Победы Великой Отечественной войны
занимательные факты (старшая группа)

Познавательный, социально-значимый краткосрочный проект: «Мы помним», посвященный 80-летию Победы Великой Отечественной войны

Актуальность проекта

«…Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!»

Юрий Воронов,

Участник блокады Ленинграда.

В 2025 году исполняется знаменательная дата – 80-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.

Создание проекта «Мы помним» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 80-летия Победы.

Проблема: недостаточная сформированность представлений у детей о подвиге защитников русской земли во время Великой Отечественной Войны, незнание детьми праздника- День Победы, о ветеранах Великой Отечественной войны.

Предмет: Великая Отечественная война. День Победы.

Гипотеза: Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.

Ожидаемые результаты реализации проекта

На уровне детей - реализация проекта положительно повлияет на:

- развитие познавательной активности у детей;

-проявление самостоятельности и инициативности в сюжетно-ролевых играх рассматривании иллюстраций, участие в беседах, проявление творчества;

- проявление уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла, бережного отношения к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.);

-понятие значимости мира на земле и его ценности для человека.

На уровне родителей – реализация проекта повлияет на активную позицию по нравственно-патриотическому воспитанию своих детей, на повышение интереса по ознакомлению детей с подвигами народа и Победы в Великой Отечественной войне.

На уровне педагогов – осуществление инновационной деятельности, повышение профессионального уровня, обобщение педагогического

опыта, пополнение методической «копилки» тематическими презентациями, пособиями, картотеками и др.

Вид проекта – познавательный, социально – значимый.

По степени участия: групповой.

Сроки реализации проекта – краткосрочный (февраль-май 2025 г.).

Участники проекта: В реализации проекта участвуют дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

.

Технологии: Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, технологии развивающего обучения, исследовательские, информационно-коммуникативные, сотрудничество.

Основные виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательно – исследовательская, двигательная, продуктивная, музыкально-художественная.

Основные формы реализации проекта:

Непосредственно-образовательная деятельность, коллективная работа, беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, иллюстраций, изготовление поделок, работа с родителями.

Методы и приемы:

1. Метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, презентаций и т. д.).

2. Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).

3. Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения).

4. Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).

Необходимое оборудование: персональный компьютер, принтер, бумага, доступ к ресурсам сети Интернет, фотоаппарат, музыкальный центр, мультимедийная установка.

Цель:

Расширять знания воспитанников о Великой Отечественной войне и ее героях и праздником Победы (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление об истории Великой Отечественной войны, используя различные виды деятельности;

- познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами - героями; пробуждать интерес к прошлому нашего города, района, страны;

- уточнить и расширить представления детей о защитниках страны в годы войны, показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;

- обогащать представления детей о главном празднике России – День Победы, о значении его для российского народа;

- наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств.

Развивающие:

- развивать восприятие произведений художественной литературы, живописи, музыки военных лет;

- обогащать и развивать словарный запас, учить выражать свои чувства и мысли;

- развивать чувство коллективизма.

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство уважения к защитникам Родины, любовь и заботливое отношение к старшему поколению, ветеранам;

-воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за Российскую Армию, свой народ.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Срок

 

Подготови-тельный

- обсуждение целей и задач проекта;

-планирование предстоящей деятельности;

-определение методов, форм организации деятельности;

-сбор информации, литературы, дополнительных материалов; подбор дидактического материала для реализации проекта

Февраль-Март

2025 г.

 

Основной

(практический)

-экскурсии;

-творческие мастерские;

-мастер-классы;

-создание альбомов, наглядных пособий;

- социальные акции;

- информационные стенды « Прочитайте детям»; «Мы память бережно храним»

- памятки для родителей «Что рассказать детям о войне?»

-стенгазеты «9 мая»

- уголок «Никто не забыт и нечто не забыто»

Март-Апрель

2025 г.

 

Заключи-тельный

- Мини - музей «Комната боевой Славы» с различными экспонатами на военную тему (фигурки солдат разных времён, модели военных машин, элементы военной, военные предметы, медали, книги, сувениры, поделки и рисунки детей).

май

2025 г.

дители

 

 

 

Февраль

« День защитника Отечества»

1 беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? »

2 рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»

3 подвижная игра «Защита границы»

4 ручной труд : «Танк»(подарок папе)

5. Работа с родителями: спортивный праздник «Я и мой папа».

6.Сюжетно-ролевые игры:

«На корабле», «Танкисты», «Летчики»,

«Мы

на парад».

7.Логические игры

«По какой дорожке должен пройти погранич-

ник,

чтобы прийти к своей части?», «Найди

отличия»

 

 

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

1 беседа на тему «Мама ,нет на свете дороже тебя»

2 составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»

3 рисование «Портрет моей мамы»

4 Заучивание пословиц о маме

5 .Продуктивная деятельность «Подарок маме»

Апрель

«Краса ненаглядная»

1. Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»

2 .Рисование «Золотая хохлома»

3. Аппликация «Гжельская роза»

4. Лепка дымковской игрушки «Индюк»

5.Консультация для родителей « Народное искусство и детское творчество»

Май

«Этот день Победы»

1. Беседа на тему «Дети-герои»

2. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»

3. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне

4.Конкурс чтецов « Этих дней не смолкнет слава»

5.Возложение цветов к мемориалу «Героям –интернационалистам»

Вывод:

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

    Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

       Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

    Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

    Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Заключение

Приобщая детей к историческим событиям военных лет и знакомя с памятными датами, героями, традициями родной страны, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет знать историю своей страны чтить память погибших в Великой Отечественной войне, уважительно относиться к ветеранам и старшему поколению. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

В силу психологических особенностей дошкольников, трудно знакомить детей с историей, т.к. в этом возрасте отсутствуют чёткие представления о времени. Данный проект является социально-значимым с творческим подходом для ознакомления детей с частью истории русского народа и его традициями.

Литература

  1. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).
  2. Воспитание нравственных чувств у средних дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
  3. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.
  4. Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., - 2008.
  5. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.
  6. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.
  7. Мой родной дом / Под ред. Араповой- Пискаревой Н. А., - М., 2005.
  8. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.
  9. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
  10. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.
  11. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
  12. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная организованная деятельность к 70-летию Победы Великой Отечественной Войне : «9мая- День Победы»

Цель: Дать представление детям о том, что 9 мая – День Победы.·         Дать первоначальные сведения о войне, о том, что страну защищала не только армия, н...

Мастер – класс на районной педагогической эстафете посвященной 25- летию районного конкурса «Учитель года» и 75-летию победы Великой Отечественной Войны. Тема «Знаешь сам, научи других»

Оказание информационной и методической поддержки воспитателям детского сада о процессе формирования фонематического восприятия и развития звуко-буквенного анализа и синтеза у детей старшего дошкольног...

Мастер – класс на районной педагогической эстафете посвященной 25- летию районного конкурса «Учитель года» и 75-летию победы Великой Отечественной Войны. Тема «Знаешь сам, научи других»

Оказание информационной и методической поддержки воспитателям детского сада о процессе формирования фонематического восприятия и развития звуко-буквенного анализа и синтеза у детей старшего дошкольног...

Конспект тематического занятия, посвященного 75-летию победы Великой Отечественной Войны «Мы этой памяти верны» для детей старшей группы

Чем лучше мы будем знать прошлое,тем  более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего»М.ГорькийВ 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы...

проект к 75-летию Победы Великой Отечественной Войны

Цеью данного пректа является: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитаниепатриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста) на основе ужеимеющихся представлений о во...

проект к 75-летию Победы Великой Отечественной Войны

Информационно-познавательный проект посвященный подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне«МЫ ПАМЯТЬ БЕРЕЖНО ХРАНИМ»...

Проект «Никто не забыт и ничто не забыто», посвящённый 75-летию Победы Великой Отечественной войны. (для детей старшего возраста)

Проект направлен на то, чтобы расширять знания воспитанников о Великой Отечественной войне , ее героях, о празднике "День Победы" (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возрас...