Статья «Социализация детей раннего возраста с помощью нетрадиционных форм рисования»
статья (младшая группа)

Дружинина Анна Михайловна

 

Нетрадиционные формы рисования в процессе обучения и воспитания повышает уровень развития мелкой моторики, а изобразительное искусство является инструментом для воспитания и формирования социально адаптированной личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Тема: «Социализация детей раннего возраста с помощью нетрадиционных форм рисования»

Дружинина Анна Михайловна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №7 «Чайка»

г. Мичуринск, Тамбовская область

В последнее время в нашей стране происходят процессы, не способствующие нравственному становлению общества. Утрачиваются идеалы, переоцениваются нравственные ценности, меняются взгляды, идеологии. Важную роль в процессах развития социализации играют средства массовой информации. Немалую лепту в растлении людей вносят телевидение и компьютеры, которое усиленно прививают эстетику чуждую российскому менталитету. Никакой другой общественный институт, вид деятельности не имеет такой роли в социализации общества, становлении нации, как искусство и культура. Искусство призвано играть положительную социализирующую роль, как в отношении общества, так и отдельной личности. Объектом исследования данной работы является нетрадиционные формы рисования, как средство социализации, художественного развития и творческих способностей дошкольников.

Социализация личности – процесс формирования человека в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком разного вида моральных и бытовых ценностей, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Воспитание по существу, есть одна из форм социализации личности, а именно управляемый и целенаправленный процесс. Он имеет конечную цель, направление, определенные правила, и формируется в специальных институтах (семья, детский сад, школа и т. д). Воспитание – процесс всесторонне изученный, отработанный многолетним опытом. Если воспользоваться философскими категориями – формой и содержанием, то воспитание является внешней формой, парадным фасадом педагогического процесса, а социализация наполнением формы, его неотъемлемой и, пожалуй, наиболее действенной частью. Творчество естественным образом сопровождает все действия ребенка. Ребенок оригинален в общении, играх, рассказах. Неспособных детей нет, все дети одаренные, и выявить их способности и загадки необходимо с более раннего возраста. Традиционное рисование имеет в этом небогатый, довольно скромный выбор.

Вовлекая детей раннего возраста в творческий процесс изобразительной деятельности, опираемся на возрастные особенности - их привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности. Но под влиянием обучения и воспитания постепенно у детей раннего возраста формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью.

Поэтому методическая направленность моего опыта работы по использованию нетрадиционных техник рисования в творческом развитии детей раннего возраста с 1,6-3 лет базируется на современных концепциях и теоретических основах «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И.А.Лыковой. Автором исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Используем идеи данного автора в своей практической деятельности при разработке рабочей программы «Веселые краски» по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования в совместной изобразительной деятельности с детьми 1-3 лет

Цель: использование изобразительной деятельности для расширения и укрепления сотрудничества между взрослыми и детьми как средство творческого развития и индивидуальности каждого ребенка.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • способствует снятию детских страхов;
  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • развивает мелкую моторику рук; развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время рисования пальчиками, ладошкой ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Обратила внимание на вновь прибывших детей, что многие дети боятся опускать пальчик или ладошку в краску, поэтому провожу беседы с родителями, вывешиваю консультации, провожу мастер-классы, как правильно использовать нетрадиционные техники рисования с детьми.

На своих занятиях, несмотря на ранний возраст воспитанников, обращаю внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовое сочетание.

Ребята с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания вполне им по силам.

При организации изобразительной деятельности создаю условия для приобретения детьми навыков, необходимых для успешной социализации: игры «рядом и вместе» с взрослым, общение, следование простым правилам.

На первых занятиях привлекаю детей к процессу манипуляции с кистью, карандашом, гуашью, бумагой, пластилином. Данный этап позволяет мне вступить в тесный контакт с ребенком, научить его слушать инструкции взрослого. Все задания выполняю совместно с ребенком, его руками.

Широко используем современные нетрадиционные изобразительные материалы, такие как ватные палочки, пластмассовые вилки, кинетический песок, пробки, поролон, крупу, которые позволяют вызвать интерес детей к изобразительной деятельности. Рисование такими материалами дает колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям моей группы. Ведь так быстро нарисовать и божью коровку, и цыпленка, и гусеницу и колобка – стоит только дополнить получившийся круг. Появляются ножки, глазки – это отпечаток кончика ватной палочки, и изображение оживает, а если провести валиком плавную линию из одного конца листа в другой - можно получить ручеек или реку.

Для привлечения внимания детей, развития интереса к предстоящей совместной деятельности активно использую такие игровые приёмы, как сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение, игровые упражнения.

Результатами моей работы стали достижения детей раннего возраста в совместной творческой изодеятельности:

- дети проявляют интерес, активность к творческой деятельности, эмоционально отзывчивы;

- умеют пользоваться нетрадиционным материалом;

- стремятся к общению с взрослым в процессе продуктивной деятельности

- у большинства детей сформированы сенсорные эталоны: цвет, форма, величина.

- многие дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов.

- положительным результатом в своей работе считаю совместное участие детей и родителей в конкурсах, выставках различного уровня.

Таким образом, анализируя свой опыт, убедились, что занятия изобразительной деятельностью способствуют успешной социализации и развитию творческой личности ребенка в раннем возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования

В материале освещается необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Приводятся примеры нетрадиционных техник рисования, способствующих развитию мелкой моторики....

«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»...

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с помощью нетрадиционных дидактических игр

Одним из эффективных методов работы по развитию мелкой моторики являются дидактические игры.Дидактическая игра является разновидностью игры с правилами, созданных специально для активного обучения и в...

Стендовый доклад "Зарождение способностей к изобразительной деятельности у детей младшего возраста с помощью нетрадиционных техник рисования"

Зарождение способностейк изобразительной деятельностиу детей младшего возрастас помощью нетрадиционных техник рисования...

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в  художественно-эстетическом развитии .Период работы  – один  год ( 2017-2018г.)Возраст ...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при помощи нетрадиционных форм изобразительной деятельности.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при помощи нетрадиционных форм изобразительной деятельности.Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашам...

Статья «Социализация детей раннего возраста с ОВЗ в условиях детского сада».

Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность пед...