Конспекты по развитию речи
план-конспект занятия (младшая, старшая группа)

Трескова Анна Михайловна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звук [У]»

Материал: небольшой красный круг из картона (звук У, картинки с изображением утки, удочки, утюга, улитки, улья, ужа, жука, лука, удода; длинные и короткие полоски по количеству детей.

1. Оргмомент

- Ребята, вспомните, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии. Хотите познакомиться с еще одним жителем Страны Звуков(Да.) Тогда скажите, как гудит поезд? (У-у-у.) Где мы можем услышать звук УКто воет«У-у-у?». Зимой ветер воет … (У-у-у.)

- У, - мы в дудочку дудим,

- У, - как поезд мы гудим.

- У, - вперед мы тянем губки,

В узенькую дуем дудку.

-Еще раз произнесите звук У и посмотрите друг на друга, что происходит с вашими губами. (Они вытягиваются в трубочку.)

-Теперь покажем звук У руками. (Логопед вытягивает руки перед собой, одновременно произносит звук У. Дети повторяют.)

- Вы так старательно произносили звук У, что он решил сам прийти к нам на занятие. Вы сейчас садитесь на свои места, а звук У будет с вами играть.

2. Выделение звука У из ряда гласных. Игра «Поймай звук».

Логопед произносит гласные звуки, а дети, услышав звук У, делают хватательное движение, будто ловят его.

3. Выделение звука У из слова. Отгадывание загадок.

На доске картинки: удочка, лук, улитка, утюг, улей, уж, жук, уточка, удод.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в воде.

(Удочка.)

-Есть ли в этом слове звук У? Он находится в начале, середине или конце слова? (В начале.) Тогда поставьте пальчик в начало полоски.

Сама ползет,

На себе дом везет.

(Улитка.)

Ходит вперевалочку,

Плавает, ныряет,

На пруду и в речке

Пищу добывает.

(Утка.)

По реке Простыне

Плывет пароход.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

(Утюг.)

-Что еще изображено на картинках? (Улей, уж, жук, лук). Также определяют место звука в слове.

4. Физкультминутка

НАСЕКОМЫЕ НАД ЛУГОМ

Жу-жу-жу, - жужжит пчела.

-Я лечу издалека.

Зу-зу-зу, - комар пищит.

-Очень жарко, - он звенит.

Уф-уф-уф – как паравоз,

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу,

Я любого разбужу.

(Помахивают руками в стороны.)

(Выбрасывают указательные пальцы вперед.)

(Притопывают ногами.)

(Хлопают в ладоши.)

-Как вы думаете почему звуку У, нравится этот стишок. (В нем много раз можно услышать звук У.)

5. Выделение слов со звуком У.

- Дети, послушайте стихотворение:

Удод у дороги

Увидел ужа,

Удод улетел,

От испуга дрожа.

А уж зашуршал

И уполз в камыши,

Над глупым удодом

Смеясь от души.

- Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь запомнить все слова со звуком У.

6. Развитие слухового внимания.

Длинные и короткие слова.

- Ребята, слова, в которых мало звуков – короткие.

-Как вы думаете, слово уж – длинное или короткое? Давайте попробуем его отхлопать.

(То же со словами лук, умывальник, жук, учительница, ум, указка).

Дети поднимают длинные и короткие полоски.

7. Итог.

- Какой звук нам сегодня загадывал загадки? (Звук У)Давайте с ним попрощаемся: вытянем руки вперед и произнесем У-у-у.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи во II младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [у]»

Программное содержание: закрепить с детьми чёткость артикуляции звука "У"(изолированного, в словах, в звукосочетаниях, произносить его на одном выдохе. Побуждать детей произносить (по подражанию)звуки с разной громкостьюРазвивать слуховое внимание. Активизировать в речи детей слова со звуком "У". Воспитывать усидчивость, интерес к занятиям по развитию речи.

Словарь: утка,арбуз,петух,гусь,рубашка,жук,мухи,ухо,стул,барсук,куры,лук,круг,шуба,груша,туфли,кукла,сумка.

Оборудование: игрушка ВОЛК, картинки с изображением предметов,

 в названиях которых встречается звук "У", картинки: "лопаточка", "ду-   дочка", "улыбка", "иголочка".

Ход НОД.

  1. Сюрпризный момент.

Воспитатель:

- Сегодня к нам в гости пришел зверь. Хотите узнать кто он? Отгадайте загадку и узнаете кто наш гость.

"Чей тоскливый вой

Слышится зимой?" (Волк)

(воспитатель показывает волка и предлагает детям с ним поздороваться)

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, волк какой-то грустный. Давайте спросим у него почему?

(воспитатель предлагает одному из детей обратиться к волку с вопросом)

Воспитатель:(отвечает за волка)

- Я потерял свою песенку, и поэтому мне грустно.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, мы можем помочь волку? Что мы будем делать? Где мы будем её искать? Где она может прятаться?

(воспитатель выслушивает ответы детей)

II.Основной этап занятия.

Воспитатель:

- Хорошо, молодцы! Но, чтобы помочь волку, нам с вами надо выполнить несколько интересных упражнений.

(сидим "тихо, как мышки")

Воспитатель показывает артикуляционную гимнастику

https://www.youtube.com/watch?time_continue=138&v=ILv8rUPpG0o

Воспитатель:

-Молодцы, волку очень понравилось, как вы выполняли упражнения. А я для вас приготовила ещё картинки.

Дидактическая игра "Посмотри и назови"

Воспитатель показывает детям картинку с изображением предмета, в названии которого встречается звук "У". Просит детей сказать, что изображено на картинке. Произнося слово, воспитатель голосом выделяет звук "У"(у-у-у-тка, пет-у-у-у-х и т. п.)Затем предлагает детям ответить на вопрос: "Какой звук ты слышишь?"

Воспитатель:

-Молодцы! Мы можем очень долго искать песенку волка. Я предлагаю вам сесть в самолёт и посмотреть сверху. Может быть, так мы быстрее найдём её.

Физкультминутка "Самолёты"

(дети выходят на ковёр и играют в игру с элементами звукоподражания)

Воспитатель:

-Самолёты загудели.

Дети:

-У-у-у-у-у. (громко)

(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Воспитатель:

-Самолёты полетели.

Дети:

-У-у-у-у-у. (громко)

(руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо)

Воспитатель:

-На полянку тихо сели.

Дети:

-У-у-у-у-у. (тихо)

(присесть, руки к коленям)

воспитатель:

-Да и снова полетели.

Дети:

-У-у-у-у-у. (громко)

(встать, согнуть руки в локтях)

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, волку стало весело. Как вы думаете, почему?

(воспитатель выслушивает ответы детей)

Воспитатель:

-Волк говорит, что мы помогли ему найти его песенку и он хочет её спеть для вас.

Воспитатель:(поёт за волка)

-У-у-у-у!

Воспитатель:

-Какая интересная песенка у волка! Давайте её споём.

(дети произносят звук "У" сначала хором, затем индивидуально, громко и тихо.)

Воспитатель:

-На что похожа песенка волка? Где же пряталась его песенка?

(воспитатель выслушивает ответы детей)

Воспитатель:

-Молодцы! А теперь поиграем с волком.

(воспитатель называет слова, выделяя голосом звук "У", дети хлопают в ладоши, когда его слышат и топают ногами, когда его не слышат.)

III.Рефлексия. 

Ребята, волку очень понравилось, как вы работали, и он прислал вам два мультфильма. Давайте их посмотрим.

1.«Волчок»https://www.youtube.com/watch?time_continue=218&v=nYxmmgJ2qhs

2.«У-тянет песню волк в лесу» https://www.youtube.com/watch?time_continue=72&v=VJCsJYksTxc



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа)

Цель: Продолжать формировать у детей умение рассказывать по картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение, придерживаясь плана.

Программное содержание

Образовательные задачи:

- формировать у детей умение составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному педагогом, обогащать и активизировать словарь.

Развивающие задачи:

- развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.

Воспитательные задачи:

- воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун»; Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие

животные»; подвижная игра «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц».

Материалы и оборудование: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)

Ход деятельности

1.Организационный момент:

Воспитатель: Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)

Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)

А как выпустишь из рук – (поднимают руки вверх, хлопок)

Станет вдруг светло вокруг. (поворот)

Воспитатель: Ребята, а что это за шар? (Солнце)

2.Основная часть:

Беседа.

Воспитатель интересуется у детей, что они знают о зайцах:

Воспитатель: Как выглядят зайцы? Где живут? Чем питаются?

Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает правильно строить фразы, подсказывает более точные слова. Затем предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название. Одобряет такие названия, как «Зайцы», «На лесной полянке», «Нежданный гость».

Поскольку в этой картине детей очаровывает зимний пейзаж, с него и надо начать рассматривание:

Воспитатель: Как выглядят зимний лес и полянка? (Выпал снег, его много, снег глубокий. День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.)

Воспитатель просит ребенка рассказать о лесной поляне.

«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, –продолжает разговор воспитатель и спрашивает:

- Как заяц выглядел? Опишите его. А что увидел беляк? Обрадовался ли?

Только собрался заяц поесть, а тут… (Дети рассказывают о появлении второго зверька.)

Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания). Интересно, чем эта встреча закончится?»

В заключение воспитатель предлагает детям составить интересные и подробные рассказы по картине. (Можно предложить девочкам и мальчикам посоревноваться в рассказывании.)

Затем воспитатель дает образец рассказа:

«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие.

Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево.Обрадовался: «Хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору.

Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».

Воспитатель: Ребята давайте с вами отдохнём

Физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли…»

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал? (Ходьба с высоким подниманием коленей)

3.Рефлексия:

В конце занятия воспитатель проводит игру «Волк и зайцы».

Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а воспитатель - «волк» ходит внутри круга.Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: «Съем или пощажу».

Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т. п., или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья, зайчишечка и т. д.).

Если ребенок долго ищет ответ, волк «съедает» его. Ребенок выбывает из круга.

Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Что больше всего понравилось? (Ответы детей)



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе на тему:

«Осень в гости к нам пришла».

ЦЕЛЬ: формировать представления детей об изменениях, происходящих в природе осенью.

Задачи: учить отвечать на вопросы воспитателя. Продолжать учить понимать загадки и находить отгадки. Закрепить пользоваться сенсорными эталонами. Расширять и активизировать словарь детей по теме. Учить работать вместе, сообща. Согласовывать движения с речью. Развивать связную речь, мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, сообразительность, активность. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Материал: игрушка зайчика, макеты ёлок и деревьев, разноцветные листочки.

Ход занятия.

В круг ребята становитесь,

И все за руки беритесь.

Вы послушайте загадку,

И скажите мне отгадку.

Загадка:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льётся.

Это время года как у нас зовётся? (Осень).

Создание позитивного настроения.

Осень в гости к нам пришла (дети маршируют на месте)

Всем подарки принесла (разводим руки в стороны)

Бусы красные – рябине (показываем бусы, проводя руками по шее)

Фартук розовый – осине (показываем руками фартук)

Зонтик жёлтый – тополя (показываем, что в руке зонт)

Разноцветная земля (разводим руки в стороны).

- Дети, а что у меня в руках? (Зонт)

- А для чего нам нужен зонт? (Укрыться от дождя).

- Когда наступает осень, часто идут дожди. Дождь бывает сильным, проливным, громким, называется он ливень. А бывает спокойным, тихим, моросящим. Давайте с вами поиграем в дождик? Предлагаю вам присесть на стулья. Я буду называть, какой идёт дождь, а вы будете топать ногами: если сильный – ливень, топаем громко и быстро, а если тихий, то потихоньку.

Игра: «Дождик».

- Дождик закончился, но подул ветер, срывая листочки.

Дыхательная гимнастика: «Ветер».

- Дети, давайте подуем как ветер. Набираем воздух носиком и выдыхаем ртом.

«Осенние листочки»

- А теперь закройте глаза и превратимся в осенние листочки. Листочки кружатся, летят и ложатся на землю. (Дети кружатся и бегают на носочках, приседают и замирают).

- Ой, посмотрите, сколько листьев на коврике.

- Сколько же их здесь? (Много).

- А какие они все разные.

- Какого цвета здесь листочки? Лена скажи нам. (Желтые, зелёные, красные).

- А почему листочки стали опадать?

- Что случилось, как вы думаете? (Наступила осень, листопад).

- Ветер разбросал листочки. А мы их соберём.

- Перед вами деревья трёх цветов. – Какого цвета? (Жёлтого, зелёного, красного).

- Вам нужно разложить листья под деревья по цвету.

Дидактическая игра: «Разноцветные деревья».

(Дети раскладывают листочки у дерева – жёлтые к жёлтому, красные к красному, зелёные к зелёным).

- Молодцы, дети. Все листочки собрали и разложили правильно. А у меня один листочек остался. Он хочет с вами поиграть. Вы будете передавать осенний листочек друг другу и говорить, что бывает осенью.

Речевая игра: «Назови примету».

(Дети передают листок и называют осенние приметы).

(Листья на деревьях пожелтели; часто идут дожди; птички улетают; надо теплее одеваться; животные делают запасы).

- Ой, ребята, а кто это спрятался под ёлочкой? (Зайчик).

- Дети, хотите с зайчиком поиграть и превратиться в зайчат? (Да).

«В круг ребята становитесь

И все за руки беритесь».

Подвижная игра: «Зайка серенький сидит»

-Ребята, давайте еще с зайкой поиграем

Дидактическая игра: «Когда это бывает?» (Вопросы для игры).

Идёт холодный, мелкий дождь когда? (Осенью).

Жарко светит солнце когда? (Летом).

Желтеют и краснеют листья когда? (Осенью).

Купаются и загорают на реке когда? (Летом).

Опадают с деревьев листья когда? (Осенью).

Собирают урожай овощей и фруктов когда? (Осенью).

Гуляют во дворе в футболках и шортах когда? (Летом).

Птицы улетают на юг когда? (Осенью).

- Зато, что вы хорошо отвечали и правильно, Зайчик вам дарит красивые листочки.

Итог занятия:

- О каком времени года мы говорили?

- Дети, вам понравилось наше путешествие в осенний лес?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"

quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание:    • Закрепить у детей представление о сезон...