Конспекты по развитию речи
план-конспект занятия
Речевое развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.53 КБ |
![]() | 17.02 КБ |
![]() | 20.41 КБ |
![]() | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа)
Цель: Продолжать формировать у детей умение рассказывать по картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение, придерживаясь плана.
Программное содержание
Образовательные задачи:
- формировать у детей умение составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному педагогом, обогащать и активизировать словарь.
Развивающие задачи:
- развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.
Воспитательные задачи:
- воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун»; Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие
животные»; подвижная игра «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц».
Материалы и оборудование: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)
Ход деятельности
1.Организационный момент:
Воспитатель: Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)
Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)
А как выпустишь из рук – (поднимают руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг. (поворот)
Воспитатель: Ребята, а что это за шар? (Солнце)
2.Основная часть:
Беседа.
Воспитатель интересуется у детей, что они знают о зайцах:
Воспитатель: Как выглядят зайцы? Где живут? Чем питаются?
Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает правильно строить фразы, подсказывает более точные слова. Затем предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название. Одобряет такие названия, как «Зайцы», «На лесной полянке», «Нежданный гость».
Поскольку в этой картине детей очаровывает зимний пейзаж, с него и надо начать рассматривание:
Воспитатель: Как выглядят зимний лес и полянка? (Выпал снег, его много, снег глубокий. День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.)
Воспитатель просит ребенка рассказать о лесной поляне.
«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, –продолжает разговор воспитатель и спрашивает:
- Как заяц выглядел? Опишите его. А что увидел беляк? Обрадовался ли?
Только собрался заяц поесть, а тут… (Дети рассказывают о появлении второго зверька.)
Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания). Интересно, чем эта встреча закончится?»
В заключение воспитатель предлагает детям составить интересные и подробные рассказы по картине. (Можно предложить девочкам и мальчикам посоревноваться в рассказывании.)
Затем воспитатель дает образец рассказа:
«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие.
Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево.Обрадовался: «Хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору.
Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».
Воспитатель: Ребята давайте с вами отдохнём
Физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли…»
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал? (Ходьба с высоким подниманием коленей)
3.Рефлексия:
В конце занятия воспитатель проводит игру «Волк и зайцы».
Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а воспитатель - «волк» ходит внутри круга.Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: «Съем или пощажу».
Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т. п., или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья, зайчишечка и т. д.).
Если ребенок долго ищет ответ, волк «съедает» его. Ребенок выбывает из круга.
Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Что больше всего понравилось? (Ответы детей)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе на тему:
«Осень в гости к нам пришла».
ЦЕЛЬ: формировать представления детей об изменениях, происходящих в природе осенью.
Задачи: учить отвечать на вопросы воспитателя. Продолжать учить понимать загадки и находить отгадки. Закрепить пользоваться сенсорными эталонами. Расширять и активизировать словарь детей по теме. Учить работать вместе, сообща. Согласовывать движения с речью. Развивать связную речь, мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, сообразительность, активность. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Материал: игрушка зайчика, макеты ёлок и деревьев, разноцветные листочки.
Ход занятия.
В круг ребята становитесь,
И все за руки беритесь.
Вы послушайте загадку,
И скажите мне отгадку.
Загадка:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся.
Это время года как у нас зовётся? (Осень).
Создание позитивного настроения.
Осень в гости к нам пришла (дети маршируют на месте)
Всем подарки принесла (разводим руки в стороны)
Бусы красные – рябине (показываем бусы, проводя руками по шее)
Фартук розовый – осине (показываем руками фартук)
Зонтик жёлтый – тополя (показываем, что в руке зонт)
Разноцветная земля (разводим руки в стороны).
- Дети, а что у меня в руках? (Зонт)
- А для чего нам нужен зонт? (Укрыться от дождя).
- Когда наступает осень, часто идут дожди. Дождь бывает сильным, проливным, громким, называется он ливень. А бывает спокойным, тихим, моросящим. Давайте с вами поиграем в дождик? Предлагаю вам присесть на стулья. Я буду называть, какой идёт дождь, а вы будете топать ногами: если сильный – ливень, топаем громко и быстро, а если тихий, то потихоньку.
Игра: «Дождик».
- Дождик закончился, но подул ветер, срывая листочки.
Дыхательная гимнастика: «Ветер».
- Дети, давайте подуем как ветер. Набираем воздух носиком и выдыхаем ртом.
«Осенние листочки»
- А теперь закройте глаза и превратимся в осенние листочки. Листочки кружатся, летят и ложатся на землю. (Дети кружатся и бегают на носочках, приседают и замирают).
- Ой, посмотрите, сколько листьев на коврике.
- Сколько же их здесь? (Много).
- А какие они все разные.
- Какого цвета здесь листочки? Лена скажи нам. (Желтые, зелёные, красные).
- А почему листочки стали опадать?
- Что случилось, как вы думаете? (Наступила осень, листопад).
- Ветер разбросал листочки. А мы их соберём.
- Перед вами деревья трёх цветов. – Какого цвета? (Жёлтого, зелёного, красного).
- Вам нужно разложить листья под деревья по цвету.
Дидактическая игра: «Разноцветные деревья».
(Дети раскладывают листочки у дерева – жёлтые к жёлтому, красные к красному, зелёные к зелёным).
- Молодцы, дети. Все листочки собрали и разложили правильно. А у меня один листочек остался. Он хочет с вами поиграть. Вы будете передавать осенний листочек друг другу и говорить, что бывает осенью.
Речевая игра: «Назови примету».
(Дети передают листок и называют осенние приметы).
(Листья на деревьях пожелтели; часто идут дожди; птички улетают; надо теплее одеваться; животные делают запасы).
- Ой, ребята, а кто это спрятался под ёлочкой? (Зайчик).
- Дети, хотите с зайчиком поиграть и превратиться в зайчат? (Да).
«В круг ребята становитесь
И все за руки беритесь».
Подвижная игра: «Зайка серенький сидит»
-Ребята, давайте еще с зайкой поиграем
Дидактическая игра: «Когда это бывает?» (Вопросы для игры).
Идёт холодный, мелкий дождь когда? (Осенью).
Жарко светит солнце когда? (Летом).
Желтеют и краснеют листья когда? (Осенью).
Купаются и загорают на реке когда? (Летом).
Опадают с деревьев листья когда? (Осенью).
Собирают урожай овощей и фруктов когда? (Осенью).
Гуляют во дворе в футболках и шортах когда? (Летом).
Птицы улетают на юг когда? (Осенью).
- Зато, что вы хорошо отвечали и правильно, Зайчик вам дарит красивые листочки.
Итог занятия:
- О каком времени года мы говорили?
- Дети, вам понравилось наше путешествие в осенний лес?
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи во II младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [у]»
Программное содержание: закрепить с детьми чёткость артикуляции звука "У"(изолированного, в словах, в звукосочетаниях, произносить его на одном выдохе. Побуждать детей произносить (по подражанию)звуки с разной громкостью. Развивать слуховое внимание. Активизировать в речи детей слова со звуком "У". Воспитывать усидчивость, интерес к занятиям по развитию речи.
Словарь: утка,арбуз,петух,гусь,рубашка,жук,мухи,ухо,стул,барсук,куры,лук,круг,шуба,груша,туфли,кукла,сумка.
Оборудование: игрушка ВОЛК, картинки с изображением предметов,
в названиях которых встречается звук "У", картинки: "лопаточка", "ду- дочка", "улыбка", "иголочка".
Ход НОД.
- Сюрпризный момент.
Воспитатель:
- Сегодня к нам в гости пришел зверь. Хотите узнать кто он? Отгадайте загадку и узнаете кто наш гость.
"Чей тоскливый вой
Слышится зимой?" (Волк)
(воспитатель показывает волка и предлагает детям с ним поздороваться)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, волк какой-то грустный. Давайте спросим у него почему?
(воспитатель предлагает одному из детей обратиться к волку с вопросом)
Воспитатель:(отвечает за волка)
- Я потерял свою песенку, и поэтому мне грустно.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, мы можем помочь волку? Что мы будем делать? Где мы будем её искать? Где она может прятаться?
(воспитатель выслушивает ответы детей)
II.Основной этап занятия.
Воспитатель:
- Хорошо, молодцы! Но, чтобы помочь волку, нам с вами надо выполнить несколько интересных упражнений.
(сидим "тихо, как мышки")
Воспитатель показывает артикуляционную гимнастику
https://www.youtube.com/watch?time_continue=138&v=ILv8rUPpG0o
Воспитатель:
-Молодцы, волку очень понравилось, как вы выполняли упражнения. А я для вас приготовила ещё картинки.
Дидактическая игра "Посмотри и назови"
Воспитатель показывает детям картинку с изображением предмета, в названии которого встречается звук "У". Просит детей сказать, что изображено на картинке. Произнося слово, воспитатель голосом выделяет звук "У"(у-у-у-тка, пет-у-у-у-х и т. п.)Затем предлагает детям ответить на вопрос: "Какой звук ты слышишь?"
Воспитатель:
-Молодцы! Мы можем очень долго искать песенку волка. Я предлагаю вам сесть в самолёт и посмотреть сверху. Может быть, так мы быстрее найдём её.
Физкультминутка "Самолёты"
(дети выходят на ковёр и играют в игру с элементами звукоподражания)
Воспитатель:
-Самолёты загудели.
Дети:
-У-у-у-у-у. (громко)
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Воспитатель:
-Самолёты полетели.
Дети:
-У-у-у-у-у. (громко)
(руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо)
Воспитатель:
-На полянку тихо сели.
Дети:
-У-у-у-у-у. (тихо)
(присесть, руки к коленям)
воспитатель:
-Да и снова полетели.
Дети:
-У-у-у-у-у. (громко)
(встать, согнуть руки в локтях)
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, волку стало весело. Как вы думаете, почему?
(воспитатель выслушивает ответы детей)
Воспитатель:
-Волк говорит, что мы помогли ему найти его песенку и он хочет её спеть для вас.
Воспитатель:(поёт за волка)
-У-у-у-у!
Воспитатель:
-Какая интересная песенка у волка! Давайте её споём.
(дети произносят звук "У" сначала хором, затем индивидуально, громко и тихо.)
Воспитатель:
-На что похожа песенка волка? Где же пряталась его песенка?
(воспитатель выслушивает ответы детей)
Воспитатель:
-Молодцы! А теперь поиграем с волком.
(воспитатель называет слова, выделяя голосом звук "У", дети хлопают в ладоши, когда его слышат и топают ногами, когда его не слышат.)
III.Рефлексия.
Ребята, волку очень понравилось, как вы работали, и он прислал вам два мультфильма. Давайте их посмотрим.
1.«Волчок»https://www.youtube.com/watch?time_continue=218&v=nYxmmgJ2qhs
2.«У-тянет песню волк в лесу» https://www.youtube.com/watch?time_continue=72&v=VJCsJYksTxc
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звук [У]»
Материал: небольшой красный круг из картона (звук У, картинки с изображением утки, удочки, утюга, улитки, улья, ужа, жука, лука, удода; длинные и короткие полоски по количеству детей.
1. Оргмомент
- Ребята, вспомните, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии. Хотите познакомиться с еще одним жителем Страны Звуков? (Да.) Тогда скажите, как гудит поезд? (У-у-у.) Где мы можем услышать звук У? Кто воет: «У-у-у?». Зимой ветер воет … (У-у-у.)
- У, - мы в дудочку дудим,
- У, - как поезд мы гудим.
- У, - вперед мы тянем губки,
В узенькую дуем дудку.
-Еще раз произнесите звук У и посмотрите друг на друга, что происходит с вашими губами. (Они вытягиваются в трубочку.)
-Теперь покажем звук У руками. (Логопед вытягивает руки перед собой, одновременно произносит звук У. Дети повторяют.)
- Вы так старательно произносили звук У, что он решил сам прийти к нам на занятие. Вы сейчас садитесь на свои места, а звук У будет с вами играть.
2. Выделение звука У из ряда гласных. Игра «Поймай звук».
Логопед произносит гласные звуки, а дети, услышав звук У, делают хватательное движение, будто ловят его.
3. Выделение звука У из слова. Отгадывание загадок.
На доске картинки: удочка, лук, улитка, утюг, улей, уж, жук, уточка, удод.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в воде.
(Удочка.)
-Есть ли в этом слове звук У? Он находится в начале, середине или конце слова? (В начале.) Тогда поставьте пальчик в начало полоски.
Сама ползет,
На себе дом везет.
(Улитка.)
Ходит вперевалочку,
Плавает, ныряет,
На пруду и в речке
Пищу добывает.
(Утка.)
По реке Простыне
Плывет пароход.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(Утюг.)
-Что еще изображено на картинках? (Улей, уж, жук, лук). Также определяют место звука в слове.
4. Физкультминутка
НАСЕКОМЫЕ НАД ЛУГОМ
Жу-жу-жу, - жужжит пчела.
-Я лечу издалека.
Зу-зу-зу, - комар пищит.
-Очень жарко, - он звенит.
Уф-уф-уф – как паравоз,
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу,
Я любого разбужу.
(Помахивают руками в стороны.)
(Выбрасывают указательные пальцы вперед.)
(Притопывают ногами.)
(Хлопают в ладоши.)
-Как вы думаете почему звуку У, нравится этот стишок. (В нем много раз можно услышать звук У.)
5. Выделение слов со звуком У.
- Дети, послушайте стихотворение:
Удод у дороги
Увидел ужа,
Удод улетел,
От испуга дрожа.
А уж зашуршал
И уполз в камыши,
Над глупым удодом
Смеясь от души.
- Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь запомнить все слова со звуком У.
6. Развитие слухового внимания.
Длинные и короткие слова.
- Ребята, слова, в которых мало звуков – короткие.
-Как вы думаете, слово уж – длинное или короткое? Давайте попробуем его отхлопать.
(То же со словами лук, умывальник, жук, учительница, ум, указка).
Дети поднимают длинные и короткие полоски.
7. Итог.
- Какой звук нам сегодня загадывал загадки? (Звук У). Давайте с ним попрощаемся: вытянем руки вперед и произнесем У-у-у.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"
Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"
Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их героев. К конспекту идет презентация...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"
quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание: • Закрепить у детей представление о сезон...