«Развитие ритмических способностей у дошкольников в игровой форме».
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Прядкина Марина Викторовна

С помощью ритмической игры дети легче осваивают новый материал и закрепляют пройденный. Благодаря ритмическим играм у детей развивается воображение, чувство ритма, внимание, память, координация. Игры под музыку улучшают настроение детей, способствуют проявлению положительных эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_ritmicheskie_igry.docx515.7 КБ
Файл master_klass_ritmicheskie_igry.docx515.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ГИМНАЗИЯ № 56 »

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(МОУ «Гимназия № 56»)

140050 Московская область г. Люберцы дп. Красково  ул. 2-ая Заводская,  28                                               тел/факс: 8(495) 557-31-33 e-mail: lbrc_gimnaziya56@mosreg.ru сайт: http://lubgimn56.edumsko.ru

ОКПО 48787914     ОГРН 1025003207745     ИНН/КПП 5027072467/502701001

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Тема: «Развитие ритмических способностей у дошкольников
в игровой форме».


(материал по обогащению педагогического опыта)

Подготовила:

педагог первой категории

Прядкина М. В.

г. о.  Люберцы

Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования  ритмических упражнений, речевых и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Задачи: 
• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства. 
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста. 

Используемый материал: одинаковые  тарелки круглой формы, геометрические фигуры разные по цвету и форме, цветные листы картона, мяч «ёжик»,  белый лист бумаги, наглядное пособие для выполнения движений в соответствии с характером музыки.

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста. 

Структура мастер-класса: 
1. Теоретическая часть: 
«Вступительное слово по теме «Развитие ритмических способностей у дошкольников в игровой форме».
2. Практическая часть – ритмические игры с детьми с показом эффективных приемов развития чувства ритма. 

3. Подведение итогов.

1. Теоретическая часть. 
        Игра – одно из средств в деле становления личности, источник веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия. Одна и та же играть может выполнять несколько функций: развлекательную, коммуникативную, развивающую, воспитательную.

          Ритмические игры являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять малышам радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.

Развитое чувство ритма поможет ребёнку хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. Также ритмические  игры способствуют развитию речи, интеллектуальных способностей ребенка, стимулируют память, внимание, мышление и воображение ребенка,  помогают более легкому запоминанию стихотворений. Развивать у детей чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию помогают стихотворные речевые упражнения с использованием «звучащих жестов». Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определённой степени как бы заменяет собой мелодичный напев.

Взрослый с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребёнком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста.

Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребёнка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизировать.

2. Практическая часть.

Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию ритмическую  игру-приветствие «Улыбнитесь».

 (Движения выполняются в соответствии с текстом).

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

- Ритмическая игра «Весёлые тарелочки» с использованием музыки. Сначала с детьми обговариваем правило:

- на  пустую тарелку показываем рукой;

- на тарелку с красным квадратом – хлопаем в ладоши один раз;

- на тарелку с жёлтым прямоугольником – слегка хлопаем по столу                                 один раз.

Все дети повторяют ритмические жесты за ведущим. Первые два раза можно комментировать эти жесты подсказками.

- Ну вот настроение улучшилось. Сразу захотелось поделиться нашим хорошим настроением еще с кем-нибудь! Согласны? (ответ).

  Ритмические игры интересны детям тем, что они проводятся под музыку. Они развивают умение придумывать ритмический рисунок, выразительно и ритмично выполнять упражнения.

   Следующая ритмическая играя «Цветной листик». Дети сидят за столом. Перед ними на столе лежат цветные картонные листы основных цветов. Включая музыку, под счёт (раз, два) хлопаем сначала на два листа, которые  по центру, а потом – на крайние листы (раз, два). Слушая каждую мелодию, мы определяем её характер. На ум приходит счёт. Давайте, послушаем мелодию и попробуем вместе просчитать и прохлопать в ладоши. В процессе такой ритмической игры развиваются музыкальные способности.

Игра «Хлопки в такт».  Все участники игры сидят на стульях. На доске висят наглядные карточки. Объясняем и показываем  ребёнку что означает каждая карточка:

- первая карточка означает – хлопать ладошками по коленям;

- вторая карточка означает – хлопать в ладоши перед собой;

- третья карточка означает – вращательные движения руками перед собой.

Движения не путаем, исполняем красиво и точно.

Эта игра повторяется 4 раза. С каждым разом темп исполнения ускоряется.

         Этот вид деятельности очень привлекает дошкольников.

Я хочу предложить вашему вниманию музыкально-ритмическую игру «Мячик в руках».

Мячик я в руках катаю и туда-сюда гоняю /2 р.      (круговые движения мячом по ладошке)

Эта ручка правая . Правая- умелая                           (взять мяч в правую руку  и показать)

Эта ручка левая. Левая – несмела                             (взять мяч в левую руку и показать)

Мячик я сожму в ладошке,

Как сжимает лапку кошка/2р.                                    (сжимаем мяч)

Эта ручка правая . Правая- умелая                            (взять мяч в правую руку  и показать)

Эта ручка левая. Левая – несмелая.                           (взять мяч в левую руку и показать)

Мячиком смету с ладошки                                         (движением от себя провести мячом по 

Очень маленькие крошки/ 2р.                                      ладошке правой руки, затем левой)

Эта ручка правая . Правая- умелая                            (взять мяч в правую руку  и показать)

Эта ручка левая. Левая – несмелая.                            (взять мяч в левую руку и показать)

Мячик я за спинку спрячу, никому не покажу.         (мяч спрятать за спинку)

Где мой мячик, где мой мячик никому я не скажу

Эта ручка правая .                                                        (взять мяч за спиной  в левую руку

Правая- умелая                                                              и показать «привет» правой рукой)

Эта ручка левая. Левая – несмелая.        (взять мяч за спиной  в правую руку и показать   левую)

Снова мячик я катаю и туда-сюда гоняю /2 р.         (круговые движения мячом по ладошке)

Эта ручка правая . Правая- умелая                            (взять мяч в правую руку  и показать)

Это ручка левая, левая- несмелая.

  ( В конце игры можно закрыть мяч в ладошках и спросить:

        -какой цвет мячика у меня?

       -какой у Платона, Алисы и т.д)

При этом развивается мелкая моторика пальцев рук, тактильное ощущение, и как следствие,  речь ребенка. Знакомим ребёнка с понятиями «правая рука» и «левая рука». Ритмические игры всегда вызывают эмоциональный отклик у детей, способствуют проявлению положительных эмоций, сплочению детских коллективов.

      С помощью игры дети легче осваивают новый материал и закрепляют пройденный. Благодаря ритмическим играм у детей развивается воображение, чувство ритма, внимание, память, координация. Игры под музыку улучшают настроение детей, способствуют проявлению положительных эмоций.

          После нашего мастер-класса мы надеемся, что убедили педагогов в важности и целесообразности развития чувства ритма у детей дошкольного возраста. Убеждены, что эти игры  педагоги дошкольного образования будут использовать в своей работе.

C:\Users\Acer\Desktop\фото к педсовету3 (февраль)\мастер класс Ритмические игры\IMG-20250207-WA0049.jpg     C:\Users\Acer\Desktop\фото к педсовету3 (февраль)\мастер класс Ритмические игры\IMG-20250207-WA0089.jpg

C:\Users\Acer\Desktop\фото к педсовету3 (февраль)\мастер класс Ритмические игры\IMG-20250207-WA0074.jpg     C:\Users\Acer\Desktop\фото к педсовету3 (февраль)\мастер класс Ритмические игры\IMG-20250207-WA0062.jpg



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ГИМНАЗИЯ № 56 »

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(МОУ «Гимназия № 56»)

140050 Московская область г. Люберцы дп. Красково  ул. 2-ая Заводская,  28                                               тел/факс: 8(495) 557-31-33 e-mail: lbrc_gimnaziya56@mosreg.ru сайт: http://lubgimn56.edumsko.ru

ОКПО 48787914     ОГРН 1025003207745     ИНН/КПП 5027072467/502701001

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Тема: «Развитие ритмических способностей у дошкольников
в игровой форме».


(материал по обогащению педагогического опыта)

Подготовила:

педагог первой категории

Прядкина М. В.

г. о.  Люберцы

Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования  ритмических упражнений, речевых и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Задачи: 
• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства. 
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста. 

Используемый материал: одинаковые  тарелки круглой формы, геометрические фигуры разные по цвету и форме, цветные листы картона, мяч «ёжик»,  белый лист бумаги, наглядное пособие для выполнения движений в соответствии с характером музыки.

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста. 

Структура мастер-класса: 
1. Теоретическая часть: 
«Вступительное слово по теме «Развитие ритмических способностей у дошкольников в игровой форме».
2. Практическая часть – ритмические игры с детьми с показом эффективных приемов развития чувства ритма. 

3. Подведение итогов.

1. Теоретическая часть. 
        Игра – одно из средств в деле становления личности, источник веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия. Одна и та же играть может выполнять несколько функций: развлекательную, коммуникативную, развивающую, воспитательную.

          Ритмические игры являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять малышам радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.

Развитое чувство ритма поможет ребёнку хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. Также ритмические  игры способствуют развитию речи, интеллектуальных способностей ребенка, стимулируют память, внимание, мышление и воображение ребенка,  помогают более легкому запоминанию стихотворений. Развивать у детей чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию помогают стихотворные речевые упражнения с использованием «звучащих жестов». Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определённой степени как бы заменяет собой мелодичный напев.

Взрослый с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребёнком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста.

Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребёнка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизировать.

2. Практическая часть.

Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию ритмическую  игру-приветствие «Улыбнитесь».

 (Движения выполняются в соответствии с текстом).

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

- Ритмическая игра «Весёлые тарелочки» с использованием музыки. Сначала с детьми обговариваем правило:

- на  пустую тарелку показываем рукой;

- на тарелку с красным квадратом – хлопаем в ладоши один раз;

- на тарелку с жёлтым прямоугольником – слегка хлопаем по столу                                 один раз.

Все дети повторяют ритмические жесты за ведущим. Первые два раза можно комментировать эти жесты подсказками.

- Ну вот настроение улучшилось. Сразу захотелось поделиться нашим хорошим настроением еще с кем-нибудь! Согласны? (ответ).

  Ритмические игры интересны детям тем, что они проводятся под музыку. Они развивают умение придумывать ритмический рисунок, выразительно и ритмично выполнять упражнения.

   Следующая ритмическая играя «Цветной листик». Дети сидят за столом. Перед ними на столе лежат цветные картонные листы основных цветов. Включая музыку, под счёт (раз, два) хлопаем сначала на два листа, которые  по центру, а потом – на крайние листы (раз, два). Слушая каждую мелодию, мы определяем её характер. На ум приходит счёт. Давайте, послушаем мелодию и попробуем вместе просчитать и прохлопать в ладоши. В процессе такой ритмической игры развиваются музыкальные способности.

Игра «Хлопки в такт».  Все участники игры сидят на стульях. На доске висят наглядные карточки. Объясняем и показываем  ребёнку что означает каждая карточка:

- первая карточка означает – хлопать ладошками по коленям;

- вторая карточка означает – хлопать в ладоши перед собой;

- третья карточка означает – вращательные движения руками перед собой.

Движения не путаем, исполняем красиво и точно.

Эта игра повторяется 4 раза. С каждым разом темп исполнения ускоряется.

         Этот вид деятельности очень привлекает дошкольников.

Я хочу предложить вашему вниманию музыкально-ритмическую игру «Мячик в руках».

Мячик я в руках катаю и туда-сюда гоняю /2 р.      (круговые движения мячом по ладошке)

Эта ручка правая . Правая- умелая                           (взять мяч в правую руку  и показать)

Эта ручка левая. Левая – несмела                             (взять мяч в левую руку и показать)

Мячик я сожму в ладошке,

Как сжимает лапку кошка/2р.                                    (сжимаем мяч)

Эта ручка правая . Правая- умелая                            (взять мяч в правую руку  и показать)

Эта ручка левая. Левая – несмелая.                           (взять мяч в левую руку и показать)

Мячиком смету с ладошки                                         (движением от себя провести мячом по 

Очень маленькие крошки/ 2р.                                      ладошке правой руки, затем левой)

Эта ручка правая . Правая- умелая                            (взять мяч в правую руку  и показать)

Эта ручка левая. Левая – несмелая.                            (взять мяч в левую руку и показать)

Мячик я за спинку спрячу, никому не покажу.         (мяч спрятать за спинку)

Где мой мячик, где мой мячик никому я не скажу

Эта ручка правая .                                                        (взять мяч за спиной  в левую руку

Правая- умелая                                                              и показать «привет» правой рукой)

Эта ручка левая. Левая – несмелая.        (взять мяч за спиной  в правую руку и показать   левую)

Снова мячик я катаю и туда-сюда гоняю /2 р.         (круговые движения мячом по ладошке)

Эта ручка правая . Правая- умелая                            (взять мяч в правую руку  и показать)

Это ручка левая, левая- несмелая.

  ( В конце игры можно закрыть мяч в ладошках и спросить:

        -какой цвет мячика у меня?

       -какой у Платона, Алисы и т.д)

При этом развивается мелкая моторика пальцев рук, тактильное ощущение, и как следствие,  речь ребенка. Знакомим ребёнка с понятиями «правая рука» и «левая рука». Ритмические игры всегда вызывают эмоциональный отклик у детей, способствуют проявлению положительных эмоций, сплочению детских коллективов.

      С помощью игры дети легче осваивают новый материал и закрепляют пройденный. Благодаря ритмическим играм у детей развивается воображение, чувство ритма, внимание, память, координация. Игры под музыку улучшают настроение детей, способствуют проявлению положительных эмоций.

          После нашего мастер-класса мы надеемся, что убедили педагогов в важности и целесообразности развития чувства ритма у детей дошкольного возраста. Убеждены, что эти игры  педагоги дошкольного образования будут использовать в своей работе.

C:\Users\Acer\Desktop\фото к педсовету3 (февраль)\мастер класс Ритмические игры\IMG-20250207-WA0049.jpg     C:\Users\Acer\Desktop\фото к педсовету3 (февраль)\мастер класс Ритмические игры\IMG-20250207-WA0089.jpg

C:\Users\Acer\Desktop\фото к педсовету3 (февраль)\мастер класс Ритмические игры\IMG-20250207-WA0074.jpg     C:\Users\Acer\Desktop\фото к педсовету3 (февраль)\мастер класс Ритмические игры\IMG-20250207-WA0062.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»

Мастер - класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений...

Мастер-класс «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ.Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально-ритмич...

Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме.

Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме....

Мастер класс "Развитие ритмических способностей у дошкольников в игровой форме"

Мастер класс поможет расширить опыт педагогов в подборе развивающих и дидактических игр, упражнений в формировании ритмических способностей воспитанников ДОУ....

Мастер - класс для воспитателей на тему "Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"

Мастер - класс  для воспитателей на тему  " Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"...

Мастер-класс для педагогов "Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"

Мастер-класс для педагогов "Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"...