Мастер класс "Развитие ритмических способностей у дошкольников в игровой форме"
методическая разработка по музыке
Мастер класс поможет расширить опыт педагогов в подборе развивающих и дидактических игр, упражнений в формировании ритмических способностей воспитанников ДОУ.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
мастер класс для педагогов
«Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»
Цель: Личный вклад в повышение качества образования через трансляцию в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности. Задачи:
• Повысить научно-методический уровень компетенции педагогов в развитии музыкальных способностей дошкольников.
• Расширить опыт педагогов в подборе развивающих и дидактических игр, упражнений в формировании ритмических способностей воспитанников ДОУ.
• Побуждать музыкальных руководителей дошкольных учреждений к мыслительной и практической деятельности по внедрению современных форм планирования музыкального воспитания в детском саду.
Ход мастер-класса
Приветствие «Найди похожих»
(игровая, личностно-ориентированная технология)
Цель: Преодоление неловкости, создание весёлой, непринуждённой обстановки, сплочённости.
Муз.рук.:
В начале мастер класса, я хочу поприветствовать всех, кто отозвался на наше приглашение и пришёл к нам в детский сад.
А теперь попрошу тех, кого назову вставать для приветствия:
- Приветствую того, кто участвует в профессиональных конкурсах?
- Приветствую того, кто вовремя оформляет всю документацию?
- Приветствую того, кто всегда открыт к поиску и постижению нового в своей профессии?
- Приветствую того, кто в своей работе использует современные педагогические технологии?
- Приветствую того, кто готов активно работать на нашем мастер-классе.
Муз.рук.:
Своё выступление я хочу начать словами К.Д. Ушинского: «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – первоначальная задача обучения». Ведь все мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Поэтому в своей практике я использую игровые приёмы. Знакомя Вас с содержанием этих приёмов, я постараюсь раскрыть их актуальность на сегодняшний день…
И сегодня мы будем говорить о ритме, а точнее о развитии ритмических способностей у дошкольников.
"Музыкально-ритмические способности - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его." (Б.М.Теплов)
Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха и движения. Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры.
Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.
Я покажу некоторые приемы проведения музыкальных игр, способствующих развитию ритмических способностей.
Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять малышам радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.
Муз.рук.: А сейчас я хочу пригласить всех желающих поучаствовать в мастер-классе.
(Участницы выходят, встают врассыпную, перестраиваются в круг.)
Муз.рук: Вышли все так ладно, дружно!
Поздороваться нам нужно?
На меня вы посмотрите,
Всё за мною повторите!
Упражнение «Здравствуйте, ладошки»
Цель: развитие певческих навыков, чувства ритма.
Задание: В соответствии текста и в такт музыке выполнять движения.
(Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения).
Муз.рук: Так же здороваясь в игровой форме, имена детей можно озвучить звучащими жестами:
Та - ня - два хлопка в ладоши (долгие)
Та-неч-ка – три удара по коленям (короткие)
Муз.рук: Очень нравиться детям шуточно здороваться, применяя различные интонации: (дети отвечают так же).
- Стоим в кругу, ведущий в середине.
«Хитреньким» голосом: «Здравствуйте, субчики-голубчики»,
«Страшным» голосом: «Здравствуйте, детишки»…….(У детей развивается чувство юмора, что в свою очередь развивает фантазию и интонационную выразительность. Иногда дети придумывают свои смешные приветствия)
Муз.рук: Эмиль Жак Делькрос говорил «…Ноги лучше других частей тела могут способствовать передаче сознанию ощущения различных длительностей».
Упражнение « Гусеница»
«Большие и маленькие ноги»
Цель: развитие музыкально-ритмических способностей
(Под музыку 1- части «гусеница» идёт большими шагами,
под музыку 2 – части – «топотушками»(поворачиваемся друг за другом, руки на талии у впереди идущего. Начинаем движение с правой ноги, ноги выносим немного в стороны, чтобы не задеть стоящих впереди детей).
Упражнение «Дидили, дидили»(р.н.п.)
Цель: учить чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его звучащими жестами.
1-я группа: Дидили, дидили, где вы Машу видели?(Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок (сильную долю, метр) деревянными палочками.)
2-я группа: Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.
(Проговаривают, затем «звучащими жестами» в этом ритме изображают, как Маша танцует (хлопки))
1-я группа: Дидили, дидили, где вы Катю видели?(Здесь и далее 1-я группа выполняет те же действия, что и в начале потешки.)
2-я группа: Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград.
(Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами, показывая, как Катя щиплет виноград.)
1-я группа: Дидили, дидили, где вы Дуню видели?
2-я группа: Заглянули под крылец – грызёт Дуня огурец.
(В ритме хрустят жёсткой бумагой, изображая хруст огурца.)
1-я группа: Дидили, дидили, Ваню вы не видели?
2-я группа: На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!
(На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей).
Упражнение «Комната наша»
Цель: учить чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его звучащими жестами .
Задание: Простукивать заданный ритмический рисунок по различным предметам звучащими жестами.
Комната наша – прекрасный инструмент!
Она умеет играть в любой момент.
Батареи так звучат…..
Наши шторы так звучат…
И это тоже, тоже музыка, друзья!
(педагог называет какой-нибудь предмет или объект в зале (стул, окно, крышка ф-но, баратея стена, пол и т.д. Стучит по нему отбивая несложный ритмический рисунок. Дети повторяют его используя звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, цоканье и др.)
В зале не должно находится музыкальных инструментов. Развивается внимание, память, умение находить объекты для звукоизвлечения)
Такие игры с использованием жестов собственного тела или подручного материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок.
Упражнение «Передай ритм»
Цель: Развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.
Задание: При помощи звучащих жестов тактильно передавать друг другу ритмический рисунок.
Упражнение выполняется сидя за столами.
Вариативность: Можно использовать форму – встать друг за другом по кругу, в полукруге, положить руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему, слегка простукивая ритмический рисунок по спине. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши. (Массажируя спину партнера, эта игра способствует расслаблению и снятию усталости).
Логоритмическое упражнение «Хвостатый, хитроватый»
Задание: Стихотворение нужно обыграть при помощи звучащих жестов и звукоподражаний.
Эй, хвостатый, хитроватый – хлопать в ладоши на каждую четверть.
Это ты в ветвях повис – потряхиваем кистями рук
С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с – прикладываем пальчик к губам-
Эй, хвостатый, хитроватый - хлопать в ладоши на каждую четверть
Это ты в траве шуршишь – потереть ладошку о ладошку
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш - прикладываем пальчик к губам
Эй, хвостатый, хитроватый – хлопать в ладоши на каждую четверть
Не боюсь твоих – «Шу-шу» – погрозить пальчиком
У-ку-шу – сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев.
Муз. рук.: И в завершении мастер-класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.
Если дети поют и танцуют,
Музицируют или рисуют,
Значит, дети счастливее стали,
Им мы в этом чуть-чуть помогали.
Если дети смеются, играют,
С удовольствием зал посещают,
Значит, трудимся мы не напрасно,
И профессия наша прекрасна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме
Консультация для педагогов...
«Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»
Мастер - класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений...
Мастер-класс «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»
Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ.Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально-ритмич...
Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме.
Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме....
Мастер –класса для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»
Мастер –класса для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»...
Мастер - класс для воспитателей на тему "Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"
Мастер - класс для воспитателей на тему " Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"...
Мастер-класс для педагогов "Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"
Мастер-класс для педагогов "Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"...