Методическое пособие "Платковая кукла"
методическая разработка

Захаран Е.В.

Методическое пособие "Платковая кукла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.posobie_kukla.docx137.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 1 «Улыбка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей закрытого административно-территориального образования посёлок Солнечный Красноярского края

Методическое пособие

«Дидактическая платковая кукла Маша»

                

https://oki4.vkusercdn.ru/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR3vGSrPjRZnotWZr_9jQ84A

                                                                        Автор:  воспитатель

                      Захаран Е.В.

                                                                                         ЗАТО п. Солнечный, 2023г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1.

Цель и задачи

4

2.

Описание изготовления платковой куклы

4

2.1

Игры с платковой куклой

5

3.

Заключение

9

4.

Список литературы

9

5.

 Приложение

10

 

                    ВВЕДЕНИЕ:

     Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов  - это кукла.

В куклы дети играли всегда. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр.  Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут изображать людей всех возрастов и наций. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре.  

      Играя с куклами, ребенок включается в мир людей. В игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке  - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

      Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей, а именно, развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре . Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества. Кукла не может оставить равнодушным никого, будь то малыш или взрослый.

      Это не только игрушка, приносящая массу позитивных эмоций, но и незаменимый помощник в воспитании и обучении детей.  

      В настоящее время в дошкольном образовании отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребёнка, в том числе активности, эмоциональности, способности к творчеству. Этому способствуют различные виды деятельности: речевая, музыкально-эстетическая, конструктивная, театрализованная.

       Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений, нести ответственность за управлением куклой, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким - либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять, учит находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

     Платковые куклы – яркие и зрелищные. Это наглядный, доступный метод. Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание,  а также расширяют кругозор детей. Воспитывают в детях инициативность, выдержку, доброжелательность и коммуникабельность в отношениях со сверстниками и взрослыми.

     Я решила  включить  куклу в жизнь детей, сделать участницей детской жизни. Так, кукла может заниматься , играть, хвалить, кто быстро и аккуратно ест ребенок, кто внимателен на занятии. Утром кукла встречает, здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, прощаются с ней. В игре, кукла способствует развитию устной речи, увеличение словарного запаса ребенка.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: использование платковой куклы для всестороннего развития детей  младшего  дошкольного возраста.

                       Для достижения этой цели  выделены задачи:

                                       Образовательные:

- расширять кругозор детей во всех образовательных областях.

Развивающие: 

-развивать  игровые, познавательные, коммуникативные  способности  с учётом их индивидуальных способностей;

-формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;

-формировать личностные качества детей (креативность, активность, самостоятельность, инициативность);

-развивать  мелкую моторику руки;

-развивать творчество детей посредством использования платковых кукол;

- совершенствовать навыки  изготовления детьми и взрослыми платковых кукол.

               Воспитательные:                                                                                          Воспитывать интерес и желание у детей активно использовать платковые куклы в различных видах деятельности.

         Практическая значимость платковой куклы заключается в возможности использовании ее на занятиях по социально-коммуникативному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, в совместной, самостоятельной деятельности.

           

                     ОПИСАНИЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛАТКОВОЙ КУКЛЫ:

    Чтобы изготовить платковую куклу не требуется много времени и больших материальных затрат, её можно сделать из подручного материала.

1 этап  - изготовление головы куклы

-из поролона вырезаем круг с помощью канцелярского ножа (голова).

-  Обшиваем голову тканью (делаем лицо).

-  Из кусочков фетра  делаем глаза, губки, рисуем носик.

-      Из пряжи делаем волосы. Для этого мы нарезаем определённое количество  нитей (лучше побольше, чтобы волосы получились густыми). Пришиваем готовое количество нитей ровно по середине, таким же  способом делаем «чёлку».

- Заплетаем косички с двух сторон, завязываем банты (ленты).

- К нижней части лица пришиваем липучку.

Для  упрощения изготовления платковых кукол, можно использовать вместо объёмной головы, нарисованные на картоне или отксерокопированные на принтере маски героев любимых сказок.  Можно также использовать голову, выполненную из папье-маше.

2  этап  – изготовление туловища (платья) куклы.

-  Сначала складываем кусок ткани пополам, чтобы получился треугольник.

- На   верхнюю часть « платья» пришиваем липучку.

-К обратной стороне готовой головы куклы, приклеиваем или пришиваем  тесьму (50 см в длину) в виде петли, для крепления к шее кукловода.

    Для туловища (платья) можно использовать два платка. Сшиваем иголкой и ниткой платки вместе, чтобы получился большой прямоугольник.   Верхнюю часть платка «собираем» с помощью иголки и нитки в один пучок (получаем большие волны на платке).  К нижним концам платка пришиваем петли из резинки уголками вверх и вниз, а к боковым уголкам пришиваем петли из резинки.

                        ИГРЫ С ПЛАТКОВОЙ КУКЛОЙ

      Сюрпризный момент во всех возрастных группах; занятие по ознакомлению с художественной литературой (кукла может рассказать сказку, помочь  при разучивании стихов).                                   

Использование платковой куклы в повседневной жизни.

   - Внесение куклы в группу для организации таких режимных процессов:  умывание, кормление, одевание (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, угостить, помочь и т. п.). Она может помочь младшим дошкольникам в организации сюжетно-ролевой игры «Семья»: пригласит к себе детей или сама придет в гости; покажет как уложить куклу, накрыть на стол, полечить куклу. Свяжет игру «Семья» с сюжетно-ролевыми играми «Автобус», «Больница», «Парикмахерская». На занятиях по развития речи у детей формируется творческое воображение, фантазия. Платковых кукол можно использовать в любых видах практических занятий, в игровой, трудовой и самостоятельной деятельности, на прогулках, на развлечениях. С её помощью можно организовать развлечения.

 1. Дидактическая игра "Конструктор эмоций"

Описание: Эта игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Конструктор эмоций развивает фантазию и творчество. Пособие может использоваться как для индивидуальной, так и для коллективной деятельности детей

Цель: научить детей определять и различать человеческие эмоции и чувства.     Для игры используют  набор  глаз, губ, бровей.

Ход игры: Воспитатель  читает стих: (на лице куклы – грустное выражение лица)  

      Про Таню (горе — радость)

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик (горе).

«Тише, Танечка, не плачь —

Не утонет в речке мяч!»

 Мы на речку пойдем

И  достанем мячик твой! (радость).  (У куклы – радостное выражение лица).

Дети называют нужную эмоцию.

Этюд «Радость и грусть»

Цели: познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.

Оборудование: - набор глаз, губ, бровей.

    Ход этюда.

Стоя перед зеркалом, вместе с  куклой  дети изображают на лице грусть и радость.

  2.  «Завяжем кукле Маше бантики»

Цель: учить завязывать узел, сопереживать другим ребятам, радоваться вместе с ними.                                                                     

Словарь: понимать и употреблять в активной речи существительные «завязываю»; прилагательные, обозначающие цвет банта.

Оснащение: платковая кукла, коробочка с набором лент основных цветов (красный, синий, жёлтый).                                               

Ход игры: платковая кукла читает рифмовку:

Мама дочку одевала, Мама песню напевала:

Вот завяжем бантик и пойдём гулять.

Будет этот бантик как звезда сиять.

Все увидят бантик, скажут: «Вот дела!

Попросите ребёнка помочь вам завязать кукле бант. Предложить ему открыть коробочку и выбрать понравившийся бант. Спросите ребёнка: «Какого цвета ленту ты выбрал?» Ребёнок должен самостоятельно завязывать узел на ленте. Заплетите кукле косичку, а ребёнок завяжет узел на ленте. Кукла хвалит ребёнка и восхищается результатом совместной работы. Игру можно проводить несколько раз, меняя банты на другие.

  3.  «Угостим куклу Машу чаем»

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: платковая кукла, чайный сервиз ( чашки,  блюдца, ложки, чайник).

Ход игры: Воспитатель говорит ребенку: "К нам в гости пришла  Маша, ее надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем нашу гостью". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры воспитатель подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, кукла пила  чай", произносит потешку:

            Чайник на столе поставим,

             Блюдца, чашки мы расставим,

             Будем мы гостей встречать,

             Куклу чаем угощать!

4.«Вымой руки»

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: платковая кукла.

Ход занятия: воспитатель  обращается к детям: "Нам пора мыть   ручки. Кукла Маша будет смотреть, как мы моем ручки". Воспитатель  показывает детям движения руками под струей воды. В конце процедуры  кукла Маша хвалит детей.

   5. «Кукла заболела»

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: платковая кукла, носовые платки.

Ход игры: воспитатель демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша,  заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произносит: Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, чистым был опять(убирает платок в карман).

Воспитатель показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.   

    6. «Обед у кукол»

Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.

Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, платковая  кукла.

Ход игры: воспитатель предлагает  ребенку ( детям) накрыть стол для куклы Маши, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку пригласить куклу Машу  за стол и угостить обедом.

   

  7. «Убираем посуду со стола с куклой Машей»

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола на полочку.

Оборудование:  платковая кукла ,посуда.

Ход игры: кукла  показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом кукла комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Комментирует свои действия: "Посуду со стола уберем и на полочку кладем!"

Ребенку дается возможность действовать самостоятельно. Кукла хвалит детей.

    8.  «Украсим платье для куклы Маши»

 Цель: тренировать мелкую моторику рук, упражнять в названии цвета, величины, активизировать словарь.

 Материал: платковая кукла, цветы разных цветов на липучках, «листочки – липучки».

 Ход игры: Предложить ребенку украсить  платье  куклы Маши разноцветными цветами, и «листиками- липучкам». Сопровождать  действия чтением стихотворения:

 Кукле платье я украшу

Красное красивое,

Ровно цветики пришью,

В гости куклу провожу.

 Вот как хорошо получилось!

(Можно повторить несколько раз).

 Воспитатель читает стихотворение, показывает на предмет, а ребенок познает цвет этого предмета.

 - Давай украсим Маше платье цветочками. Какие цветы ты выбираешь? (Назвать цвет каждого предмета.)

- Вот как красиво! Как ты думаешь, Маше нравится?

Усложненные задания:

Можно предложить ребенку пришить цветы другого размера (большие и маленькие),  украсить  «листочками-липучкам».

  9.  «Украсим платье куклы Маши по сезону »

 Цель:учить с детьми выбирать элементы  соответствующие определенному  времени года, тренировать мелкую моторику рук, упражнять в названии цвета, активизировать словарь.

 Материал: платковая кукла, элементы соответствующие определенному  времени года  на липучках ( капли, листочки, цветы, комочки снега).

 Ход игры: Предложить ребенку украсить  платье  куклы Маши элементами соответствующие определенному  времени года. Сопровождать  действия чтением стихотворения:

 Осень

Если на деревьях

Листья пожелтели,

Если в край далекий

Птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года

Осенью зовется.    (Майя  Ходякова)

(Можно повторить несколько раз).

 Воспитатель читает стихотворение, показывает на предмет, а ребенок познает цвет этого предмета.

 - Давай украсим Маше платье цветочками. Какие цветы ты выбираешь? (Назвать цвет каждого предмета.)

- Вот как красиво! Как ты думаешь, Маше нравится?

 

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Платковая кукла  найдет широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.  Необходимым условием внесения платковых кукол в жизнедеятельность детей является создание «детско-взрослого сообщества» , которое строится на принципах партнерства, сотрудничества и диалога. При этом педагог выступает носителем игровой культуры, посредником между платковыми куклами и ребенком.  Именно взрослый активизирует и актуализирует личный опыт ребенка, его эмоции: интеллектуальные (догадка, сомнение, радость, удивление), нравственные (доброта, милосердие, честность, соперничество, взаимопомощь и т. д.), эстетические (восхищение, любование, радость открытия и т. д.), практические, связанные с созданием продукта, в частности платковых кукол.                                                                                Платковая кукла – это чудо-пособие, имеющее развивающее, обучающее и воспитательное значение. Эта кукла вызывает у детей восторг, восхищение, удивление, желание разговаривать с ней. Все кто познакомится с платковой куклой, сразу поймут, как много радости принесет она детям и взрослым.  

                                ЛИТЕРАТУРА:

1.     Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - Творческий Центр «Сфера», 2006.

2.Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / М.Б. Зацепина. – Москва : Педагогическое общество России, 2004. – 144 с. – (Воспитываем, обучаем дошкольников) . – ISBN 5-931342-34-6.

3.Котова Е. В. В мире друзей : программа эмоционально- личностного развития детей./ Е. В. Котова, М. ТЦ Сфера, 2997- 80с.- ISBN: 5-89144-733-9

4.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кряжева. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 208 с. : ил. – (Вместе учимся, играем) . – ISBN 5-7797-0022-2

5.Меремьянина О. Р. Вместе с куклой я расту: познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет / авт.-сост. О. Р. Меремьянина. - Волгоград : Учитель, 2012. - 221 с. : ил.; 21 см. - (Игровая деятельность в ДОУ).; ISBN 978-5-7057-3099-5 6. Стрелкова Л.П. Творческое воображение: эмоции и ребенок./ Л.П. Стрелкова.  Журнал «Обруч», № 4, 1996г

                     ПРИЛОЖЕНИЕ 

     

                  ***

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

                     ***

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

                    ***

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

          ***

 Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб кусался зубок,

Чтоб смеялся роток!"

                        ***

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

                   ***

Октябрь

Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
     (Валентин Берестов)

                    ***

Здравствуй, белая зима,

Снежная красавица.

Нам твои подарочки

Очень-очень нравятся.(А. Мальцева)

                ***

Весна пришла"

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клёна –

Сколько носиков зелёных!

                 ***

На деревьях

- Ты взгляни,

-Там, где были почки,

Как зеленые огни,

Вспыхнули листочки.(Гончаров Н.)

               ***

Кап-кап

Кап да кап, и не до сна,

Постучалась к нам весна.

Зазвенел ручей игриво.

Вышел ежик: « Что за диво!

Хватит звери нам скучать,

Уж весну пора встречать!»

               ***

Лето – чудо, а не слово,

 Всей земле оно знакомо.

 Вновь цветочки зацветают,

 И о лете возвещают.

 Скоро будет очень жарко,

 Есть клубничку очень сладко.

 И становится длинней,

 Каждый час и каждый день.

                  ***

     Сыплет, сыплет снег охапками

     На поля зима.

     До бровей накрылись шапками

     Во дворах дома.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Кукла Катя в гостях"

конспект занятия для детей раннего возраста.Цель: Уточнить представления детей о мебели...

Методическая разработка. «Кукла Катя в гостях у ребят»

.Программное содержание: Побуждать детей сравнивать знакомые предметы по величине (высокий - низкий), употреблять эти слова в речи. Закрепить сравнивать предметы по длине и обозначать результаты ...

Учебно - методическое пособие "Куклы - самоделки"

Пособие включает в себя игровые упражнения для формирования первоначальных навыков фонематического анализа у дошкольников, а также развитие внимания, памяти, мышления...

"Педагогическая находка" (методическое пособие "Кукла Пуговка")

Методическое пособие "Кукла Пуговка" предназначено для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, тактильные ощущения т.д.); развития мелкой моторики рук, активизации когнитивных процес...

Методическая разработка "Кукла Звуковичка"

Данный материал предназначен для работы с детьми по развитию речи в подготовительной к школе группе...

Методическая разработка "Кукла Маша обедает"

Методическая разработка "Кукла Маша обедает".Разработали:Воспитатели группы "Малышок" Лещева А.Е. и Докучаева А.В.Атрибуты:Ложки, вилки, тарелки, кружки на липучке.Описание: Д...