Педагогический совет "Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основы бережливости посредством внедрения в образовательный процесс бережливых технологий"
материал
Воспитание бережливости - одна из существенных сторон в воспитании ребенка. Знакомство с бережливыми технологиями, формирование навыков и умений применения их в жизни - важный аспект в подготовке подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад «Пукане»
города Ядрин Чувашская Республика
Педагогический совет
«Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основы бережливости посредством внедрения в образовательный процесс бережливых технологий».
Подготовила:
Воспитатель
I квалификационной категории
Селиванова Н.В.
Февраль, 2025 год
«От того, чему и как мы учим сегодня,
в значительной степени зависит,
как будем жить, и работать завтра»
Путин В.В., президент РФ
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем педагогическом совете. Сегодня поговорим с вами о бережливых технологиях для формирования у детей дошкольного возраста основы бережливости
Цель внедрения бережливых технологий — сформировать у детей навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и порядка.
На сегодняшний день технологии бережливого производства постепенно внедряются во все сферы жизни, помогая налаживать организацию рабочего процесса. Время, в котором мы живем, требует постоянно учиться, совершенствоваться, где как не в образовании должны применяться новые, современные технологии.
В детском саду должно быть создано образовательное пространство, побуждающее детей изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать свои возможности, соотнося их с потребностями общества. Основой для постоянного улучшения процессов и совершенствования по всему миру является бережливое мышление.
Воспитание бережливости - одна из существенных сторон в воспитании ребенка. Знакомство с бережливыми технологиями, формирование навыков и умений применения их в жизни - важный аспект в подготовке подрастающего поколения.
Для формирования у детей дошкольного возраста основ бережливости посредством внедрения в образовательный процесс бережливых технологий можно следовать таким рекомендациям:
Образовательная и игровая деятельность с детьми.
Ознакомление дошкольников с элементарными принципами бережливого производства и формирование бережного отношения к предметам рукотворного мира (книгам, игрушкам, одежде) происходит через реализацию проектов: например,
«Всему своё место и всё на своих местах!» (ознакомление с элементарными принципами бережливого производства и формирование бережного отношения к игрушкам);
«Бережём свою одежду и обувь!» (формирование бережного отношения к одежде и обуви);
«Книга — лучший друг» (формирование бережного отношения к книге);
«Упустишь минутку — потеряешь час» (формирование представлений детей о времени и его ценности).
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды. Основным инструментом работы в этом направлении является визуализация (алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры). Они ориентируют ребёнка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют рядовые операции.
Взаимодействие с родителями. Для этого можно проводить консультации, совместные рисунки и акции, например, «Как мы дома бережём тепло, воду и свет».
Современные бережливые технологии:
Принцип 5S. Система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии. Она подразумевает чёткое разделение вещей на нужные и ненужные, и избавление от последних.
Одним из инструментов представленных на этом слайде бережливых технологий, для нас больше подходит принцип 5S.
Лин - технология (использование проектов для формирования у детей бережливости), Для использования лин-технологий для развития у детей бережливого мышления можно предпринять следующие шаги:
Визуализировать процессы. На красочных картинках, находящихся в зоне видимости ребёнка, изображать порядок действий в той или иной ситуации. Например, в раздевалке на дверцах шкафчиков разместить картинки с алгоритмами размещения вещей, а инструкцию последовательности одевания расположить на видном месте. 1
Разработать инструкции и алгоритмы. Они помогут сократить затраты времени на режимные моменты. Например, в туалетной комнате над раковинами разместить алгоритм мытья рук, а в спальной комнате — алгоритм «заправления кровати».
Проводить тематические игры и занятия. Например, «Уроки волшебницы Природы», «Как сохранить воду чистой», «Как сохранить тепло».
Включать детей в познавательно-практическую деятельность. Например, проводить опыты и эксперименты на темы «Время и порядок», «Загадочный мир часов», «Как всё успевать».
Организовывать тематические сюжетно-ролевые игры. Например, «Едем в путешествие», «Скоро в школу».
Выполнять коллективные творческие работы. Они помогут детям распределить все этапы выполнения задания, действовать сообща, учиться договариваться для более качественного и быстрого выполнения заданий.
Кайдзен технология Основную цель «Кайдзен» можно определить, как непрерывное улучшение и непрерывный процесс совершенствования. Причем в этот процесс должен быть вовлечен весь коллектив, от директора до вспомогательного персонала.
Картирование процесса – схема (алгоритм), изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию.
При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы является картирование процесса.
Задача картирования – визуализация каждого процесса: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы.
На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации..
Насыщение РППС( развивающей предметно – пространственной среды) группы инструментами бережливых технологий (картирование):
- в раздевалке размещены алгоритмы: одевания на улицу, складывания вещей шкафу, завязывания шнурков, переодевания на физкультуру. Обратите внимание на то, что инструкция последовательности одевания по сезонам располагается на самом видном месте, чтобы ребенок мог «подсмотреть» какправильно и быстро одеться.
- в детских шкафчиках вверху на дверцах прикреплены пластиковые конверты (планшеты) для передачи информации родителям;
- в групповой комнате алгоритмы: дежурства, ухода за комнатными растениями, подготовки к изодеятельности, экспериментальной
деятельностии т.д.;
- в спальне (при наличии таковой) или в определенном месте группового помещения (при отсутствии спальни) для детей алгоритмы: заправки кровати после дневного сна, складывания вещей на стульчик перед сном;
- в туалетной комнате алгоритмы: умывания (располагается в туалетной комнате над раковинами), пользования туалетом (отдельно для мальчиков и девочек, в каждой туалетной кабине, если таковые есть).
Такие алгоритмы и правила в основном нужны ребенку на раннем возрасте, на момент знакомства с жизнедеятельностью, и организационными моментами образовательного учреждения. Так он сможет быстрее адаптироваться, почувствовать себя в группе уверенно. Но уже более в старшем возрасте, когда действия ребенка доведены до автоматизма, и внешние подсказки не имеют столь важного практического значения, ребенок, на примере имеющихся правил, учится планировать и организовывать свою дальнейшую жизнь. Сам составляет для себя алгоритмы: например, распорядок дня, порядок рабочего стола дома, схема пути в детский сад или в библиотеку и др. Данные технологии ориентируют ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных моментов.
Следующей бережливой технологией является визуализация.
Визуализация. (Бережем время, бережем место, бережем себя)
Что же такое визуализация? – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается детьми, если есть опора на зрительный образ.
Картирование и визуализация процессов в ДОУ имеют свои особенности и разницу. Картирование переводит данные о процессе в визуальный формат, что позволяет проводить лёгкую коммуникацию между всеми участниками процесса улучшений.
Визуализация — это использование любых средств, которые информируют о том, как должна быть выполнена работа (маркеры пространства, цветовое обозначение, алгоритмы в картинках и т. д.). С помощью визуализации можно с одного взгляда понять, насколько удалось оптимизировать пространство.
Основное различие между картированием и визуализацией процессов в ДОУ заключается в том, что картирование фокусируется на анализе и визуализации каждого этапа, а визуализация использует различные средства для информирования о том, как должна быть выполнена работа.
Например, элементы визуализации, направленные на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников -это разметка открывания дверей в коридорах, система пространственной навигации (указатели), система стандартизации ежедневных операций в режиме дня воспитанников детского сада: алгоритмы ежедневных действий детей.
- шкафы, полки и контейнеры с игровым и развивающим оборудованием должны быть расположены и обозначены в групповом пространстве с применение визуализации: маркеры, изображения, включая фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, разметки, цветные ярлыки и т. п.
Метод теней как визуализация - нанесение на место размещения предмета разметки, повторяющей его контур: например, сложить посуду после еды, как правильно расположить необходимый материал для лепки (рисования).
Различные визуализации, удобны не только для детей и их обучения, но и для самих педагогов. Это напоминания о необходимости выключении света, электрооборудования, перекрытия воды и закрытия окон.
Значок «Капелька воды» нужен для того, чтобы дети экономили воду: включали тонкой струйкой и закрывали кран до конца. Такие же подобные значки есть в буфетной, как напоминание для помощника воспитателя.
Сигнальный значок «Лампочка» напоминает о том, что уходя, надо гасить свет. Т. к. дети сами не могу достать до выключателя, то напоминают воспитателю.
Что такое маркеры?
Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку в которой оно происходит.
Следующая бережливая технология, это маркеры игрового пространства, которые представляют собой уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.
Кроме уменьшенных предметных образцов пространства есть еще многофункциональные обьемные маркеры пространства, которые позволяют детям самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство, решать поставленные цели и задачи.
Обьемные маркеры могут применяться как в совместной деятельности детей с педагогом, так и в самостоятельных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.
Применение маркеров способствует развитию познавательной активности детей, креативности мышления, воображения, способности к формированию детской инициативы, умению высказывать свою точку зрения, находить пути решения.
Используя многофункциональные маркеры, дети самостоятельно организовывают и преобразовывают игровое пространство, решают поставленные цели и задачи. Многофункциональность маркеров позволяет преобразовывать один и тот же маркер при решении разных проблем, что эффективно реализует новые современные подходы к организации образовательного пространства ДОО.
Разнообразие игровых многофункциональных маркеров.
Ширмы-трансформеры.
Трансформировать игровое пространство детям помогут ширмы-трансформеры. Основное преимущество ширм в том, что они легкие, дети могут самостоятельно перемещать их по группе. Специальные соединители позволяют менять размеры и форму ширм по желанию детей. Ширмы удобно хранить. На них, как и на стулья, можно сшить тематические чехлы: «дом», «палатку», «корабль». При выборе дизайна и темы для ширм-трансформеров учитывайте игровые интересы дошкольников. На внутреннюю сторону ширм можно нашить кармашки и поместить в них атрибуты к играм. Другой вариант – нашить петли и ленты с липучкой. На эти приспособления дети смогут крепить ламинированные картинки с бытовой техникой, кухонной утварью, медицинским оборудованием или таблички с надписями «Аптека», «Столовая» для создания антуража при игре в «Дом», «Магазин», «Поликлинику». Внутреннюю сторону ширм можно также дополнить пластиковой сеткой, которая удержит небольшие корзинки с игрушками и атрибутами.
Коробки-трансформеры.
Это оборудование можно сделать тематическим – «корабль», «дом», «ракета». Коробки легко складывать и раскладывать, они занимают мало места при хранении. К процессу изготовления таких коробок, а также картонных ширм-декораций, можно привлечь детей. Пусть каждый ребенок получит возможность проявить себя в проектировании будущего игрового материала, в его раскрашивании.
Карманы-органайзеры.
Карманы-органайзеры обеспечат доступность мелкого игрового материала и выполнят функцию хранения. Сделать их можно из ткани, клеенки, кожи или пластика. Карманы-органайзеры можно расположить на стене, обратной стороне мебели, на двери, под окнами, прикрепить к потолку. Они имеют съемные крепления, поэтому их можно перевешивать на другое место в зависимости от ситуации. В карманы можно складывать как групповые игровые атрибуты, так и мелкие игрушки, которые дети приносят из дома.
Съемные чехлы на стулья и столики.
В ходе игры дети часто «выгораживают» индивидуальное игровое пространство с помощью подручных средств – стульев, коробок, зонтов. Сшейте для стульев и столиков съемные чехлы и разрешите детям применять эту мебель в игре. На чехлы нашейте аппликации из ткани, которые будут обозначать разные предметы, например, пожарную машину. С помощью такого решения каждый ребенок сможет организовать игровое пространство по своему желанию.
Предметы неопределенного назначения.
Дети любят дополнять игровое пространство лоскутами ткани, лентами, пуговицами, камешками. Включите такие предметы в игровой арсенал группы. Дети смогут использовать многофункциональность предметов неопределенного назначения в разных игровых сюжетах. Бросовый или природный игровой материал будет стимулировать воображение и творческие способности детей. Например, дошкольники легко превратят платки в озера, пастбища в холмы, легкие шелковые шарфы станут на время облаком или дождем. Из тканей однотонной расцветки ребенок может придумать костюм для персонажа: юбку или фату для принцессы, плащ для рыцаря.
Тематические лэпбуки.
Технология использования лэпбука – это технология личностноориентированного обучения, которая направлена на максимальное развитие (а не формирование заранее заданного) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта.
«Лэпбук» – это технология, которая является одним из видов совместной деятельности взрослых и детей. Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала. Что он собой представляет? Это интерактивная тематическая папка с множеством приспособлений для какой-либо информации – с кармашками, дверцами, окошками, конвертами, прорезями, подвижными деталями и т.п. Работа с ним учит детей мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, не только расширяя кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Он развивает детское воображение, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, активизирует общение как со сверстниками, так и со взрослыми, обогащает мир ребенка. Для ребенка весь развивающий смысл состоит в том, что он может самостоятельно брать и перекладывать, застегивать и передвигать, закрывать и открывать, складывать и перекладывать по своему усмотрению все то, что находится в этой папке, а еще и вдобавок мастерить сам. В «накопленной книге» собирается материал по определенной теме.
Плюсы и минусы технологии.
Инновационная игровая технология «Лэпбук», как и любая другая, имеет свои положительные и отрицательные стороны:
+ ребёнок занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы;
+ данный вид работы для стеснительных и необщительных воспитанников, которым тяжело находить контакт с другими детьми;
+ помогает таким детям раскрыть себя и свой потенциал перед педагогом и сверстниками;
+ дошкольники распределяют обязанности и ответственность между собой;
+ учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща групповой характер работы;
+ дошкольники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения на стремлении выполнить работу максимально хорошо;
+ понимают свою значимость;
+ помогает детям социализироваться в обществе интерактивность технологии;
+ улучшение усвоения информации;
+ дети учатся отстаивать свою точку зрения;
+ находят креативные решения, поставленных перед ними проблем;
+ открывают для себя темы следующих исследований;
+ развивает детскую любознательность, самостоятельность, инициативность.
+ изготавливается вручную, что способствует развитию мелкой моторики;
+ создание целой серии лэпбуков на одну тему, более полно отображающей проблемы, разных по содержанию и оформлению;
+ совместная деятельность с педагогом или родителями при изготовлении лэпбука;
+ учит взаимодействовать с другими людьми;
+ развивает коммуникабельность;
+ развивает чувство взаимовыручки.
Из отрицательного,это:
- большая затрата времени на планирование и поиск информации;
- время на изготовление лэпбука;
- дополнительное время для подготовки воспитателя (поиск дополнительной информации, интересующей дошкольников)
Вывод: данная технология имеет больше положительных моментов, чем отрицательных, что говорит об ее эффективности.
Современные бережливые технологии в ДОУ направлены на повышение эффективности и качества услуг, сокращение различных видов потерь во всех сферах деятельности.
Обучающиеся, находящиеся в атмосфере бережливой среды и формирующиеся в ней как личность, приобщаются к культуре бережливого производства и усвоят бережливый стиль мышления и образа жизни. Бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством.
Практическая часть - Представление тематических лэпбуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности "Развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования."
Самоанализ педагогической деятельности по теме"Развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования."...
Консультация для педагогов «Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста любви к родному краю через организацию наблюдений и труда в природе»
Консультация для педагогов «Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста любви к родному краю через организацию наблюдений и труда в природе»...

Обобщённый опыт работы педагога "Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников"
Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс STEАM-технологий
стем технологии...

Сообщение на педагогическом совете на тему: " Формирование у детей дошкольного возраста представлений о человеке в истории и культуре на основе изучения традиций и обычаев родного края".
Саратовская область является многонациональным субъектом РФ и возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе систем...
«Использование технологии «Виммельбух» в совместной деятельности детей дошкольного возраста» Сборник культурных практик для организации образовательного процесса в ДОУ
Материал сборника носит практико-ориентированный характер, его применение поможет в освоении и реализации данной технологии.Представленные культурные практики могут быть использованы в работе, как пед...

Выступление на педагогическом совете "Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования"
Совершенствование работы в дошкольном образовательном учреждении по формированию у дошкольников основ экологической культуры,повышение профессионального уровня педагогов....