Мастер-класс «Использование художественной литературы при формировании финансово-экономической грамотности у старших дошкольников»
методическая разработка

Материал предназначен для воспитателей дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmo_yarovaya_e.ya_.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование художественной литературы при формировании финансово-экономической грамотности у старших дошкольников»

Провела: Яровая Елена Яковлевна,

воспитатель МБДОУ «Стригуновский детский

сад общеразвивающего вида»

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Нередко можно отметить, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию финансовой грамотности. Ведь ребенок вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков.  

А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Старший дошкольный возраст – это первая ступень для начала работы по экономическому воспитанию. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей. Но прежде чем дать ребенку первую сторублевую купюру, ему нужно в доступной форме освоить азы финансовой грамотности. Ребенок 5-7 лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха». Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания. Деятельность ориентирована на взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей.

Для усвоения детьми основ финансовой грамотности используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Овладение основами финансовой грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки). Современные дети полноправно участвуют в финансовых вопросах, и чем раньше они у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки. В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Все это есть в художественной литературе.

Чтение стихотворений, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества личности: трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность. И я, уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.

Практическая часть:

- Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами.  Приглашаю вас на небольшую разминку, предлагаю отгадать загадки – добавлялки.

1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке.. (проценты)

6. Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)

7. Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)

8. И врачу и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату).

Чтобы обучение давалось детям проще и интереснее, педагогу необходимо разбирать различные финансовые ситуации в сказках или рассказах художественной литературы. Таким образом, через художественную литературу дети усвоят урок о том, чтобы не доверять незнакомцам, не поддаваться соблазну получить легкие деньги и правильно расходовать свои финансы. Как-никак бесплатный сыр только в мышеловке. В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, самостоятельность мышления, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей - экономическую.

Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Уважаемые коллеги!

Практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте загадки.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?     «Колобок»

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка»

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?  «Золотая антилопа»

4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл.    «Курочка Ряба», золото

5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.   «Кот в сапогах».

6. Назовите сказку, в которой героиня обменяла кухонную утварь на живой товар («Лисичка со скалочкой»).

7. Герой какой сказки стал жертвой неправильного вложения денег («Золотой ключик»?

8. В какой сказке описывается нелегкий путь хлебобулочного изделия до потребителя? («Колобок»)

9. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? («Три поросенка»).

10. В какой сказке умение делать рекламу помогло главному герою отблагодарить за доброту? («Кот в сапогах»).

11. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? («Как старик корову продавал»)

12. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? («Теремок»)

13. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? («Вершки и корешки»).

-Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.

Основными педагогическими условиями построения системы воспитания основ финансовой грамотности старших дошкольников на основе сказок являются:

• использование сказки не только как средства «обучения» финансовой грамотности, но и как средства развития личности;

• организация комплексной работы со сказкой;

• создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

• сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

• сказки, отражающие труд людей;

• сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

• сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т. д.;

• сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

 

Все мы в детстве очень любили сказки, у каждого есть своя любимая сказка и свой любимый сказочный герой. Но некоторые взрослые так увлеклись ими, что стали использовать в своей взрослой жизни, а именно в рекламе определенной продукции. Давайте узнаем, для рекламы чего используются некоторые сказочные герои.

Подсказка № 1:

1. Эта сказочная героиня рекламирует конфеты и кондитерские изделия.

2. Это сказочная героиня маленькая девочка.

3. На своем пути она встречает хищного зверя.

4. Её путь лежит через лес.

(«Красная шапочка»)

Подсказка № 2:

1. Этот сказочный герой рекламирует ковры.

2. Этот сказочный герой имеет друга-джина.

3. Джин живет в лампе.

4. Герой имеет очень много приключений.

(«Алладин»)

Подсказка № 3:

1. Эти герои рекламируют молочные продукты.

2. У них есть свое хозяйство.

3. В деревне живут кот и пёс, а мальчик к ним часто с родителями приезжает в гости.

4. Мальчик иногда им пишет письма, их приносит коту и псу почтальон. («Простоквашино»)

Подсказка № 4:

1. Эта сказочная героиня рекламирует меховые изделия.

2. Это сказочная героиня очень сурова, строга и холодна.

3. Ее время правления – это зима.

4. Она совершает жестокий поступок по отношению к паре маленьких ребят.

(«Снежная королева»)

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: в ОД (математика, развитие речи, экология и др., в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др., в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Следующая форма, которую можно использовать – пословицы и поговорки. Это еще один способ освоить финансовую грамотность детям. Они также способствуют обогащению словарного запаса, развитию речевых, интеллектуальных, и творческих способностей детей. Пословицы кратки, просты и несут в себе глубинный смысл, который помогает понять устройство нашего мира. Они прививают интерес к устному народному творчеству. Расширяют кругозор. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. В пословицах можно увидеть разную философию русского народа в отношении денег. Например, в поговорке «Не в деньгах счастье», говорится, как совет беречь здоровье, а также с осуждением, когда кто-либо в ущерб здоровью старается больше заработать денег «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Хорошо иметь много друзей. Даже, если у тебя не будет денег, то родственники, друзья и близкие люди всегда помогут, чем смогут.

Русские поговорки прославляют трудолюбивых людей и труд, но при этом высмеивают ленивцев и саму лень. Народная мудрость заставит наших детей полюбить труд, начать относиться к нему со всем уважением.

• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

• Не потрудиться, так и хлеба не добиться

• Не ленись, а трудись, на чужое не льстись

• Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться

• Вдохновение приходит во время труда

Пользоваться этими высказываниями в общении с детьми в детском саду очень полезно. Это доходит быстрее до сознания детей. Они легко воспринимают мораль, которую несут в себе эти крылатые выражения.

А теперь я предлагаю поиграть. Ответьте на вопросы:

1. Кто, согласно пословице, платит дважды?

Скупой

2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя».

Хвалит

3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?

Двигатель

4. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?

Блоха.

Да. Молодцы. Все ответы верны.

Художественная литература является верным наставником и другом человека. Она дает ответы на многие вопросы, учит преодолевать сложные проблемы и ситуации. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период формирования финансовой грамотности будущего гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема: Использование игровых приемов для развития предпосылок инженерного мышления у старших дошкольников в условиях реализации ДОП «Логика».

Инженерное мышление (далее ИМ) представляет собой синтез разных видов мышления, которые между собой неразрывно связаны и в зависимости от ситуации доминируют тот или иной вид. Главные и...

«Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников по средствам игр и мнемотаблиц»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39т посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район...

Консультация для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»

Консультация для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»...

Презентация к консультации для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»

Презентация к консультации для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»...

Мастер-класс для воспитателей по использованию лэпбука «Юный финансист» для формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников.

Лэпбук «Юный финансист» оформлен в виде: мини-книжечек, кармашек, окошек, конвертов.Включает различные задания и игры: «Что можно и нельзя купить за деньги», «На что мы т...

«Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности у дошкольников»

laquo;Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности у дошкольников»Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия пра...

Презентация "Использование художественной литературы при формировании основ финансовой грамотности у дошкольников"

Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами....