"Из опыта работы"
материал
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
- «Из опыта работы»
«Современные подходы в формировании математических представлений детей дошкольного возраста»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счета, измерению и вычислению. Особую ценность на сегодняшний день приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Проблема формирования самостоятельности и креативности мышления приобретает особую актуальность в связи с повышенным требованием общества к инициативной личности, умеющей нестандартно мыслить, находить оригинальные способы решения всевозможных ситуаций. В связи с этим, стоит выделить такие понятия как проблемная ситуация, поисково-познавательная деятельность.
В поисковой деятельности ребенок получает возможность самостоятельно изменить ситуации в нужном ему направлении, осуществлять выбор, учитывая при этом свои интересы, проявить индивидуальность, реализовать себя, действовать в соответствии со своими потребностями (Маневцова Л.М., Годовикова Д.Б., Лямина Г.М., Подьяков Н.Н.). В исследованиях многих психологов (Люблинская А.А., Виноградов Ю.В., Подьяков Н.Н., Запорожец А.В. и др.) обнаружены глубокие и сложные связи между интеллектом и мотивацией. Мотивация зависит от установок личности, ее потребностей, интересов. В свою очередь, структура мотивов имеет качественную окраску, подчиняясь интеллектуальному опыту, уровню развития интеллекта. Очень важно, чтобы в приобретении знаний, мышление направлялось стремлением, желанием дойти до истины, докопаться до истоков ситуации, чтобы проблема захватывала целиком.
Это предопределило тему исследования: «Современные подходы в формировании математических представлений детей дошкольного возраста».
Целью нашей работы стало формирование математических представлений дошкольников при помощи использования комплекса современных подходов.
В процессе работы перед нами стояли следующие задачи:
- Провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования математических представлений дошкольников.
- Использовать комплекс современных подходов, способствующих формированию математических представлений детей и апробировать его в ДОО.
- Проанализировать и обобщить результаты исследования.
Мы организовали педагогический процесс так, чтобы дети играли, развивались и обучались одновременно. Прежде всего, мы оснастили группу необходимыми игровыми пособиями. Оборудование центра математики включает в себя: счетный материал, комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетные палочки, математическое лото, домино, дидактические игры, учебные приборы (линейки, ростомер для детей и кукол, часы), модели: года, дней недели, частей суток, уголок сюрпризов (новые загадки, игры), игры, изготовленные руками детей и родителей и т.д.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим открытиям, направляя их поисковые действия. Решая проблемные ситуации, мы используем приемы, учитывающие степень самостоятельности детей: система вопросов, наводящие вопросы или задачи-подсказки, неполное решение. Включаясь в решение проблемных ситуаций, ребенок сравнивает и сопоставляет, преобразует и группирует объекты, выражая математические отношения и зависимости разными способами. Так ребенок открывает мир чисел и фигур.
На наших занятиях мы стараемся осуществлять личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком, детей между собой. Такие занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. Дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур, что в свою очередь развивает мышление и творческие способности. Часть сценариев занятий представлено в приложении 1.
Особую роль в математическом развитии ребенка мы отводим нестандартным дидактическим средствам, а именно: счетные палочки, наглядные модели, геометрические конструкторы и др.
С помощью счетных палочек мы стараемся формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игровые упражнения со счетными палочками содержат задачи на построение простых фигур (например, предлагаем построить треугольник из шести палочек), задачи на преобразование фигур (например, предлагаем задание – убери одну палочку, чтобы получилось два треугольника и т.д.), задачи на построение сложных фигур (предлагаем детям построить два квадрата из семи палочек). Также дети из палочек любят составлять цифры, буквы, геометрические узоры и т.д.
Широко используем в нашей практике метод моделирования. За символами дети видят реальные объекты. Лежащий в основе моделирования принцип замещения значительно расширяет возможности самостоятельности детей. Овладение и использование знаков позволяет самостоятельно, инициативно, получать и использовать информацию в различных ситуациях. У ребенка есть возможность для решения задач на абстрактном материале, не дожидаясь возникновения подобной задачи в жизненной ситуации, тем самым создаются возможности для самостоятельного конструирования всевозможных задач. Моделирование предполагает создание и использование наглядных моделей. Их использование позволяет по-новому увидеть и решить математическую задачу.
Сущность геометрического конструктора или игр–головоломок состоит в следующем: дети воссоздают на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Геометрический конструктор развивает пространственные представления, воображения, смекалку, находчивость, конструктивное мышление. Работая с конструктором, дети проявляют фантазию. Способ действия в играх очень прост, но требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора. В своей практике мы используем такие игры–головоломки как: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик». Каждая из этих игр имеет комплект элементов, которые отличаются от элементов других игр. Дети очень любят составлять силуэты из разных наборов или из одного и того же и объединять эти силуэты в целые композиции.
В нашей практике большое значение мы уделяем дидактическим играм. Доказано, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. В играх происходит переход к свободной, сознательной работе над волей, характером, развиваются разные формы самоконтроля, формируется умение самостоятельно ставить цели игры, игровые задачи и решать их, проявляя инициативу, индивидуальность. В ситуации дидактической игры знания у детей усваиваются лучше. Дидактическая задача, поставленная нами, от детей скрыта. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Общение между нами и детьми определяется не учебной ситуацией, а игрой. Мы с детьми являемся участниками одной игры, тем самым осуществляем личностно – ориентированную модель взаимодействия.
Мы тщательно готовимся к организации дидактических игр. Планируем цель игры, подбираем дидактические материалы, пособия, продумываем, как будем знакомить детей с правилами игры. Предусматриваем, какие изменения можно внести в игру, для того, чтобы повысить активность и интерес детей. Следует продумать и заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Важно спланировать поэтапное распределение игровых моментов на занятии. Так в начале занятия игра должна заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине занятия дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы; а в конце занятия игра может носить поисковый характер. В любом случае дидактическая игра должна быть доступной, интересной.
Дидактические игры помогают детям сформировать определенный запас математических знаний и умений, учат думать, рассуждать, самостоятельно решать задачи. Часть математических игр представлена нами в приложении 2.
С целью создания условий для повышения качества математического образования детей нами разработаны проекты «Сказочная математика», «В стране геометрических фигур» (приложение 3). Проектный метод способствует пробуждению и развитию интереса детей к данной области знаний, расширению и углублению представлений детей, установлению тесных контактов между воспитателями и родителями для развития познавательных интересов детей.
В процесс обучения детей элементарным математическим представлениям мы включаем считалки, загадки, сказочные задачки.
Применяя в нашей практике данный занимательный материал, мы развиваем у детей самостоятельность и креативность мышления, умение доказывать свою точку зрения. У детей разгадывание загадок математического содержания вызывает радостное эмоциональное состояние. Но одновременно с этим загадки являются умственным упражнением. С нашей стороны важно научить ребенка не только отгадывать, но и доказывать правильность отгадки, используя при этом разные способы доказательств.
Загадки математического содержания мы используем в разных видах деятельности: в играх, на прогулках, в свободной деятельности детей. Предлагаем детям самостоятельно или вместе с нами сочинять аналогичные задачи, а потом их зарисовать. Так, в работе с родителями был организован конкурс «Придумай математическую загадку». Дети вместе с родителями придумывали новые загадки, делали рисунки к ним, после чего мы организовывали выставку.
Все вопросы, касающиеся математического развития детей, мы решали в тесном контакте с семьей. Для этого мы использовали различные формы работы: родительские собрания, открытые занятия, консультации, математические досуги, стенды, папки-передвижки, выставки совместного творчества. Работа с родителями представлена в приложении 4.
Количественный и качественный анализ результатов проделанной работы показал значительное улучшение показателей уровня сформированности математических способностей у детей. Математические представления детей приобрели более обобщенный, системный характер. Дети уверенно отвечали на поставленные вопросы. Это говорит об эффективности проделанной нами работы. Данный опыт эффективно применяется в работе педагогами МДОАУ «Детский сад №10».
МДОАУ «Детский сад №10»
Ершова Тамара Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»
laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....