Доклад к педсовету на тему "Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников"
презентация

Федорова Ирина Евгеньевна

Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, эффективным приёмом формирования культуры социальных отношений. Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_trudovoe_vospitanie_1.pptx1.23 МБ
Файл doklad_.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 156» "Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников" Составил воспитатель : Федорова И.Е. г .Оренбург , 2025 г

Слайд 2

Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых , интеллектуальных и творческих способностей ребёнка , эффективным приёмом формирования культуры социальных отношений. Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка. Задачи образовательной деятельности в сфере трудового воспитания : формирование первоначальных представлений о том, что предметы делаются людьми. знакомство детей с основными свойствами и качествами материалов, из которых изготовлены предметы. формирование первоначальных представлений о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в группе ДОО. знакомство детей с содержанием и структурой процессов хозяйственно-бытового труда взрослых, с целостностью трудового процесса, направленного на продуктивный результат. формирование представлений детей о предметах как результате труда взрослых, о многообразии предметного мира материалов. знакомство детей с бытовой техникой, помогающей взрослым организовать бытовой труд дома. формирование представлений детей о труде взрослых, знакомство с разными видами производительного и обслуживающего труда.

Слайд 3

Современные образовательные технологии : 1 . Игровая технология. В детском труде ярко обнаруживается связь с игрой . Формируя у малышей трудовые навыки, следует широко использовать игровые приемы, мотивирующие детей на предстоящую деятельность. Формирование целенаправленной трудовой деятельности в игре важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении с взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). Для того чтобы навыки прочно усвоились, целесообразно организовать дидактические, сюжетно - ролевые игры, создавать игровые ситуации, в которых все действия по освоению трудовых навыков дети будут выполнять с интересом и желанием. Например, навыки самообслуживания (одевания, раздевания) закрепляются в играх с куклами, которых малыши многократно раздевают, одевают, укладывают спать (игровые ситуации «Накормим куклу», «Оденем куклу на прогулку»).

Слайд 4

Процесс руководства игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым . Исходя из этого принципа, можно выделить 3 группы методов . Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра;

Слайд 5

Вторая группа - это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов. Педагог учитывает индивидуальные особенности ребёнка, если он уверен в себе важно научить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителен нужно поддержать любую инициативу.

Слайд 6

Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» и др.; подбор материала для обыгрывания построек. Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы), из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины); использование тематических заданий: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра "Строительство города") и т. п.

Слайд 7

2 . ИКТ (информационно-коммуникативная технология). Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес, позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала. мультимедийные презентации, обеспечивающие наглядность материала; моделирование таких жизненных ситуаций на компьютере, которые нельзя или сложно показать в процессе ОД (людей разных профессий). Вариативность использования различных игр и упражнений, просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов, игр с применением ИКТ - всё это позволяет в интересной форме решать задачи трудового воспитания. Например, в дидактических играх с применением ИКТ по ознакомлению с трудом взрослых можно формировать представления детей о предметном мире, созданном руками человека, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей, ранней профориентации детей.

Слайд 8

Трудовое воспитание, через познавательно-исследовательскую деятельность раскрывает перед детьми дорогу к знанию через свой собственный исследовательский путь. Это поможет детям увидеть как трудовые умения, новые знания можно использовать в разных ситуациях на протяжении всей жизни. Пример применения технологии исследовательской деятельности в трудовом воспитании: говоря с детьми об осенних работах людей, рассматривается тема посева озимых. У детей проявился интерес: почему посев проводят осенью, ведь скоро наступит зима, будет холодно, посевы замерзнут. Решили проверить так ли это. Налили в три пластиковые бутылки воды и закопали в снег на разную глубину, через двое суток откапали бутылки. Сделали вывод о том, что глубоко под снегом вода не замерзла, значит, снег способен удерживать тепло. Выполняя эксперимент, дети формировали навыки откапывания, закапывания, умение правильно держать лопату, формировались выносливость, терпение, сила рук. Для того чтобы отработать навык работы с лопатой поставили перед детьми проблемный вопрос: Каких полосок будет больше от узкой или широкой лопаты. Провели эксперимент, разделив участок на две равные части. Сделали вывод, что от широкой лопаты дорожек меньше, а от узкой больше. Дети, выполняя эксперимент, отрабатывали навык чистки снега. 3. Технология исследовательской деятельности



Предварительный просмотр:

Трудовая деятельность является важным средством развития личности. Уже в дошкольном возрасте развиваются начальные формы трудовой деятельности.

Труд дошкольника специфичен. В дошкольном воспитании труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Слайд №2

Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, эффективным приёмом формирования культуры социальных отношений. Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка.

Какие же современные педагогические технологии применяются в трудовом воспитании дошкольников?

Слайд № 3        

Игровая технология: В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игровых ситуациях осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Формируя у малышей трудовые навыки, следует широко использовать игровые приемы, мотивирующие детей на предстоящую деятельность.

Мотивы могут быть разные:

  • потребность в положительной оценке взрослых;
  • самоутверждение;
  • потребность в общении со взрослым;
  • желание чему-то научиться;
  • общественные мотивы (приносить пользу другим).

Для того чтобы навыки прочно усвоились целесообразно организовать дидактические, сюжетно - ролевые игры, создавать игровые ситуации, в которых все действия по освоению трудовых навыков дети будут выполнять с интересом и желанием. Например, навыки самообслуживания (одевания, раздевания) закрепляются в играх с куклами, которых малыши многократно раздевают, одевают, укладывают спать (игровые ситуации «Накормим куклу», «Оденем куклу на прогулку»).

       

        Слайд №4        

Процесс руководства игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа, можно выделить 2 группы методов.        

Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения;        

Вторая группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. (слайд №5)

Слайд №6

Информационно-коммуникативная технология: предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес, позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольников;. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе непрерывной образовательной деятельности (людей разных профессий). Например, в дидактических играх с применением ИКТ по ознакомлению с трудом взрослых можно формировать представления детей о предметном мире, созданном руками человека, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей, ранней профориентации детей.

Слайд № 7

Технология исследовательской деятельности: трудовое воспитание, через познавательно-исследовательскую деятельность раскрывает перед детьми дорогу к знанию через свой собственный исследовательский путь. Это поможет детям увидеть как трудовые умения, новые знания можно использовать в разных ситуациях на протяжении всей жизни.

Слайд 8

Применение проектной деятельности  в трудовом воспитании, способствует:

  • повышению общего развития детей,
  • расширению их интересов,
  • проявлению простейших форм сотрудничества,
  • формированию таких нравственных качеств как трудолюбие,
  • самостоятельность,
  • ответственность за порученное дело, чувство долга.

     В процессе реализации проекта трудовой направленности активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Самым высоким критерием оценки итоговой деятельности по результатам проекта является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих.

Слайд № 9

 

Интерактивные игры и приложения. Интерактивные игры и приложения могут помочь детям научиться выполнять различные задачи, связанные с трудом. Например, игры на сортировку предметов по цвету, форме или размеру могут научить детей аккуратности и порядку. Приложения с заданиями на выполнение простых действий (например, мытьё посуды или уборка игрушек) могут развить у детей навыки самообслуживания.

Робототехника и программирование. Робототехника и программирование могут стать интересным и увлекательным способом обучения детей трудовым навыкам. Дети могут создавать своих роботов и программировать их на выполнение различных задач, таких как уборка комнаты или полив растений. Это поможет им понять, как работают механизмы и как они могут быть полезны в повседневной жизни.

Виртуальная реальность. Виртуальная реальность может создать для детей интерактивную среду, в которой они смогут выполнять различные трудовые задачи. Например, дети могут «поработать» в виртуальной кухне, где им нужно будет готовить еду, убирать посуду и поддерживать порядок. Это поможет им развить навыки, необходимые для выполнения повседневных задач.

Преимущества и недостатки современных технологий

Преимущества использования современных технологий в трудовом воспитании:

  • Повышение интереса детей к трудовой деятельности.
  • Развитие навыков, необходимых для будущей жизни.
  • Интеграция трудового воспитания с другими областями знаний.

Недостатки использования современных технологий:

  • Риск чрезмерного увлечения технологиями.
  • Необходимость обеспечения безопасности детей при работе с технологиями.
  • Возможность снижения физической активности детей.

Заключение

Таким образом, современные технологии могут стать полезным инструментом в трудовом воспитании дошкольников. Они могут помочь детям развить необходимые навыки и умения, а также сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. Однако для успешной интеграции технологий в трудовой процесс необходимо учитывать возрастные особенности детей, цели и задачи воспитания, доступность технологий и безопасность детей.

      Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 156»

Доклад  на тему

«Современные технологии образования

в трудовом воспитании дошкольника»

                                                                             Материал подготовила:

воспитатель Федорова И.Е.

г. Оренбург, 2025 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для педсовета "Семья и детский сад: совместное воспитание дошкольника"

Материал может использоваться как доклад или выступление на родительском собрании....

Доклад к педсовету на тему: "Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников: пути и средства"

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотические п...

Проектная деятельность в ДОУ, как технология трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Тру...

Доклад к педсовету на тему: «Гендерные аспекты в воспитании дошкольников»

Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного возраста является важной и актуальной задачей в становлении будущих пап и мам. Под влиянием социальных изменений в современном обществе постепенно разру...

Современные технологии трудового воспитания дошкольников

Современные технологии трудового воспитания дошкольников...

Статья «Квест-игра, как современная образовательная технология патриотического воспитания дошкольников»

В статье описывается квест-технология, как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Одной из ведущих технологий патриотического воспитания может быть квест-...

Доклад из опыта работы «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества....