"Мы будущие волонтеры"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Несмотря на то, что технология «Дети – волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» – одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка – дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Уральский детский сад «Одуванчик»
Долгосрочный проект
«Мы - будущие волонтеры»
приобщения детей к гражданскому соучастию, реальной помощи и поддержки тех, кто в ней нуждается
Урал 2024
Пояснительная записка
Дошкольный возраст
Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни окружен себе подобными. Уже с первых дней жизни ребенок включен во взаимодействие, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности.
Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.
Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети – волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми.
Волонтёр (фр. volontaire – доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Несмотря на то, что технология «Дети – волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» – одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка – дошкольника.
Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:
ответственности;
милосердия;
самостоятельности;
умение общаться с разными социальными группами людей;
личностный позитивизм.
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.
Цель: Создание в детском саду волонтерского движения, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
Задачи:
Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.
Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям.
Проект включает разделы: работу с детьми, родителями и педагогами.
Задачи (в работе с родителями):
Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада.
Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.
Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении.
Задачи (в работе с педагогами):
Разработать и провести цикл практических встреч с педагогами групп, направленный на повышение педагогической компетенции воспитателей в вопросах волонтёрского движения в ДОУ.
Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении.
Создать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах.
Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2024– 2025 учебных годов.
Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.
Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования
Вид проекта: практико – ориентированный, творческий, информационно – просветительский.
Срок реализации: долгосрочный (с сентября 2024года по май 2025 года)
Участники проекта: дети, педагоги, родители МБДОУ «Уральский детский сад «Одуванчик»
Реализация проекта, рассчитана на 1 учебный год , предполагается возможность претворения проекта в жизнь неоднократно. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
Ожидаемые результаты
Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые качества, инициатива.
Развитие умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной деятельности в рамках проекта.
Этапы реализации проекта
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
1 этап — подготовительный, планово-прогностический
(сентябрь 2024г.)
2 этап — практический, основной
(октябрь 2024– май 2024г.)
3 этап – итоговый (май 2024г.)
Первый этап включает:
определение цели и задач проекта;
планирование работы с детьми, родителями, социальными партнерами;
предварительная работа по сбору информации;
анкетирование родителей (приложение №1);
изучение литературы, интернет – ресурсов, опыта работы других ДОУ;
Работа с педагогами:
разработка механизма внедрения технологии «волонтерское движение»;
консультация для педагогов «Что такое волонтерское движение?»;
подготовка различных атрибутов (пилотки, галстуки, эмблема, личные волонтерские книжки, презентации);
Работа с родителями:
консультации для родителей: «Волонтёрское движение в детском саду», «Волонтёры: история и современность»
Работа с детьми:
познакомить детей с волонтёрами, с волонтёрской деятельностью;
просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры».
чтение детской художественной литературы о добрых делах, о взаимопомощи;
посвящение детей в волонтеры.
Второй этап:
Разработка плана мероприятий по реализации проекта (приложение № 2).
Третий этап:
анализ результатов работы по внедрению волонтёрского движения в ДОУ;
на основе данных анализа разработка дальнейшего плана действий;
распространение опыта через СМИ, интернет – ресурсы, участие во Всероссийских конкурсах.
Перспективы распространения Проекта:
В дальнейшем, проект может быть представлен на муниципальном, региональном уровне, выход на федеральный уровень (педагогические сайты, конкурсы, форумы) – в качестве руководства по организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на волонтёрском движении в детском саду – перспективном направлении в деятельности детей, которое дает огромные возможности для нравственного воспитания. Распространение и трансляция опыта работы в рамках проекта через публикации и статьи в СМИ, через участие в образовательных инициативах различного уровня, через электронные отчёты на сайте.
Возможности дальнейшего развития проекта:
Продолжить работу волонтёрского движения не только в условиях детского сада. Привлекать новых социальных партнёров.
Приложение 1
Анкетирование родителей
«Помощь не просят, ее предлагают»
Имеете ли Вы информацию о деятельности волонтерских отрядов в России и в вашем регионе?
Да
Нет
2. Как Вы относитесь к идее создания волонтерского отряда в ДОУ?
Положительно
Отрицательно
3. В какие сферы деятельности, по Вашему мнению, можно вовлекать волонтеров?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Кто, по Вашему мнению, должен входить в состав волонтерского отряда ДОУ?
______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какую помощь Вы может оказать в волонтерской деятельности ДОУ ?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Считаете ли Вы необходимым участие детей дошкольного возраста в деятельности волонтерского отряда?
Нужно
Не нужно
7. Какую помощь и кому, по Вашему мнению, могут оказать дети дошкольного возраста?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Готовы ли Вы лично стать участником волонтерского движения?
Да
Нет
9. Ваши предложения по этому направлению
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План работы волонтерского отряда «Твори добро»
Тема | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Взаимодействие с социумом |
Сентябрь | ||||
«Кто такие волонтеры?» | Беседа «Кто такие волонтеры?». Просмотр видеопрезентации « Дети -волонтеры». Обсуждение эмблемы, девиза волонтеров. Составление правил и обязанностей волонтеров. | Консультация «Что такое волонтерское движение?». | Анкетирование (приложение 1). Консультации: «Волонтерское движение в детском саду», «Волонтеры: история и современность». Привлечь родителей к пошиву галстуков и пилоток для волонтеров. | Ознакомление с волонтерскими организациями в поселке. |
Праздник «Посвящение в волонтерский отряд» | Посвящение волонтеры, вручение «Личной волонтерской книжки» | Организация праздника, подборка сценария | Привлечение родителей в организации праздника | |
Октябрь | ||||
«Первые добрые дела» | «Спасибо Вам, родные, за заботу». Социальная акция «Витаминный букет!» Экскурсия в группу раннего возраста. «Научим малышей убирать игрушки на места». Общение на тему: «Что значит быть добрым?», «Добрые поступки, какие они?». | Организация акции «Витаминный букет» | Привлечение родителей к акции «Витаминный букет», посвященная «Дню пожилого человека». | |
Ноябрь | ||||
«Тепло сердец» | Ситуативная беседа «Защищать это доброе дело?», «Как дружить без ссоры», «Что мы знаем о наших правах». Акция «ТРИ П». Участие в акции «Ждем в гости птиц» (изготовление эко-кормушек) | Привлечение к акции «Тепло сердец» Участие в акции «Ждем в гости птиц» (изготовление эко-кормушек) | Участие в акции «Ждем в гости птиц» (изготовление эко-кормушек) | Акция «ТРИ П». |
Декабрь | ||||
«День волонтера» | Общение на тему «Благотворительные акции». Видеопрезинтация «День волонтера». Выставка рисунков «С днем рождения волонтера». Акция «Игрушки самоделки для малышей» | Памятки «Как возникло волонтерское движение». Акция «Игрушки самоделки для малышей» | Помощь в изготовлении игрушек для малышей | |
Январь | ||||
«Братья наши меньшие» | Беседа «Кто такие наши братья меньшие?», «Чем мы можем помочь животным». Витруальная экскурсия в приют для бездомных животных «Подари мне жизнь». Акция добра «Помоги животным». | Консультация «Ребенок и домашние животные». Участие в акции «Помоги животным». | Участие в акции «Помоги животным». приют для животных «Белка и Стрелка» | Доставка продуктов для животных в приют «Белка и Стрелка» |
Февраль | ||||
«Наши солдаты» | Общение на тему «Защитники Отечества». Ежегодная акция «Посылка солдату». «День добрых дел»(посещение малышей детского сада), помочь малышам одеться после дневного сна. | Консультация: «Как воспитать патриота своей страны». Участие в акциях. | Памятка «Воспитывать патриота» Участие в акции | Доставка посылок в центр сбора |
Март | ||||
Мамин праздник, мамин день | Общение на тему: «Почему весной отмечаем мамин праздник». Беседа –рассуждение: «В сказках добро всегда побеждает зло». Выставка рисунков: «Дорогою добра». Акция «Подари улыбку маме». Неделя «Доброй книжки». Акция «Читающая семья». | Консультация «Как воспитать юного читателя». Участие в акциях». | Памятка: «Какие книги читать в кругу семьи». Участие в акциях. | Экскурсия в библиотеку |
Апрель | ||||
День Земли | Виртуальная экскурсия «Путешествие вокруг планеты Земля». Беседы: «Что значит, беречь нашу планету?».Акция «Чистый сад, чистый город, чистая планета». | Буклеты: «Значение акций и трудовых десантов в трудовом воспитании дошкольников». Участие в акциях. | Консультация «Роль семьи в трудовом воспитании ребенка». Участие в акциях. | |
Май | ||||
«Наша Победа, наша Память». | Выставка рисунков «Победный май!». Акция «Этот день мы приближали как могли». Участие в возложении цветов к памятнику , в шествии «Бессметрный полк». Посвящение в волонтеры. Флешмоб: «Твори добро на всей земле». Участие в акции «Сад памяти» | Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников». Участие во всех мероприятиях. | Привлечение в разработке сценария посвящения в волонтеры. Участие во всех мероприятиях. | |
Июнь | ||||
«Детству солнце подари» | Организация акции «Угощайся детством» | Организация акции «Угощайся детством» | Организация акции «Угощайся детством» | ДК,ООО «Фаворит», ООО «Аленка», ООО СКК |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по приобщению детей к гражданскому соучастию, реальной помощи и поддержки нуждающихся в ней «Мы — будущие волонтеры»
laquo;В чём самая большая цель жизни? Мы думаем: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед че...

Педагогический практико-ориентированный проект по духовно- нравственному воспитанию: «Мы - будущие волонтеры: технология обучения детей сочувствию, сопереживанию и милосердию».
Описание моей практики по теме самообразования....

Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе №10. Тема: «Мы – будущие волонтеры (юные экологи)»
Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми по экологическому воспитаниюв подготовительной к школе группе №10.Тема: «Мы – будущие во...

Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе №10. Тема: «Мы – будущие волонтеры (юные экологи)»
Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми по экологическому воспитаниюв подготовительной к школе группе №10.Тема: «Мы – будущие во...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Всероссийская экологическая акция «Волонтеры могут все» В Республике Адыгея, посвященная году добровольца «волонтера»
Вы когда-нибудь представляли себе жизнь без родителей? Большинство из нас даже не задумывались над тем, как тяжела и одинока может быть наша жизнь. Мы воспринимаем как факт наличие у нас м...

Сценарий спортивного праздника «Будущее России в наших руках», посвященного Дню волонтера
Цель: Создание благоприятного эмоционального настроя у дошкольников и желания участвовать в волонтерском движении. ...