Консультация для родителей "Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности через формирование навыков самообслуживания"
консультация

Консультация для родителей

 

Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности через формирование навыков самообслуживания

 

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой.

Процесс формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста длительный и требующий от окружающих взрослых терпения, определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей этого возраста.

Выделяются следующие этапы становления самостоятельности:

1. Ребёнок действует рядом со взрослым, внимательно следит за его движением, прислушивается к его объяснениям, старательно подражает во всём.

2. Появление первых элементов планирования – ребёнок совершает ряд действий в определённой последовательности.

3. Овладение способностью соотносить результат с намеченной целью.

Очень важно при обучении приемам формирования навыков самообслуживания сохранить неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Мы стараемся не сдерживать детей, лишь обеспечивая им помощь и поддержку, переключая его внимание на другие действия, например: ребёнок, который помыл руки, играет, брызгается водой, его внимание перевожу на красивое полотенце, которым можно вытереть мокрые руки.При неправильном выполнении действий, я не фиксирую на это внимание ребёнка, а своим примером побуждаю наблюдать за правильностью его выполнения, так же обращаю на действия других детей, при этом не сравнивая их друг с другом.

Для воспитания самостоятельности у детей раннего возраста в процессе самообслуживания рекомендуется:

  • Создать необходимые условия. Приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить место для хранения носков, платков, постоянное и удобное место для полотенца. 1
  • Обучать действиям наглядно. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребёнок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.
  • Обращать внимание на рациональность способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать — так оно лучше просыхает.
  • Последовательно обучать. Действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием.
  • Поощрять и хвалить. Положительная оценка порождает у детей интерес, стремление улучшить свой результат.
  • Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста — длительный процесс, который требует от взрослых знания психологических и физиологических особенностей ребёнка и большого терпения.

Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков, создает предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

Что дети должны научиться делать самостоятельно:

Дети младшего возраста должны уметь:

- мыть руки, засучивая рукава;

- мыть лицо, не разбрызгивая воду;

- правильно пользоваться мылом;

- не мочить одежду;

- сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место;

- одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застегивать, расстегивать, завязывать шнурки ботинок;

- замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;

- своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;

- пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;

- правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой;

- убирать игрушки в определенное место.

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании:

        В умывании:

- устойчивая подставка под ноги;

- постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика;

- отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;

- удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи).

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Чаще применяйте положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще можно научиться.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности через формирование навыков самообслуживания

       Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой.

         Процесс формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста длительный и требующий от окружающих взрослых терпения, определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей этого возраста.

Выделяются следующие этапы становления самостоятельности:

1. Ребёнок действует рядом со взрослым, внимательно следит за его движением, прислушивается к его объяснениям, старательно подражает во всём.

2. Появление первых элементов планирования – ребёнок совершает ряд действий в определённой последовательности.

3. Овладение способностью соотносить результат с намеченной целью.

     Очень важно при обучении приемам формирования навыков самообслуживания сохранить неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Мы стараемся не сдерживать детей, лишь обеспечивая им помощь и поддержку, переключая его внимание на другие действия, например: ребёнок, который помыл руки, играет, брызгается водой, его внимание перевожу на красивое полотенце, которым можно вытереть мокрые руки.  При неправильном выполнении действий, я не фиксирую на это внимание ребёнка, а своим примером побуждаю наблюдать за правильностью его выполнения, так же обращаю на действия других детей, при этом не сравнивая их друг с другом.

Для воспитания самостоятельности у детей раннего возраста в процессе самообслуживания рекомендуется:

  • Создать необходимые условия. Приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить место для хранения носков, платков, постоянное и удобное место для полотенца. 1
  • Обучать действиям наглядно. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребёнок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.
  • Обращать внимание на рациональность способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать — так оно лучше просыхает.
  • Последовательно обучать. Действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием.
  • Поощрять и хвалить. Положительная оценка порождает у детей интерес, стремление улучшить свой результат.
  • Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста — длительный процесс, который требует от взрослых знания психологических и физиологических особенностей ребёнка и большого терпения.

Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков, создает предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

Что дети должны научиться делать самостоятельно:

Дети младшего возраста должны уметь:

- мыть руки, засучивая рукава;

- мыть лицо, не разбрызгивая воду;

- правильно пользоваться мылом;

- не мочить одежду;

- сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место;

- одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застегивать, расстегивать, завязывать шнурки ботинок;

- замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;

- своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;

- пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;

- правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой;

- убирать игрушки в определенное место.

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании:

        В умывании:

- устойчивая подставка под ноги;

- постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика;

- отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;

- удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи).

        Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Чаще применяйте положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще можно научиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании

Обучая детей, учитывайте их опыт. Например, нельзя учить ребёнка пользоваться вилкой, если он не умеет есть ложкой....

Консультация для родителей «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Консультация для родителей «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании.Самостоятельность – ценное качество, необх...

Консультация для родителей: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"

Консультация для родителей:«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"...

Консультация для родителей "Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности в самообслуживании", Памятка...

Консультация для родителей «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Консультация для родителей «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности в самообслуживании»...

Консультация для родителей. Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности и самообслуживания.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту ак...