Консультация для родителей "Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"
консультация (младшая группа)

Дудина Валентина Валерьевна

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности в самообслуживании", Памятка

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее нужное русло, а не глушить назойливой опекой.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, а взрослый сделает все быстрей и лучше.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать самые необходимые условия: выделить по росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место, дляхранение предметов туалета (носков, носовых платков) постоянное и удобное место для полотенца.

Но хотелось бы отметить, что создание условий еще не достаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо так же правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая ребенка тем или иным действиям (завязывать шарф, намыливать руки) наглядно демонстрируют способ их выполнения.

Когда вы просите выполнить то или иное действие, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился, правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении.

Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.

В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.

Методические рекомендации: что дети младшего возраста должны научится делать самостоятельно.

Дети должны уметь:

-мыть руки, заучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место;

-одеваться раздеваться в определенной последовательности; одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застегивать, расстёгивать, завязывать шнурки ботинок;

-замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;

-своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;

-пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;

-правильно пользоваться ложкой (вилкой 3, 5года, салфеткой;

-убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.

В дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все увиденное, будь оно хорошее или плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, родители должны быть примером для подражания.

Самостоятельность у детей вырастает из медленно накапливающихся простейших привычек вести себя самостоятельно с самого детства. Поэтому развитию активности и инициативы ребенка, выработке у него привычек самостоятельно выполнять те или иные действия должно быть уделено серьезное внимание.

        В воспитании самостоятельности у детей раннего и дошкольного возраста, так называемые «мелочи», имеют особое значение. Здесь важно умение взрослого правильно оценить возможности ребенка на каждом возрастном этапе его развития и, исходя из этого, активизировать его самостоятельные усилия.         

        Кому из родителей незнакомо настойчивое стремление двух – трех летних детей самостоятельности! «Я сам, я сам», - твердят они каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на них рубашку, колготки, вытирают им нос, кормят с ложечки и т.д. Нередко малыши принимаются подметать пол, убирать со стола, поливать цветы и даже пытаются мыть посуду, стирать. Нужно всемерно поддерживать эти росточки самостоятельности и инициативы детей.

        Что значит – поддерживать инициативу самого ребенка? Это отнюдь не означает, что ему нужно предоставлять полную свободу действий. Ведь первые проявления самостоятельности детей очень неустойчивы, преходящи. Ребенок старается самостоятельно выполнять только те действия, которые для него новы, еще не освоены. Он может несколько раз подряд горячо взяться шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пальто, завязывать и развязывать шарфик и т.д. Но очень скоро все это ему надоест. Теперь он хочет заняться новым делом – и точка. Поэтому можно сказать: детское требование «я сам» - это еще только начало дела. Для воспитания самостоятельности важно уметь пробуждать у ребенка такие мотивы, которые заставляли бы его выполнять уже знакомые действия каждый раз, когда это необходимо.

        Ребенок с удовольствием выполняет известные действия, когда они включены в интересную для него, например игровую деятельность, если они занимательны. Однако приходится прибегать и киного рода воздействиям. Например, предъявлять малышу определенные требования до тех пор, пока он не привыкнет выполнять их без напоминания. Только систематическими требованиями можно приучить ребенка самостоятельно умываться, убирать игрушки, аккуратно складывать одежду перед сном и т.д. Все эти действия необходимо повторять ежедневно, и они, конечно, не привлекают ребенка своей новизной.

        Один из важнейших мотивов формирования самостоятельности у детей – их стремление к самоутверждению. Как отмечалось, это стремление проявляется очень рано. Уже в два с половиной – три года малыши, желаю показать, что они «большие» и «хорошие», пытаются оказать помощь взрослым в домашней работе, пробуя вытирать стол, мыть посуду, подметать пол и т.д.

        В воспитании самостоятельности ребенка большое значение имеет правильное использование оценочных воздействий, рассчитанных на пробуждение детского чувства собственного достоинства, умение опереться «опережающую гордость» малыша. Самое главное, чтобы работа в этом направлении велась с ребенком не от случая к случаю, а систематически, пока у него не выработается нужное отношение к делу.  

        Но злоупотреблять отрицательной оценкой по отношению ктрех – четырехлетним детям вредно. Эта мера применима лишь в тех случаях, когда воспитатель уверен, что малыш отнесется к этому как к временной неудаче и сохранит стремление быть «хорошим» в глазах взрослых. Надо щадить самолюбие ребенка и заботливо выращивать первые ростки его человеческого достоинства и гордости.

        Дети вырастают самостоятельными лишь в тех семьях, в которых взрослые, не жалея сил и времени, шаг за шагом терпеливо вырабатывают доступные ребенку данного возраста умения, используя для этого каждый удобный случай. Опытные родители начинают обычно с малого: оказывают ребенку своевременную помощь (показывают, объясняют, как можно и нужно сделать что-либо), контролируют его первые и самостоятельные усилия, не давая ему заигрываться, подолгу возиться с одни и тем же делом. Только таким образом у ребенка вырабатываются навыки самообслуживания и различные умения, без которых малышу трудно быть самостоятельным.


Памятка для родителей:


• Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
• Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
• Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере как, что и в каком порядке делать.
• Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
• Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
• Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
• В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
• Старайтесь использовать игровую ситуацию.
• Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"

Консультация "Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (с показом презентации). ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В САМООБСЛУЖИВАНИИ».

Задачи:1. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросахвоспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании.2. Сформировать у родителей представления о Значении само...

Консультация для родителей и воспитателей "Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"

Консультациятема: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».            Воспитатель:Мачкалян Г...

Консультация для родителей Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании

Обучая детей, учитывайте их опыт. Например, нельзя учить ребёнка пользоваться вилкой, если он не умеет есть ложкой....

Консультация для родителей «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Консультация для родителей «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании.Самостоятельность – ценное качество, необх...

Консультация для родителей: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"

Консультация для родителей:«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"...