Педагогический проект"Азбука цвета"
проект (младшая группа)
Педагогический проект разработан для детей раннего возраста и направлен на закрепление у детей знаний об основных цветах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 238.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №4» Педагогический проект «Азбука цвета» Возрастная группа: 1 младшая группа №1 «Капелька». Сроки реализации: 16.10.2023 – 27.10.2023 года. Составители проекта: Воспитатель: Стародумова И.Г. Воспитатель: Рябова Т.В.
г. Майкоп, 2023 год |
Пояснительная записка.
Тип проекта: Информационный, познавательно - игровой, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный, с 16.10.2023 по 27.10.2023 года.
Участники проекта: дети 1 младшей группы №1 «Капелька» (2 -3 лет), воспитатели группы, родители.
Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей младшего дошкольного возраста является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Данный проект обозначает своей главной целью - сформировать у детей умение различать основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Для лучшего усвоения и развития речи, памяти, слуха, ритма на помощь приходят потешки, стихи, загадки, сказки. Все это помогает знакомить ребенка с окружающим миром и элементарным навыкам игры в детском коллективе.
Проблема: Недостаточный уровень сформированных знаний об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый) и низкая заинтересованность и активность родителей в привитии этих навыков в домашних условиях.
Цель проекта: Формирование четких представлений у детей раннего возраста об основных цветах, усвоение детьми сенсорных эталонов цвета (форма, величина в игровой форме.
Программное содержание (задачи):
1. Обогащать чувственный опыт детей, создавать условия для ознакомления детей с цветами (желтый, зеленый, синий, красный).
2. Формировать познавательную активность детей при проведении дидактических игр, наблюдений, бесед.
3. Обогатить словарный запас детей по данной теме. Закрепить знание основных цветов (желтый, зеленый, синий, красный).
4. Приобщить родителей к организации игр в семье, изготовлению игр.
Задачи проекта для педагога:
- Разнообразить развивающую среду предметными картинками и наглядно - демонстрационным материалом.
Задачи проекта для родителей:
- Чтение потешек, художественной литературы детям в домашних условиях.
Методы и формы реализации проекта:
1. Образовательная деятельность.
2. Игровые ситуации.
3. Работа с предметными и сюжетными картинками.
4. Дидактические игры и игры с элементами экспериментирования.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики.
Предполагаемые результаты: Развитие умения у детей различать цвета – синий, красный, желтый, зеленый. Обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: яркий, бледный, желтый, зеленый, красный, синий и другие. Развитие у детей наблюдательности, познавательного интереса.
Продукт проекта:
1. Консультация для родителей:
«Влияние цвета на психическое состояние детей».
«Как научить ребенка различать цвета».
2. Картотека потешек, стихов об основных цветах.
3. Выставка дидактических игр по сенсорному развитию (цвета).
4. Картотека дидактических игр по развитию умений различать основные цвета.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
- Подбор и изучение литературы.
- Подбор методического материала.
- Подбор игрового материала.
2. Основной этап (реализация проекта).
День (неделя) | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с родителями | |
Вид деятельности | Цель | ||
Понедельник 16.10.2023 | 1. Д/и «Подбери нитку к пуговице». 2. П/и «Мой веселый звонкий мяч». 3. Чтение Тамара Маршалова «Сказочка про ясное солнышко». | Закреплять знания об основных цветах (красный, желтый, зеленый, синий). Формировать восприятие цвета, формы. Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут, произнесены последние слова. Познакомить детей с новой сказкой. Продолжать учить слушать рассказы, рассматривать иллюстрации. | Объявление о реализации проекта, его целях и задачах. |
Вторник 17.10.2023 | 1. Д/и «Подбери по цвету». 2. Практическое упражнение «Солнечные зайчики». 3.Чтение из книги Н.Мигуновой «Изучаем цвета». | Развивать способность ребенка к анализу и классификации предметов по цветам. Учить детей скатывать салфетку в шарик. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение называть цвет предмета. Продолжать учить слушать произведение и рассматривать картинки к книге. | Консультация для родителей «Как научить ребенка различать цвета». |
Среда 18.10.2023 | 1. Беседа с детьми «Какого цвета у нас одежда?» 2.П/и «Попади в корзинку». 3.Чтение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко». | Учить называть цвет предметов. Расширять запас понимаемых слов. Учить детей бросать маленький мяч на дальность в корзину. Действовать по сигналу. Закреплять название цвета мяча. Развивать навыки внимательно слушать, обогащать словарь детей. | |
Четверг 19.10.2023 | 1. Д/и «Разложи по баночкам». 2.Рисование «Желтое солнышко». 3. Чтение В.Степанов «Лесные звезды». | Закреплять знания об основных цветах (красный, желтый, зеленый, синий). Развивать мелкую моторику рук и внимательность. Развивать интерес к рисованию. Закреплять цвет (желтый) и форму (круг). Формировать навык слушать произведения. Учить отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании картинок. | |
Пятница 20.10.2023 | 1. Пальчиковая игра «Солнце». 2.Конструирование из лего «Разноцветные башни». 3.Чтение стихов о зеленом цвете. | Развивать интерес к участию в пальчиковых играх. Развивать мелкую моторику, речь детей. Учить детей строить простейшие постройки с помощью воспитателя. Закреплять цвета лего – конструктора. Развивать навыки внимательно слушать, обогащать словарь детей. | |
Понедельник 23.10.2023 | 1.П/и «Найди свой домик». 2.Д\и «Разноцветные крышечки». 3.Чтение стихотворения М.Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок». | Развивать интерес к участию в подвижных играх, в физических упражнениях. Закреплять знания об основных цветах. Учить детей группировать предметы по цвету. Развивать зрительное восприятие. Закреплять знания об основных цветах. Формировать навык слушать произведения. Учить отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании картинок. | Выставка для родителей дидактических игр по развитию цвета. |
Вторник 24.10.2023 | 1.Д/и «Волшебные прищепки». 2. Лепка «Скатаем разноцветные шарики». 3.Чтение Е.С.Аксаментьева «Цветные странички». | Обогащать сенсорный опыт детей. Учить правильно брать и открывать прищепку. Развивать познавательную активность и речь. Развивать умение детей раскатывать кусочки пластилина круговыми движениями между ладоней. Способствовать развитию моторики, речи, как средства общения. Называть цвета. Развивать навыки внимательно слушать, обогащать словарь детей. | Консультация для родителей «Влияние цвета на психическое состояние детей». |
Среда 25.10.2023 | 1. Д/и «Разбери по цвету». 2. П/и «Передай красный мяч по кругу». 3. Рисование «Разноцветные воздушные шарики». | Развивать способность ребенка к анализу и классификации предметов. Закрепление представлений о четырех основных цветах. . Формировать умение у детей, передавать и брать мяч двумя руками, стоя на одном месте. Закрепление представлений о красном цвете. Учить детей правильно держать цветной карандаш. Учить проводить линия сверху вниз, неотрывно. Закрепление представлений о четырех основных цветах. | |
Четверг 26.10 2023 | 1.Д/и «Цветные предметы». 2.Пальчиковая гимнастика «Сливы». 3.П/и «Прокати мяч через ворота». | Закрепить знание об основных цветах. Развивать моторику рук и активизировать словарный запас. Развивать внимание, память, мышление. Формировать у детей правильное звукопроизношение, способность согласовывать движения и речь. Улучшать координацию и мелкую моторику рук. Учить детей прокатывать мяч через ворота в определенном направлении двумя руками. Развивать глазомер, координацию. | |
Пятница 27.10.2023 | 1. Практическое упражнение «достань все зеленые предметы» (сухой бассейн + кулинарные щипцы). 2.Настольная игра «Мозаика». 3.Музыкальное упражнение «Танец с листочками». | Обогащать сенсорный опыт детей. Улучшать координацию и мелкую моторику рук. Закрепление представлений о зеленом цвете. Учить детей группировать предметы по цвету. Развивать мышление, воображение. Развивать навыки конструирования. Создание благоприятного эмоционального состояния, условий для активизации двигательной деятельности. |
3. Заключительный этап. В ходе реализации проекта с детьми были проведены различные дидактические игры по развитию сенсорики и мелкой моторики рук. Дети рассматривали много иллюстраций по теме проекта, слушали стихи и книги о цветах. Активизирован словарный запас детей по теме проекта. Полученные новые знания закреплены на продуктивных занятиях: рисование красками, карандашами, аппликация и лепка.
Анализ результатов работы: В ходе проекта обогатилась предметно-пространственная среда группы (изготовлены дидактические игры), накоплен достаточный наглядный, методический материал по формированию у детей младшего возраста понятий об основных цветах. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр. Проект позволил, на основе интегрированного подхода, реализовать цель и задачи, которые мы перед собой ставили.
Список литературы:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А.К.Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991.
2. Гризик Т.И. «Познаю мир» - Москва: Просвещение, 2007.
3. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». М.: Сфера 2003.
4. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ». М., Сфера 2007.
5. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». - М.: Просвещение, 1995.
6. Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». - М.: Просвещение, 1997.
Приложения.
Приложение1.
Стихи про цвета для детей 2-3 лет
Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры — красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.
Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.
Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.
Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо — на нас.
Синий
В синем море — островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок —
Синий-синий василек.
Загадки про цвета для детей 2-3 лет
Я бычок, но не реву,
Потому, что я влюбленный! -
Я люблю щипать траву,
А любимый цвет -...
Ответ: Зелёный.
***
Спрятан этот цвет в листочках
И в гороховых стручочках.
Даже огурец соленый
Тоже летом был...
Ответ: Зеленый
***
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести.
Ответ: Зелёный цвет
***
На картине небо ясным
Нарисуем мы с тобой
И его закрасим краской
Как обычно -...
Ответ: Голубой
***
Он на небе в день погожий
И на незабудках тоже,
А на крыльях мотылька,
Может он взлететь с цветка.
Ответ: Голубой цвет
***
Говорила мама Боре:
- Не пойдем сейчас - опасно!
Потому, что в светофоре
Не зеленый свет, а ...
Ответ: Красный
***
У малины и клубники,
Помидора и брусники
Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий — ...
Ответ: Красный
***
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.
Ответ: Красный цвет
***
Я бы красить василек
Даже черным цветом мог!
Но, не бойтесь, не покрашу!
Цвет его намного краше!
Ответ: Синий
***
Одуванчику привет!
И привет купальнице!
Ваш веселый, яркий цвет
Всем нам очень нравится!
Ответ: Жёлтый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42359.jpg)
Педагогический проект "Азбука прав и ответственности"
Педагогический проект по правовому воспитанию "Азбука прав и ответственности". Знакомство детей в доступной форме со своими правами и обязанностями. Расширение представлений о собственном м...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/05/picture-92014-1360076636.jpg)
Педагогический проект: «Азбука дорожного движения»
Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-544510-1417960431.jpg)
Педагогический проект "Азбука безопасности"
Целью проекта является совершенствование у детей навыков по обеспечению собственной безопасности в случаях возникновения экстренной ситуации....
Педагогический проект "Азбука правильного питания"
Цель проекта: Сформировать представления у детей и родителей о здоровой пище, о вредных и полезных продуктах питания, помочь им узнать о влиянии правильного питания на здоровье....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/24/picture-742404-1453634361.jpg)
Педагогический проект "Азбука безопасности и здоровья"
Информационная карта педагогического проекта 1. Название проекта:«Азбука безопасности и здоровья».2. Вид проект...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-606433-1427735379.jpg)
Педагогический проект «Азбука безопасности» для детей старшей группы
Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный (август 2016 – май 2017)Проблема - Проблема обеспечения безопасности детей н...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/18/picture-484748-1413637144.jpg)
Транслирование практических результатов педагогической деятельности. Педагогический проект "Азбука здоровья"
Оздоровительный проект "Азбука Здоровья"...